Научная статья на тему 'Шаманизм Тувы в музеях Европы'

Шаманизм Тувы в музеях Европы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ / ШАМАНИЗМ / ТУВА / БЕЛЬГИЯ / Museum / exhibition / exposition / shamanism / Tuva / Belgium / Austria / Germany

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салчак Людмила Монгушевна

В статье рассказывается об одном из крупных выставочных проектов Национального музея Тувы: выставках, посвященных шаманизму в странах Европы, которые состоялись в 1997 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN SHAMANISM IN EUROPEAN MUSEUMS

Article reveals one of the largest exhibition projects of the Tuva National museum: exhibitions devoted to shamanism in countries of Europe in 1997.

Текст научной работы на тему «Шаманизм Тувы в музеях Европы»

Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2

ШАМАНИЗМ ТУВЫ В МУЗЕЯХ ЕВРОПЫ

Л. М. Салчак1

Аннотация: В статье рассказывается об одном из крупных выставочных проектов Национального музея Тувы: выставках, посвященных шаманизму в странах Европы, которые состоялись в 1997 г.

Ключевые слова: музей, выставка, экспозиция, шаманизм, Тува, Бельгия, Австрия, Германия.

TUVAN SHAMANISM IN EUROPEAN MUSEUMS

L. M. Salchak

Abstract: Article reveals one of the largest exhibition projects of the Tuva National museum: exhibitions devoted to shamanism in countries of Europe in 1997.

Keywords: Museum, exhibition, exposition, shamanism, Tuva, Belgium, Austria, Germany.

21 ноября 1997 г. Национальным музеем Республики Тыва был заключен полугодовой контракт с Этнографическим музеем г. Антверпен (Бельгия) об организации выставки «Шаманизм тюркоязычных народов Центральной Азии».

В обязанности Тувинского музея входило: сделать отборку предметов, упаковать и предоставить экспонаты выставки, а также имеющиеся информационно-рекламные материалы; получить разрешение на вывоз из Российской федерации в Министерстве культуры России; доставить выставку в г. Антверпен с обеспечением охраны на территории России. Также на музей возлагалась обратная доставка выставки с обеспечением охраны на территории России, оплата всех налогов и по-

1 Салчак Людмила Монгушевна - ведущий научный сотрудник по новой истории Тувы Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_1-2/158-exhibitions.html

346

Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2

шлин взимаемых на территории России. Надо было оформить выставку в Антверпене, обеспечить квалифицированные консультации по ее работе, оформить документы на материально-ответственное хранение с представителем Этнографического музея.

10 марта 1998 года на таких же условиях Тувинский музей заключил контракт с Этнографическим музеем г. Вена (Австрия), а в 1999 году - с музеем этнографии г. Бремен (Германии). Так по цепочке выставка экспонировалась в трех странах.

Автором концепции выставки был М.Б. Кенин-Лопсан - доктор исторических наук, автор фундаментальных трудов о тувинском шаманстве. Организаторами по созданию экспозиций были Р. П. Сумба и Л. М. Салчак.

Всего было вывезено 178 единиц предметов по тувинскому шаманству, среди которых имелись археологические предметы, свидетельствовавшие о древнем происхождении шаманства в Туве, а также большая коллекция этнографического материала из фондов нашего музея. Это: одежда шамана в четырех разных вариантах, головные уборы, бубны, и множество духов-помощников и покровителей шаманов.

Открытие выставки состоялось 21 ноября 1997 года в этнографическом музее г. Антверпен. С приветственным словом выступил бургомистр города. Он оказал финансовую поддержку данной выставки. Также во время торжественного открытия выступила директор этнографического музея Антверпена. От имени нашей делегации выступил доктор исторических наук М. Б. Кенин-Лопсан. Всего приглашенных было более 700 человек. Интерес к выставке был огромен, экспонирование продлилось до 28 марта 1998 года.

