Научная статья на тему 'ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1359
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шанхайская организация сотрудничества / интеграционное поле / сотрудничество / развитие / расширение. / Shanghai Cooperation Organization / integration field / directions / cooperation / development / extension.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Илёсбек И. Комилов

Статья посвящена анализу Шанхайской организации сотрудничества, рассмотрению предпосылок ее формирования и политического объединения «Шанхайская пятёрка» в качестве базиса для ее складывания, последующего расширения интеграционного поля ШОС за счёт постоянного наращивания и развития многосторонних связей со странами, расположенными в Центрально-азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Шанхайская организация сотрудничества, которая была официально учреждена 15 июня 2001 года, представляет из себя действующее на постоянной основе межправительственное региональное международное объединение. За 20 лет ее существования состав значительно вырос. Всего насчитывается восемнадцать государств, обладающих статусами полноправного участника, наблюдателя и партера по диалогу. Тот факт, что организация стремится непрерывно расширять рамки сотрудничества, составляет её специфику и отличает её от остальных объединений региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION: PREREQUISITES FOR CREATION AND CURRENT STATE

The article is devoted to the analysis of the Shanghai Cooperation Organization, consideration of the prerequisites for its formation and the political association «Shanghai Five» as a basis for its formation, the subsequent extension of the SCO integration field due to the constant build-up and development of multilateral ties with countries located in the Central Asian and AsiaPacific regions. The Shanghai Cooperation Organization, which was officially established on June 15, 2001, is a permanent intergovernmental regional international association. Over the 20 years of its existence, the composition has grown significantly. In total, there are eighteen states with the statuses of a full participant, observer and dialogue partner. The fact that the organization strives to continuously expand the framework of cooperation is its specificity and distinguishes it from other associations in the region.

Текст научной работы на тему «ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

Oriental Journal of History, Politics and Law

ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND

LAW

journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl

SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION: PREREQUISITES FOR CREATION

AND CURRENT STATE

Ilyosbek I. Komilov

Master's student

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

ABOUT ARTICLE

Key words: Shanghai Cooperation Organization, integration field, directions, cooperation, development, extension.

Received: 14.05.22 Accepted: 16.05.22 Published: 18.05.22

Abstract: The article is devoted to the analysis of the Shanghai Cooperation Organization, consideration of the prerequisites for its formation and the political association «Shanghai Five» as a basis for its formation, the subsequent extension of the SCO integration field due to the constant build-up and development of multilateral ties with countries located in the Central Asian and Asia- Pacific regions. The Shanghai Cooperation Organization, which was officially established on June 15, 2001, is a permanent intergovernmental regional international association. Over the 20 years of its existence, the composition has grown significantly. In total, there are eighteen states with the statuses of a full participant, observer and dialogue partner. The fact that the organization strives to continuously expand the framework of cooperation is its specificity and distinguishes it from other associations in the region._

SHANXAY HAMKORLIK TASHKILOTI: TASHKIL ETISHNING ZARURIY SHARTLARI VA HOZIRGI HOLATI

Ilyosbek I. Komilov

Magistratura talabasi

Toshkent davlat sharqshunoslik universiteti

Toshkent, O'zbekiston

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit so'zlar: Shanxay hamkorlik Annotatsiya: Maqola Shanxay tashkiloti, integratsiya sohasi, hamkorlik, Hamkorlik Tashkiloti faoliyatini tahlil qilish, rivojlanish, kengaytirish. uni shakllantirish va "Shanxay beshligi"

