Научная статья на тему 'Схема развития Ур-религии и ее искажений в историографии Исаака Ньютона'

Схема развития Ур-религии и ее искажений в историографии Исаака Ньютона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ур-религия / Исаак Ньютон / христианство / иудаизм / ветхозаветная религия / история религии / примитивная религия / мировые религии / Ur-religion / Isaac Newton / Christianity / Judaism / Old Testament religion / history of religion / primitive religion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константин Сергеевич Шаров

Анализируется общая схема представлений Исаака Ньютона об историческом развитии Ур-религии (исходной, первоначальной, истинной религии первых патриархов) и ее искажений. Установлено, что именно Ньютон ввел в историографический дискурс концепцию Ур-религии, которая впоследствии была широко использована немецкими романтиками. Раннее христианство эпохи апостолов и апологетов до начала IV в. Ньютон полагает близким истинной религии и отличным от ветхозаветной религии только обрядовой стороной. Однако, с его точки зрения, дальнейшее развитие христианства, со времен Вселенских Соборов, увело людей от правильного понимания Единого Бога. Ньютоновская концепция развития мировых религий из Ур-религии анализируется в контексте его цивилизационной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The outline of Ur-religion development and its corruptions in Isaac Newton's historiography

The paper covers the general sketch of Isaac Newton’s ideas about the historical development of Urreligion (the original, primeval, true religion of Noah and his descendants) and its distortions. It is found out that it was Isaac Newton who initially introduced the concept of Urreligion into historiographical discourse. That concept was later widely used by German Romantics. It is shown that, according to Newton, the emergence of all religions of the world is connected with different wrong interpretation (mainly political) of worshipping the true God in Urreligion. Among all world religions, Newton sees such confessions as early Christianity and ancient Judaism of the prophetic times to be the closest to Urreligion. Newton considers Islam, Buddhism, pagan beliefs to be serious distortions of the Urreligion. Newton believes that the early Christianity of the Apostolic and apologists age before the 4th century were close to the true religion and different from the Old Testament religion only in ritual side. However, from Newton’s point of view, the further development of Christianity since the time of the Ecumenical Councils has led people away from the correct understanding of one true God. Real and mythological elements of Newton’s concept are analysed. The theological and philosophical grounds of Newton’s historiographical concept of Urreligion, are considered The paper focused on two interrelationships: 1) Christianity with Urreligion, and 2) Urreligion with ancient heathen scientific and natural philosophical views of the Universe. The paper is based on the results of the author’s study of Isaac Newton’s unpublished manuscripts from a) Yahuda collection in the National Library of Israel in Jerusalem: Drafts on the history of the Church (Yahuda Ms. 15), Portions of rough draft and notes for 'Theologiæ Gentilis Origines Philosophicæ' and 'The Original of Monarchies' (Yahuda Ms. 16), Three bundles of notes for a work on the ancients’ physico-theology, related to ‘Theologiæ Gentilis Origins Philosophicæ’ (Yahuda Ms. 17), Draft chapters of a treatment on the origin of religion and its corruption (Yahuda Ms. 41), Untitled treatise on Revelation (Yahuda Ms. 1); b) from Keynes collection in King’s College Library at Cambridge University: Irenicum, or Ecclesiastical Polyty tending to Peace (Keynes Ms. 3) and the manuscript Of the Church of Newton’s archive in the Library of Martin Bodmer Society in Cologny (near Geneva, Switzerland). The research methodology includes methods and principles of narrative, hermeneutic, archival, and comparative historical analysis.

Текст научной работы на тему «Схема развития Ур-религии и ее искажений в историографии Исаака Ньютона»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 86

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 86

Научная статья УДК 94

doi: 10.17223/19988613/86/19

Схема развития Ур-религии и ее искажений в историографии Исаака Ньютона

Константин Сергеевич Шаров

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, const.sharov@mail.ru

Аннотация. Анализируется общая схема представлений Исаака Ньютона об историческом развитии Ур-религии (исходной, первоначальной, истинной религии первых патриархов) и ее искажений. Установлено, что именно Ньютон ввел в историографический дискурс концепцию Ур-религии, которая впоследствии была широко использована немецкими романтиками. Раннее христианство эпохи апостолов и апологетов до начала IV в. Ньютон полагает близким истинной религии и отличным от ветхозаветной религии только обрядовой стороной. Однако, с его точки зрения, дальнейшее развитие христианства, со времен Вселенских Соборов, увело людей от правильного понимания Единого Бога. Ньютоновская концепция развития мировых религий из Ур-религии анализируется в контексте его цивилизационной теории.

Ключевые слова: Ур-религия, Исаак Ньютон, христианство, иудаизм, ветхозаветная религия, история религии, примитивная религия, мировые религии

Для цитирования: Шаров К.С. Схема развития Ур-религии и ее искажений в историографии Исаака Ньютона // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 86. С. 150-160. doi: 10.17223/19988613/86/19

Original article

The outline of Ur-religion development and its corruptions in Isaac Newton's historiography

Konstantin S. Sharov

M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Russian Federation, const.sharov@mail.ru

Abstract. The paper covers the general sketch of Isaac Newton's ideas about the historical development of Urreligion (the original, primeval, true religion of Noah and his descendants) and its distortions. It is found out that it was Isaac Newton who initially introduced the concept of Urreligion into historiographical discourse. That concept was later widely used by German Romantics. It is shown that, according to Newton, the emergence of all religions of the world is connected with different wrong interpretation (mainly political) of worshipping the true God in Urreligion. Among all world religions, Newton sees such confessions as early Christianity and ancient Judaism of the prophetic times to be the closest to Urreligion. Newton considers Islam, Buddhism, pagan beliefs to be serious distortions of the Urreligion. Newton believes that the early Christianity of the Apostolic and apologists age before the 4th century were close to the true religion and different from the Old Testament religion only in ritual side. However, from Newton's point of view, the further development of Christianity since the time of the Ecumenical Councils has led people away from the correct understanding of one true God. Real and mythological elements of Newton's concept are analysed. The theological and philosophical grounds of Newton's historiographical concept of Urreligion, are considered The paper focused on two interrelationships: 1) Christianity with Urreligion, and 2) Urreligion with ancient heathen scientific and natural philosophical views of the Universe. The paper is based on the results of the author's study of Isaac Newton's unpublished manuscripts from a) Yahuda collection in the National Library of Israel in Jerusalem: Drafts on the history of the Church (Yahuda Ms. 15), Portions of rough draft and notes for 'Theologia Gentilis Origines Philosophica' and 'The Original of Monarchies' (Yahuda Ms. 16), Three bundles of notes for a work on the ancients' physico-theology, related to 'Theologia Gentilis Origins Philosophica' (Yahuda Ms. 17), Draft chapters of a treatment on the origin of religion and its corruption (Yahuda Ms. 41), Untitled treatise on Revelation (Yahuda Ms. 1); b) from Keynes collection in King's College Library at Cambridge University: Irenicum, or Ecclesiastical Polyty tending to Peace (Keynes Ms. 3) and the manuscript Of the Church of Newton's archive in the Library of Martin Bodmer Society in Cologny (near Geneva, Switzerland). The research methodology includes methods and principles of narrative, hermeneutic, archival, and comparative historical analysis.

Keywords: Ur-religion, Isaac Newton, Christianity, Judaism, Old Testament religion, history of religion, primitive religion

For citation: Sharov, K.S. (2023) The outline of Ur-religion development and its corruptions in Isaac Newton's historiography. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 86. pp. 150-160. doi: 10.17223/19988613/86/19

© К.С. Шаров, 2023

Введение

Английский ученый, историк и теолог Исаак Ньютон разработал сложную историческую схему развития религии. До определенной степени принимая авторитет христианского Священного Писания, он полагал, что истинной можно считать лишь одну религию -ветхозаветное верование в Единого Бога потомков Ноя. По Ньютону, со временем происходили многочисленные искажения этой истинной унитарной религии, которая была построена, с его точки зрения, практически только на моральных принципах [1. Pt. 1. F. 8r]. Примерами подобных искажений для Ньютона являются как образование языческих верований, так и развитие христианства в том виде, в котором оно начало существовать со времен первых церковных Соборов, а также развитие мусульманства и восточных религий. По мнению Ньютона, из мировых религий ближе всего к исходной примитивной религии ветхозаветных патриархов находится иудаизм, в то время как мусульманство, буддизм, восточные религии, так же как и трини-тарное христианство, являются искажениями [2. P. 33].