Большой интерес у посетителей вызвала коллекция ээренов - вместилищ духов. Так как тувинские шаманы выполняли две функции - ле-

347

Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2

чебную и культовую, то основной функцией шаманов являлись лечебные камлания. Деятельность шамана во время камлания сопровождалась шаманскими песнопениями, содержанием которых является обращение к тем или иным духам-помошникам-ээренам. Каждый шаман имел свои ээрены, согласно своему происхождению. Шаман небесного происхождения мог обратиться к духу «Солацгы» - (зарево), «Челээш» - ( радуга), «KY3Y4rY» - (ритуальное зеркало), «Дээр эди» - (небесное тело), чтобы узнать о скором выздоровлении, о диагнозе заболевания Для шаманов небесного происхождения ээрены являются вместилищами духов - «азар», т.е. небожителей. Эти духи помогают шаману изгнать болезни. Есть и такие, к которым шаман обращается перед камланием, советуется с ним насчет возможного исхода болезни и только затем с его помощью приступает к камланию: это ээрен «Ала-Моос» (Полосатый Моос), ээрен «Адыг» - (медведь), ээрен «Кускун» (Ворон), ээрен «Морзук» (барсук), ээрен «Y^» (филин), ээрен «Буга» (бык). Кроме того, были представлены ээрены для лечения шаманом больных. Такие как ээрен «Кыргыс», «Ак-ээрен», «Шывар-Даяк», «Ай-ХYнHYг ала челбииш», «Ай-Демдээ».

Ээрены для благополучия семьи и охраны его членов. Это ээрены для охраны души ребенка - «Эвегелчин», «Угек». Ээрены-духи помощники шаманов такие как, «Чуглуг» (крылатый), «Хек» (кукушка), «Хо-вуган» (мотылек), «Хам» (шаман), «Бору» (волк), «0зек» (ядро), «0с^с» (сирота) освещались шаманами и вскармливались, всячески оберегались.

В экспозиции были представлены ээрены для охраны души простых людей от злых духов. Эрены «СYЛде-чаламазы» (Для спасения душ), «Шагар», (жалящий), «Диин» (белка), «Суран» - для благополучия всех членов семьи. «Ыдык-ок» - ээрен, выполняющий несколько

348

Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2

функций. Эрен «Умай» или в переводе «0пей» - для охраны детской души.

Кроме данных экспонатов на выставке экспонировался этнографические материалы, свидетельствовавшие о древнем происхождении шаманства. Это: макет кургана «Аржаан», демонстрирующий похоронный обряд, археологические материалы из других курганов (ритуальное зеркало «КYЗYЦГY» и др.), оленный камень, считавшийся памятником в честь воина павшего на сражении; копии наскальных петроглифов с шаманскими сюжетами и личинами (исследования М. А. Дэвлет).

Широко был представлен культ коня. Предметы конского снаряжения из археологических раскопок, такие как: удила и псалии, всевозможные наременные бляшки и пряжки, бронзовая бляха со свернувшимся хищником как украшение коня, современное конское снаряжение (седло, аркан и другие предметы) и др.

В экспозиции широко использовались баннеры - фото большого размера «Долины царей», перед которыми на подиуме как продолжение степного ландшафта были размещены оленные камни

Успех выставки был необычаен. На открытие выставок прибыли ученые из многих стран. М. Б. Кенин-Лопсан прочитал лекции о шаманизме на открытии выставки, а также по приглашению университетов.

В составе тувинской делегации были и шаманы: Чигжит Татьяна Дамчаевна из Т оджинского кожууна, Сат Надежда и Ооржак Николай из Кызылского шаманского общества «ДYЦГYP». Были организованы выступления фольклорного ансамбля «ХYн-ХYртY» в Бремене, и исполнении горлового пения в Бельгии Владимира Сояна.

Был выпущен каталог выставки (фото Ю. А. Косорькова) - на немецком и английском языках. Вступительные статьи написали М. Б. Кенин-Лопсан, М. Х. Маннай-оол, директор Бельгийского музея

349

Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2

Ян Ван Алпфен, директор Венского музея Петер Канн. Аннотации к предметам составила Л. М. Салчак, перевод осуществлен Штефеном Вундерлих и Ритой Сумба. Эта супружеская пара проделала очень большую работу по организации выставки, именно они организовали все переговоры с музеями, заключение договоров, транспортные перевозки, страховка.

350

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.