П.А. Берова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0030
P.A. Berova
Схемы функционального зонирования спа: анализ опыта проектирования SPA functional zoning schemes: analysis of design experience
Ключевые слова: спа, схемы функционального зонирования, проектирование спа, стандарты проектирования. Keywords: SPA, functional zoning schemes, SPA design, design standards.
Аннотация: Тема статьи связана с проблемой отсутствия стандартов проектирования спа-объектов на территории России в условиях высокого спроса на них. Сопоставляются планировочные решения разных категорий спа из мирового и российского архитектурного опыта. Описываются выполненные по результатам анализа графические схемы, позволяющие выделить основные принципы функционального зонирования, взаиморасположения зон и разделения потоков посетителей.
Abstract: The topic of the article is related to the problem of the lack of design standards for spa facilities in Russia in the conditions of high demand for them. Planning concepts of different SPA categories from the world and Russian architectural experience are compared. The article describes the graphical diagrams based on the results of the analysis, which make it possible to highlight the basic principles of functional zoning, the mutual arrangement of zones and the separation of visitor flows.
Активно протекающий процесс урбанизации привносит в повседневность горожан как множество преимуществ, так и ряд негативных стрессовых факторов. Социологи отмечают наличие взаимосвязи между ростом уровня тревожности у людей и ускорением темпа их жизни, что не может не отражаться на ее качестве [1]. Одно из последствий - распространенная и широко обсуждаемая проблема эмоционального выгорания. В связи с этим все большую популярность обретают различные практики с холистическим подходом к оздоровлению: в их числе - спа.
Global Wellness Institute 1 относит данную индустрию к глобальной wellness-экономике. Темп ее роста в 2015-2017 гг., по данным отчета института за 2018 г., почти в два раза превысил аналогичные показатели мировой экономики [11]. Пандемия коронавируса, изменившая привычный ход вещей, могла повлиять на ситуацию и остановить ее стремительное развитие. Однако накопившееся у большинства напряжение, возросшая тревога о состоянии здоровья и условия самоизоляции привели к переориентированию людей от «тела социального» к «телу физическому», что, в свою очередь, лишь повысило интерес к сферам спа и велнес. Другой показатель востребованности в ближайшем будущем - обретающая массовость практика «цифровой деток-сикации», которая использует рекреационные ресурсы этих индустрий в том числе. Так, тенденция изменения ценностно-нормативных установок горожан по отношению к оздоровлению показывает себя устойчивой и не может не влиять на область проектирования.
В России этому вопросу не уделяется достаточно внимания со стороны архитектурных практиков. Среди исследователей в сфере проектирования спа можно выделить позиционирующего себя как «криэйтора спа-индустрии» спа-технолога Федорова Т.В., разместившего на электронном портале своей компании серии
1 Некоммерческая организация, миссией которой является расширение возможностей wellness во всем мире путем обучения персонала из государственного и частного секторов методам профилактики здоровья и сохранения хорошего самочувствия. - URL: https://globalwellnessinstitute.org/
материалов на эту тему [10]. Также можно отметить бизнес-консультанта Богачеву Е.Л., чьи работы послужили основой для написания единственного в России ГОСТа, раскрывающего этот вопрос с позиции оказания услуг [2, 8]. Одним из немногих архитекторов, исследующих практики проектирования спа, является Лехтерева Е.М. [8]. Но если одни тексты этих авторов содержат общую информацию описательного характера, то другие уделяют больше внимания вопросам управления, технологии и методическим подходам. Архитектурные аспекты проектирования спа не раскрываются в должной мере.