В данной статье на основании анализа ряда неопубликованных рукописей английского ученого я постараюсь выстроить ньютоновскую сжатую схему исторического развития «истинной религии» и ее искажений. Объект исследования - неопубликованные архивные рукописи Ньютона из Коллекции Яхуды (Национальная Библиотека Израиля) и Библиотеки Общества Мартина Бодмера (Колони, Швейцария). Методология исследования включает приемы и принципы нарративного, герменевтического, архивного и историко-сравнительного анализа.

От Ур-религии к языческим религиям

Средиземноморья и Ближнего Востока

Параллельно с созданием «Математических начал натуральной философии» Исаак Ньютон написал историософскую рукопись Theologiœ Gentilis Origines Philosophicœ («Философские истоки языческой теологии») [3. Р. 41; 4. Vol. 3. P. 336, 338; 5. P. 242-243]. В настоящее время рукопись находится в Коллекции Яхуды в Национальной Библиотеке Израиля в Иерусалиме.

Мы здесь не будем подробно останавливаться на ортодоксальности или неортодоксальности воззрений Ньютона на историю ветхозаветной религии, отраженных в данной рукописи, с позиций англиканства. Отметим лишь, что тема извращения, искажения, «коррупции» (в оригинале the corruption) религии и восстановления ее чистоты является важной не только для «Философских истоков языческой теологии», но и для многих других сочинений ученого, что он сам отразил в письмах к друзьям и ученикам [4. Vol. 3. P. 336, 337].

В «Истоках» Ньютон впервые в завершенном виде сформулировал идею об Ур-религии [5. P. 243]. Что это за религия? Это исходный комплекс верований в Единого Бога, которые исповедовали ближайшие потомки Ноя после Потопа. Весьма примечательно уже то, что именно Ньютон впервые ввел термин «Ур-

религия», хотя традиционно считается, что этот термин предложили и стали широко использовать немецкие романтики Фридрих Крейцер, Фридрих Шлейер-махер, Якоб Беме, Иоганн Готфрид Гердер, Гёте и Шиллер [6. P. 12; 7. Bd. 4. S. 45-48]. По крайней мере в XVII в. до Ньютона опубликованных свидетельств использования данного термина нет.

Ньютон объясняет этимологию предложенного им слова в рукописи Draft chapters of a treatise on the origin of religion and its corruption («Черновые главы очерка об истоках религии и ее искажении»), в настоящее время хранящейся в Иерусалимском архиве под номером 41 [8].

Согласно Ньютону, Авраам исходно жил в городе Ур в Месопотамии (по библейскому выражению, «в земле халдеев»). Впоследствии Авраам переселился в Палестину (Быт. 11:31), однако он принес с собой на новое место жительства религиозные понятия, традиции и обряды, бытовавшие в Междуречье. Для Ньютона было несомненным, что халдеи во времена Авраама еще не утратили чистоты истинной религии потомков Ноя. Ньютон рассуждает так. Хотя от Ноя до Авраама уже прошло очень много времени (12 родов со средней продолжительностью жизни одного поколения 120-150 лет) и можно было бы ожидать, что за это время (около 1 500-1 800 лет согласно библейскому описанию) исходная примитивная религия, которую Ной передал своим сыновьям, успела исказиться, для Междуречья это было не так. После строительства Вавилонской башни (Быт. 11:1-9) люди разошлись по всей земле. Однако, напоминает Ньютон, Вавилонская башня находилась в самой непосредственной географической близости от города Ур. Те строители башни, которые жили в Месопотамии и не переселились в другие земли, скорее всего, сохранили религию первых потомков Ноя в максимальной чистоте [8. F. 2v]. Фрэнк Мануэль, известный исследователь ньютоновской цивилизационной теории, подчеркивает, что для Ньютона фактор географической близости города Ур и места жительства первых людей после Потопа играет решающую роль в признании, что население Ура и его пригородов смогло по крайней мере в течение 1 500 лет после Потопа сохранять истинную религию ноахидов в относительной чистоте и аутентичности, без столь существенных искажений, какие были в Средиземноморье [2. Р. 58].

Для Ньютона Ур-религия была послепотопной попыткой восстановления самой первой чистой и истинной религии человечества, которую, по Ньютону, исповедовали патриархи Адам, Авель, Сиф и Енох и которая впоследствии, еще до Потопа, исказилась до неузнаваемости «сынами человеческими» [8. F. 7г]. Как отмечает С.Д. Снобелен, эта вера была простой, монотеистической и включала практически лишь моральные положения [5. P. 244]. Именно эти положения, по Ньютону, историки его времени находили в сводах законов государств Ближнего Востока в качестве основы. Ур-религия включала в себя, помимо чисто теологических положений, понимание и истолкование процесса сотворения мира Богом и развития первой цивилизации потомков Сифа [6]. Ньютон в «Ис-

токах» провел серьезное исследование таксономии языческих богов не только для выявления особенностей Ур-религии и отслеживания ее последующих искажений, но и для понимания оригинального восприятия древними исторического процесса и его различных социальных трактовок [1, 9]. Хотя Ньютон не был вторичен, в создании своей концепции Ур-религии он опирался на несколько источников, которые он изучал преимущественно в оригинале: 1) на труды иудейских раввинов и комментаторов Танаха Моисея Маймонида, Иосифа Кимхи и Абрахама Ибн Эзры; 2) на сочинения протестантских историографов, гебраистов и арабистов (как европейско-континентальных, так и англиканских) Самуэля Бокхарта, Герхарда Воссиуса, Иоганнеса Бак-сторфа, Джона Лайтфута, Ричарда Саймона, Эдварда Покока, Джона Селдена, Луи Каппеля и Джона Спенсера; 3) на работы английских философов и теологов, как своих предшественников, так и современников -Джона Донна, Джозефа Мида, Генри Мора. К тому же, вполне возможно, что на становление мысли Ньютона до определенной степени повлияли «Левиафан» Томаса Гоббса и «Теологическо-политический трактат» Спинозы.

Интересно, что грандиозный проект по исследованию языческих верований и теологий Ньютона начался не в его преклонные годы, какие бы мифы о нем ни придумывали просветители, но в то самое время, когда он составлял и опубликовывал первое издание «Математических начал» - книгу, в которой, как он надеялся, будут сформулированы основные принципы истинного понимания природы (ему тогда было всего лишь около 40 лет) [10. Р. 119].

Идея Ньютона прослеживается красной нитью на протяжении всех «Истоков»: философские и космологические воззрения древности были неотделимы от социальных, исторических и богословских идей, а те, в свою очередь, возникли через многочисленные и постепенные искажения первоначального богословия Ноя, основанного на религиозной вере в истинного Бога.

Ньютон утверждает, что языческое богословие было натурфилософским по сути, поскольку включало астрономические знания [9. Pt. 2. F. 1r]. Стивен Снобе-лен и Ричард Уэстфолл отмечают, что Ньютон часто называл свою историософскую концепцию «астрономическим богословием» [5. Р. 244; 11. P. 13].

Ньютон скомпилировал весь манускрипт «Истоков» из своих черновых латинских и английских рукописей конца 1660-х - 1680-х гг., и черновики этой рукописи содержат следующее утверждение:

Ур-религия стала забываться среди массы искажений, люди из верующих постепенно превращались в язычников... Языческие религии, самые древние и наиболее широко принятые большинством народов в первые века после Потопа, были религией Прита-нейских или вестальных храмов [9. Pt. 1. F. 1r].

