RAR ХДК 008 ББК71
DOI 10.34685/HI.2023.42.3.003
ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНИ1
Пустовойт Юлия Владимировна,
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра экспозиционно-выставочной деятельности, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия), 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2, e-mail: [email protected]
Фокин Станислав Сергеевич,
руководитель шахматной школы им. М.М. Ботвинника, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
Достижения шахматной школы СССР представлены как феномен советской культуры жизни, проанализированы социокультурные факторы становления культуры шахматной игры. Изучение успехов советской шахматной школы как социокультурного феномена имеет теоретическое и практическое значение для определения стратегий культуры жизни в современной России.
Ключевые слова
Шахматы, культура шахматной игры, советская шахматная школа, социокультурный феномен, культурная ценность.
22
Шахматное искусство с момента своего возникновения вплетено в ткань человеческого бытия, в ткань мировой культуры. На каждом этапе своего существования оно неизменно являлось одним из главных социокультурных феноменов, маркирующих направленность и степень развития отдельной личности, так и в целом общества.
Очень значимым социокультурным феноменом в период советской действительности стала
советская шахматная школа. Хронологическими границами настоящего исследования стал период с конца 1940-х до начала 1980-х гг. — время, когда успех советских шахматистов буквально гремел на весь мир на фоне временной социальной и культурной изоляции нашей страны. Тогда советские шахматисты и руководство Федерации шахмат во многом могло полагаться только на свои силы, свой собственный опыт. Тем не ме-
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева» по теме «Культура жизни: опыт и уроки моделирования достойной жизни в советском государстве» Рег. № НИОКТР: 123011600027-5
нее, ошеломляющие результаты заставили уважать Советский Союз, ценить его интеллектуальный потенциал. Избранные нами для изучения десятилетия в истории шахматной школы советской России очень важны для определения социокультурных условий, факторов, обусловивших как бурный рост интереса к шахматам в стране, так и высочайшие достижения советских шахматистов-спортсменов. Анализ социокультурных факторов успеха развития советской шахматной школы и раскрытия образа этой школы как социокультурного феномена актуален в текущих политических и общественных процессах современной России и имеет ярко выраженную теоретико-практическую значимость.
Как социокультурный феномен, знаковый для советского времени, шахматная школа СССР возникла на основательном фундаменте культуры шахматной игры, оформившейся в царской России. Советские шахматисты конца 40-х годов XX столетия профессионально сформировались в русле дореволюционной традиции шахматной игры, опирались на принятые в русской шахматной школе ценности и нормы. Подтверждение тому — работы ведущих советских шахматистов, в которых они не отвергают труды своих предшественников, а продолжают и развивают на новом уровне учение прошлых лет, с огромным уважением относясь к достижениям шахматных мастеров прошлого. В период с к. 1940 до н. 1980 годов ведущие советские издательства выпускали книги о выдающихся мастерах прошлого. В них советскими шахматными специалистами анализируются партии Михаила Чигорина, Карла Яниша, Сергея и Дмитрия Урусовых, Ильи Шумова, Эма-нуила Шифферса и других1. На примере лучших партий показан вклад мастеров в шахматное искусство, значение их деятельности для создания отечественной шахматной школы. В своей работе «Советская шахматная школа» М. М. Ботвинник признавал, что советская шахматная школа базируется на русской шахматной школе. Такая крепкая база позволила в новых послереволюционных условиях продолжать успешно наращивать потенциал и создать уникальное явление,
1 Линдер И. М. Первые русские мастера. М., 1979. 255 с.2. Васюков Е. А., Наркевич А. Ю., Никитин А. С. Михаил Чигорин. М, Физкультура и спорт. 1972. 311 с.3. Воронков С. Б., Плисецкий Д. Г. Давид Яновский. М, Физкультура и спорт. 1987. 415 с.
