МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
УДК 339
Ю.С. Якунина
к.э.н., доцент Институт экономики и управления Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева
Г. Кемерово, Российская Федерация
СХЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу схематизации регулирования транснациональных корпораций в российской экономике. В ней представлены цель, задачи, методы и средства государственного регулирования.
Ключевые слова
Транснациональная корпорация, государственное регулирование, схема, российская экономика.
Схематизация регулирования транснациональных корпораций в российской экономике представляет собой определенный способ упорядочивания, систематизации форм и инструментов воздействия на них; путей и средств разрешения их противоречий, а также ожидаемых результатов этого процесса. Все они превращаются в элементы механизма, которые соединены причинно-следственными связями. Для становления регулирования транснациональных корпораций требуется сочетание как стихийного, так и сознательного воздействия на их связи с другими субъектами транснационального и национального бизнеса, с государством.
Мы определили основные составляющие схемы регулирования транснациональных корпораций в российской экономике следующим образом.
Главной целью такого регулирования является обеспечение поступательного развития инвестиционных, инновационных, социально-трудовых, производственных, рыночно-сбытовых связей транснациональных корпораций российского и иностранного базирования, национальных фирм, населения с тем, чтобы неизбежный и объективно-обусловленый процесс вовлечения российской экономики в систему глобальных экономических отношений способствовал росту национального благосостояния.
Основные задачи регулирования транснациональных корпораций в российской экономике состоят в усилении ее роли в мировом хозяйстве, в росте международной конкурентоспособности российских компаний, в том числе за счет инвестирования инноваций, а также в привлечении прямых иностранных инвестиций, в росте занятости и уровня жизни россиян.
Методы регулирования транснациональных корпораций в российской экономике подразумевают воздействие на них со стороны государства либо рыночное саморегулирование, а также полное открытие экономики для международного капитала. Первый путь характерен для китайской экономики, в регулировании которой все еще доминирует государство. По последнему пути пошли страны Латинской Америки, экономика которых почти полностью оказалась во власти международных корпораций. В России же реализуется смешанная государственно-рыночная модель, которая, вместе с тем, не обеспечивает разрешение противоречий развития транснациональных корпораций [1].
Средства воздействия государства на транснациональные корпорации с целью регулирования их развития включают в себя прямые (административные) и косвенные (экономические). Если первые направлены на создание «рамочных» границ деятельности иностранных корпораций в стране, то вторые - на создание для этого благоприятных условий. Поэтому именно они должны сыграть основную роль в регулировании транснациональных субъектов рынка в России.
Принцип реализации регулирования транснациональных корпораций в российской экономике заключается в следующем. Становление данного регулирования должно быть последовательным, иметь
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
управляемый характер. Это означает создание субъектом регулирования (государством) таких экономических условий, при которых противоречия развития транснациональных корпораций пройдут все стадии своего движения и будут сняты в их нынешнем виде.
Разработанная нами схема взаимосвязей элементов регулирования транснациональных корпораций в российской экономике представлена в таблице 1.
