В.Н. Неизвестных
ШАХМАТЫ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ШКОЛЬНОЙ
ИНФОРМАТИКИ
Неизвестных Виталий Николаевич, Муниципальное образовательное учреждение «Байкитская средняя общеобразовательная школа» (г. Байкит) e-mail: chess21@rambler.ru
Бурный прогресс компьютерной техники способствует развитию информационных технологий и ведёт к пересмотру целей и задач школьной информатики в сторону дальнейшей гуманизации обучения. Одним из последствий этого бурного прогресса является превращение школьной информатики в своеобразную метадисциплину, подразумевающее её тесное взаимодействие с другими школьными предметами. Видится важной интеграция курса информатики также и с разными внепредметными понятийными областями. Одной из самых интересных областей интеграции, на взгляд автора, является построение курса школьной информатики на формально-фигурной и понятийно-смысловой базе шахмат. Об этом и идёт речь в статье.
Уже сама легенда о создании шахмат, в которой мудрец запросил в качестве награды за изобретенную игру сумму зерён пшеницы, расположенных на полях шахматной доски в геометрической прогрессии с шагом два, можно рассматривать как одно из начал информатики, ибо она аукается и в двоичную систему счисления, и в электронные таблицы. К этому стоит добавить, что в средние века шахматная доска служила вычислительным прибором арабским математикам.
Таблица 1
8 4 mil. 6 6 mil. 4 8 mil. 2 10 mil.
400 tys. 60 600 tys. 40 800 tys. 20 1 mil. 9
600 60 tys. 400 80 tys. 200 100 tys. 90 З00 tys.
6 tys. 4 tys. 8 tys. 2 tys. 10 tys. 900 З0 tys. 700
40 tys. 800 20 tys. 1 tys. 9 tys. З tys. 7 tys. 5 tys.
80 200 tys. 100 90 tys. З00 70 tys. 500 50 tys.
2 mil. 10 900 tys. З0 700 tys. 50 500 tys. 70
1 9 mil. З 7 mil. 5 5 mil. 7 З mil.
Таблица 1 — шахматная доска средневековой «калькулятор» арабских математиков. Горизонтальные ряды белых или чёрных полей систематизируют числа согласно арифметической прогрессии, по диагонали — согласно условленной геометрической прогрессии.
Существуют многочисленные головоломки и комбинаторные задачи на шахматной доске, допускающие как отдельные частные решения, продиктованные размышлениями и догадкой, так и решения полные, полученные с применением информационных технологий.
Шахматная нотация, точнее различные её виды — алгебраическая, описательная, цифровая, код Удемана, система знаков шахматного журнала с характерным названием «Шахматный информатор» позволяют проиллюстрировать такой важный раздел информатики как кодирование информации.
Алгебраическая нотация — обозначение полей шахматной доски буквенно-цифровым сочетанием, вертикали обозначены буквами латинского алфавита, а горизонтали — арабскими цифрами. Алгебраическая нотация получила своеобразное и широкое распространение в таком приложении информатики, как электронные таблицы, столбцы которых обозначаются буквами латинского алфавита, строки — арабскими цифрами, адреса ячеек задаются буквенно-цифровыми сочетаниями.
Код Удемана — обозначение полей шахматной доски сочетанием согласной и гласной букв латинского алфавита; предложено американским шахматистом Л. Удеманом (1882) . Этот код применяется для передачи шахматных ходов по телеграфу или радио.
Цифровая нотация — код, обозначающий каждое поле шахматной доски двузначным числом. Применяется в международных шахматных соревнованиях по переписке.
Более сложной считается описательная шахматная нотация, принятая в англо- и испаноязычных странах: вертикали обозначаются не цифрами, а начальными буквами названия фигур, которые находились на них в начальной позиции (вертикаль «d» обозначается буквой Q, от английского Queen — ферзь, вертикаль «е» обозначается буквой K, от английского слова King — король, в наименованиях других вертикалей наряду с названием фигур (Rook — ладья, Bishop — слон, Knight — конь) добавляется также буква, обозначающая фланг (K — королевский, Q — ферзевый); горизонтали — арабскими цифрами от 1 до 8, в отличие от алгебраической нотации, где отсчёт ведётся от белых, при описательной нотации каждая сторона ведёт отсчёт от себя.
Таблица 2
8 а8 b8 c8 d8 e8 f8 g8 h8
7 а7 b7 c7 d7 e7 f7 g7 h7
6 а6 b6 c6 d6 e6 f6 g6 h6
5 а5 b5 c5 d5 e5 f5 g5 h5
4 а4 b4 c4 d4 e4 f4 g4 h4
3 а3 b3 c3 d3 e3 f3 g3 h3
2 а2 b2 c2 d2 e2 f2 g2 h2
1 a1 b1 cl dl el fl g1 hl
a b c d e f g h
Таблица 2 — кодирование полей шахматной доски в алгебраической нотации и в системе знаков журнала «Шахматный информатор».