Здесь Ньютон впервые употребляет термин «искажение» (the corruption) для исторического изменения ветхозаветной религии, который впоследствии станет основным термином для ньютоновского описания развития большей части мировых религий [5. Р. 245; 12. Р. 39-40]. По его мнению, Ур-религия была непра-

вильно воспринята многими народами Средиземноморья и Ближнего Востока и со временем подверглась губительному изменению, коррупции, извращению, превратившись в различные языческие религии, в том числе эллинистическую греко-римскую олимпийскую религию [9. Pt. 1. F. 1r-2r].

Основы Ур-религии

Согласно ньютоновской точке зрения, Ур-религия -изначальная религия всего человечества - представляла собой набор моральных заповедей и предписаний относительно взаимоотношений между человеком и Богом, а также между людьми. В силу этого Ньютон неоднократно называет эту религию «наиболее простой религией любви». Так, Ньютон пишет: «Религия, согласно которой мы должны возлюбить Бога и нашего ближнего, была религией Ноя и его сыновей вплоть до дней Авраама, Мелхиседека, Иова и Моисея» [13. F. 7-8]. Ньютон видит в исходном христианстве, основанном лишь на проповеди Иисуса, все признаки Ур-религии:

Таким образом, ранняя христианская религия среди язычников была аналогична религии потомков Ноя с тем добавлением, что мы еще должны верить, что Иисус есть Христос, или Мессия, пришествия Которого ожидали евреи... Христос в Своей проповеди вернул вере первоначальную чистоту, возвратившись к основным моральным положениям исходной религии: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюби ближнего своего как самого себя (Мф. 22:3740). Мы понимаем моральную религию как главную, исходную и наиболее рациональную именно потому, что Христос указал, что на заповедях любви утверждается весь закон и пророки, а значит вся истинная религия в Единого Бога может быть сведена к религии любви [13. F. 22, 30, 32].

В манускрипте «О церкви» (Бодмеровский манускрипт) английский ученый добавляет:

Две основные заповеди Христа - это законы природы, истинная естественная религия. Они представляют собой ту часть религии, которая всегда была и всегда будет составлять определенную часть религий любых наций, поскольку они описывают вечные и непреложные истины, основанные на непреложной логике [14. Chap. 7. F. 2r].

По Ньютону, Ур-религия основана не только на откровении, но и на рациональной натуре человека, на свойствах его сознания, данных ему от природы [12. P. 41; 15]. В «Иреникуме» Ньютон дает наиболее полную и четкую формулировку:

Какие бы изменения ни претерпевали религии до настоящего времени, религия в отношении Бога и ближнего является одной и той же (исключая церемониальную часть и формы [церковного] управления, которые могут меняться от религии к религии. Таким образом, Ур-религия является старейшей религией в мире, а все остальные религии появились исходя из политических нужд [13. F. 35].

Из этой фразы можно было бы заключить, что Ньютон - скрытый экуменист в стиле Шеллинга. Од-

нако все совсем не так, и Ньютон вовсе не предлагает, объединив религии, получить исходную Ур-религию. Ни в одном месте своего обширного историософского наследия английский ученый не рассматривает экуменические замыслы как нечто серьезное и положительное для человечества. Наоборот, он многократно подчеркивает, что вернуть Ур-религии чистоту можно лишь единственным способом: соскрести налет «лживого поклонения» с христианства, имея в виду, разумеется, католицизм, и возвратиться к моральным основаниям религии.

Ученый, основываясь на гебраистических источниках, выделяет семь моральных положений Ур-религии, которые формулирует несколько иным образом, чем иудейские источники, объединяя их в пять пунктов [13. F. 5]:

1. Поклоняться Единому Богу, а не идолам.

2. Не охлаждать искренности поклонения Ему и не профанировать Его имя.

3. Воздерживаться от убийства, кражи, блуда и нанесения увечий.

4. Не употреблять в пищу плоть или кровь еще живого существа, даже его конечности, и быть милосердными даже к свирепым зверям.

5. Установить по всем городам и обществам суды.

Такое малое количество моральных предписаний

позволило Ур-религии развиваться именно как религии любви [12. P. 49-50; 14. F. 104г]. Тем не менее Ньютон отмечает, что очень скоро Ур-религия стала портиться и искажаться не только хамитами и иафети-дами, но и семитами, в том числе самими иудеями. С течением времени искажения достигали таких размеров, что требовалось новое обновление Ур-религии, возврат к истокам - для этого был нужен либо пример праведника, либо пророческое слово Самого Бога [8. F. 1v-2v]. Например, подобными столпами, поддерживающими истинную веру в людях, были такие люди, как Мелхиседек, ряд царей, правителей (князей), священников, пророков. Во времена Израильского и Иудейского царств это были пророки. Во времена греческого завоевания Иудеи - Хасмонейские цари. Наконец, во времена римлян вернуть религии былую чистоту помог Иисус Христос. Так, в лице Мессии Ньютон видит в том числе морального реформатора иудейского народа. В Бодмеровской рукописи английский философ указывает, что Ур-религия развивалась от простой моральной религии к идолопоклонству [14. F. 427г].

Ньютон выстраивает следующую схему искажения Ур-религии:

1) искажение евреями;

2) искажение древними языческими народами, включая античный мир и Древний Восток;

3) искажение внутри христианства;

4) искажение мировыми религиями и современными ему языческими народами.

Из этих четырех видов искажений наиболее легким и незначительным Ньютон считает искажения, вносимые в иудейскую религию начиная с пророческих времен (c X в. до н.э.), поскольку у иудеев существовала традиция письменно документировать все рели-

гиозные предписания и читать Писания каждую субботу в синагогах (см., напр.: [16. Pt. 1. F. 4r]). Наоборот, наиболее значимыми, сильными и опасными искажениями он считает внутрихристианские искажения -например, введенные католиками новые догматы, поскольку

...христианам была вверена истинная религия во всей ее обновленной чистоте, чего добился Христос. Однако католики пренебрегли тем, что они получили истинную веру, и фанатично стали ее попирать, выдумывать свои собственные законоучения. Таким образом, значительно больший грех остается на тех, которые, называясь христианами, попирают закон Господа нашего Иисуса Христа, чем на тех, которые делают это, будучи в наши дни сынами своей религии и далекими от христианства нациями [16. Pt. 1. F. 8r].

В последней фразе Ньютон явно намекает на мировые религии, такие как мусульманство, или буддизм, или языческие верования.

Представляет интерес связь, проводимая английским ученым между искажениями Ур-религии и античными, а также древневосточными натурфилософскими учениями, такими как пифагореизм, орфизм, пританейская религия, зороастризм. Ньютон допускает, что многие народности Средиземноморья и Ближнего Востока, исказив религиозное поклонение Единому Творцу и введя многобожие и многие несообразные со здравым смыслом суеверия, тем не менее развили научную (натурфилософскую) составляющую Ур-религии [5. Р. 246-247; 13. Chap. 5-6].

Ур-религия и древняя натурфилософия

Древняя натурфилософия (учение о природе), несомненно, имеет много общего с теологией и религиозными положениями, однако логика Исаака Ньютона уникальна тем, что он, по-видимому, в своей цивили-зационной теории стремится доказать, что истинные знания древних античных философов и восточных мудрецов о мире и Вселенной теснейшим образом связаны с научными истинами, очевидными для первосвященников Ур-религии и дошедшими до этих философов и мудрецов, несмотря на все религиозные искажения. Одним из центральных объектов исследования Ньютона являются пританейские храмы, представляющие собой, согласно его концепции, гелиоцентрические иероглифы строения Вселенной.

Исследованию возможного иероглифического шифрования знания о Вселенной с помощью сакральной архитектуры Ньютон посвятил не один десяток тысяч строк, и обсуждение этого материала явно выходит за пределы данной статьи. Упомяну лишь самые основы.

