Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 279 — 284. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):279 — 284.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378.14
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-279-284 NIION: 2007-0062-4/24-210
EDN: https://elibrary.ru/VMZVQB MOSURED: 77/27-004-2024-04-410
Схематизация и инструментализация как возможность повышения эффективности проектирования у обучающихся
Алина Рамзилевна Манаева1, Дина Юрьевна Мартынова2
1 Академия гражданской защиты МЧС России, Москва, Россия, [email protected]
2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены инструментализация и схематизация как методы повышения эффективности студенческого проектирования. Для каждого этапа проекта предложены инструменты для повышения эффективности реализации. Например, при постановке проектной задачи предложена ориентация на требования профессиональных стандартов (трудовых функций, знаний и умений), а также классификационная форма с указанием основных проектных треков, соответствующих трудовым функциям и действиям специалистов.
Ключевые слова: проектный метод обучения, этапы реализации проекта, методы обучения, проблемная ситуация Для цитирования: Манаева А. Р., Мартынова Д.Ю. Схематизация и инструментализация как возможность повышения эффективности проектирования у обучающихся // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 279 — 284. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-279-284. EDN: https://elibrary.ru/VMZVQB.
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
Schematization and instrumentation as an opportunity to improve the design efficiency of students
Alina R. Manaeva1, Dina Yu. Martynova2
1 Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
2 Surgut State University, Surgut, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers instrumentalization and schematization as methods of increasing the effectiveness of student design. Tools for improving efficiency are offered for each stage of the project. For example, to set a project task, an orientation to the requirements of Professional Standards (labor functions, knowledge and skills) is proposed, as well as a classification form indicating the main project tracks corresponding to labor functions and actions of specialists in accordance with the Professional Standard.
Keywords: project training method, stages of project implementation, teaching methods, problem situation For citation: Manaeva A.R., Martynova D.Yu. Schematization and instrumentalization as an opportunity to improve the design efficiency of students // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):279 — 284. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-279-284. EDN: https://elibrary.ru/VMZVQB.
Исследование эффективности проведения студенческого проектирования, в том числе с точки зрения трудозатрат на выполнение отдельных этапов проектов, уже являлось предметом научных работ [1]. При этом отмечается, что больше всего времени студентами тратится на создание продукта (до 25% ), анализ решаемой проблемы (до 18% ) и выбор темы проекта с постановкой проектной задачи (до 15%).
© Манаева А.Р., Мартынова Д.Ю., 2024
По мнению исследователей, повышение эффективности разработки каждой стадии проектной деятельности может быть достигнуто путем использования специальных инструментов проектирования [2]. При этом подобный подход актуален при выполнении исследований в рамках научно-исследовательских работ, курсового и дипломного проектирования.
В данной статье мы подведем итоги исследования, посвященного использованию этих специальных инструментов. Исследование эффек-
тивности инструментализации проектной деятельности осуществлялось нами в течение двух лет. Объектом исследования выступали участники 20 проектных групп. Из них в качестве контрольных оценивались пять проектных групп, работа которых строилась без использования специальных инструментов при разработке проектов. Методом исследования являлся опрос участников групп.
Как выяснилось, первым шагом обеспечения эффективности проекта выступают определение востребованности проекта и связанный с этим выбор темы. При выборе темы проекта и постановке проектной задачи студентам было предложено ориентироваться на требования, предъявляемые к направлению обучения, заложенного в профессиональных стандартах: трудовые функции, знания и умения. Ориентация проектов на профессиональные обязанности повышает мотивацию и способствует более глубокому освоению специфики будущей профессиональной деятельности.
Рабочим инструментом, способствующим интенсификации этого этапа проектирования и конкретизации требований профессиональных стандартов, являлась классификационная форма с указанием основных проектных треков, соответствующих трудовым функциям и действиям специалистов в соответствии с профессиональным стандартом. Так, трудовая функция «Организация работы по содействию пожарной охране при тушении пожаров на объекте защиты» в профессиональном стандарте «Специалист по пожарной профилактике» предполагает трудовые действия, связанные, в частности, с созданием подразделений пожарной охраны, а также обучение правилам пользования первичными средствами пожаротушения, средствами защиты и организацией безопасной эвакуации. При реализации перечисленных трудовых действий на конкретном объекте защиты возникает немало проблем, рассмотрение и решение которых может быть предметом исследования в рамках проекта студентами направления обучения «Техносфер-ная безопасность» и «Пожарная безопасность».
Успешность работы на втором этом этапе проекта определяется наличием заказчика проекта, и, как показало большинство обследованных случаев, это определяет успешность его практического применения и возможность внедрения и коммерциализации.