siyosiy assotsiatsiyasini shakllantirish uchun asos sifatidagi shart-sharoitlarni ko'rib chiqish, ShHT integratsiya maydonini doimiy ravishda qurish hisobiga keyinchalik kengaytirishga bag'ishlangan. Markaziy Osiyo va Osiyo-Tinch okeani mintaqalarida joylashgan davlatlar bilan ko'p tomonlama aloqalarni rivojlantirish va rivojlantirish. 2001-yil 15-iyunda rasman tashkil etilgan Shanxay hamkorlik tashkiloti doimiy asosda faoliyat yurituvchi hukumatlararo mintaqaviy xalqaro birlashma hisoblanadi. O'zining 20 yillik faoliyati davomida kompozitsiya sezilarli darajada o'sdi. Hammasi bo'lib, to'liq ishtirokchi, kuzatuvchi va muloqot bo'yicha hamkor maqomiga ega bo'lgan o'n sakkizta davlat mavjud. Tashkilotning hamkorlik ko'lamini doimiy ravishda kengaytirishga intilayotgani uning o'ziga xos jihati bo'lib, uni mintaqadagi boshqa birlashmalardan ajratib turadi.

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Илёсбек И. Комилов

Студент магистратуры

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Шанхайская Аннотация: Статья посвящена организация сотрудничества, анализу Шанхайской организации

интеграционное поле, сотрудничество, сотрудничества, рассмотрению

развитие, расширение. предпосылок ее формирования и

политического объединения «Шанхайская пятёрка» в качестве базиса для ее складывания, последующего расширения интеграционного поля ШОС за счёт постоянного наращивания и развития многосторонних связей со странами, расположенными в Центрально-азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Шанхайская организация сотрудничества, которая была официально учреждена 15 июня 2001 года, представляет из себя действующее на постоянной основе межправительственное региональное международное объединение. За 20 лет ее существования состав значительно вырос. Всего насчитывается восемнадцать государств, обладающих статусами полноправного участника, наблюдателя и партера по диалогу. Тот факт, что организация стремится непрерывно расширять рамки сотрудничества, составляет её специфику и отличает её от _остальных объединений региона._

ВВЕДЕНИЕ

В современных международных отношениях не менее значимую роль играют региональные международные организации, что является отражением растущей тенденции взаимозависимости государств и необходимости решения задач по обеспечению безопасности и экономического развития в различных регионах мира. Одной из таких ассоциаций является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС представляет собой механизм объединения государств, который ориентирован на постоянный поиск возможных путей, направленных на взаимодействие стран и достижение компромисса интересов с точки зрения политики, экономики и безопасности государств - ее участников.

Можно констатировать, что проблемы, находящиеся в фокусе внимания ШОС, связаны с обеспечением региональной и международной безопасности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопросам политики государств ШОС в контексте взаимодействия их в данной Организации уделяется достаточно пристальное внимание. При раскрытии роли ШОС в регионе и в международных отношениях уделялось внимание изучению издания не только русских и зарубежных авторов, но и китайских, а также узбекских специалистов этой сферы. Их можно разделить на несколько групп.

Исследователи первой группы (А. Коэн, С. Бланк, С. Арис, М. Фредхольм, М. Любина, Р. Пантуччи, М. Лаумилин) изучали геополитические аспекты этой структуры. Он основан на идее, что ШОС - это организация, созданная Китайской Народной Республикой (КНР) и Российской Федерацией (РФ) для установления «нового порядка» в Центральной Азии.Исследователями второй группы (Г.Вакер, А.Бэйлес, П.Дунай, Дж.Алисон, С.Лошелдер, Ю.Никитина, Д.Борисов, Д.Гордиенко, Е.Колдунова, П.Гуан, В.Чаоцин) ШОС была проанализирована как структура безопасности, включая механизм обеспечения стабильности в Центральной Азии. Третья группа ученых изучала особенности институционального развития ШОС. Политологи, входящие в четвертую группу, пытаются констатировать ШОС как «новую региональную» модель. Китайские ученые Сунь Гуанджи, П. Гуань, П. Дапань, Ван Сяокуань и индийский ученый К. Гупта изучали формирование этого явления. Исследования пятой группы направлены на изучение организации как механизма формирования нового порядка, основанного на многополярности в Евразии. Можно сказать, что этот относительно новый подход сформировался в основном в процессе разработки концепции «Большой Евразии» российскими политологами А. Лукиным, С. Лузяниным, С. Карагановым, Т. Бордачевым и другими экспертами.