Пританейские и вестальные храмы, о которых пишет Ньютон, по его мнению, были построены вокруг центрального огня не просто так. Согласно ньютоновской цивилизационной теории, этот огонь представлял Солнце в гелиоцентрической натурфилософии языческих народов Средиземноморья и Ближнего Востока, а также огромную звезду в центре галактики (с точки зрения Ньютона, там была именно гигантских размеров звезда) [17. P. 152]. Ньютон пытается обосновать,

что языческая теология была натурфилософской по своей сути и относилась к астрономическому и физическому знанию о мире и что двенадцать божеств Средиземноморья соответствовали семи планетам (шести известным планетам и Луне) и пяти стихиям мира, включая эфир [9. Pt. 1. F. 1r]. Вначале основой обрядовой стороны Ур-религии была астрономическая традиция, но впоследствии она превратилась в религиозное суеверие у многих народов, и люди начали поклоняться Солнцу и небесным светилам [9. Pt. 1. F. 5r]. Здесь скажем, что Ньютон удивительным образом не делает принципиальной разницы между космологическим подтекстом архитектуры (или устройства) древнееврейской Скинии Завета и языческих храмов [9. Pt. 1. F. 5r-6r].

Ньютон понимал, что идея проецировать космологическое сакральное знание на архитектуру храмов имела последователей не только в древности, но и в ре-нессансном, а также современном ему мире новоевропейской науки, причем эта традиция была воскрешена в эпоху Ренессанса. Здесь Ньютон опирался на мыслителей эпохи Возрождения - Николая Кузанского, Мар-силио Фичино, Джордано Бруно, Томмазо Кампанел-лу, а также на ученых новоевропейского периода -Фрэнсиса Бэкона и его «Новую Атлантиду», Джона Непера, Александра Ноуэлла, Джона Лейфилда, Ральфа Кадверта и Генри Мора. Ньютон отмечает, что Пи-ко делла Мирандола, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно и Фрэнсис Бэкон в своих утопических проектах хотели возобновить традицию постройки храмов-проекций (устройство главного храма в Городе Солнца именно таково), однако их идеи вряд ли были приемлемы для новоевропейского христианства [1. Pt. 1. F. 1v]. Тем не менее сама идея этих двух ренессансных мыслителей-утопистов о конструировании храма подобным образом лишний раз подчеркивает для Ньютона абсолютную универсальность его собственных выводов о развитии религии.

Стивен Снобелен отмечает, что для английского ученого огромный интерес представляла связь древних священников с астрономией [5. P. 244-245]. Действительно, Ньютон выясняет роль древних священников во многих рукописях. Например, в «Черновых фрагментах к "Истокам"» Ньютон пишет:

Таким образом, у первого учреждения истинной религии было одно намерение - предложить человечеству исходя из структуры древних храмов исследовать структуру мира как истинного храма великого Бога, которому человечество поклонялось. И с тех же времен повелось, что священники поднялись выше обычных людей в вопросе видения истинной картины мира, что они и отразили в своем богословии... Знание индийцев сохранялось у брахманов, которые были их священниками, у персов такие знания были у волхвов, которые были персидскими священниками, у вавилонян - у халдеев, которые были вавилонскими священниками... Итак, первая Ур-религия была выкристаллизованным разумным знанием о мире, она была самой рациональной, исповедуемой "сынами Божьими" на фоне ересей "сынов человеческих" и каинитов... Так было, пока народы не испортили ее в период послепо-топного расселения по Земле... Ибо нет пути без от-

кровения, без него ни прийти к познанию Божества, ни к познанию природы [9. Pt. 1. F. 6r, 9r, 11r].

Как полагает Джеймс МакГвайр, Ньютон пришел к выводу, что древние народы с помощью определенной сакральной архитектуры установили связь между земными храмами и небесным храмом [10. Р. 118]. Для Ньютона было очевидно, что то, что можно было узнать о Боге исходя из познания природы, могло стать предпосылкой обоснованного и правильного метода дальнейшего изучения природы.

Ньютоновское утверждение о том, что понимание истории является частью богословия оригинальной Ур-религии, проливает свет на само понимание Ньютоном связи истории и религии, равно как и его теории постепенных искажений религии.

Ньютон выстраивает довольно убедительную аргументацию своей концепции сакральной иероглифи-ки языческих народов античного мира и Древнего Востока как искажения обрядовой стороны Ур-религии. Однако остается непонятным следующее обстоятельство. Если сведения об устройстве Вселенной, причем сведения достаточно точные, вплоть до расстояния планет от Солнца, в столь перфекционистском ключе распространялись в античной пританейской архитектурной традиции, то из этого с необходимостью следует, что ветхозаветные патриархи, которые были, по Ньютону, одновременно священниками, учеными и мудрецами, должны были также обладать по крайней мере этими знаниями, а возможно - и большими, поскольку: 1) античные и ближневосточные религии -искажение Ур-религии; 2) знание об устройстве Вселенной представляет собой часть религиозных ритуалов. Думаю, Ньютон понимал, что в его гипотезе доказательство такого положения - слабое место, поскольку ни в каких гебраистических источниках он подобного подтверждения найти не мог. И вот уже Ньютон совершает прыжок с зажмуренными глазами с вершины когнитивного водопада своей теории, надеясь на большую глубину озера под ним, и предлагает столь смелую историографическую гипотезу, что подобного ни он при всей своей фантазии, ни его современники -историки Англии XVII-XVIII вв. - практически никогда себе не позволяли. Ньютон начинает превращать обычные вещи из исторических и археологических свидетельств, относящихся к древним народностям Ближнего Востока и дошедших до Англии того времени преимущественно через труды ориенталистов Луи Каппеля, Самуэля Бокхарта и Иоганнеса Баксторфа, в символы и через сконструированную им семиотику исторического, в том числе библейского, повествования постфактум выводить нужное ему положение. Также Ньютону не была чужда идея наделять собственным символизмом Ветхозаветное Предание и раввинисти-ческие свидетельства / комментарии. Так, например, философу необходимо как-то обосновать связь прита-нейских и вестальных вечных огней с Ур-религией, и он ничтоже сумняшеся символизирует повествование об Аврааме и Исааке, вводя туда знаки, которых там нет.

Напомню место из книги Бытия, которое философ пытается наделить символическим смыслом, а потом апостериори его «декодировать»:

3Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. 4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. 5И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. 6И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе (Быт. 22:3-8, приводятся по Русскому синодальному переводу 1876 г.).

Во время Авраама древнееврейским словом та esh называли не только огонь как пламя, но и огниво и любые средства розжига огня [11]. Ньютон привязывается к слову «огонь» как коннотативному знаку и утверждает, что это был некий «священный огонь», которым якобы владела семья Авраама и который сам Авраам вынес из окрестностей города Ур, где долго жил до переселения в Палестину и где, соответственно, приобрел все теоретические и обрядовые знания в Ур-религии, - и следовательно, родиной Ур-религии можно считать Месопотамию:

Евреи переняли Ур-религию у халдеев, откуда Авраам вынес этот самый священный огонь, который никогда не гас, поскольку Авраам убежал от халдеев из-за нежелания следовать их поклонению божеству. Я не хочу сказать, что они (халдеи. - К.Ш.) были правы, но эта традиция истинна, и она показывает по крайней мере, что использование этого огня среди тех наций было в соответствии с его использованием евреями, и что она была невероятно древней. Определенно, Авраам, когда совершал свой трехдневный путь, чтобы принести в жертву своего сына Исаака, нес с собой священный огонь для жертв и, следовательно, имел в своей семье сакральный огонь для принесения жертв, и, следовательно, взял его (этот огонь. - К.Ш.) из Ура Халдейского. И где бы он ни останавливался, он на том месте строил алтарь. И поэтому вечный огонь Скинии, который повелел разжечь Моисей, а также огонь Храма не представляли собой какую-то новую данность, и запрет на использование чужого огня также не представляет собой никакой новости [8. Б. 2у].

В математике и логике такой способ доказательства называется «от необходимого» и не считается правильным («предположим, что это так, и давайте докажем, что это так»), и Ньютон как математик не мог не знать этого, но тем не менее прибег к нему. На самом деле Авраам мог не выносить никакого вечного огня из Ура Халдейского, где жил до своего переселения, не обладать никаким «священным огнем», а огонь, который он захватил с собой, чтобы принести в жертву Исаака, был всего лишь огнивом, - а если и огнем в горшочке, то не неким «сакральным огнем», а обычным огнем. А если так, то связь ветхозаветной религии с Уром может быть более чем проблематичной: Авраам как праведный человек, безусловно, мог следовать

заповедям Шева мизвот б'не Ноа, установленным ноахидами и обсуждаемым выше, но то, что им следовали во времена Авраама халдеи около Ура и не только около Ура, и не только евреи, становится крайне малодоказуемым, а вся концепция Ур-религии Ньютона попадает в разряд слабо обоснованных исторических предположений.