С целью определения востребованности социальных проектов для организаций города, способных выступать заказчиками, в частности проектов, связанных с обучением правилам пожар-
ной и техносферной безопасности, был проведен опрос среди специалистов по охране труда и членов администрации учебных заведений в более чем 100 образовательных организаций города Сургута. Исследование показало, что 76% респондентов считают потребность в обучающих проектах высокой, 18% — очень высокой. Остальные затруднились ответить. Отвечая на вопрос о причинах, препятствующих последующей массовой реализации проектов, связных с обучением учащихся правилам безопасности, руководство образовательных организаций указывает на организационные проблемы и отсутствие разработанной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон. Большинство опрошенных полагают, что это взаимодействие должно осуществляться централизованно.
Анализ результатов опроса показал, что в области культуры безопасности заказчиками проектов могут выступать органы охраны труда и пожарной безопасности предприятий, образовательные организации, организации здравоохранения, МЧС, ГО и ЧС и др.
Как показало исследование, эффективности процесса выбора темы проекта способствует создание базы как реализованных проектов, так и актуальных, предложенных заинтересованными лицами. База проектов может быть размещена в социальных сетях или на сайтах. При условии постоянного обновления информации она может служить дополнительным инструментом оценки проблемы и выбора актуальной темы проекта, поскольку позволяет анализировать опыт реализации проектов в своей предметной области. Использование сайтов наиболее эффективно, поскольку их возможности позволяют использовать систематизацию и классификацию проектов по тематикам, что облегчает поиск проектов нужной предметной области и создает дополнительные возможности отслеживания инвесторами тех проектов, в которых они заинтересованы. Исследование показало, что использование предложенных инструментов позволило снизить время на выбор темы проекта с 15% до 11% и увеличить в два раза число заказчиков проектов.
Успешность реализации проекта в большинстве исследованных случаев определялась также правильной идентификацией проблемы и корректным описанием проблемной ситуации. Выявление сути сложившейся ситуации, требующей решения, чаще всего доказывается статистическим материалом, полученным в ходе самостоятельного исследования, или использованием имеющихся статистических данных.
Наиболее сложным для проектных команд, как показало исследование, стало выявление
причин сложившейся ситуации. Глубокое и полное понимание причин проблемы в дальнейшем предопределяет эффективность предложенного продукта проекта, предназначенного для его решения.
В качестве инструмента выявления причин было предложено использовать причинно-следственную диаграмму (схему Исикавы). С ее помощью возможно формирование не только основных факторов или источников возникновения проблемы, но и выявление вторичных и третичных факторов / источников, повлиявших на возникновение соответственно основных и вторичных факторов / источников возникновения проблемы.
Поскольку при составлении причинно-следственной диаграммы идентифицируются все фак-
торы, определяется их взаимосвязь, то это во многих случаях позволяет уточнить формулировку проблемы, рассматриваемой в проекте. Точность формулировки рассматриваемой проблемы во многом предопределяет успех проекта.
Приоритезацию факторов внутри разделов схемы Исикавы и оценку уровня влияния всех выявленных факторов на рассматриваемую проблему можно проводить, используя диаграмму Парето (рис. 1). Она позволяет отсечь малозначимые факторы и факторы, на которые невозможно повлиять в рамках проектирования. Такая оценка поможет в дальнейшем определить основные направления деятельности в проекте и, что особенно важно, будет способствовать созданию образа продукта, более полно решающего поставленные задачи.
Рис. 1. Схема Исикавы и диаграмма Парето для выявления причинно-следственных связей, влияющих на рассматриваемую в проекте проблему
Для выявления факторов, формирования их в группы и оценку значительности наиболее эффективным приемом оказался метод мозгового штурма. Использование причинно-следственной диаграммы при проектировании с проведением приоритезации факторов влияния, по данным проведенного исследования, показало, что трудозатраты для постановки проектной задачи снизились с 18% до 13%.
Составленный рейтинг значимости факторов, влияющих на рассматриваемую проблему, ложится в основу создания модели продукта проекта — самого сложного этапа проекта, по мнению разработчиков проекта.
В рамках проводимого исследования было предложено разработать модель или образ продукта с использованием разработанной многоуровневой системы. Первый (основной) уровень продукта должен соответствовать основному фактору, который определен исходя из диаграммы Парето (рис. 1), и соответственно, имеет основное влияние на рассматриваемую проблему. Следующие уровни продукта будут соответствовать уровню влияния факторов на рассматриваемую проблему. Для создания общей архитектуры образа продукта необходимо сформулировать решение, которое снизит влияние воздействующего фактора или его устранит. Таким
образом, каждому уровню продукта будет соответствовать задача проекта, которую нужно решить для достижения поставленной цели. Раз-
работанная модель продукта с факторами, влияющими на рассматриваемую проблему, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Разработка модели продукта с факторами, влияющими на рассматриваемую проблему
Построенная архитектура продукта позволяет распределять все работы по созданию продукта проекта в определенной последовательности, что создает возможность проведения более детального анализа оценки возможности реализации проекта относительно имеющихся ресурсов. Все это создает дополнительные возможности для корректировки созданной архитектуры продукта относительно условий, определяющих цели проекта.