Современный этап развития международных отношений характеризуется неустойчивостью политической и экономической ситуации во всем мире. Изменение структурной и ценностной основы международных отношений имплицирует новые формы мировой политики. Цели создания современных международных организаций во многом определяется задачей предотвращения и урегулирования конфликтов международного характера. Военный потенциал государства определяется не только собственно военной составляющей, но и использованием международного права, как арены экономики, законодательства, технологий и информационного поля. При этом с точки зрения геополитической целесообразности, стремление большинства государств пользоваться механизмами международных структур для достижения собственных интересов снижает

возможности и результативность поиска урегулирования споров, и решение проблем международного характера мирными методами, и в соответствии с действующими нормами международного права.

Шанхайская организация сотрудничества, которая была официально учреждена 15 июня 2001 года, представляет собой действующую на постоянной основе интернациональная межгосударственную региональную структуру. Её учредителями стали КНР, Российская Федерация, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Казахстан и Республика Узбекистан [1].

Предпосылки складывания ШОС появились еще в 60-е годы 20-го столетия, когда КНР с Советским Союзом обратились к разрешению пограничных вопросов. После распада СССР новые стороны в переговорах возникли в виде России и новообразовавшихся стран Центрально-азиатского региона. После благополучного улаживания всех территориальных проблем России и Китая с «соседями», а именно с Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией, перед лидерами этих стран открылись перспективы дальнейшего продвижения плодотворной региональной кооперации. Тогда у России и Китая, двух крупнейших стран Евразии, появился шанс объединить под своим началом государства Центрально-азиатского региона для того, чтобы ограничить и предотвратить в ЦАР и на российском Дальнем Востоке возможную экспансию других мировых держав.

«Шанхайская пятёрка» стала непосредственным предшествующим ШОС политическим объединением, в состав которого входили такие страны, как: Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан. Его начало восходит к 1996-1997 годам, когда были заключены «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы» и в «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил», которое стало фундаментальным документом объединения. Поводом к интеграции этих стран явилась угроза безопасности их приграничным зонам со стороны основного очага волнений в Средней Азии - Афганистана, где в то время шла гражданская война. В 1997 году механизм

«Шанхайской пятёрки» подвергся ряду изменений. Формат переговоров преобразовался из двустороннего (Китай - другие страны) в пятисторонние, то есть самостоятельной стороной переговоров стал каждый член объединения. Кроме этого, расширилась тематика переговоров. Обсуждались не только вопросы о сокращение вооруженных сил в прилегающих к границам территориям и о методах укрепления в военной сфере доверительных отношений, но и трудности военной и экономической интеграции в АТР. Так «пятёрка» преобразовалась в международную региональную структуру [4].

Позднее интеграционное поле «пятёрки» расширилось за счёт присоединения к ней

Узбекистана, и тогда появилась необходимость в новом региональном объединением для развития не только многостороннего, но и многопланового взаимодействия. 14-15 июня 2001 года в городе Шанхае состоялась встреча лидеров шести государств, итогом которой явилось подписание Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом - правового базиса ШОС. Позже, в июне 2002 года в городе Санкт-Петербург на саммите представителей государств-членов, была подписана вступившая в силу только 19 сентября 2003 года Хартия Шанхайской организации сотрудничества [1]. Она стала фундаментальным документом, в котором определялся статус ШОС и фиксировались цели, принципы, устройство, а также направления её деятельности [5].

ШОС продолжила расти. 8-9 июня 2017 года в Астане состоялся саммит ШОС, где Пакистан и Индия были официально приняты в качестве полноправных членов объединения. Так пространство ШОС растянулось от Арктики до Индийского океана и от китайского Ляньюньгана до российского Калининграда [6]. В ней сосредоточилось примерно 20% мирового ВВП и 42% от общего населения. В будущем также рассматривается принятие в Организацию Турции и Ирана [7].