Ньютон пытается аргументировать свою концепцию и с помощью лингвистических соображений. Так, он видит в арамейском названии города ~п Ur возможный перевод как «огонь» и связывает с ним имя Хор-чия, под которым древние этруски поклонялись божеству семейного очага и жертвенного огня - латиняне впоследствии будут поклоняться ей как Весте [8. F. 2v]. Тем не менее никаких свидетельств того, что название ~п когда-либо использовалось как нарицательное имя в смысле «огонь», не существовало ни в XVII в., ни теперь. Как мы отметили выше, в древнееврейском оригинале повествования об исходе Фарры и Авраама из Ура, а также в последующих главах о жизни Авраама в качестве «огня» используется только слово та esh.

Независимо от того, что Ньютон говорил о взаимосвязи естественной философии с теологией на разных этапах своей творческой и духовной эволюции, ясно одно: он считал, что роли богослова и натурфилософа сводятся к роли мудреца (учителя) и священника в древности. Так было как в оригинальной Ур-религии (например, такими священниками были Ной, Мелхи-селек, пророк Илия и многие другие, вплоть до Мат-тафии Хасмонея), так и при некоторых попытках ее восстановления в языческих верованиях (например, Анаксимандр, Нума Помпилий, Пифагор, Орфей, Зо-роастр, Эхнатон и т.п.) [18. Р1 2]. Огнепоклонство зо-роастрийцев и их сакральная традиция поддержания вечных, никогда не гаснущих огней для Ньютона не представляют решительно никакой загадки и хорошо объясняются его универсальной концепцией prisca sapientia (мудрости древних). В рамках его концепции такое огнепоклонство обладает тем же происхождением, что и пританейская и вестальная греко-римские традиции. В обсуждении связи зороастризма с Ур-религией Ньютон ссылается на отрывок из латинского перевода Страбона [8. F. 2v]:

Persœ, nec statuas nec aras erigunt, sacrificant in loco excelso. Cœlum lovem putant. Colunt Solem quem Mithram putant. - In Cappadocia (etenim maxima est ibi magorum multitudo qui Pyrethi vocantur & multa Persicorum Deorum templa) non cultro sed stipite quodam sacrificia mactant, tanquam malleo verberantes. Sunt autem Pyrethœa septa quœdam ingentia in quorum medio ara est. In ea Magi & cinerem multum & ignem perennem servant, & ed quotidie ingressi, imprecationes faciunt per horam ante ignem, virgarum fasciculum tenentes. Ista nos vidimus (Strab. Geogr. i. i5. P. l32-l33).

Как видим, для Ньютона в этом отрывке важно то, что у персов, согласно описанию в страбоновой «Географии», нет ни изображений, ни статуй, ни отдельных храмов, а поклоняются они лишь Солнцу, о котором думают, что оно есть Митра, и возводят сложные огненные пиретеи (алтари огнепоклонников), где маги поддерживают вечные огни. Причем для Ньютона

важно то, что вокруг центрального огня насыпано по семь валов - для него это явно является астрономическим иероглифом, отсылающим к семи планетам (шести известным в древности планетам и Луне).

Имеются некоторые данные, свидетельствующие о постепенных изменениях в воззрениях Ньютона: как полагает канадский исследователь Стивен Снобелен, с течением времени Ньютон допускал наличие все больших искажений Ур-религии в мировых религиях [5. Р. 246; 19. Р. 40-41]. Само христианство, включая англиканизм, начало восприниматься им как ересь, отход от правильного почитания Бога [12. Р. 48], а в католицизме Ньютон видел и вовсе главное религиозное зло, главного врага истинной религии.

Ньютон утверждал, что его математическая физика представляет собой реформу натурфилософии, призванную соединить философию и науку с натуральным богословием [16, 18]. Он пытался возродить утраченные идеи антично-ренессансного историософского-богословского течения prisca sapientia («древней мудрости») и вывести прямую преемственность научных знаний XVII-XVIII вв. от воззрений древних мудрецов. К тому же идеи prisca sapientia Ньютон использовал и для построения своей художественной христианской проповеди. Традиция создания внецерковной художественной проповеди бытовала со времен первых христианских апологетов до эпохи Возрождения [20. P. 11; 21. P. 405; 22. P. 716-718; 23. P. 5, 8]. Впоследствии, в новоевропейский период, она была забыта, однако Ньютон пытался воссоздать ее, используя как античные источники, так и современные ему научные знания. Когда-то ему это удавалось лучше, когда-то хуже. Однако не подлежит сомнению, что Ньютону действительно удалось концептуализировать и сформулировать в математико-логическом стиле ряд понятий Ур-религии (если под ней понимать древние времена существования Ветхозаветной религии) и древней натурфилософии, которые ни до него, ни после него не осмыслялись в натурфилософском ключе, считаясь лишь мифами и образами. Например, широко оперирующие понятием «Ур-рели-гия» немецкие романтики Гердер, Шлейермахер, Беме, Крейцер, Гёте и Шиллер, упомянутые в начале статьи, а также ряд писателей, поэтов, историков, историософов и антикваров XIX в., такие как, например, Уильям Уорд-сворт, Альфред Теннисон, Томас Карлайл, Джеймс Купер, Эгертон Филлимор, Чарльз Макфарлейн и Арчибальд Элисон, никогда не останавливались на чем-то большем, чем мифопоэтический образ Ур-религии и ее адептов-патриархов, хотя ни один из перечисленных литераторов и ученых не считал Ур-религию древним иудаизмом. Математико-логический подход к основам Ур-религии, за которой Ньютон, похоже, различал древний иудаизм, позволил английскому философу впоследствии разработать теорию «кодирования» натурфилософского знания. Так, Ньютон полагал, что ряд древних мыслителей вовсе не представлял Вселенную в мифологическом ключе; наоборот, по нему, эти мудрецы, похоже, специально изобретали метафоры, символы, шифры и образы, чтобы замаскировать, закодировать под ними свое знание от невежественной толпы (как считал сам Ньютон) или по каким-то иным соображениям.

К тому же следует подчеркнуть, что хотя ряд исследователей, например Мэтт Голдиш [12] или Стивен Снобелен [5, 19], доказывают, что Ньютон под Ур-религией понимал моисеев иудаизм, это в целом неверно, поскольку эти исследователи не делают разницы между иудаизмом времен Закона, сформулированного пророком Моисеем, и древним иудаизмом первых патриархов. Считаем, что, по Ньютону, Ур-религия -это как раз наиболее древняя стадия ветхозаветной религии (иудаизма), относящаяся к эпохе примерно на 1 000-1 500 лет более ранней, чем время исхода евреев из Египта и получения ими Закона (Торы). В этом смысле Ньютон и пишет об «адиафорах», т.е. ненужных, избыточных для религии положений, которые были введены Моисеем в Тору, поскольку евреи восприняли многие культурные традиции египтян за то время, что жили среди них [4. Vol. 3. P. 336]. То есть, по Ньютону, иудаизм времен Моисея уже содержал ряд искажений (порчи) религии по сравнению с абсолютно «правильной» Ур-религией.

Ньютон всегда пытался доказать, что знания, полученные древними, имели религиозную природу и иногда были получены не через наблюдение природных процессов, но пророческим путем, напрямую от Бога (как, например, в случае Адама, Ноя, ветхозаветных пророков) [24. Р. 142]. Для Ньютона подобное знание было наиболее «правильным» и ценным с эвристической точки зрения.

