ИЗВЕСТИЯ ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Том 206 1973
СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОЧЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА ПО ТРЕМ ВЗАИМНО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМ ОСЯМ
Ю. И. ТЕРЕНТЬЕВ
(Представлена семинаром сектора ВТЭ НИИ ЯФЭА)
В статье описывается работа схемы автоматического управления перемещением точечного коллектора по трем взаимно перпендикулярным осям.
Схема предназначена для обеспечения возможности индикации распределения средней плотности тока электронного пучка в исследуемом объеме и записи полученной информации.
Одним из способов изучения электронных пучков может явиться измерение средней плотности тока во многих точках исследуемого объема с помощью точечного коллектора.
В целях сокращения времени и удобства исследования нами разработана схема, представленная на рис. 1, автоматического управления устройством, перемещающим точечный коллектор по трем взаимно перпендикулярным осям: горизонтальной — х, вертикальной — у, по оси пучка — г. Для привода устройства используются микродвигатели постоянного тока типа СЛ-221А. Схема построена на реле типов МКУ-48, РП-5 с применением концевых выключателей Д701 и временных выдержек. Концевые выключатели расположены по соответствующим осям (КВЬ2 — по оси х, КВ3,4 — по оси г/, КВ5,6— по оси г) вне исследуемого объема и срабатывают от воздействия эмитаторов коллектора, работающих синхронно с ним.
Рассмотрим работу схемы. Первоначально коллектор находится в точке / первого исследуемого сечения электронного пучка (рис. 2). Включаем тумблеры Тбь Т62, Тб3, Т64 и нажимаем на кнопку — пуск, имеющую нормально открытые контакты пх и п2. При этом срабатывает реле Р1 и самоблокируется нормально открытыми контактами (н.о.) 1РЬ- замыкаются (н. о.) контакты 2Р1 и ЗРХ и размыкаются нормально закрытые (н. з.) контакты 4РЬ 2Р1 и ЗР] в цепи двигателя г (перемещающего каретку вместе со смонтированным на ней механизмом перемещения коллектора по осям х и у и самим коллектором по оси пучка) —двигатель подготовлен к работе. В результате шунтирования контактами П1 потенциометра конденсатор С\ заряжается до номинального напряжения за время нажатия кнопки, что приводит к срабатыванию поляризованного реле 1РП-5, а следовательно, и реле В2, последнее замыкает н.о. контакты 1В2 в цепи двигателя У и размыкает (н. з.) контакты в цепи двигателя х. Двигатель У запустится, перемести коллектор вниз. Одновременно замыкаются (н. о.) контакты 2В2 и ЗВ2 в цепях реле В1 и Н2, но срабатывает и самоблокируется только реле Вь так как цепь реле Н1 разорвана контактом КВг концевого выключателя.
Рис. 1. Схема автоматического управления перемещением точечного коллектора по трем
взаимно- перпендикулярным осям
После разрядки конденсатора С{ реле 1РП-5, В2 обесточиваются, при этом замыкается (н. з.) контакт 1В2 — двигатель х начинает работать, перемещая коллектор по горизонтальной строке сечения, а двигатель У останавливается. В конце строки срабатывает концевой выключатель КВ2) размыкая н. з. контакты КВ2 в цепи реле В1 и замыкая н. о. контакты 1КВ2 в цепи реле 1РП-5. При этом останавливается двигатель х и начинает работать двигатель У после срабатывания реле 1РП-5 и В2, перемещая коллектор вниз на следующую строку, после чего процесс работы идет в аналогичной последовательности.
Расстояние между строками устанавливается изменением длительности разряда конденсатора С1 с помощью потенциометра
В конце пути коллектора вниз сработает концевой выключатель КВз и замкнет свой н. о. контакт КВ3 в цепи поляризованного реле 2РП-5. Вследствие этого срабатывает реле В3 и включает реле Р2, последнее реверсирует двигатель У размыкает н. з. контакт 2В3, препятствуя этим перемещению коллектора относительно каретки на время движения каретки на новую позицию, замыкает н. о. контакты 1В3 и 4В3 в цепи двигателя г — каретка начинает перемещаться по оси пучка на расстояние, определяемое длительностью разряда конденсатора С2.
После отключения реле В3 срабатывает реле В2 — начинается зондирование нового сечения пучка, но уже в обратной последовательности, так как двигатель У реверсирован.
При подъеме коллектора на верхнюю строку сработает концевой выключатель КВ4, замкнув свои н. о. контакты в цепи реле 2РП-5 и разорвав цепь реле Р2. Двигатель У переключается для перемещения коллектора вниз, а каретка снова перемещается по оси пучка в следующее положение.
Когда каретка, сделав ряд циклов, пройдет всю исследуемую область, сработает концевой выключатель КВ5 и выключит реле Рь Двигатель г реверсируется и, благодаря замыканию контактов ЗР{, сразу начинает вращаться в обратном направлении, перемещая каретку в исходное положение.
Коллектор в это время не может перемещаться относительно каретки, так как сначала конденсатор С\ зашунтирован (н. о.) контактами КВ5, когда же они разомкнутся, конденсатор будет продолжать разряжаться через обмотку реле 1РП-5 током, недостаточным для его срабатывания.
По возвращении каретки в исходное положение концевой выключатель КВб своими (и.о.) контактами КВе включит сигнальную лампу Ло и обесточит двигатель г.
Кнопка «аварийный возврат» позволяет возвращать каретку в исходное положение в любой момент времени.
Для многократного исследования одного сечения следует выключать тумблер Тб3.
Благодаря наличию (н.о.) контактов 4Н1 и 4В] в цепи, соединяющей коллектор с записывающим устройством самописца, сигнал на самописец подается только в период горизонтального перемещения коллектора в исследуемом сечении.
Схема испытана, работает надежно.
Рис. 2. Траектория движения коллектора в исследуемом сечении электронного пучка