Научная статья на тему 'Шахматы как предметная область школьной информатики'

Шахматы как предметная область школьной информатики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахматы как предметная область школьной информатики»

В.Н. Неизвестных

ШАХМАТЫ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ШКОЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

Неизвестных Виталий Николаевич, Муниципальное образовательное учреждение «Байкитская средняя общеобразовательная школа» (г. Байкит) e-mail: chess21@rambler.ru

Бурный прогресс компьютерной техники способствует развитию информационных технологий и ведёт к пересмотру целей и задач школьной информатики в сторону дальнейшей гуманизации обучения. Одним из последствий этого бурного прогресса является превращение школьной информатики в своеобразную метадисциплину, подразумевающее её тесное взаимодействие с другими школьными предметами. Видится важной интеграция курса информатики также и с разными внепредметными понятийными областями. Одной из самых интересных областей интеграции, на взгляд автора, является построение курса школьной информатики на формально-фигурной и понятийно-смысловой базе шахмат. Об этом и идёт речь в статье.

Уже сама легенда о создании шахмат, в которой мудрец запросил в качестве награды за изобретенную игру сумму зерён пшеницы, расположенных на полях шахматной доски в геометрической прогрессии с шагом два, можно рассматривать как одно из начал информатики, ибо она аукается и в двоичную систему счисления, и в электронные таблицы. К этому стоит добавить, что в средние века шахматная доска служила вычислительным прибором арабским математикам.

Таблица 1

8 4 mil. 6 6 mil. 4 8 mil. 2 10 mil.

400 tys. 60 600 tys. 40 800 tys. 20 1 mil. 9

600 60 tys. 400 80 tys. 200 100 tys. 90 З00 tys.

6 tys. 4 tys. 8 tys. 2 tys. 10 tys. 900 З0 tys. 700

40 tys. 800 20 tys. 1 tys. 9 tys. З tys. 7 tys. 5 tys.

80 200 tys. 100 90 tys. З00 70 tys. 500 50 tys.

2 mil. 10 900 tys. З0 700 tys. 50 500 tys. 70

1 9 mil. З 7 mil. 5 5 mil. 7 З mil.

Таблица 1 — шахматная доска средневековой «калькулятор» арабских математиков. Горизонтальные ряды белых или чёрных полей систематизируют числа согласно арифметической прогрессии, по диагонали — согласно условленной геометрической прогрессии.

Существуют многочисленные головоломки и комбинаторные задачи на шахматной доске, допускающие как отдельные частные решения, продиктованные размышлениями и догадкой, так и решения полные, полученные с применением информационных технологий.

Шахматная нотация, точнее различные её виды — алгебраическая, описательная, цифровая, код Удемана, система знаков шахматного журнала с характерным названием «Шахматный информатор» позволяют проиллюстрировать такой важный раздел информатики как кодирование информации.

Алгебраическая нотация — обозначение полей шахматной доски буквенно-цифровым сочетанием, вертикали обозначены буквами латинского алфавита, а горизонтали — арабскими цифрами. Алгебраическая нотация получила своеобразное и широкое распространение в таком приложении информатики, как электронные таблицы, столбцы которых обозначаются буквами латинского алфавита, строки — арабскими цифрами, адреса ячеек задаются буквенно-цифровыми сочетаниями.

Код Удемана — обозначение полей шахматной доски сочетанием согласной и гласной букв латинского алфавита; предложено американским шахматистом Л. Удеманом (1882) . Этот код применяется для передачи шахматных ходов по телеграфу или радио.

Цифровая нотация — код, обозначающий каждое поле шахматной доски двузначным числом. Применяется в международных шахматных соревнованиях по переписке.

Более сложной считается описательная шахматная нотация, принятая в англо- и испаноязычных странах: вертикали обозначаются не цифрами, а начальными буквами названия фигур, которые находились на них в начальной позиции (вертикаль «d» обозначается буквой Q, от английского Queen — ферзь, вертикаль «е» обозначается буквой K, от английского слова King — король, в наименованиях других вертикалей наряду с названием фигур (Rook — ладья, Bishop — слон, Knight — конь) добавляется также буква, обозначающая фланг (K — королевский, Q — ферзевый); горизонтали — арабскими цифрами от 1 до 8, в отличие от алгебраической нотации, где отсчёт ведётся от белых, при описательной нотации каждая сторона ведёт отсчёт от себя.

Таблица 2

8 а8 b8 c8 d8 e8 f8 g8 h8

7 а7 b7 c7 d7 e7 f7 g7 h7

6 а6 b6 c6 d6 e6 f6 g6 h6

5 а5 b5 c5 d5 e5 f5 g5 h5

4 а4 b4 c4 d4 e4 f4 g4 h4

3 а3 b3 c3 d3 e3 f3 g3 h3

2 а2 b2 c2 d2 e2 f2 g2 h2

1 a1 b1 cl dl el fl g1 hl

a b c d e f g h

Таблица 2 — кодирование полей шахматной доски в алгебраической нотации и в системе знаков журнала «Шахматный информатор».