В дополнение к государствам-членам, за время функционирования к Организации прибавилось ещё четыре наблюдателя, а именно Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия. К тому же самым первым государством- наблюдателем стала Монголия, о чем стало известно уже в 2004 году после проведенного в Ташкенте саммита. «Партнёр по диалогу» - статус, присвоенный ещё шестью странами - Арменией, Азербайджаном, Камбоджой, Непалом, Шри-Ланкой, Турцией. В первый раз он был получен в 2009 году Беларусью и Шри-Ланкой на саммите, проходившем в Екатеринбурге, а затем его получили остальные. За двадцатилетний период ещё около десятка государств обращались с заявками, претендуя на статус наблюдателя либо партнера по диалогу [8]. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что поле интеграции ШОС значительно выросло с годами.

Тот факт, что ШОС непрерывно расширяет направления своей деятельности, составляет её специфику и отличает её от остальных региональных структур ЦА, что в целом представляют из себя сосредоточенные лишь на экономике, политике либо вопросах безопасности организации. ШОС - это многоуровневая структура, расширяющая подходы к международному сотрудничеству и охватывающая разнообразные аспекты политики, экономики, культуры, безопасности, гуманитарных отношений и др. [3].

Направления деятельности ШОС постоянно расширяются, но одними из первостепенных были и до сих пор являются всё же упрочение связей в военной сфере, достижение договоренности по вопросам о границах, общее противодействие возникающим угрозам национальной безопасности государств-участников. Однако,

несмотря на такие приоритеты, ШОС, не являясь ни военно-политическим блоком, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, занимает некое промежуточное положение и поддерживает «Новую концепцию безопасности», которая предполагает политику неприсоединения и ненаправленности против третьих сторон.

Согласно Хартии ШОС, отношения между членами ШОС следует строить в соответствии с принципами равенства, взаимоуважения, обеспечения выгоды для каждого из них, доверия, невмешательства в дела внутригосударственного характера, а также непринятия блокового и идеологического разделения [1].

Организация развивает связи по обеспечению комплексной безопасности, по большей части в борьбе с терроризмом, в том числе и с кибертерроризмом, экстремистскими и сепаратистскими проявлениями, трансграничной преступностью, по укреплению интернациональной безопасности в информационной сфере [6]. Большое значение придаётся разработанным Организацией методам и предпринятым мерам в целях пресечения нелегального оборота наркотических средств [1].

В рамках ШОС достаточно успешно продвигается экономическое сотрудничество. В данном направлении Организация проявляет заинтересованность конкретно региональным сотрудничеством для возможного создания на пространстве ШОС зоны свободной торговли в будущем [5]. Развитие многостороннего сотрудничества для восстановления мировой экономики, обеспечения экономической стабильности, стимулирования динамичного и устойчивого роста в условиях продвижения процессов экономической глобализации становятся главными современными приоритетами ШОС [6]. Поскольку в современном мире цифровые технологии стали важным двигателем прогресса данной сферы, существует большой потенциал для сотрудничества в области цифровой трансформации, поэтому отмечается важность расширения всестороннего сотрудничества в цифровизации и сокращении цифрового разрыва в экономическом развитии [7].

Упрочение культурных связей, поощрение и сохранение разнообразия культур, организация фестивалей и выставок на международном уровне, углубление культурного взаимообмена между странами, оказание гуманитарной помощи - закреплены среди главных направлений практической деятельности ШОС по поддержанию мира и устойчивого развития [6].

После вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году ШОС акцентировала внимание на сфере общественного здравоохранения, подчеркнув, что ШОС нужно укреплять сотрудничество в данном направлении, координировать меры по предотвращению эпидемий, разработке лекарств, вакцин и реагентов для тестирования [7].

