Научная статья на тему 'ШАХМАТЫ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ»'

ШАХМАТЫ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машковская Татьяна Олеговна

Статья посвящена аспектам организации деятельности объединения «Шахматный клуб». Представлен опыт работы Оренбургского президентского кадетского училища по формированию качеств будущих офицеров в процессе занятий шахматами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHESS IN UPBRINGING OF FUTURE OFFICERS ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAM «CHESS CLUB»

The article deals with the work of «Chess club» in Orenburg President Cadet school. It highlights the experience in formation the qualities of future officers during the chess classes, extracurricular classes.

Текст научной работы на тему «ШАХМАТЫ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ»»

Т.О. МАШКОВСКАЯ

T.O. MASHKOVSKAYA

ШАХМАТЫ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

CHESS IN UPBRINGING OF FUTURE OFFICERS ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ» ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAM «CHESS CLUB»

Сведения об авторе. Машковская Татьяна Олеговна - начальник Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», доктор исторических наук, профессор (г. Оренбург. E-mail: or-pku@mil. ru).

Аннотация. Статья посвящена аспектам организации деятельности объединения «Шахматный клуб». Представлен опыт работы Оренбургского президентского кадетского училища по формированию качеств будущих офицеров в процессе занятий шахматами.

Ключевые слова: довузовское образование, военно-профессиональная подготовка, дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный клуб».

Information about the author. Tatiana Mashkovskaya - Head of the Federal state state educational institution «Orenburg Presidential Cadet School», Doctor of Historical Sciences, Professor (Orenburg. E-mail: or-pku@mil. ru).

Summary. The article deals with the work of «Chess club» in Orenburg President Cadet school. It highlights the experience in formation the qualities of future officers during the chess classes, extracurricular classes.

Keywords: pre-high school education, chess, extra-curricular class «Chess club».

Повышение современных требований к качеству образования, уровню и объёму содержания военного образования, личностным качествам офицеров, их теоретической и психологической, боевой и физической подготовленности определяет для коллектива Оренбургского президентского кадетского училища потребность в постоянном обновлении подходов к подготовке кадет - будущих офицеров, необходимость в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Учитывая особенности военно-профессиональной деятельности, подготовка воспитанников должна быть интегративной, обеспечивать формирование высоких аналитических способностей, ведь

одним из индикаторов эффективности военного специалиста являются умения анализировать военно-политические и военно-стратегические проблемы национальной безопасности страны.

Справиться в будущем с такими важными и сложными задачами воспитанникам президентского кадетского училища помогут навыки, получаемые в ходе освоения обязательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по шахматам, которые являются обязательными для обучающихся президентского кадетского училища.

В послании Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам чемпионата мира 2004 г. сказано: «Шахматы - это не

просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Многие великие полководцы были умелыми игроками в шахматы. Например, Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев говорил: «Если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера».

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков очень любил шахматы. Во время Потсдамской конференции (лето

1945 г.) Жукова видели играющим в шахматы с вождём советского народа.

Эти факты ещё раз подтверждают основной феномен шахмат, который заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и выступают отличным тренажёром «Думай не как все».

Поэтому неслучайно с первых лет существования Оренбургского президентского кадетского училища в учебный план введены программа внеурочной деятельности «Шахматы», которая является обязательной для освоения всеми кадетами, и дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный клуб» - для кадет, проявляющих особый интерес к игре в шахматы.

Главной отличительной особенностью организации процесса обучения игре в шахматы является отказ от принципа спиралевидного усвоения материала в зависимости от уровня подготовленности воспитанников, то есть сразу блоком даётся новый материал на принципах, где нет ограничений для повышения мастерства.

Специфика преподавания шахмат заключается в большом различии кадет по уровню знаний и игровому опыту. Подавляющее большинство стандартных шахматных курсов рассчитаны на «нулевой» уровень знаний обучающегося и основаны на постепенном движении от простого к сложному. Но в училище приходят совершенно разные воспитанники: кто-то не имеет представления об игре, кто-то имеет опыт игры с родителями, кто-то занимался шахматами в спортивной школе или развивающем кружке, а кто-то сыграл немало турниров и имеет юношеский, а иногда и взрослый разряд. Преподаватель должен находить баланс между этими категориями.

Поэтому мы процесс обучения игре в шахматы условно разделя-

ем на этапы: начальный, основы стратегии, основы тактики.