Таблица 3

8 l8 28 38 48 58 68 78 88

7 l7 27 37 47 57 67 77 88

6 l6 26 36 46 56 66 76 86

5 l5 25 35 45 55 65 75 85

4 l4 24 34 44 54 64 74 84

3 l3 23 33 43 53 63 73 83

2 l2 22 32 42 52 62 72 82

l ll 2l 3l 4l 5l 6l 7l 8l

a b c d e f g h

Таблица 3 — кодирование полей шахматной доски в цифровой нотации.

Таблица 4

8 ma na pa ra sa ta wa za

7 me ne Pe re se te we ze

6 mi ni Pi ri si ti wi zi

5 mo no Po ro so to wo zo

4 bo co do fo g° ho ko lo

3 bi ci di fi gi hi ki li

2 be ce de fe ge he ke le

1 ba ca da fa ga ha ka la

a b c d e f g h

Таблица 4 — кодирование полей шахматной доски в коде Удемана.

Таблица 5

8 RQ8 KtQ8 BQ8 Q8 K8 B8 KtK8 RK8

7 RQ7 KtQ7 BQ7 Q7 K7 B7 KtK7 RK7

6 RQ6 KtQ6 BQ6 Q6 K6 B6 KtK6 RK6

5 RQ5 KtQ5 BQ5 Q5 K5 B5 KtK5 RK5

4 RQ4 KtQ4 BQ4 Q4 K4 B4 KtK4 RK4

3 RQ3 KtQ3 BQ3 Q3 K3 B3 KtK3 RK3

2 RQ2 KtQ2 BQ2 Q2 K2 B2 KtK2 RK2

1 RQ1 KtQ1 BQ1 Q1 K1 B1 KtK1 RK1

a b c d e f g h

Таблица 5 — кодирование полей шахматной доски в описательной нотации (со стороны белых).

Таблица 6

1 RQ1 KtQ1 BQ1 Q1 K1 BK1 KtK1 RK1

2 RQ2 KtQ2 BQ2 Q2 K2 BK2 KtK2 RK2

3 RQ3 KtQ3 BQ3 Q3 K3 BK3 KtK3 RK3

4 RQ4 KtQ4 BQ4 Q4 K4 BK4 KtK4 RK4

5 RQ5 KtQ5 BQ5 Q5 K5 BK5 KtK5 RK5

6 RQ6 KtQ6 BQ6 Q6 K6 BK6 KtK6 RK6

7 RQ7 KtQ7 BQ7 Q7 K7 BK7 KtK7 RK7

8 RQ8 KtQ8 BQ8 Q8 K8 BK8 KtK8 RK8

a b c d e f g h

Таблица 6 — кодирование полей шахматной доски в описательной нотации (со стороны чёрных).

Явно недостаточное, на взгляд автора, внимание в школьном курсе информатики уделяется таким важным понятиям как искусственный и гибридный интеллект. И здесь информатика вступает на шахматную почву, точнее говоря на шахматную доску, ибо шахматы являются наилучшим полигоном — площадкой для исследований как в области искусственного, так и в области гибридного интеллекта.

Попытки создать гибридный интеллект восходят ещё к шахматному автомату Кемпелена, в котором точный механизм и человеческий интеллект дополняли друг друга. Ярким примером гибридного интеллекта являются так называемые «продвинутые» шахматы, в которых непосредственное соревнование происходит между «белковыми» шахматистами, а компьютер используется в качестве советчика-консультанта. Здесь преимущество получает тот шахматист, который понимает сильные и слабые стороны обеих составляющих гибридного интеллекта. Своеобразным вариантом «продвинутых» шахмат стал и матч Гарри Каспарова с суперкомпьютером Deep Blue. Исходный посыл о соревновании машинного и человеческого интеллектов по ходу это матча постоянно нарушался, по мнению ряда наблюдателей, вмешательством в процесс игры со стороны программистов, представлявших Deep Blue.

Использование шахмат в качестве предметной области при изучении курса информатики способствует развитию человеческого интеллекта, помогая при этом понять преимущества и

недостатки интеллекта компьютерного. При этом компьютерные инструменты не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.

1. Ботвинник М.О кибернетической цели игры. - М.: Советское радио, 1975.

2. Гижицкий Е.С шахматами через века и страны. - Warszawa: Sport i turistika, 1958.

3. Рудин Н. От магического квадрата к шахматам. - М.: Просвещение, 1969.

4. Шахматы: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.