Нужный С. Н., аспирант Старооскольский технологический институт (филиал) «МИСиС» ШАРНИРНАЯ РАМНАЯ КОНСТРУКЦИЯ С Х-ОБРАЗНЫМИ ОПОРАМИ
8е^.пи2Иту@уапДех. ги
В статье представлено новое конструктивное решение легких рамных конструкций — шарнирная рамная конструкция с Х-образными опорами и методика её расчета.
Ключевые слова: новое конструктивное решение, легкая рамная конструкция, Х-образные опоры, условие неразрывности деформаций._
Легкие рамные конструкции применяются при проектировании и строительстве отапливаемых зданий предприятий машиностроения, приборостроения, легкой, пищевой, мясомолочной, радиоэлектронной, деревообрабатывающей промышленности, сельскохозяйственных зданий, зданий технического обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственных машин, зданий компрессорных, производственно-отопительных котельных, других зданий различного назначения: физкультурно-оздоровительных комплексов, предприятий общественного питания быстрого обслуживания, выставочных и рыночных павильонов, кафе и др. Технические возможности ЛМК позволяют применять их практически во всех районах страны, включая труднодоступные районы. Подобные конструкции являются наиболее рациональными, так как одновременно выполняют технологическую функцию и функцию несущей конструкции. В них максимально используется несущая способность балочных конструкций, но они имеют ограниченный диапазон перекрываемого пролета.
Идея использования, в легких рамных конструкциях, Х-образных опор[1] позволяет расширить диапазон перекрываемого пролета, разгрузить ригель и повысить устойчивость рамы за счет наружного подкоса.
Новые конструктивные решения легких рамных конструкций с Х-образными опорами до настоящего времени изучены слабо и вопросы их прочности, деформативности являются актуальными.
В этой связи целью настоящей работы является разработка конструктивных решений и методики расчета новых рамных конструкций с Х-образными опорами, направленная на повышение их несущей способности с одновременным снижением материалоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что в известной рамной конструкции включающей ригель рамы, стойку рамы и опорный подкос, который в данной конструкции является внутренним переходящим в наружный подкос и образующий со стойкой Х-образную опору, тем самым позволяетуменьшить материалоемкость,
одновременно увеличить перекрываемый пролёт и повысить устойчивость стойки.
Вся совокупность конструктивных элементов, описанных выше образует новое устройство рамных конструкций позволяющих перераспределить усилия в них, уменьшить материалоемкость, увеличить перекрываемый пролет и повысить устойчивость стойки, что обеспечивается использованием внутреннего подкоса, переходящего в наружный подкос.
На рис.1 схематично изображена шарнирная рамная конструкция с Х-образными опорами.
Предлагаемая новая конструкции рамы состоит из ригеля 1 опирающегося на стойку 2, внутренний подкос 3 и наружный подкос 4.
Данная шарнирная рамная конструкция работает следующим образом: полезная и атмосферная нагрузки воспринимается ригелем 1 и передаётся на стойку 2, внутренний подкос 3 и наружный подкос 4.
Рис. 1. Шарнирная рамная конструкция с Х-образными опорами На рисунке 2 показано схема загружения каркаса рамно-балочного типа с Х-образными опорами.
я
шшшйшшшпшшшшш]
Рис.2. Схема загружения каркаса рамно-балочного типа с Х-образными опорами Расчленим схему каркаса на три конечных элемента: на балочную систему с податливыми опорами (рис. 3) и на две Х-образные опоры (рис. 4).
где Л, =
1
6ЫЛ
2(Ь + К) Ь2
К
Б =-
6ЕТ,
£ +1)
Ь К
2(Ь2 + Ьъ) 1
(К + Ь
У = У, У2
м = | |м2
М\
где уь у2 - перемещения балочной системы в точках 2 и 3.
ф (я> = _
24ЕЛ
К + К К + К
У = СМ + У5 ;
С =
П
П,
П, (1+1
Ь К
у"' =
П2д(Ь + Ь2)
2
П,д(Ь1 + Ь)
2
(9)
П2, П3 - податливость опор 2 и 3:
К к
П
Ю ЕЕ
П
(10) (11)
Рис.4. Правая и левая Х-образные опоры
Балочную систему с податливыми опорами разобьем на три конечных элемента 1-2, 2-3, 3-4, расчетная модель балочной системы представлена на рисунке 5.
К , к .
ЕЗсп ЕЕ, '
М2, М3 - изгибающие моменты балочной системы в точках 2 и 3; q - действующая нагрузка на балочную систему; Е.Топ, Е. - изгибающая жесткость опоры и балочной системы; ЕРоп - жесткость на растяжение.
яЬ
2
о м3 - м 2 м±
^ ¿2 ь '
м2 - м3 м3 л, =---;
3 к ь, .
г, _5Ь-3
л=т;
(12)
(13)
(14)
(15)
Рис. 5. Расчетная модель балочной системы
с опиранием на Х-образные опоры В местах сочленения конечных элементов 1-2, 2-3, 3-4, составляя условие неразрывности деформаций, получим следующие уравнение:
ЛМ+ф(я) = БУ,
(1) (2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
Усилие М1А в стержне 1А равно:М1А=Я1(16) Усилие в стержне 2А равно: ЛГ _ п 1
Из условия равновесия в узлах А и В, найдем усилия в стержнях О А, АС, ВБ,ВК
Н /
А у%
Рис. 6. Действие сил в узле А НоА= ^а, ^С= ^А (18)
Из условия симметрии усилия в узле В находятся, аналогично усилиям в узле А.
Предложенный алгоритм расчет каркаса рамно-балочного типа с Х-образными опорами позволяет определить силовые и деформационные факторы в нем.
Данная конструкция рамы может использоваться, как при проектировании новых рамных систем, так и при усилении аварийных рам. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Патент на полезную модель № 92038. Шарнирная рамная конструкция с Х-образными опорами. // Нужный С.Н., Лунев Л.А. -2009131877/22; заявл. от 25.08.2009; опубл. 10.03.2010.
+
Ь
1
1
Ь
Т
Т
я
Ь
Ь