известное во всём мире под названием «советской шахматной школы». Поэтому первым социокультурным фактором становления школы шахматистов в СССР стало уважение к традиции и преемственность. Именно этот фактор обусловил качественный рост шахматной школы в нашей стране в XX веке: связь русской дореволюционной шахматной школы и советской шахматной школы на основе преемственности знаний и опыта. Стоит отметить, что высокий уровень шахматной культуры дошел и до сегодняшних дней. В советское время чемпионы мира по шахматам и сильные шахматные мастера стали проводить регулярные занятия с подрастающим поколением. В кружки, секции и шахматные школы детей, в большинстве случаев, приводят родители, которые играют в шахматы. Они перенимали освоение шахматной игры от своих родителей — дедушек и бабушек новых учеников, воспитанных на лучших советских шахматных традициях. Важно, что не произошло разрыва поколений — это позволило сохранить наследие искусства шахматной игры в новой социокультурной обстановке.
Конец 1940-х годов в истории советских шахмат отмечен победоносными радиоматчами СССР — США и СССР — Великобритании 19451946 годов, ознаменовавшими противостояние с Западом и, с другой стороны, новую веху развития советской шахматной школы в послевоенных условиях.
В то время в СССР шахматная жизнь была организована по подобию многих ведущих шахматных стран мира: создана шахматная Федерация, регулярно проводились чемпионаты СССР, открывались шахматные секции и проводились турниры. Проведение радиоматча между СССР и США было важно для утверждения статуса нашей страны. Примечательно, что американские шахматисты изначально вошли в круг фаворитов этого поединка, поскольку в багаже сборной США числились победы на 4 шахматных Олимпиадах, что еще больше возвышало ее перед началом матча. Лидерами сборной США были Ар-нолд Денкер, Самуэль Решевский, Ройбен Файн, Исаак Кэжден. Сборную СССР возглавляли Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Исаак Бо-леславский, Саломон Флор. Сборная СССР передавала ходы из Московского Центрального дома работников искусств, а команда США — из Нью-Йорка. Матч завершился победой советских шахматистов со счетом 15,5 на 4,5. Исторический
23
24
поединок являлся товарищеским, но находился под пристальным вниманием высшего партийного руководства СССР, а также американской прессы и общества. По сути, он стал микродуэлью двух стилей жизни двух стран, противоположных по мировоззрению и по модели управления. Советские шахматисты закрепили свой успех спустя год. В принципиальном матче со сборной Великобритании выступила обновленная по составу сборная СССР. В матче также принимали участие женщины. Сборная Великобритании передавала ходы из Лондона, а сборная СССР из Москвы. Матч завершился победой сборной СССР со счетом 18-6. Именно эти события они стали прочным фундаментом восхождения советских шахматистов на вершину шахматного Олимпа. Так, вторым фактором ускоренного развития шахмат в СССР в изучаемый период стал перманентный успех советских шахматистов на мировой арене.
Третьим фактором, обусловившим активное развитие шахматной культуры в советской России, стали яркие личности — шахматисты, профессионально занимавшиеся этим видом спорта, «горевшие» идеей его популяризации в массах и добившиеся в этом значительных успехов, в первую очередь, благодаря государственной поддержке. Российские шахматисты традиционно сильно играли при всех эпохах и режимах. За мировую корону сражались Михаил Чигорин, Давид Яновский, Ефим Боголюбов. В 1927 году российский шахматист Александр Алехин одержал победу над Хосе Раулем Капабланкой, став четвертым чемпионом мира по шахматам. Важным для советского правительства было показать всему миру, что при новом управлении страной можно подготовить лучшего шахматиста планеты. В 1946 год не стало Александра Алехина, и всемирная Федерация шахмат приняла решение играть матч турнир за звание чемпиона мира в городах Гаага и Москва. За мировую корону в 1948 г. сражались Михаил Ботвинник (СССР), Василий Смыслов (СССР), Пауль Керес (СССР), Самуэль Решевский (США), Макс Эйве (Нидерланды). Убедительную победу одержал Михаил Ботвинник, поистине культовая личность в мире спорта, ставшим первым советским чемпионом мира по шахматам в 1948 г. Стоит отметить, что огромную поддержку на протяжении всего восхождения к шахматному Олимпу Михаилу Ботвиннику оказывал лично И. В. Сталин. Победа в матче на первенство мира ознаменовала начало
новой эры развития мировых шахмат — Советский Союз на долгие годы захватил лидерство в этой древней игре. И в 1952 г. сборная СССР получила право участия во Всемирной шахматной Олимпиаде, где была одержана первая победа. Роль личности в истории шахмат непереоцени-ма. Советские шахматисты-мировые чемпионы создали свои школы. Например, в 1963 г. Михаил Ботвинник провел первую сессию своей собственной школы. Далее и другие чемпионы мира — Т. Петросян, В. Смыслов, Б. Спасский, М. Таль, А. Карпов — последовали примеру патриарха советских шахмат. Фамилии шахматистов в изучаемый период были повсеместно узнаваемы и у всех на слуху.