Христианство как продолжение и реформация Ур-религии

Примечательно, что Ньютон не считал христианство само по себя искажением Ур-религии. Наоборот, он полагал, что на первоначальном этапе развития (до начала IV в.) христианство как раз полностью соответствовало идеалу истинной религии [5]. Но впоследствии, начиная с времен Флавиев, по Ньютону, деятельность многих отцов церкви привела к замутнению чистоты религии, и христианство стало все больше и больше отдаляться от правильного поклонения Богу. Две большие рукописи Ньютона посвящены всестороннему обсуждению его идей и выводов относительно этого вопроса: «Черновики по истории Церкви» (Drafts on the history of the Church), рукопись № 15 из Коллекции Яхуды [18], и «О Церкви» (Of the Church), рукопись в Бодмеровской библиотеке в Швейцарии [14] и дополнительные главы к ней [25].

Как убедительно показал Стеффен Дюшейн, Ньютон отстаивал ту точку зрения, что в раннехристианской церкви, по сути, не было догматических различий с иудаизмом, а вся разница заключалась лишь в обрядовой стороне богослужений [26. Р. 26]. В данном положении еще не сказывается гетеродоксия Ньютона сама по себе, приведшая его в конечном итоге к полному разногласию с англиканством. Хорошо известно, что многие апологеты с античности до Нового времени, включая апостола Павла, Филона Александрийского, Иустина Мученика, Климента Александрийского, пытались на основании богословско-исторического анализа текстов Танаха доказать прямую преемствен-

ность христианства от ветхозаветного служения Богу -это так называемая традиция иудохристианства [27, 28]. По сути, Ньютон в этом мнении относительно истории христианской церкви первых веков вполне каноничен с христианской точки зрения. Его еретические идеи начинаются, когда он пытается в Бодмеров-ской рукописи связать отстаиваемую им самим унитарную теологию, ненависть к католицизму и собственную модель искажения Ур-религии [14. F. 7r-8r; 25. F. 1r—1v].

Ньютон уделяет очень большое внимание путям искажения Ур-религии в нашу эру. Он разрабатывает собственную концепцию моральных оснований христианства как возрожденной Ур-религии и их «порчи», замутнений, искажений на протяжении истории развития христианства. Я склонен согласиться с рядом исследователей, что наиболее близким к Ур-религии Ньютон считал самое раннее христианство времен Иисуса и апостолов, а также древний иудаизм пророческих эпох [29. P. 7; 30. P. 13].

Ур-религия, по мнению английского ученого, на протяжении развития человеческого общества постоянно искажалась. С одной стороны, как мы убедились, иногда искажения этой религии, по мысли Ньютона, приводили к появлению языческих религий Средиземноморья, Ближнего Востока, Индии (включая буддизм) и многобожия. С другой стороны, как убедительно доказывает в своей работе Мэтью Голдиш, английский ученый настаивал на том, что даже большинство монотеистических религий, например христианство и мусульманство, — это искажения исходной Ур-религии, которую исповедовали ноахиды — потомки Ноя [31. P. 44—46].

Почему же Ньютон видит в развитии христианской религии и церкви «отпадение от Бога», искажения изначальной Ур-религии?

Во-первых, ученый не усматривает в Иисусе Христе Бога, воплощения Божьего, а только Сына Божьего, что он явно отразил в Бодмеровском манускрипте «О церкви» [14. F. 166r— 167r]. Причиной этого является то, что Ньютон очень долго не признавал Божественную Троицу, и есть лишь косвенные основания предполагать, что он признал догмат о Троице перед своей смертью в 1726 г. Некоторые исследователи, например Стивен Снобелен [19. P. 37—38; 32. P. 211, 234, 237—238] и Томас Пфайзенмайер [33. P. 74—75] считают, что Ньютон был арианином — тайным из опасений репрессий со стороны англиканской церкви. Однако я полагаю, что более уместной представляется точка зрения, согласно которой Ньютон на протяжении большей части жизни придерживался еретических с позиций христианства унитарных воззрений на Бога, но арианином все же не был. Почему? Арианство IV— V вв. чаще всего подразумевало отказ от восприятия Христа как Сына Божьего, и античные ариане считали Его Высшим Творением Божьим, а Ньютон не отказывался от этой идеи, признавая, что «Иисус — Сын Бога живого, Мессия и Князь» [14. F. 16r, 163r— 164r]. Тем не менее Ньютон не считал Иисуса Богом, олицетворением Второй, Сыновней ипостаси, поскольку в Троицу не верил на протяжении многих десятков лет.

Удивительно, но для Ньютона Христос имел не одну природу, как для большинства ариан, а две — божественную и человеческую [14. F. 15r]. Однако божественная природа, как считал Ньютон, должна быть отделена от Самого Бога [14. F. 202r]. Ньютон полагал, что «люди начали поклоняться творению вместо Творца», называя «творением» Самого Иисуса Христа [14. F. 166r], а также что «люди подменили твердую пищу, характерную для взрослых, молоком для младенцев» [14. F. 28r]. Твердой пищей, с его точки зрения, должно было быть признание того, что «Бог обладает бесконечной властью над Христом (dominate over the Christ)» [14. F. 331r—332r], а молоко для младенцев — это христианская катехизация, «идолопоклонство», в которое, по его мысли, впала христианская церковь начиная со времен Вселенских Соборов [14. F. 322r]. В рукописи № 15 из коллекции Яхуды английский ученый с целью дальнейшего обоснования своей концепции искажения Ур-религии отверг чудо евхаристии и истинность пресуществления святых даров (хотя впоследствии он признал истинность транссубстанци-ации), написав на этот счет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Там, где Христос сказал: «Это мое тело», имея в виду вид его тела, римокатолики поняли это в буквальном смысле, как если бы хлеб был пресуществлен в тело Христа в буквальном смысле. Там, где Христос говорит: «Отец Мой больше Меня», - имея в виду отношения власти, некоторые отсюда вывели, что Сын является частью Бога и Отца [18. Pt. 3. F. 47v].

Во-вторых, Ньютон в определенных умозаключениях, несмотря на постулируемую им дистанцирован-ность от позиции Церкви Англии, все же следует протестантской традиции не признавать почитания святых и икон, считая их «идольскими изображениями», не признавать реальность ангелов и демонов, а следовательно, считать все эти объекты предметами язычества и идолопоклонства (см., напр.: [14. F. 29r]). Поэтому Ньютон вполне в протестантском стиле делает вывод, что христианство, потеряв исходную чистоту первых веков своего развития, скатилось в пучину идолопоклонства также по причине почитания святых, признания ангелологии / демонологии и зародившейся традиции иконописи и сакральной скульптуры [14. F. 30r; 15. F. 156]. Для Ньютона давняя ветхозаветная традиция ангелологии, которую он, по идее, должен был бы признавать за часть Ур-религии, отметается тем соображением, что в Писаниях многие вещи были записаны на аллегорическом языке, а люди впоследствии стали трактовать их буквально, поэтому его вывод таков, что древнееврейские ангелология и демонология не являются частями моральной Ур-религии [14. F. 61r—62r].

В-третьих, Ньютон феноменально враждебен по отношению к католицизму. Известно, что в историко-теологической и философской мысли Англии XVI— XVII вв. католическую церковь и католиков традиционно недолюбливали многие англиканские мыслители, о чем пишет, например, Уильям Ашворт [24. P. 153— 154], однако у Ньютона это, похоже, вылилось в определенную idée fixe: он посвящает тысячи страниц в своих рукописях гневной критике католической церкви и развенчиванию пороков католического духовенства

и конкретно римских понтификов. При этом самое интересное, что Ньютон в Бодмеровской рукописи не делает разницы между католицизмом и христианством времен Соборов, словно забывая о том, что о католицизме как отдельной конфессии можно говорить лишь начиная с середины XI в. Для Ньютона тринитарная логика многих отцов Церкви - не более чем происки католиков, которые «враждебны всякой истине на Земле» [14. Б. 15г]. В силу этого становится понятно, почему для Ньютона догмат о Троице представляет собой «искажение» Ур-религии. Дальше на протяжении истории религия искажалась все больше и больше, и в конечном счете подобные искажения привели к появлению «новой степени ереси» - мусульманства, в котором Иисус понимается уже не как Сын Бога, а просто как один из пророков [14. Б. 21г, 305г].