Цель начального этапа - сформировать мотивацию к игре в шахматы. Каждое занятие состоит из двух блоков: теоретического и практического. В теоретическом блоке раскрывается одна из фигур, используемых в игре: историческая справка, правила выполнения хода, тактические и стратегические особенности. В практическом блоке кадеты решают набор задач на закрепление или разыгрывают между собой дидактические позиции.

На втором этапе - основы стратегии, большинство занятий состоит из двух блоков: теоретического и практического, некоторые занятия полностью отводятся на практику. В теоретическом блоке раскрываются основные принци-

пы игры, основы стратегии в различных стадиях партии, базовые взаимодействия между фигурами. В практическом блоке кадеты решают задачи на закрепление. Во время практических занятий обучающиеся играют между собой тренировочные партии.

Следующий этап - основы тактики, где также большинство занятий состоит из двух блоков: теоретического и практического, но некоторые занятия полностью отводятся на практику. В теоретическом блоке раскрываются основные тактические приёмы. В практическом блоке кадеты решают задачи на закрепление. Во время практических занятий обучающиеся играют между собой тренировочные партии.

После пятого класса, в котором осваивается начальный курс,

увлечённые кадеты выбирают шахматы в качестве предмета дополнительного образования.

В рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования кадеты занимаются один раз в неделю по 2 занятия. Программа включает в себя материал по тактике и стратегии шахмат, большое внимание уделено практической игре, участию в соревнованиях. Занятие строится с учётом разного уровня подготовки обучающихся; изучаются партии великих советских и российских шахматистов, типовые комбинации и стратегические приёмы, методы разыгрывания технических эндшпилей. Занятия проходят с использованием интернет-платформы lichess. org, программного обеспечения для проведения турниров по швейцарской системе жеребьёвки SwissManager. Функционал этого ресурса позволяет создавать интерактивные обучающие уроки, наборы задач на заданную тему, разыгрывать любую позицию, имеет встроенный тренажёр шахматной нотации.

Для выявления уровня сформи-рованности навыков игры в шахматы кадеты 5, 6, 7 классов в рамках летней практики сдают индивидуальный зачёт, по результатам которого проектируется дальнейший план работы с каждым воспитанником.

За период существования Шахматного клуба в училище проведено более 30 турниров различного

уровня, начиная от взводных и курсовых чемпионатов и заканчивая I Всеармейским чемпионатом по шахматам среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Минобороны России.

Ежегодно проводятся серия курсовых чемпионатов и лично-командный чемпионат училища, к участию в которых допускаются не только кадеты, но и их близкие родственники. Интерес к игре укрепляет турнир «Стенка на стенку», в котором команды из 30 кадет от каждого курса разыгрывают кубок по круговой системе.

Более 200 кадет получили рейтинги Федерации шахмат России, юношеские разряды. Порядка 30 кадет имеют международный рейтинг по шахматам.

Сборная училища не раз становилась победителем и призёром командных соревнований различных уровней: шахматный турнир среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Минобороны России (2016 год, 2019 год); турниры Федерации шахмат города Оренбурга (2018 год); соревнования на призы администрации города (2019 год). Ежегодно кадеты училища принимают участие во всероссийских и международных онлайн-чемпионатах среди школьников.

Особое внимание в Оренбургском президентском кадетском училище уделяется материально-техническому оснащению обра-

зовательного процесса по обучению кадет игре в шахматы.

Для Шахматного клуба отведены отдельные помещения. Одно из них занимает площадь 96 кв. м на первом этаже корпуса кадетского творчества, что позволяет быстро и просто организовывать турниры с количеством участников до 48.

Центральное место в клубе занимают столы для игры в шахматы, соответствующие стандартам ФШР (Федерация шахмат России) и ФИДЕ (Международная федерация шахмат) размерами 80х80 см. Столы пронумерованы для удобства посадки при проведении соревнований. При проведении занятий и соревнований нами используются фигуры стандарта Стаунтон № 6 из лиственных пород дерева, так как именно этот стандарт рекомендован шахматными федерациями для проведения официальных соревнований. В качестве игрового поля в нашем училище применяются доски виниловые со стороной 43 см, как идеально подходящие по размерам к Стаунтону № 6, кроме того долговечные, неприхотливые и удобные в транспортировке.