Таблица 3
8 l8 28 38 48 58 68 78 88
7 l7 27 37 47 57 67 77 88
6 l6 26 36 46 56 66 76 86
5 l5 25 35 45 55 65 75 85
4 l4 24 34 44 54 64 74 84
3 l3 23 33 43 53 63 73 83
2 l2 22 32 42 52 62 72 82
l ll 2l 3l 4l 5l 6l 7l 8l
a b c d e f g h
Таблица 3 — кодирование полей шахматной доски в цифровой нотации.
Таблица 4
8 ma na pa ra sa ta wa za
7 me ne Pe re se te we ze
6 mi ni Pi ri si ti wi zi
5 mo no Po ro so to wo zo
4 bo co do fo g° ho ko lo
3 bi ci di fi gi hi ki li
2 be ce de fe ge he ke le
1 ba ca da fa ga ha ka la
a b c d e f g h
Таблица 4 — кодирование полей шахматной доски в коде Удемана.
Таблица 5
8 RQ8 KtQ8 BQ8 Q8 K8 B8 KtK8 RK8
7 RQ7 KtQ7 BQ7 Q7 K7 B7 KtK7 RK7
6 RQ6 KtQ6 BQ6 Q6 K6 B6 KtK6 RK6
5 RQ5 KtQ5 BQ5 Q5 K5 B5 KtK5 RK5
4 RQ4 KtQ4 BQ4 Q4 K4 B4 KtK4 RK4
3 RQ3 KtQ3 BQ3 Q3 K3 B3 KtK3 RK3
2 RQ2 KtQ2 BQ2 Q2 K2 B2 KtK2 RK2
1 RQ1 KtQ1 BQ1 Q1 K1 B1 KtK1 RK1
a b c d e f g h
Таблица 5 — кодирование полей шахматной доски в описательной нотации (со стороны белых).
Таблица 6
1 RQ1 KtQ1 BQ1 Q1 K1 BK1 KtK1 RK1
2 RQ2 KtQ2 BQ2 Q2 K2 BK2 KtK2 RK2
3 RQ3 KtQ3 BQ3 Q3 K3 BK3 KtK3 RK3
4 RQ4 KtQ4 BQ4 Q4 K4 BK4 KtK4 RK4
5 RQ5 KtQ5 BQ5 Q5 K5 BK5 KtK5 RK5
6 RQ6 KtQ6 BQ6 Q6 K6 BK6 KtK6 RK6
7 RQ7 KtQ7 BQ7 Q7 K7 BK7 KtK7 RK7
8 RQ8 KtQ8 BQ8 Q8 K8 BK8 KtK8 RK8
a b c d e f g h
Таблица 6 — кодирование полей шахматной доски в описательной нотации (со стороны чёрных).
Явно недостаточное, на взгляд автора, внимание в школьном курсе информатики уделяется таким важным понятиям как искусственный и гибридный интеллект. И здесь информатика вступает на шахматную почву, точнее говоря на шахматную доску, ибо шахматы являются наилучшим полигоном — площадкой для исследований как в области искусственного, так и в области гибридного интеллекта.
Попытки создать гибридный интеллект восходят ещё к шахматному автомату Кемпелена, в котором точный механизм и человеческий интеллект дополняли друг друга. Ярким примером гибридного интеллекта являются так называемые «продвинутые» шахматы, в которых непосредственное соревнование происходит между «белковыми» шахматистами, а компьютер используется в качестве советчика-консультанта. Здесь преимущество получает тот шахматист, который понимает сильные и слабые стороны обеих составляющих гибридного интеллекта. Своеобразным вариантом «продвинутых» шахмат стал и матч Гарри Каспарова с суперкомпьютером Deep Blue. Исходный посыл о соревновании машинного и человеческого интеллектов по ходу это матча постоянно нарушался, по мнению ряда наблюдателей, вмешательством в процесс игры со стороны программистов, представлявших Deep Blue.
Использование шахмат в качестве предметной области при изучении курса информатики способствует развитию человеческого интеллекта, помогая при этом понять преимущества и
недостатки интеллекта компьютерного. При этом компьютерные инструменты не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.
1. Ботвинник М.О кибернетической цели игры. - М.: Советское радио, 1975.
2. Гижицкий Е.С шахматами через века и страны. - Warszawa: Sport i turistika, 1958.
3. Рудин Н. От магического квадрата к шахматам. - М.: Просвещение, 1969.
4. Шахматы: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.