Научная статья на тему 'Шаманы Тувы: танцующие с духами (фоторепортаж В. Дубровского)'

Шаманы Тувы: танцующие с духами (фоторепортаж В. Дубровского) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
412
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАМАНЫ / ТУВА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ШАМАНИЗМ / ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ / ШАМАНСКИЙ БУБЕН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Октябрьская И.В., Шаповалов А.В.

Тува расположена на границе России и Монголии прямо в географическом центре Азии. Своеобразие духовной культуры этого сибирского региона определило многовековое взаимодействие буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и древними шаманскими практиками. В «постсоветской» Туве шаманские ритуальные практики и культы стали активно возрождаться. Сейчас тувинские шаманы практикуют не только в России, но и за рубежом;активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Находясь в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества,| они на практике подтверждают ценность этнических традиций. Ближе познакомиться с представителями этого древнего «сакрального цеха» вы сможете благодаря фотосессии известного новосибирского фотографа Владимира Дубровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шаманы Тувы: танцующие с духами (фоторепортаж В. Дубровского)»

Несмотря на процессы всеобщей глобализации и унификации культур, у современного человечества нет единого лица. Это — грандиозная мозаика, состоящая из множества народов —

больших и малых

Фоторепортаж Владимира Дубровского

Шаманы Тувы: Танцующие

v ч

ощие с дЦаг

В географическом центре Азии, на границе России и Монголии расположена Тува — огромная издавна заселенная территория площадью свыше 170 тыс. кв. км с разнообразными природными ландшафтами (тайга, степи, горы). Несмотря на сложные исторические, социально-политические и экономические перипетии последних двух веков, уклад жизни ее коренного населения сохранил традиционные основы.

Своеобразие духовной культуры этого региона Сибири определило многовековые взаимодействия распространенного в Центральной Азии буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и шаманскими практиками, уходящими корнями в сибирский палеолит. К началу XX века здесь действовали более 20 буддийских монастырей, практиковали около 4000 лам, а также почти 2000 шаманов.

Попытки утвердить атеистические стандарты в советской Туве не увенчались успехом, и в конце 80-х гг. именно религиозные традиции стали источником, питающим идеологию национального возрождения. В постсоветское время стали активно возрождаться шаманские ритуальные практики и культы: к началу III тысячелетия были зарегистрированы 5 шаманских организаций, объединяющих более 200 человек. Представители этого «сакрального цеха» призваны, согласно канонам шаманизма, обеспечивать необходимое равновесие между миром людей и миром духов. В конечном счете, они выполняют важнейшие социальные функции, направленные на поддержание стабильного существования любого общества: лечат, проводят ритуалы календарного и семейного цикла, общественные церемонии.

Современный шаманизм Тувы неоднороден. Известны «традиционные» шаманы, способные лечить, гадать, предсказывать. Их возможности, костюм, атрибуты определяются наследственной предопределенностью и силой их творческого потенциала. «Неошаманы» активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Тувинские шаманы практикуют не только в России, но и в Германии, в Бельгии, в скандинавских странах; участвуют во всемирных съездах шаманов и магов; проводят камлания на концертных площадках США и Италии.

Шаман — ясновидящий, врач, чародей... Он живет в двух мирах — обычном и сверхъестественном, населенном могущественными духами земли и неба — хозяевами гор, рек, озер — и духами предков. Его сознание может проникнуть в иную реальность в состоянии экстатического транса, вызванного ритмичными звуками и танцами или — с помощью галлюциногенов

Что такое шаманизм — древняя культурная традиция, первобытная религия, уникальная система целительства, магия, колдовство? Точно известно, что шаманизм существовал по крайней мере 20 тысяч лет назад и практически на всех континентах— может быть, он появился вместе с человечеством

Шаманизм возвращается в повседневную жизнь современных тувинцев. Возрождаются культы «хозяев местности», создаются новые святилища — обоо, к которым молодожены совершают свадебные экскурсии. Для многих семей и даже государственных организаций стало обычным проведение шаманских обрядов во вполне прагматичных целях. Посещение шаманов и участие в их ритуалах становится непременной частью туристических маршрутов по Туве

Малые «звезды» Сибири

Несмотря на всеобщую глобализацию и унификацию культур, современное человечество по-прежнему представляет собой грандиозную мозаику из множества народов - больших и малых. Неповторимые материальные и духовные достижения каждого из них — плод уникального многовекового опыта существования в специфических природных условиях.