Следующий фактор развития советской шахматной школы — масштабирование культуры шахматной игры в различных сферах общества. Так, в 1953 г. маршал Г. К. Жуков распорядился проводить шахматные турниры в военных округах. Инициативу продолжил маршал Р. Я. Малиновский, сыгравший большую роль в популяризации шахмат в вооруженных силах СССР. Системная работа по популяризации была развёрнута на заводах, предприятиях, в учреждениях посредством организации там шахматных кружков, клубов, проведения состязаний по шахматам среди взрослых.
Активное продвижение шахмат шло и среди подрастающего поколения. Шахматные секции и кружки открывались во Дворцах пионеров, Домах творчества; создавались шахматные объединения на местах. Был объявлен «шахматный всевобуч», решающий несколько задач: повышение интеллектуальной и культурной составляющей подрастающего поколения, социально-досуго-вую, спортивную (отбор лучших юных шахматистов по всей стране). В 1968 году писатель Лев Ка-силь и чемпион мира Василий Смыслов учредили в Москве детский шахматный клуб «Белая ладья», который стал площадкой для турниров среди московских школьников. На основе этого объединения возникла идея проведения всесоюзного турнира школьных команд «Белая ладья». В 1979 году в турнире играло более миллиона человек. Таким образом, появилась мощнейшая система по распространению шахмат в школах и отбора юных перспективных шахматистов.
Вехой в истории шахмат в советский период стало создание шахматной школы имени первого советского чемпиона мира Михаила Ботвинника.
Этот уникальный феномен не смогла до сих пор повторить ни одна страна мира. Лучших юных шахматистов со всей страны тестировали тренеры школы М. Ботвинника, их партии тщательно анализировались. На основе анализа партий тренерский штаб во главе с Михаилов Ботвинником принимали финальное решение по зачислению в школу. Сессии школы проходили два раза в год. С обучающими работали лучшие тренеры страны. Задачей было выявить сильные и слабые стороны шахматиста, и в дальнейшем вести работу по развитию сильных качеств, а также устранению недостатков игры. Результатом работы школы стала подготовка будущих чемпионов мира Анатолия Карпова, Гарри Каспаров и Владимира Крамника.
Идея «шахматы как доступная игра для каждого» стала пятой причиной возрастания интереса к шахматам в Советское время. Этот постулат остался неизменным и для сегодняшнего дня. Чтобы сыграть партию в шахматы, нужна всего лишь доска и фигуры. Это самый дешевый вид спорта в отличие, к примеру, от игры в теннис, для которой нужен огромный корт и играют всего лишь два человека. Для занятий хоккеем нужна огромная спортивная арена, залитый лед, дорогостоящая форма. Для художественной гимнастики нужны залы с очень высокими потолками, то есть специализированный спортивный объект. Шахматы не нуждаются в таком сложном оснащении и дорогостоящем оборудовании, что предопределило скорость их развития и широкую популярность. В результате в Советском Союзе не было семьи, в которой хотя бы один человек не играл в шахматы и где не было бы шахматной доски с шахматными фигурами.
