Научная статья на тему 'ШАХМАТНЫЙ СПОРТ ВОЛШЕБНАЯ ИГРА, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ'

ШАХМАТНЫЙ СПОРТ ВОЛШЕБНАЯ ИГРА, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматная доска / чатуран / штранж / турнир / гроссмейстер. / chess board / chaturan / shtranj / tournament / grandmaster.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошев Алишер Темирович

в статье анализируются история шахматного спорта и методики изучения этого вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHESS SPORT IS A MAGIC GAME UNLOCKING HUMAN CONSCIOUSNESS

in the state analyzes the history of chess and the methods of studying this kind of sport.

Текст научной работы на тему «ШАХМАТНЫЙ СПОРТ ВОЛШЕБНАЯ ИГРА, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ»

ШАХМАТНЫЙ СПОРТ - ВОЛШЕБНАЯ ИГРА, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Тошев А.Т.

Тошев Алишер Темирович - преподаватель, кафедра теории и методики физической культуры, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются история шахматного спорта и методики изучения этого вида спорта.

Ключевые слова: шахматная доска, чатуран, штранж, турнир, гроссмейстер.

CHESS SPORT IS A MAGIC GAME UNLOCKING HUMAN CONSCIOUSNESS

Toshev A.T.

Toshev Alisher Temirovich - Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PHYSICAL CULTURE, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the state analyzes the history of chess and the methods of studying this kind of sport. Keywords: chess board, chaturan, shtranj, tournament, grandmaster.

Шахматы (персидский: шах мат - «король мертв») - логическая игра для двоих. Цель игры - победить короля противника. В нее играют на доске с 64 сетками и 32 фигурами.

У каждого игрока будет 16 фигурок:

• Король - 1 штука

• Фарзин - 1 шт.

• Rux - 2 шт.

• Фил - 2 шт.

• От - 2 шт.

• Пешка - 8 шт.

Во время шахматного турнира существует ограничение по времени на определенное количество ходов. На первые 40 прогулок отводится 2,5, 2 и 1,5 часа. В быстрых шахматах вам дается определенное время (30, 25, 15 и 5 минут), чтобы закончить игру. В открытых шахматах можно установить дни или недели в зависимости от расстояния и типа средства коммуникации для выполнения каждого хода.

Современные шахматы сильно отличаются от индийских шахмат, сформировавшихся в Южной Европе в конце 15 века.

Истоки шахмат восходят к игре в чатурангу. Во время арабского халифата игра стала популярной как шахматы. С тех пор, как арабы ввели шахматный рекорд, ценная информация о текстах шахматных партий сохранилась. Абульфат Ахмад ибн Сиджи написал в своей «Книге шахмат» о первом шахматном турнире, проведенном в Хорасане в 819 году, и о знаменитом шахматисте из Центральной Азии Абу Бакр ас-Сули, который выиграл его. Ас-Сули тренировал Абульфароджа Лайлоджа, который стал героем многих шахматных соревнований.

Шахматы быстро развивались в Европе с 11 века. В 15 веке правила игры в шахматы были изменены. В 1512 году сборник Дамиано «Эта книга учит шахматам» был издан в Риме и переведен на европейские языки. В 1575 году в Мадриде состоялся матч между испанскими и итальянскими шахматистами. В 1924 году была образована Международная шахматная федерация (ФИДЕ). Основанная в 1987 году Ассоциация гроссмейстеров (позже переименованная во Всемирный шахматный совет) самостоятельно организовала несколько шахматных турниров, чемпионатов мира и чемпионатов.

Есть источники, подтверждающие, что шахматы имеют глубокие корни в Узбекистане. Во время археологических раскопок в Дальварзинтепа (Сурхандарья) в 1972 году были найдены шахматные фигуры кушанского периода (I-II вв.), А в 1977 г. при исследованиях в Афросиабе (Самарканд) было обнаружено 7 шахматных фигур VII-VIII веков. Аль-Адли, арабский ученый и шахматист, живший в IX веке, писал, что народы Центральной Азии сыграли важную роль в отмене марша (шашек) и развитии этой игры, которая ограничивала человеческий разум в шахматы. «Индия» Абу Райхана Беруни, «Матлай садайн и маджмаи бахрайн» Абдураззака Самарканди, «Меджлис ун нафоис» Алишера Навои, «Лисон уттайр», «Бобурнома» Захириддина Мухаммада Бабура и другие исторические произведения содержат ценную информацию о шахматах. Во время правления Амира Темура в Самарканде собирались сильные шахматисты. Али аш Шатранджи (Аловиддин ат-Тебризи) из Тебриза выиграл соревнования в Самарканде. Он написал книгу о шахматах, в которую вошли его собственные и многие великие (гроссмейстеры), жившие в Средней Азии до 14 века. Еще он играл в шахматы с самим хозяином.