В то же время, несмотря на то что в России спа-индустрия значительно моложе, чем за рубежом, к 2017 году на ее территории было построено 3446 объектов в этом сегменте. Прибыль от реализации их услуг стала девятой по величине в мировом рейтинге и шестой - в европейском [11]. Данные цифры свидетельствуют о большом количестве осуществленных проектов, что позволяет говорить о начавшемся в последние годы процессе выделения спа в отдельную типологию. Однако по ряду причин ее понятийный аппарат не всегда трактуется корректно [8]. В России приставка спа-часто служит лишь средством повышения статуса заведения, без изменения внутренней организационной или планировочной структуры. Поэтому, прежде всего, важно дать определение спа-объекта для точного понимания предмета.
Термин «спа» на сегодняшний день не имеет общепринятой и установленной трактовки. Специалисты не сходятся на единой этимологии понятия и предлагают несколько расшифровок: сокращенная аббревиатура от латинского Sanitas per Aqua - «оздоровление через воду»; цитирование названия города на источниках в Бельгии; сокращение от древневаллийского слова sparsa - «струящийся источник»; новое определение ассоциации ISPA 2, обобщающее все предыдущие и позиционирующее спа как «место оздоровления с помощью разнообразных профессиональных услуг» [5, 8]. Таким образом, несмотря на плюрализм позиций, все
2 Международная Ассоциация Спа.
Рис. 1. Схема состава функциональных блоков помещений спа, выполненная на основе ГОСТа и «Стандартов проектирования и дизайна СПА»
Рис. 2. Пример выделения функциональных зон на плане здания и составления укрупненной схемы
Рис. 3. Обобщенная схема функционально-планировочной организации
вышеописанные варианты сводятся к пониманию спа как «места оздоровления». Это отличает его от заведений велнес, включающих «оздоровление» в функциональную схему лишь как компонент [4, 9].
Помимо отсутствия единой трактовки, нет и единого взгляда на подходы к проектированию. В Россию спа-индустрия пришла через поставщиков оборудования, консультантов, экономистов и предпринимателей из сферы красоты. Большинство авторов научных работ и статей на эту тему, в том числе указанные выше, также являются их представителями. Спа-объекты долго оставались узкоспециализированной темой и отдавались на разработку консультантам и технологам [8]. Кроме того, в российском информационном поле отсутствовали материалы, раскрывающие философию спа, обобщающие опыт проектирования и позволяющие ознакомиться с его архитектурными аспектами. На данный момент без плотного междисциплинарного взаимодействия архитекторов и консультантов возникают неэффективные объемно-пространственные предложения или выгодные экономически, но исключительно интерьерные решения. Таким образом, актуальность исследования видится в отсутствии стандартизации в отечественной практике проектирования подобного рода объектов, в то время как в мире накоплена база корпоративных стандартов [6].
В исследовании была предпринята попытка выделить основные принципы формирования схем функционального зонирования посредством анализа мировой и отечественной практики проектирования спа-объектов. Для этого сопоставляется ряд планировочных решений рекреационных спа, относящихся к различным категориям, согласно классификации ISPA, за исключением дей-спа 1 ввиду его очевидного отличия [3].
Список проанализированных планировок включает спа-зоны отелей Ramada (проект, арх. SPA-project, Россия), Villa Castilia в Краснодаре (арх. SPA-project, Россия), Hilton Prechistenka в Москве (арх. SPA-project, Россия), спа-зону отеля «Метрополь» в Москве (арх. Denniston arkitexture, Великобритания), спа-рекреационный комплекс в Истринском районе Московской области (арх. Гинзбург А.В., Алфимов Ю.Ю., Россия), спа-комплекс в Relax Park Verholy в Украине (арх. YOD design Lab., Украина), СПА (персональный дом здоровья) на территории частной усадьбы в Московской области (арх. Василишин Г., диз. Проценко А., Россия) и другие. Подобранные объекты различаются не только по категории, но и по целевой аудитории пользователей, степени приватности, общей площади, автономности от иных по функции зданий, месту расположения - в городской среде или за городом. Выбор осуществлялся исходя из гипотезы о том, что контекст будет влиять на объемно-планировочное решение структуры, но - при условии наличия устойчивых функциональных блоков и связей между ними - не изменит ее кардинально.