Таблица 1
Связь способов, методов и цели регулирования транснациональных корпораций
Наименование способа регулирования Методы регулирования Объект регулирования транснациональных корпораций Основные цели применения соответствующего метода
1 2 3 4
1. Сознательное регулирующее воздействие с целью управляемого разрешения противоречий их развития Государственное регулирование Широкий круг взаимосвязей субъектов системы транснационального капитала и национального бизнеса, государства, населения Обеспечение непротиворечивого развития различных связей субъектов системы транснационального и национального бизнеса
2. Стихийно-рыночный способ (неуправляемое развитие деятельности транснациональных корпораций) Рыночное саморегулирование Отдельные процессы в инвестиционной, финансово-кредитной, производственной сферах Развитие отдельных деятельности транснациональных корпораций (инвестиционной, производственной, коммерческой), в ущерб развитию социально-трудовых отношений, инноваций
3. Сокрытие противоречий развития транснациональных корпораций, оттягивание действий по их разрешению Передача экономики под контроль международного капитала (Мексика, Чили, Аргентина и др.) Отдельные транснациональные корпорации Получение транснациональными корпорациями максимума прибыли за счет эксплуатации национальных природных, трудовых ресурсов, «откачки» капитала
Схема регулирования транснациональных корпораций позволяет объединить цели и задачи, способы и типы, объекты и субъекты регулирующего воздействия на них, средства этого процесса и его возможные последствия. Наиболее приемлемым в условиях российских реформ мы полагаем сознательный (управляемый) способ построения всей системы регулирования транснациональных корпораций и их связей с другими субъектами системы международного и национального капитала. С ним также целесообразно сочетать отдельные средства стихийно-рыночного способа, особенно в той его части, которая позволит привлечь иностранный капитал, обеспечить трансфер инноваций, но не воспрепятствует повышению международной конкурентоспособности российских фирм мирового уровня, развитию новых высокотехнологичных производств, повышению национального богатства. В конечном итоге становление государственного регулирования транснациональных корпораций в России должно содействовать процессу рыночных реформ.
Список использованной литературы:
1. Хвалько, А. А. Концептуальная модель модификации рыночных структур в постиндустриальной экономике : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А. А. Хвалько. - Саратов : СГСЭУ, 2008. - 38 с.
© Ю.С. Якунина, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 81
С.М. Андреева
к.пед.н, доцент
факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации Белгородский государственный институт искусств и культуры
г. Белгород, Российская Федерация
А.М. Андреева старший преподаватель, аспирант факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации Белгородский государственный институт искусств и культуры
г. Белгород, Российская Федерация
О СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧ Аннотация
Данная статья освещает проблемы, возникающие в процессе диалогового взаимодействия и пути их решения. В процессе данного взаимодействия могут возникать барьеры и сбои в коммуникации, ведущие к появлению различного рода коммуникативных неудач (КН). Таким образом, особенности диалогового взаимодействия как формы речи не позволяют в ходе коммуникации полностью избежать появления КН, однако, правильное понимание КН как явления и знание способов предотвращения их появления и механизмов их преодоления позволят оптимизировать процесс коммуникации.
Ключевые слова Диалог, диалоговое взаимодействие, коммуникативная неудача.
Известно, что любое из видов общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Г.Я. Буш, Г.Г. Воробьев, А.А. Леонтьев рассматривая общение как этап творческого мироосмысления, выделяют барьеры диалогического взаимодействия, существенно затрудняющие процесс научного поиска, информирования и взаимопонимания. Все эти барьеры преодолимы.
К таким барьерам можно отнести:
- ситуационный барьер (разделенность реплик во времени, возможность и желание участвовать в общении);
- псевдо- или квазидиалогический коммуникативный барьер, заменяющий реальное общение;
- барьер «Qui pro quo» («одно вместо другого»), создающийся отсутствием внимания к собеседнику;
- прескриптивный барьер, сводящий любой диалог к монологу лидера общения (Седов 2004).
Следует помнить, что не преодоление этих барьеров ведет к коммуникативным неудачам (КН) в
процессе диалогового взаимодействия.
Под коммуникативной неудачей мы пониманием нарушение процесса обмена информацией между коммуникантами в силу объективных экстралингвистических и /или лингвистических факторов, влекущее за собой неверную передачу или восприятие коммуникативной установки коммуниканта, выраженной через интенцию высказывания, и ведущее к полному или частичному неосуществлению намерения говорящего и /или к появлению незапланированных эмоциональных реакции. Появление коммуникативных неудач служит индикатором того, что в конкретной коммуникативной ситуации применяемой коммуникантом для осуществления своего коммуникативного намерения тактика как реализация выбранной стратегии не является эффективной.
Оценка сбоев в общении с точки зрения реализации/не реализации в конечном итоге интенции отдельного высказывания, а также с точки зрения дальнейшего развертывания/прекращения хода диалога