Доступность шахмат предопределило восприятие данной игры в качестве универсальной формы досуга в Советском Союзе в исследуемый период. Рядовые граждане играли в любое время, везде и всюду: в парках/скверах, дома, у подъезда, в поездке (использовали дорожные шахматы), в поле между сельскохозяйственными работами, на производстве в перерывах и т.д. Интерес к игре подогревали передачи по центральному телевидению, журналы и газеты. В Советском Союзе было уделено особое внимание продвижению шахмат. СМИ сыграло значительную роль не только в популяризации, но и распространении шахмат в СССР. На регулярной основе издавались журналы «64 — Шахматное обозрение», «Шахматы в СССР», «Шахматный беллютень», «Шахматы»
(Рига); газеты «Шахматы» (Баку), «Мерани» (Тбилиси), «Шахматайин Айастан» (Ереван); специальные выпуски, посвященные крупным советским и международным соревнованиям, а также регулярные шахматные отделы в журналах, центральных, республиканских и областных газетах. Такая мощная поддержка способствовала не только популяризации шахмат в СССР, но и повышению уровню игры. Статьи в периодических изданиях готовили сильные мастера и гроссмейстеры. Ряд шахматных специалистов могли отобрать учебные партии и позиции для своей картотеки. С 1970 года стала выходить программа «Шахматная школа» на центральном телевидении и шахматные передачи на Всесоюзном радио. Таким образом, советским правительством был взят курс на формирование здорового, социокультурного общества. Шахматы внедрялись повсеместно. Стоит отметить высокий уровень подхода к решению этой задачи. В работу чемпионов мира по шахматам, а также сильнейших мастеров и гроссмейстеров входило выезжать на заводы, предприятия, фабрики и читать лекции любителям шахмат, отвечать на их вопросы. Эта просветительская работа была государственным заказом. Именно эта работа по формированию шахматной культуры позволила популяризировать шахматы в СССР.
Государство также поддерживало высокий авторитет шахматистов. Образование советских граждан было на высоком уровне; общеизвестным фактом в то время было то, что занятия шахматами развивает счетные способности, умение мыслить стратегически, абстрактное мышление и другие навыки. Шахматы помогали в освоении как гуманитарных, так и естественных, точных наук. Таким образом, через приобщение детей и подростков к шахматам решалась тактическая задача по подготовке высококвалифицированных кадров для будущих конструкторских бюро, оборонных предприятий, инженерных и др. институтов.
Сущностная особенность игры в шахматы — объективность результата — обусловила включение шахмат в ценностный ряд социалистической культуры. В отличии от других видов человеческой деятельности, будь то спорт или образование, в шахматах нет оценочного механизма со стороны судьи или учителя. Результат партии зависит только от играющего, его умений и навыков. Это полностью соответствовало советской идеологии равенства и справедливости. Оба шахматиста начинают партию с одинако-
25
26
вым набором фигур и количеством времени на стрелках часов. Только индивидуальные умения, собственные усилия и разум могут помочь в достижении цели. Очень важно, что в шахматах очень сложно оказывать воздействие на противника. Партия играется в тишине, без внешних помех. Всегда есть время обдумать ход и принять правильное решение. В отличие от тенниса, фехтования или футбола, где решение нужно принимать мгновенно, шахматы дают возможность оценить ситуацию и действовать рассудительно.
Итак, советская шахматная школа в исследуемый период эффективно развивалась и достигла максимального расцвета благодаря перечисленным социокультурным факторам при системной государственной поддержке. Шахматы стали многогранным феноменом, включающим несколько взаимосвязанных составляющих: игра, форма досуга, спорт, поскольку присутствует соревновательный эффект, наука, основанная на анализе позиций и ходов и мыслительная культура, ведь партии представляют собой шедевр мысли, торжество тактики и стратегии.
Результатом стало абсолютное доминирование советской шахматной школы на мировой арене к концу 80-х гг., что можно рассматривать как отражение высокого интеллектуального развития советской России в целом.
