УДК 656.61 Мазурин П.А., Кузьмин З.А.
Мазурин П.А.
студент
Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)
Кузьмин З.А.
студент
Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)
СХЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА В ЯПОНИИ
Аннотация: водород является экологически чистым и возобновляемым источником энергии. При использовании его в топливных элементах не происходит выброса вредных веществ, таких как углекислый газ и другие парниковые газы. Поэтому важно обеспечить систему поддержки развития водородной энергетики как отрасли, что включает в себя не только производство и потребление, но и транспортировку.
Ключевые слова: водородное топливо, энергетика, цепочки поставок, Япония.
Япония разработает схему поддержки для промышленных операторов, которые готовы взять на себя риск инвестирования в бизнес по производству низкоуглеродного водорода и аммиака раньше других бизнес-операторов, несмотря на неопределенные перспективы водородного сектора, и планируем поставлять низкоуглеродный водород. и аммиак в Японии примерно к 2030 году. В частности, мы будем стратегически выбирать цепочки поставок для этих первопроходцев с точки зрения руководящих принципов S+3E (безопасность, энергетическая безопасность, экономическая эффективность, окружающая среда) и схемы финансовой поддержки
В настоящее время инвестиции государственного и частного секторов в цепочки поставок планируются превысить 15 триллионов иен в течение 15 лет. Производство водорода имеет несколько рисков: риски, связанные с закупками сырья.
риск, связанный с длительным сроком окупаемости крупных инвестиций. Для покрытия этих рисков будут разработаны программы финансовой поддержки (инвестиции/гарантии долга) для проектов по производству и хранению водорода и аммиака. Эти программы реализуются Японской организацией по металлургической и энергетической безопасности [1]. Аналогичным образом Япония увеличит возможности для смешанного финансирования, сочетания государственных средств и частного капитала. В частности, они разрабатывают схемы финансовой поддержки со стороны многих государственных финансовых учреждений, включая Японский банк международного сотрудничества, Банк развития Японии, Nippon Export and Investment Insurance и Организацию продвижения GX, которая, как ожидается, будет создана в соответствии с GX Promotion Organization [2]. Действовать с целью мобилизации значительного финансирования. Что касается CCS, технологии, необходимой для низкоуглеродного производства водорода, планируется продвигать проекты CCS через JOGMEC, который обеспечивает исследование геологической структуры, техническую поддержку и финансирование в соответствии с измененным Законом JOGMEC.
Чтобы внести вклад в создание крупномасштабного спроса и эффективных цепочек поставок, обеспечивающих стабильный и недорогой водород и аммиак, а также в развитие глобальной конкурентоспособной промышленной агломерации, правительство Японии будет поддерживать развитие инфраструктуры поставок, включая резервуары и трубопроводы. Для развития эффективных цепочек поставок хабы должны быть развернуты по всей стране в лучших местах. Хабы должны развиваться в соответствии с масштабами местного спроса. Чтобы создать обширный спрос по всей стране, необходимо тщательно организовать концентрацию и распределение, а также обеспечить
связь с окружающими районами морскими судами или другими способами таким образом, чтобы создать узловую сеть поставок. В частности, Япония планирует создать несколько крупных баз в мегаполисах, где существует значительный промышленный спрос на водородные энергоносители, и пять или более средних хабов в каждом из регионов, где ожидается значительный спрос на фоне их различных промышленных характеристик в течение ближайшие десять лет.
Порты и прибрежные районы могут создать крупномасштабный спрос на водород за счет концентрации существующих отраслей промышленности. Они также способны к эффективной и крупномасштабной транспортировке и последующему хранению с использованием судов. Кроме того, существующие структуры можно использовать для эффективного создания водородных центров. Например, реорганизация причалов в связи с изменениями в структуре промышленности может дать новую возможность. Япония планирует оказать поддержку внутренним регионам для развития эффективной инфраструктуры поставок водородного топлива и создания более широкого спроса. Мероприятия по поддержке должны быть скоординированы от программ поддержки строительства цепочки поставок до программ поддержки развития хабов, чтобы построить крупномасштабную цепочку поставок водорода и аммиака.
В городе Кобе, префектура Хёго, уже построен терминал по приемке и регазификации сжиженного водорода, а в Австралии построен завод по газификации бурого угля. Для транспортировки сжиженного водорода из Австралии в Японию Kawasaki Shipbuilding Corporation разработала и построила первый в мире LH2 — танкер Suiso Frontier.[3]
Для достижения этой цели будут координироваться различные программы поддержки. Например, правительство Японии может предоставить преференциальный режим проектам построения цепочек поставок, если они сочетаются с проектами развития хабов. Также возможно координирование программы поддержки с портовыми инициативами, такими как планы углеродно-нейтрального порта и программы поддержки смены топлива для
декарбонизации обрабатывающей промышленности, чтобы обеспечить бесперебойную поддержку социального внедрения водорода и аммиака.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Оф. Сайт Japan Oil, Gas and Metals National Corporation https://www.jogmec.go.jp/english/ (дата обращения 01.12.2023);
2. Новостной портал «Global compliance news» https://www.globalcompliancenews.com/2023/05/23/https-insightplus-bakermckenzie-com-bm-energy-mining-infrastructure_1-japan-enactment-of-the-act-on-promotion-of-a-smooth-transition-to-a-decarbonized-growth-oriented-economic-structure_05192023/ (дата обращения 01.12.2023);
3. Новостной портал «Нефтегаз» https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/681764-kawasaki-sozdala-pervyy-v-mire-tanker-dlya-perevozki-vodoroda/ (дата обращения 01.12.2023)
Mazurin P.A., Kuzmin Z.A.
Mazurin P.A.
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
Kuzmin Z.A.
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
SUPPORT SCHEMES FOR BUILDING LARGE-SCALE HYDROGEN FUEL SUPPLY CHAINS IN JAPAN
Abstract: hydrogen is an environmentally friendly and renewable energy source. When using it in fuel cells, harmful substances such as carbon dioxide and other greenhouse gases are not released. Therefore, it is important to provide a system to support the development of hydrogen energy as an industry, which includes not only production and consumption, but also transportation.
Keywords: hydrogen fuel, energy, supply chains, Japan.