В процессе сравнения было необходимо привести планы спа-объектов к виду обобщенных схем, разделив помещения по группам и обозначив жесткие и гиб-
1 Спа-салон, курорт одного дня.
кие взаимосвязи. Для этого были проанализированы и систематизированы материалы ГОСТа и «Стандартов проектирования и дизайна СПА», а после выделены следующие основные зоны: «влажная» (аквазона, термальная зона, влажных спа-процедур), «сухая» (спа-процедур), фитнеса, эстетическая, административная (входная зона, рецепция, приемная), блок раздевалок, спа-бар, зона релакса и ожидания [2, 8] (рис. 1). Все их можно условно подразделить на две группы помещений: для посетителей и обслуживающего персонала.
Далее, учитывая полученный результат, с помощью укрупнения планировочных решений, составлены схемы для всех указанных в списке выше спа-объектов (рис. 2). Для каждой зоны, исходя из графика баланса площадей, рассчитано процентное соотношение ко всему плану спа.
Затем был выявлен ряд закономерностей: обязательное наличие «влажной» зоны, блока администрации и раздевалок, зоны релакса и ожидания. Часто добавляются зоны «сухих» спа-процедур, фитнеса и спа-бара. Планировочно разделяются зоны «босых» и «обутых ног», помещения ранжируются по степени обнаженности посетителей. Кухню бара располагают так, чтобы она могла обслуживать «влажную» зону (в особенности бассейны) и рекреацию, а иногда - фитнес. «Сухая» и «влажная» зоны спа-процедур компонуются взаимосвязанными друг с другом, чтобы избежать долгих перемещений посетителей между ними. Административный блок связывается с акватермальной зоной через раздевалки, а с зоной «сухих» спа-процедур и эстетической зоной (при ее наличии) - напрямую.
Итогом проведенного исследования стала обобщенная схема функционально-планировочной организации спа (рис. 3). Согласно составленным схемам, были рассчитаны усредненные показатели процентного соотношения площадей для каждого блока. Так, «влажная» зона, включающая помещения «влажных» спа-процедур, аква- и термальную зоны, варьируется в районе 40% от общей площади. «Сухая» зона в среднем занимает 15%, а блок раздевалок - около 11% и часто соразмерен «сухой» зоне. Администрация составляет около 8% и может увеличиваться, если комплекс ориентирован не только на рекреацию, но и кратковременное использование местными жителями. Зона фитнеса, если она присутствует, занимает примерно 9%, спа-бар также около 9%. Блок дополнительных услуг, в том числе эстетическая зона, колеблется в районе 3%. Идеологически обязательная зона релаксации может составлять около 13% от всех перечисленных зон и частично включаться в некоторые из них.
Необходимо учесть, что территориальное расположение и особенности менталитета местного населения могут влиять на баланс площадей. Например, для Европы свойственно увеличивать аквазону, для Америки - зону «влажных» спа-процедур, для Индии - фитнес зону, а для Южного Востока - зону «сухих» процедур [9]. Для России, как правило, характерен самый большой по площади термальный комплекс, что подтверждается проведенным исследованием. Так, превалирующая со-
гласно схеме «влажная» зона соответствует одному из определений спа как «места оздоровления через воду».
В заключение можно отметить высокую целесообразность продолжения работы в этом направлении. Типология спа только начала формироваться, а архитекторы все чаще обращаются к ней как к концепту. Появление аналитических материалов, обобщающих практику, позволяет повысить качество построенной среды и улучшить благосостояние ее пользователей. В конечном счете, исследование СПА - средство реализации объектов, в полной мере соответствующих его первоначальной философии.
Библиография:
1. Антипин Н.А. Урбанизация и здоровье населения: экологический аспект / Н.А. Антипин. - Текст: электронный // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2010. - Том 5, выпуск 1. - С. 137-142. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/urbanizatsiya-i-zdorovie-naseleniya-ekologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 10.05.2021).