Стоит отметить, что сборная СССР регулярно проводила товарищеские матчи с шахматистами из Югославии. Также игрались матчи со сборными Чехословакии, Нидерландов, Франции, ФРГ, Австрии, Венгрии и других стран. А в 1970 году в Белграде состоялся матч сборной СССР с командой остального мира. Сборную СССР возглавлял действующий чемпион мира Борис Спасский. В его команде играли чемпионы мира Тигран Петросян, Василий Смыслов, Михаил Таль, Михаил Ботвинник и другие ведущие советские шахматисты. Сборную мира возглавлял Бент Ларсен (Дания), Бобби Фишер (США), Лайош Портиш (Венгрия), Светозар Глигорич (Югославия) и другие сильнейшие мировые шахматные звезды. В упорнейшей борьбе сборная СССР одержала победу со счетом 20,5 на 19,5. Эта победа показала доминирование советской шахматной школы. Позже, в 1984 году, по инициативе президента ФИДЕ Флоренсино Кампоманеса в Лондоне прошел очередной матч сборной СССР против остального мира. Сборную СССР возглавляли новые молодые звезды Ана-
толий Карпов и Гарри Каспаров. Сборную мира представляли Ульф Андрессон (Швеция), Ян Тимман (Нидерланды), Ясер Сейраван (США), Джон Нанн (Англия) и другие мировые звезды. Советские шахматисты одержали победу со счетом 21-19.
Таким образом, советская шахматная школа является ярчайшим социокультурным феноменом СССР; в начале становления новое молодое государство имело потребность в повышении уровня культуры и образования граждан, шахматы признали предельно эффективным средством достижения данной цели. Для этого были проделаны ряд административных шагов: укреплены позиции Федерации шахмат, развитие шахмат на местах (Дворцы пионеров, кружки, секции), открытие клубов на предприятиях, проведение национальных чемпионатов, участие в международных турнирах, издание специализированной шахматной литературы, всесторонняя популяризация шахмат в СМИ. Огромную роль в развитии шахмат сыграли победы советских шахматистов на международной арене. Шахматы в России стали ассоциироваться не только как игра. Они стали маркером культурного человека, который способен рационально мыслить, оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильное решение. Огромное советское наследие помогло сформировать шахматную культуру не только в нашей стране, но и внесло неоценимый вклад в мировую шахматную историю. Изучение социокультурных факторов, предопределивших аксиологическое восприятие шахмат в советской России, необходимо для определения направлений и способов развития современной российской шахматной школы.
Список литературы
1. Линдер И. М. Первые русские мастера. М., 1979. 255 с.
2. Васюков Е. А., Наркевич А. Ю., Никитин А. С. Михаил Чигорин. М, Физкультура и спорт. 1972. 311 с.
3. Воронков С.Б., Плисецкий Д.Г. Давид Яновский. М, Физкультура и спорт. 1987. 415 с.
4. Юдович М. М., Котов А. А., Абрамов Л. Я. Труд, талант, победа. М, Физкультура и спорт. 1969.
5. Ботвинник М. М., Советская шахматная школа, Москва, 1951.
6. Ботвинник М. М., К достижению цели, Москва: Молодая гвардия, 1978, 255 с.;
7.Ботвинник М. М. Полвека в шахматах. 1978. 9. Юдович М. М., Котов А. А. Советская шах-272 с. матная школа. М.: Физкультура и спорт, 1951. 328 с.
8. Юдович М. М. Матч века. М.: Физкультура 10. Петросян Т., Матанович А. СССР — и спорт, 1971. Сборная мира. М, 1970.
CHESS GAME AS A PHENOMENON OF SOVIET CULTURE OF LIFE
Pustovoit Yulia Vladimirovna,
PhD, Senior Research Scientist Center for Exposition and Exhibition Activities, Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev (Heritage Institute), 129366,
Russia, Moscow, Cosmonauts str., 2, e-mail: [email protected]
Fokin Stanislav Sergeevich,
Head of the M.M. Botvinnik Chess School, State Budgetary Professional Educational
Institution of the City of Moscow "Vorobyovy Gory",
e-mail: [email protected]
Abstract
The achievements of the chess school of the USSR are presented as a phenomenon of the Soviet culture of life, the socio-cultural factors of the formation of the culture of the chess game are analyzed. The study of the successes of the Soviet chess school as a socio-cultural phenomenon is of theoretical and practical importance for determining the strategies of the culture of life in modern Russia. Keywords
Chess, the culture of the chess game, Soviet chess school, sociocultural phenomenon, cultural value.
27