Подводя итог, стоит отметить, что Шанхайская организация сотрудничества начала

работу с обеспечения безопасности в пограничных районах и постепенно перешла к борьбе с терроризмом, экономическому сотрудничеству, культурно-гуманитарному сотрудничеству и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам изучения деятельности ШОС в современной системе международных отношений были сделаны следующие выводы.

ШОС стала своеобразным ответом на новую геополитическую ситуацию в Центральной Азии в результате распада бывшего СССР и краха биполярного миропорядка. Становление и развитие организации во многом напрямую связано с первоначальной активизацией Китая в евразийской геополитике в качестве регионального, а затем и глобального «игрока». С одной стороны, КНР удалось вывести этот опыт на новый уровень в Центральной Азии в сотрудничестве с Россией, продолжая позитивный диалог с Россией, правопреемницей бывшего СССР, по урегулированию пограничных вопросов.

С другой стороны, Китаю удалось наладить партнерские отношения с молодыми странами Центральной Азии, основанные на взаимном доверии и интересах. Эти два важных принципа были впервые включены в «Шанхайскую пятерку», а затем и проявилось в становлении и развитии ШОС.

Одним из важных факторов, определяющих превращение ШОС во влиятельную организацию в регионе, является неспособность стран Центральной Азии сформировать региональную интеграционную организацию без «помощи» внешних сил. Воспользовавшись этой ситуацией, Китаю и России удалось значительно усилить свое влияние в Центральной Азии с помощью ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества — это не только продукт коренных изменений в международных отношениях в конце ХХ — начале XXI веков, но и региональная организация, участвующая в формировании нового многополярного мироустройства. Прежде всего это отражается в деятельности Китая и России, пытающихся изменить установленный Западом миропорядок. В частности, неслучайно «справедливый миропорядок» и «демократизация международных отношений» нашли отражение в Хартии ШОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шавкат Мирзиёев призвал ШОС к диалогу с новой властью в Афганистане: https://www.gazeta.uz/ru/2021/09/17/sco-president/

2. Узбекистан дает импульс для нового полюса развития - ШОС: https://avesta.tj/2022/04/19/uzbekistan-daet-impuls-dlya-novogo-polyusa-razvitiya-shos/

3. Шанхайская организации сотрудничества: официальный сайт URL: http://rus.sectsco.org/

(дата обращения: 14.04.2022).

4. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2018. - С. 251-316.

5. Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. -М.: Моск. центр Карнеги, 2019. - 63 с.

6. Янь Ж. Политические, экономические, культурные и ценностные императивы Шанхайской Организации Сотрудничества // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 07. - С. 63-67.

7. Алимов Р. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии угрозам мира и безопасности - Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. - URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (дата обращения: 14.11.2021).

8. Сюэ Ю., Макенго Б. Двадцать лет Шанхайской организации сотрудничества: достижения, проблемы и перспективы // Открытый журнал социальных наук. - 2021. -№ 9. - С. 184-200. (на английском языке).

9. Курылев К.П., Баранник М. А., Станис Д.В. ШОС как несущий элемент конструкции Большой Евразии // Постсоветские исследования. - 2020. - № 8. - С. 627-632.

10. Madaminova, D. I., & Fayzullaev, S. A. (2021). The important aspects of uzbekistan's initiatives in central Asia. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 10(3), 324-328.

11. Sayfullaev, D. (2016). Parliamentary Diplomacy In Making Of Foreign Policy. The Advance Science Journal of International Relations, 1(1), 52-54.

12. Madaminova, D. I. (2021). Uzbekistan as a leading initiator in central Asia. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 1045-1049.

13. Sayfullaev, D. B. (2020). CONCEPTUAL BASIS OF THE MODERN WEST AND EAST DIPLOMACY STUDY. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 23(2), 1-10.

14. САЙФУЛЛАЕВ, Д. Б. (2017). ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИИ И УЗБЕКИСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность, (1), 142-148.

15. Ravshanov, F. R., & Azimov, H. Y. (2021). Danger and Security: History and Present. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 8(4), 280-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.