2. ГОСТ Р 55321-2012. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования (Переиздание) / ЗАО "ИРЭИ", НП "Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс", ООО "Издательство КОСМЕТИК интернешнл" // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102565 (дата обращения: 10.05.2021).
3. Колмаков Д.С. Инновационные услуги в индустрии гостеприимства: современные тенденции в спа-услугах / Д.С. Колмаков // Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии: Сборник трудов 2-й международной научно-практической конференции, 17 декабря 2015 г., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016. - С. 393-402.
4. Корякина А.Н. Особенности формирования архитектуры спа-комплексов и велнес-центров в России и за рубежом / А.Н. Корякина. - Текст: электронный // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2008. - № 1 (18). - С. 14-21. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-formirovaniya-arhitektury-spa-kompleksov-i-velnes-tsentrov-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 10.05.2021).
5. Лапочкина Е.В. Spa: история, этимология, варианты расшифровки и перевода с латинского языка на русский / Е.В. Лапочкина. - Текст: электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №2(56). - Ч. 1. - C. 130-132. - URL: www.gramota.net/materials/2/2016/2-1/38.html (дата обращения: 10.05.2021).
6. Москвичева Е.В. Стандартизация СПА - утопия или реальность? / Е.В. Москвичева. - Текст: электронный // 1nep.ru: [сайт]. - Опубликовано 20 февраля 2012 г. - URL: https:// www.1nep.ru/articles/182703/ (дата обращения: 10.05.2021).
7. План СПА центра. - Изображение: электронное // Мастерская Алфимова: [сайт]. - URL: https://www.mast-a.com/ public?lightbox=image_wkw (дата обращения: 10.05.2021).
8. Стандарты проектирования и дизайна СПА: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Е.Л. Богачевой. -Москва: Паис-Т, 2012.
9. Сычева В.О. Теоретические подходы к определению SPA-туризма и моделей организации SPA-услуг / В.О. Сычева. -Текст: электронный // Концепт. - 2015. - Т. 33. - С. 1-5. -URL: http://e-koncept.ru/2015/95385.htm. (дата обращения: 10.05.2021).
10. Философия СПА или SPA как философия // Октарин: [сайт]. -URL: http://www.octarin.ru/philosophy/ (дата обращения: 10.05.2021).
11. Global Wellness Economy Monitor / Adriana Azuara, Brian Badura, Anna Bjurstam [et al.]. - Miami: Global Wellness Institute, 2018. - URL: https://globalwellnessinstitute.org/industry-research/2018-global-wellness-economy-monitor/ (date of access: 10.05.2021). - Access mode: for authorized users. - Text: electronic.
И.В. Клименко DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0031
I.A. Klimenko
Методы архитектурного формирования новых культурно-туристических комплексов в прибрежных зонах Санкт-Петербурга Architectural methods of creation cultural and recreational centers in the coastal territories of St. Petersburg
Ключевые слова: туризм, рекреация, туристический центр, потенциал развития туризма, инновационное строительство.
Keywords: tourism, recreation, tourist center, tourism development, innovative construction.
Аннотация: В публикации рассматривается потенциал развития туризма с помощью строительства новых туристических центров, в частности возможность создания культурно-рекреационного комплекса на намывных территориях в акватории Санкт-Петербурга.
Abstract: The article is devoted to possible ways for the development of tourism due to creation of new tourist centers and resorts. In particular considered the concept of the new cultural and recreation tourist center in coastal territories of St. Petersburg.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, что зафиксировано в таких нормативных документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегия развития туризма Российской Федерации, а также закреплено
в Конституции Российской Федерации (право граждан на отдых и на охрану здоровья).
За время существования СССР на территории современной России создана развитая сеть курортных учреждений, способных принять около 5 млн человек. Однако программы значительного роста внутреннего туризма,