В-четвертых, Ньютон критикует интеграцию христианской религии с философскими учениями античности. Это само по себе странно, поскольку Ньютон -не только историограф, но и богослов, и он не мог не понимать, что теологи очень часто интегрирует в свои положения философскую базу. К тому же, как мы увидели выше, Ньютон напрямую связывал развитие натурфилософских учений древности и языческие религии как искажения Ур-религии. Тем не менее он пишет следующее относительно вреда философского влияния на христианство:

Но люди с извращенным умом, не вдаваясь в подробности связи имен Христа с пророчествами о Нем и отношений разных частей Писаний друг по отношению к другу, приняли описания в буквальном и естественном смысле, тогда как на самом деле эти вещи описывались аллегорически в моральном смысле, по отношению к благочестию и добродетели... Неправильно интерпретировав слова Писания с позиций философов, люди привнесли в христианскую религию множество философских мнений, о которых первые христиане ничего не знали... Из-за этого Христос стал восприниматься Богом, и Соборы исказили все те моральные положения, на которых строится Ур-рели-гия... Был искусственно придуман и введен в оборот догмат о Троице, и католичество стало столь же далеко от истинной религии потомков Ноя (Noaсhides), как нехристианские и языческие религии. Искажение Ур-религии язычниками с выдумыванием многобожия и христианами-католиками шло параллельно... [14. Б. 62г, 64г, 70г; 18. Р1. 3. Б. 44г-45г, 47у; 25. Б. 2г].

Заключение

Мы рассмотрели основные особенности концепции сэра Исаака Ньютона относительно Ур-религии, ее образования, развития и путей ее искажения в контексте его глобальной цивилизационной теории, в рамках которой он рассматривал пути развития цивилизаций.

Несмотря на небывалый интерес, который идеи Ньютона вызвали в английской историографии XVIII-XIX вв., данная концепция все же небезупречна и с логической, и с фактуально-доказательной стороны. Например, Ньютон ни в одной рукописи не пытается посмотреть на Ур-религию в более широкой перспек-

тиве и поразмышлять, откуда Ной приобрел теоретические и практические (обрядовые и церемониальные) познания и, соответственно, каким образом разрабатываемая им концепция Ур-религии ноахидов может быть связана с допотопными религиозными верованиями. Будут ли, например, Сиф или Енох такими же священниками Ур-религии, как и Мелхиседек? И если да, то откуда у самых первых патриархов было столь точное натурфилософское знание об устройстве Вселенной? Ньютона можно считать одним из первых авторов имагологических картин древних народов [34; 35. C. 286], и мыслитель многократно постулирует связь этих картин с его теорией Ур-религии. Однако он совершенно не объясняет причин наличия такой связи.

Похоже, Ньютон был несколько некритичен по отношению к себе. Он не допускал того, что он может быть где-то неправ или неточен в своей общей модели развития Ур-религии. Для него собственная концепция Ур-религии, подчас даже недоказуемая фактами, представляет собой достижение небывалой ценности, от которого он не может и не хочет отказываться, даже невзирая на некоторые несоответствия его модели историческим документам. Так, английский ученый пишет:

Следовательно, если кто-то будет утверждать, что мое объяснение Ур-религии... неопределенно, при том, конечно, условии, что можно будет найти другие способы интерпретации путей развития религий в мире, труды этого человека нельзя будет рассматривать, если он не докажет, что то, что сделал я, может быть по-настоящему исправлено. Если методы, которые он будет предлагать, будут менее естественными или основанными на более слабых аргументах, чем мои, очень вероятно, что он ищет не саму истину, а свой корыстный интерес в ней, так делают католики. Но если путь, которым я шел, действительно соответствует природе и гению пророчества, не нужно других демонстраций, чтобы убедиться в его истинности.

Ибо, как из двигателя, сделанного отличным изобретателем, человек легко убеждается, что части правильно собраны вместе, когда он видит их соединенными по-настоящему друг с другом, несмотря на то, что они могут быть объединены и другим способом; и как человек соглашается с тонким смыслом автора, когда он видит слова, истолкованные или упорядоченные в соответствии с законами грамматики, несмотря на то, что есть возможность втиснуть слова в какую-либо другую, более грубую конструкцию; так человек должен иметь равные основания согласиться с моей интерпретацией Ур-религии... когда он увидит, что ее части упорядочены в соответствии с их назначением... [16. Pt. 1. F. 14r-15r]

Из этого пассажа можно заключить, что Ньютон видел свою миссию - не больше и не меньше - как задачу пророка.

Тем не менее исследование историографической концепции Ньютона в отношении развития Ур-религии обладает несомненной важностью и актуальностью. Оно позволяет нам понять место и роль развития мировых религий и локальных древних языческих верований Средиземноморья и Ближнего Востока в глобальной цивилизационной теории Исаака Ньютона,

а также установить, почему традиция объяснения раз- церквей стала столь популярной в английской исто-вития цивилизаций через формирование религий и риографии XVIII—XIX вв.

Список источников

1. Newton I. Three bundles of notes for a work on the ancients' physico-theology, related to 'Theologiœ Gentilis Origines Philosophic®'. Late 1680s —

early 1690s // Yahuda Ms. 17. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

2. Manuel F.E. Isaac Newton, Historian. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1963. 307 p.

3. Manuel F.E. The Religion of Isaac Newton. Oxford : Oxford University Press, 1974. 141 p.

4. The Correspondence of Isaac Newton : in 7 vols. / ed. by H.W. Turnbull; published for the Royal Society. Cambridge : Cambridge University Press,

1959—1977.

5. Snobelen S.D. The True Frame of Nature: Isaac Newton, Heresy, and the Reformation of Natural Philosophy // Heterodoxy in Early Modern Science

and Religion / ed. by J. Brooke, I. Maclean. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 223—262.

6. Donskikh O.A. Horror Zivilisationis, oder Horror der Subjektivität // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2019.

Vol. 2. Art. 2.020110205. P. 1—19.

7. Creuzer F., Mone F.J. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen: in Vorträgen und Entwürfen : in 4 Bände. Leipzig ; Darm-

stadt : Abbildungen, 1810—1812.

8. Newton I. Draft chapters of a treatise on the origin of religion and its corruption. Early 1690s. Yahuda Ms. 41. National Library of Israel. Jerusalem,

Israel.

9. Newton I. Rough draft portions of and notes for 'Theologiœ Gentilis Origines Philosophic®' and 'The Original of Monarchies'. Late 1680s — early

1690s // Yahuda Ms. 16. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

10. McGuire J.E. Newton on Place, Time, and God: An Unpublished Source // British Journal for the History of Science. 1978. Vol. 11, № 38. Р. 114—129.

11. Westfall R.S. Short-Writing and the State of Newton's Conscience, 1662 // Notes and Records of the Royal Society of London. 1963. Vol. 18. P. 10—16.

12. Goldish M. Judaism in Newton's history of early religion // Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht : Springer, 1998. P. 39—55.

13. Newton I. Irenicum, or Ecclesiastical Polyty tending to Peace. 1715—1720 // Keynes Ms. 3. King's College Library, Cambridge University, UK.

14. Newton I. Of the Church. 1700s // Bodmer Ms. Martin Bodmer Foundation Library, Cologny, Switzerland.

15. Lysenko L. Utilisation of non-Christian sources in Christian ideological parables // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2019. Vol. 2, № 1. P. 1—3.

16. Newton I. Untitled treatise on Revelation. 1670s // Yahuda Ms. 1. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

17. Goldish M. Newton's 'Of the Church': Its Content and Implications // Newton and Religion / ed. by J.E. Force, R.H. Popkin. Dordrecht : Kluwer, 1999. P. 145—164.

18. Newton I. Drafts on the history of the Church. 1710s // Yahuda Ms. 15. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

19. Snobelen S.D. Newton the believer // The Isaac Newton Guidebook / ed. by D.R. Alexander. Cambridge : The Faraday Institute, 2012. P. 35—44.

20. Aubert Ch. Collision idéologique dans L'Ovide moralisé // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2019. Vol. 2. Art. 2.010210910. P. 1—18.