Применение многоуровневой модели для создания архитектуры продукта проекта позволило, исходя из проведенных исследований, сократить время его разработки на 20—30%.
В рамках исследования была проанализирована эффективность еще одного инструмента реализации проектной деятельности: использование шаблона критериев оценки, применяемого, в частности, при процедуре защиты проекта. На вопрос «Как важно знание критериев оценки проекта для его разработки и подготовки проекта к защите?» 100% студентов ответили «Очень важно». На вопрос «На каком этапе проектной деятельности целесообразно предоставлять критерии оценки проекта при защите?» большинство (86%) ответили — на стадии выбора проекта.
При проведении исследования командам на стадии выбора проекта был предоставлен список критериев оценки проекта при проведении процедуры его защиты, среди которых: актуальность проблемы и ее идентификация; количе-
ственная оценка ресурсов и рисков; оригинальность решения, соответствие его решаемой проблеме; наличие партнеров проекта и их вклад в его реализацию.
По данным опроса, знакомство с критериями оценки проектов повлияли на выбор темы проекта и создание продукта у 40% команд. Исследование влияния инструментализации, в качестве которой в данном случае выступают критерии оценки проекта, показали, что происходит сокращение трудозатрат на реализацию отдельных стадий проекта до 20%.
Исследование показало, что предоставление критериев оценки проекта улучшает качество разработки проекта и сокращает время работы, а также способствует более логичному и цельному представлению проекта на защиту.
Успешность представления проектных работ на защите определяется целым рядом факторов, в первую очередь — качеством подготовки проекта и его продукта, но, как оказалось, при этом немаловажное значение имеет знание критериев оценки проекта. Это позволяет сосредоточить внимание проектной группы на реперных точках, углубить и детализировать отдельные элементы проекта и правильно расставить акценты при представлении его на защиту.
Инструментализация различных этапов проекта для повышения эффективности его реализации в схематичном варианте показана на рис. 3.
Рис. 3. Схема инструментализации проекта для повышения эффективности его реализации
При этом углубленная инструментализация проекта может быть использована в рамках проведения научно-исследовательских работ студентов и повышать качество педагогической деятельности [4].
Список источников
1. Мартынова Д.Ю., Манаева А.Р. Роль рефлексии в проектной деятельности студентов технических специальностей // Вестник РМАТ. 2022. № 1. С. 74—78.
2. Мартынова Д.Ю., Манаева А.Р. Об опыте применения проектного обучения у студентов
направления 20.03.01 «Техносферная безопасность»// Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 215—220.
3. Гордова А.Ф., Еременко О.И., Гайдук Т.В., Новоселова Д.Н. Школьные проекты по технос-ферной безопасности как инструмент для познания в век цифрового образования // Комплексные проблемы техносферной безопасности. Задачи, технологии и решения комплексной безопасности: сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 226—229.
4. Манаева А.Р., Твердынин Н.М. Особенности субъект-субъектного взаимодействия при обучении курсантов и студентов // Вестник РМАТ. 2023. № 3. С. 65—71.
References
1. Martynova D.Yu., Manaeva A.R. The role of reflection in the project activity of students of technical specialties // Bulletin of RMAT. 2022. No. 1. pp. 74—78.
2. Martynova D.Yu., Manaeva A.R. On the experience of using project-based learning among students of the direction 20.03.01 "Technosphere
safety" // Education. Science. Scientific staff. 2021. No. 2. pp. 215—220.
3. Gordova A.F., Eremenko O.I., Gaiduk T.V., Novoselova D.N. School projects on technosphere security as a tool for cognition in the age of digital education / / Complex problems of technosphere security. Tasks, technologies and solutions of complex security: a collection of articles based on the materials of the XV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2020. pp. 226—229.
4. Manaeva A.R., Tverdynin N.M. Features of subject-subject interaction in the training of cadets and students // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 3. pp. 65—71.
Информация об авторах
А.Р. Манаева — доцент кафедры химии и материаловедения Академии гражданской защиты МЧС России, кандидат технических наук;
Д.Ю. Мартынова — доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета, кандидат технических наук, доцент.
Information about the authors
A.R. Manaeva — Associate Professor of the Department of Chemistry and Materials Science of the Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, Candidate of Technical Sciences;
D.Yu. Martynova — Associate Professor of the Department of Life Safety of Surgut State University, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.09.2024; одобрена после рецензирования 1 8.10.2024; принята к публикации 18.11.2024.
The article was submitted 18.09.2024; approved after reviewing 18.10.2024; accepted for publication 18.11.2024.