Сибирь впечатляет не только своими размерами, разнообразием природных ландшафтов и богатством ресурсов, но и этнической многоликостью. Более четырех десятков коренных народов обитают на сибирских просторах — в тайге, степях, тундре, на морском побережье... Веками приспосабливаясь к условиям (часто — экстремальным!) среды, сибирские аборигены создали гибкие системы природопользования и экологически сбалансированные типы хозяйства на основе актуальных сегодня энергосберегающих технологий. Особые взаимоотношения человека и окружающего мира отразились в неповторимой духовной культуре народов Сибири, основанной на преемственности традиций.

¿Л*«

ч* "

' 4У ffеff

.....h-"""'"' ......TK.iui-'"1"

u.-- ...........■

l ИТ*-.!""* ^(Г-К"**1,. Oll*.

1г *.....

Современные шаманы Тувы находятся в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества, на практике подтверждая ценность этнических традиций. Нужно отметить, что сегодня древние эзотерические практики, включая шаманизм, выходят за пределы Центральной Азии, активно внедряясь в духовную культуру современного технократического общества. И в этом — один из парадоксов современной эпохи глобализации.

К.и.н. И. В. Октябрьская (Институт археологии и этнографии СО РАН), к.и.н. A.B. Шаповалов

Коммерциализация шаманской практики — характерная черта городского шаманизма. Древние формы сакральной практики, оцененные согласно прейскуранту, включаются в систему современных рыночных отношений

i* »

t v

• • ш

„ J> " ЯМ* »g

KS

Известная тувинская шаманка Ай-Чурек Оюн

Шаман Кара-оол Донгун-оол камлает с полным набором шаманских атрибутов

Интеграция региона в промышленно-сырьевую экономику, вызванная вхождением Сибири в состав России, и политика государственного администрирования привели к неизбежной трансформации жизни здешнего коренного населения. Перемены затронули все — среду обитания и хозяйственный уклад аборигенов, их образ жизни, духовную культуру, язык. Советская практика освоения сибирских просторов, сопровождавшаяся массовыми миграциями и концентрацией коренного населения в крупных поселках, сделала проблематичными многие традиционные способы ведения хозяйства. Интернатная система обучения привела к тому, что современные поколения коренных жителей оказались отлученными и от родного языка, и от этнической культуры. Традиционные религиозные культы — важнейшая часть духовной культуры — оказались под запретом; многие культовые сооружения были разрушены, а ритуалы забыты.

Однако, несмотря ни на что, многие коренные народы Сибири до сих пор сохранили традиционные уклады жизни и основы исконной культуры. Национальные традиции в охоте, скотоводстве, рыболовстве и собирательстве, секреты народной медицины, изобразительное творчество и искусство костюма, богатейший музыкальный фольклор, мифология и религиозные культы — весь этот этнический «потенциал» сибирских народов привлекает живое внимание не только ученых, но и широкой общественности в России и за ее пределами. В огромной человеческой вселенной народы Сибири остаются пусть малыми, но «звездами» — которые не должны погаснуть...

^ Старшему шаману Тувы Сайлык-оолу Канчыыр-оолу дар передал его дед, положив при рождении руку на голову ребенка. На затылке остались наследственные знаки — 5 длинных шрамов, похожих на след медвежьей лапы. В 1998 году он при активном участии правительства Тувы организовал в г. Кызыле Школу шаманов, где ведет оригинальный курс «основы шаманизма»

Только опытные и сильные

шаманы владеют полным

комплектом одежды и шаманских атрибутов — головным убором с перьями, зеркалом, ножом в виде головы дракона, колотушкой и священным бубном, чья энергия, также, как и песни

шамана, помогает ему

переноситься в иные миры

Пусть громче звенит ударный бубен, вызывая ветер, Пусть до основания чистит ветер груз страдания, Пусть напевно гремит бубен, когда колотушка бьет, Пусть навсегда умчится беда, гонимая ветром.

М. Кенин-Лопсан, «Алгыши тувинских шаманов», 1995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.