21. Donskikh O.A. Splitting concepts: steps of reflection // Schole. 2018. Vol. 12, № 2. P. 402—425.

22. Donskikh O.A. Poetry as the beginning of philosophy and science // Schole. 2019. Vol. 13, № 2. P. 716—732.

23. Oliveira M.E., Carvalho B.M. The renowned courtesan as a heroine of a Christian ideological narrative? // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. V. 2. Art. 2.010410604. P. 1—15.

24. Ashworth W.B. Catholicism and Early Modern Science // God and Nature: Historical Essays on the Encounter between Christianity and Science / ed. by D.C. Lindberg, R.L. Numbers. Berkeley, CA : University of California Press, 1986. P. 136—166.

25. Newton I. Additional Notes to 'Of the Church'. 1700s // Bodmer Ms. No. 1. Martin Bodmer Foundation Library, Cologny, Switzerland.

26. Ducheyne S. Isaac Newton's 'Of the Church' manuscript description and analysis of Bodmer Ms. in Geneva // European Journal of Science and Theology. 2009. Vol. 5, № 2. P. 25—35.

27. Иларион, митр. Апостол Павел : биография. М. : Изд-во Московской Патриархии : Познание, 2017. 592 с.

28. Иларион, митр. Церковь в истории. Православная церковь от Иисуса Христа до наших дней. М. : Изд-во Московской Патриархии : Познание, 2017. 360 с.

29. Sassin W. Deja Vue? // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2019. Vol. 2. Art. 2.020210216. P. 1—21.

30. Sassin W. Er-Schöpfung der Schöpfung, oder Eine neue Kulturstufe in der Entwicklung des homo // The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2019. Vol. 2. Art. 2.020510203. P. 1—17.

31. Goldish M. Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht : Springer, 1998. 244 p.

32. Snobelen S.D. Isaac Newton, heresy laws and the persecution of religious dissent // Enlightenment and Dissent. 2009. Vol. 25. P. 204—259.

33. Pfizenmaier Th.C. Was Isaac Newton an Arian? // Journal of the History of Ideas. 1997. Vol. 58, № 1. P. 57—80.

34. Gnes A. National and ethnic imagology on Eurasian space // Eurasian Political Crossroads. 2020. Vol. 1, № 1. P. 37—50.

35. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. СПб. : Алетейя, 1999. 784 с.

References

1. Newton, I. (late 1680s — early 1690s) Three bundles of notes for a work on the ancients' physico-theology, related to 'Theologiœ Gentilis Origines

Philosophicœ'. Yahuda Ms. 17. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

2. Manuel, F.E. (1963) Isaac Newton, Historian. Cambridge, MA: Harvard University Press.

3. Manuel, F.E. (1974) The Religion of Isaac Newton. Oxford: Oxford University Press.

4. Turnbull, H.W. (ed.) (1959—1977) The Correspondence of Isaac Newton. In 7 vols. Cambridge: Cambridge University Press.

5. Snobelen, S.D. (2005) The True Frame of Nature: Isaac Newton, Heresy, and the Reformation of Natural Philosophy. In: Brooke, J. & Maclean, I. (eds)

Heterodoxy in Early Modern Science and Religion. Oxford: Oxford University Press. pp. 223—262.

6. Donskikh, O.A. (2019) Horror Zivilisationis, oder Horror der Subjektivität. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2.

020110205. pp. 1—19.

7. Creuzer, F. & Mone, F.J. (1810—1812) Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen: in Vorträgen und Entwürfen. In 4 Bände.

Leipzig und Darmstadt: Abbildungen.

8. Newton, I. (early 1690s) Draft chapters of a treatise on the origin of religion and its corruption. Yahuda Ms. 41. National Library of Israel. Jerusalem,

Israel.

9. Newton, I. (late 1680s — early 1690s) Rough draft portions of and notes for 'Theologiœ Gentilis Origines Philosophicœ' and 'The Original of Monar-

chies'. Yahuda Ms. 16. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

10. McGuire, J.E. (1978) Newton on Place, Time, and God: An Unpublished Source. British Journal for the History of Science. 11(38). pp. 114—129.

11. Westfall, R.S. (1963) Short-Writing and the State of Newton's Conscience, 1662. Notes and Records of the Royal Society of London. 18. pp. 10—16.

12. Goldish, M. (1998) Judaism in Newton's history of early religion. In: Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht: Springer. pp. 39—55.

13. Newton, I. (1715-1720) Irenicum, or Ecclesiastical Polyty tending to Peace. Keynes Ms. 3. King's College Library, Cambridge University, UK.

14. Newton, I. (1700s) Of the Church. Bodmer Ms. Martin Bodmer Foundation Library, Cologny, Switzerland.

15. Lysenko, L. (2019) Utilisation of non-Christian sources in Christian ideological parables. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2(1). pp. 1-3.

16. Newton, I. (1670s) Untitled treatise on Revelation. Yahuda Ms. 1. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

17. Goldish, M. (1999) Newton's 'Of the Church': Its Content and Implications. In: Force, J.E. & Popkin, R.H. (eds) Newton and Religion. Dordrecht: Kluwer. pp. 145-164.

18. Newton, I. (1710s) Drafts on the history of the Church. Yahuda Ms. 15. National Library of Israel. Jerusalem, Israel.

19. Aubert, Ch. (2019) Collision idéologique dans L'Ovide moralisé. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2. 010210910. pp. 1-18.

20. Donskikh, O.A. (2018) Splitting concepts: steps of reflection. Schole. 12(2). pp. 402-425.

21. Donskikh, O.A. (2019) Poetry as the beginning of philosophy and science. Schole. 13(2). pp. 716-732.

22. Oliveira, M.E. & Carvalho, B.M. (2019) The renowned courtesan as a heroine of a Christian ideological narrative? The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2. 010410604. pp. 1-15.

23. Snobelen, S.D. (2012) Newton the believer. In: Alexander, D. (ed.) The Isaac Newton Guidebook. Cambridge: The Faraday Institute. pp. 35-44.

24. Ashworth, W.B. (1986) Catholicism and Early Modern Science. In: Lindberg, D.C. & Numbers, R.L. (eds) God and Nature: Historical Essays on the Encounter between Christianity and Science. Berkeley, CA: University of California Press. pp. 136-166.

25. Newton, I. (1700s) Additional Notes to 'Of the Church'. Bodmer Ms. No. 1. Martin Bodmer Foundation Library, Cologny, Switzerland.

26. Ducheyne, S. (2009) Isaac Newton's 'Of the Church' manuscript description and analysis of Bodmer Ms. in Geneva. European Journal of Science and Theology. 5(2). pp. 25-35.

27. Hilarion, Met. (2017a) Apostol Pavel [Apostle Paul: a biography]. Moscow: Moscow Patriarchate.

28. Hilarion, Met. (2017b) Tserkov' v istorii. Pravoslavnaya tserkov' ot IisusaKhrista do nashikh dney [Church in History. Orthodox Church from Jesus Christ to Our Days]. Moscow: Moscow Patriarchate.

29. Sassin, W. (2019) Deja Vue? The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2. 020210216. pp. 1-21.

30. Sassin, W. (2019) Er-Schöpfung der Schöpfung, oder Eine neue Kulturstufe in der Entwicklung des homo. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions. 2. 020510203. pp. 1-17.

31. Goldish, M. (1998) Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht: Springer.

32. Snobelen, S.D. (2009) Isaac Newton, heresy laws and the persecution of religious dissent. Enlightenment and Dissent. 25. pp. 204-259.

33. Pfizenmaier, Th.C. (1997) Was Isaac Newton an Arian? Journal of the History of Ideas. 58(1). pp. 57-80.

34. Gnes, A. (2020) National and ethnic imagology on Eurasian space. Eurasian Political Crossroads. 1(1). pp. 37-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Dmitriev, I.S. (1999) NeizvestnyyN'yuton [The Unknown Newton]. St Petersburg: Aleteyya.

Сведения об авторе:

Шаров Константин Сергеевич - кандидат философских наук, старший преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: const.sharov@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Sharov Konstantin S. - PhD (Philosophy), Senior Lecturer of M.V. Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: const.sharov@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.11.2019; принята к публикации 15.11.2023 The article was submitted 10.11.2019; accepted for publication 15.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.