Клуб оснащён телевизором диагональю 140 см с тремя вспомогательными телевизорами меньшей диагонали, что позволяет быстро и легко нашим ИТ-специалистам демонстрировать жеребьёвку турнира или вести трансляцию партий лидирующих игроков, показывать обучающие видео и интерактивные курсы.

На отдельной мобильной кабинетной доске расположена демонстрационная шахматная доска, используемая, в основном, для разбора боковых вариантов из интерактивных курсов. Для образовательного процесса типография училища специально изготавливает бланки и блокноты для записи шахматных партий, учебные пособия, рабочие тетради и другие виды полиграфической продукции.

В Шахматном клубе представлена творческая выставка гравюр и рисунков кадет, посвящённых

игре в шахматы. В клубе широкая экспозиция образцов шахматных фигур и досок, выполненных в разных стилях из разных материалов. Центральное место занимают образцы, изготовленные нашими кадетами в учебно-производственной мастерской: кадеты против суворовцев, морские создания против лесных, комплект шахмат из гильз различных видов стрелкового оружия и многие другие. Есть комплекты, подаренные нашему училищу статс-секретарём - заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Н. А. Панковым, чемпионом мира по активным шахматам, международным гроссмейстером С. А. Карякиным, сотрудниками училища.

На одном из уроков робототехники, при изучении методов программирования роботов-манипуляторов, нашим юным гениям пришла в голову идея: заставить «умную руку» разыгрывать известные шахматные партии. Придумано - сделано! Теперь робот-шахматист демонстрирует известные партии прошлого, а кадеты тренируются в программировании.

В наш век высоких технологий нельзя не задействовать имеющиеся цифровые мощности училища для достижения поставленных целей и выполнения задач. В каждом компьютерном классе на главной странице браузера есть ссылка на известный шахматный сайт. Кадеты во время перемены могут решать несколько шахматных комбинаций или сыграть партию с коротким контролем времени.

Отдельное пространство для занятий отведено в новом корпусе училища, предназначенном для проживания кадет 5 и 6 классов, что позволяет сделать шахматы ещё ближе и доступнее каждому воспитаннику. В свободное время все желающие могут играть там, организовывая свои мини-турниры.

Помещение оформлено портретами и цитатами о шахматах вы-

дающихся полководцев Великой Победы, что помогает развивать у будущих офицеров ответственное отношение к делу; подчёркивает важность шахмат не как игры, а как вида деятельности, формирующего навыки просчитывания последствий каждого решения.

Помещение также оснащено интерактивными шахматными досками, которые позволяют организовать трансляцию турнирных партий в режиме реального времени на дополнительные экраны, встроенные в игровые столы и в сеть Интернет. Кроме того, одной из базовых функций интерактивных шахматных досок является возможность анализа позиции и поиска лучших продолжений с помощью специализированных шахматных программ - это значительно облегчает и автоматизирует поиск и разбор допущенных ошибок; именно работа над ошибками, избежание их повторения в будущем являются одним из важнейших факторов роста шахматиста и будущего офицера.

Таким образом обучение игре в шахматы - это обязательный для освоения компонент образовательной деятельности для всех кадет училища. Спецификой построения процесса обучения является особое внимание материально-техническому оснащению занятий и отдача приоритета серьёзной теоретической подготовке. Многие принципы игры излагаются практически

в одном виде как для новичков, так и для квалифицированных кадет-шахматистов.

Включение кадет во внеурочную деятельность и дополнительное образование по шахматам помогают раскрыть умственные способности воспитанников. Совершенствуя мышление, шахматы тем самым помогают обучающимся успешно адаптироваться к жизнедеятельности училища; у кадет расширяется круг общения, появляется больше возможностей для полноценного самовыражения, самореализации.

Наша практика показывает, что воспитанники, систематически занимающиеся шахматами, гораздо лучше усваивают основную образовательную программу общего образования благодаря развитию всех видов психических процессов: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, рефлексия), эмоциональных (эмоции, чувства, аффекты, стресс), волевых (борьба мотивов, постановка цели, принятие решения).

Процесс обучения шахматам помогает формировать качества, необходимые будущему офицеру: умения ориентироваться на плоскости, запоминать, сравнивать расположение объектов, обобщать и предвидеть дальнейшие действия; содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.