Научная статья на тему 'Схемы оптимизации транспортного налога'

Схемы оптимизации транспортного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3853
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Схемы оптимизации транспортного налога»

4. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

5. Зайцев, Л.Г., Соколов, М.И. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2007. - 416 с.

6. Киселев, А.А. Обеспечение конкурентного преимущества отечественных предприятий - важнейшая задача стратегического менеджмента: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов. по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 года: в 5 частях. Ч. 4; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 46-77.

7. Киселев, А.А. Роль стратегического планирования в деятельности современного предприятия (организации): Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей участников конференции / Девятая международная научно-практическая конференция. Кн. 1. - Ярославль: ЯФ АТ и СО, 2012. - С. 425-429.

8. Киселев, А.А. Современные проблемы управления и менеджмента в отечественной науке и практике: монография.

- Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - 232 с.

9. Киселев, А.А. Сущность и проблемы стратегического управления отечественными организациями (предприятиями) / Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы УШ международной научно-практической конференции (28 февраля 2014 года). - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 256-258.

10. Киселев, А.А. Стратегическое планирование в системе управления предприятием (организацией): проблемы и пути их решения: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. - 181 с.

11. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. - Изд-во Алпина Паблишер, 2012.

12. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М: Изд-во «Дело», 2004. - 416 с.

13. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009. - 288 с.

14. Маслеченков, Ю.С. Тронин, Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учебное пособие для вузов.

- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С. 234.

15. Менеджмент организации: учеб. пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.

16. Орлов, А.И. Менеджмент. Учебник Основы менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Изумруд», 2003.

17. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 496 с.

18. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

19. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009.

20. Цыренова, А.А. Менеджмент: учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВС! ТУ, 2006.

21. Шапкин, И.Н. Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ. ред. И.Н. Шапкина. - М.: Издательство Юрайт; И.Д. Юрайт, 2013. - 690 с.

© А.А. Киселев, 2015

УДК 2964

В.О. Киселева

Студентка 4 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Н.А. Гончарова к. э. н ., доцент кафедры налогов и налогообложения Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация

СХЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Введение повышающих коэффициентов по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими автомобилями, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь

и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность. [1]

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затратны в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

Регистрация транспорта в регионе с пониженной ставкой снизит налог. В чем экономия? Экономия достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей. Во Владивостоке такая ставка составляет 100 рубле. И если транспорт компании зарегистрировать в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить на их разнице [2].

Существует два варианта работы этой схемы:

1) в льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства. Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам [3].

2) организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса

Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Красноярском краях и республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юридического лица грозит отказом в регистрации [4]. Кроме того, налоговые органы могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции [5].

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога.

Экономия данной схемы достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются. Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если автомобиль в организации уже есть, то его снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по нему налог.

При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти. Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер.

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 245 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 - 65).

Есть несколько вариантов снизить налогооблагаемую базу. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности

Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности. Существует масса рекламы, где за определенную сумму предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Законодатели находятся в постоянном поиске идей по преобразованию транспортного налога. Основной является замена мощности двигателя, характеристикой объема двигателя. В таком случае возникает вероятность исчезновение старых автомобилей с дорог страны. Принятие смелого решение из запутанного и сложного вопроса по оптимизации транспортного налога состоит в его экономической нецелесообразности. Нельзя вводить налог на квартиру в зависимости от окон в ней, как и налог на транспорт нельзя привязать к количеству лошадиных сил. Логичнее было бы в качестве налоговой базы рассматривать остаточную стоимость транспортного средства

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог.

На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей[3]. Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке.[4]

Если компания не хочет спорить с налоговыми органами о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его. Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии. Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснована.

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, обладающее преференциями. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физического лица — распространенное и законное явление. Но налоговые органы могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат. Список используемой литературы:

1. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»

2. Закон Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ «О транспортном налоге»

3. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24ЗРТ «О транспортном налоге»

4. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», 2015. - 828 с.

© В.О. Киселева, 2015

УДК 657

Н.В.Киселева

старший преподаватель каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия Л.И.Горелова

аспирантка 1 года обучения каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия

ДЕНЕЖНЫЕ АКТИВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Актуальность исследования определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. Объектом исследования является организация учета и проведение аудита денежных средств на предприятии

Целью данной работы является изучить учет и аудит денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.