Сегодня шахматы стали одной из самых популярных игр, признанных как вид спорта; миллионы людей по всему миру играют в эту игру. Шахматы также считаются умственной гимнастикой.

«Некоторые педагоги говорят, что шахматы очень полезны для интеллектуального развития ребенка. Влияет ли это на развитие талантов?» Великий кубинский гроссмейстер Рауль Капабланка сказал: «Шахматы - это не просто игра. Это интеллектуально полезный способ провести время, основанный на определенном объеме искусства и науки. Так же, как спорт важен для физического совершенства, шахматы так же важны для умственного развития. Это интересный и удобный способ развить особые человеческие качества и тренировать ум».

Эта чудесная старинная игра играет важную роль в умственном развитии и доставляет ребенку большую радость. Шахматы расширяют кругозор ребенка и учат его думать, рассуждать, запоминать, сравнивать, предвидеть будущее и делать выводы. Также ребенок, играющий в шахматы, развивает внимание, целеустремленность, волю, самокритику и способность делать самостоятельные выводы. Это особенно полезно для гиперактивных (неспособных сидеть на одном месте) детей, интересующихся шахматами. Известный российский педагог В.А. Сухомлинский был прав, когда сказал: «Трудно представить полноценное развитие ума и памяти без шахмат».

В каком возрасте можно начинать играть в шахматы?

Читая биографии всемирно известных гроссмейстеров, мы узнаем, что они начали играть в шахматы в раннем детстве.

• Знаменитый кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка (1888-1942) заинтересовался своим отцом в 5 лет и научился играть в шахматы.

• Американский гроссмейстер Роберта Фишер (1943-2008) научилась играть в шахматы у своей сестры, когда ей было 6 лет.

• Российский гроссмейстер Гарри Каспаров изучил шахматы в 5 лет и присоединился к национальной сборной в 10 лет.

• Российский международный гроссмейстер Анатолий Карпов (1951) тоже взял свои первые уроки шахмат в пятилетнем возрасте.

• Наши соотечественники из Узбекистана братья Синдоровы также в восемь лет стали чемпионами мира по шахматам.

Итак, шахматам можно научиться в дошкольном возрасте. Родители должны дать ребенку первую информацию об этом виде спорта. Например, «шахматы» состоят из слов «король» и «мат», «мат» на арабском языке означает «жизнь окончена», цель фигур - защитить короля, фард - самая сильная фигура, и их работа - научить каждую фигуру ходить. Если взрослые сами не разбираются в шахматы, сейчас существует множество руководств по самостоятельному изучению этой игры.

Список литературы /References

1. Джураева М.З Роль физкультуры в формировании здоровых привычек у молодых людей. Academy. № 10(61), 2020 (47-48).

2. Салимое Г.М. Показатели констатирующего этапа экспериментальной работы по физическому развитию учеников 7-10 лет общеобразовательных организаций Узбекистана.

3. Шукуров Р.С. Developing a culture of healthy life among the students through turon wrestling Yoga, 2020; 5(2): 04-0б. С. 4-б.

4. Абытова Ж.Р. Механизмы интеллектуального развития дошкольников с помощью физических занятий. Проблемы педагогики. Стр. 79-81. № 3 (48), 2020.

5. Абытова Ж.Р. Десять причин, почему физическая культура так важна в школах. // Academy. Научно-методический журнал. Стр. 38-40. 10 (61), 2020.

6. Кузиева Ф.И. Роль физической культуры в формировании личности // Вестник науки и образования, 2021. № 4 (129). С. 14-17.

7. Arslanov K.P., Azimov L.A. Interactive methods of the didactic process applied in teaching the discipline «National martial arts and technologies of its teaching» 40 bet. Педагогическое образование и наука, 2020. № 3.

8. Музафарова Ф.Б. Влияние применения команд и соревнований при изучении мотивации и моторики новыков в физическом воспитаним // Проблемы науки 9 (57) 2020 с 78-81

9. Тошев А.Т. Влияние мультимедийного обучения на поведение и знания учащихся на уроках физического воспитания Пример из занписи баскетболных игр // Проблемы науки. 9 (57), 2020. С. 84-87.

10. Юсупова Зулфизар Шариповна. Методы организации физической подготовки в дошкольных образовательных организациях // Проблемы науки. ISSN 2542-0801(online) ISSN 2413-7081-^11^^001 7.56-2002, 2020. № 09 (54). Ст. 46-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.