Шаги становления техники в гиревом спорте на этапе начальной спортивной специализации
Живодёров Алексей Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, мастер спорта РФ по гиревому спорту E-mail: [email protected]
Евдокимов Иван Михайлович,
кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины E-mail: [email protected]
Бареева Диана Рустемовна,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, мастер спорта международного класса по армрестлингу E-mail: [email protected]
Горовенко Евгений Сергеевич,
кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры министерства обороны Российской Федерации E-mail: [email protected]
Одним из основных компонентов тренировочного процесса, в любом виде спорта, на протяжении всей спортивной карьеры, в особенности на этапе начальной спортивной специализации, является построение, а в дальнейшем совершенствование, спортивно-технической подготовки. Оценивая с точки зрения сложности движения, в технике гиревого спорта, на первый взгляд кажется нет ничего затруднительного. Взгляд с такой точкой зрения ошибочен. Нюансы, в них кроется сущность лёгкости и непринуждённости выполнения упражнений. В технике соревновательных гиревых упражнений, как и в других видах спорта существует множество тонкостей, от которых зависит общая картина движений. Разучивание соревновательных движений в гиревом спорте по элементам, обращая внимание на нюансы сократит время и повысит результативность. Правильность этапности и последовательности изучения техники позволит спортсменам сформировать мышечный понятийный аппарат «культуру движения» в кротчайший промежуток времени, а тренерам систематизировать программу тренировочного процесса. Изучение техники соревновательных движений в гиревом спорте толчок, толчок по длинному циклу, рывок предлагается выполнять по элементам, каждый элемент отдельно, пока не сформируется навык, в последствии объединив разрозненные элементы в единое структурированное движение.
Ключевые слова: техника, гиревой спорт, тренировочный процесс, начальная спортивная специализация.
о с
CJ
см о
Введение
В циклических видах, к которым относится и гиревой спорт, готовность сохранить фундаментальные характеристики движений до конца, сознательно контролируя весь промежуток времени при выполнении упражнения, приводит к значительному снижению скорости выполняемого движения. Исходя из вышесказанного необходимо отметить, что техническая составляющая спортсмена гиревика, должна быть доведена до автоматизма, так как спортсмену необходимо концентрировать своё внимание не на технике выполнения упражнения, на протяжении всего интервала времени, а на распределении и расчёте сил в течении всей дистанции. Каждый элемент, отвлекающий внимание спортсмена, отнимает силы на дистанции. Ко всему сказанному техника в гиревом спорте должна быть экономичной с минимальными энергозатратами и наименьшим напряжением. На всей дистанции фазы напряжения при выполнении соревновательных упражнений, должны сменяться фазами расслабления при их окончании.
Сформулировав требования к технической составляющей тренировочного и соревновательного процесса в гиревом спорте, отметим последовательность становления технических элементов одного из соревновательных движений, толчок двух гирь на этапе начальной спортивной специализации.
Обучение техники толчок гирь:
- Расположение гири на кисти (без замаха и подрыва, помогая второй рукой технически правильно разместить снаряд). (Подводящее упражнение выполняется на начальном этапе на первых тренировочных занятиях. Выполняется, как самостоятельный элемент);
- Хват, стартовое положение;
- Замах, подрыв гири;
- Размещение гири на кисти с упором локтя в гребень подвздошной кости (положение фиксируется 10-20 секунд);
- Размещение гири на кисти с упором локтя в гребень подвздошной кости после подрыва;
- Разучивание фаз толчка гири (безопорный подсед, выталкивание, опорный подсед, вставание, фиксация);
- Опускание гири (свободный полёт);
- Торможение гири (прокат, подсед). Достигнув понимания и правильного выполнения технического приёма толчок одной гири, выполняем все вышеперечисленные технические элементы с двумя гирями.
Разделив технику на элементы, мы облегчаем понимание спортсменом поставленных целей,
а также структурируем последовательность тренерских задач.
Методика и экспериментальная часть
Систематизируя изложенный материал, тренеры преподаватели исследовательской группы на базе университета аэрокосмического приборостроения провели эксперимент с 10.04.2023 г. по 10.06.2023 г. Используя вышеописанные предложения о структурировании и последовательности тренерских задач были сформированы две группы из студентов первого курса желающих заниматься гиревым спортом с одинаковыми весовыми данными и спортивной подготовкой.
Осуществляя отбор в экспериментальную и контрольную группы, был проведён предварительный эксперимент. Данные эксперимента отображены в таблице 1.
Проводя тренировочный процесс с контрольной группой, была предложена схема спортивно-технической подготовки комплексного характера, включающая технические элементы в целом. Тренировочный процесс осуществлялся с гирями 16 кг.
Студентам спортсменам входящих в экспериментальную группу было предложено проводить тренировочный процесс спортивно-технической подготовки по элементам, формируя каждый элемент отдельно. Тренировочный процесс осуществлялся также с гирями 16 кг.
Осуществив исследование, был проведён итоговый эксперимент, в таблице 2. указаны результаты данного эксперимента.
Результаты исследования
Показатели соревновательного движения толчка гирь 16 кг (табл. 1).
Таблица 1. Толчок гирь 16 кг (пкг=3, пэг=3, М±т)
Толчок гирь 16 кг Количество раз t=10 минут
Контрольная группа 16±1
Экспериментальная группа 17±1
р^а1ие р>0,05
Анализируя результаты, представленные в таблице 1, можно отметить, что результат толчок гирь 16 кг. контрольной группы равен 16±1, а результат показанный экспериментальной группой толчок гирь 16 кг. равен 17±1. Осуществив сравнение данных контрольной и экспериментальной групп указанных в таблице можно сделать вывод, что результат экспериментальной группы больше результата контрольной группы на 5,9% Из вышесказанного можно сделать вывод, что различия статистически не достоверны (р>0,05).
Показатели соревновательного движения толчка гирь 16 кг (табл. 2).
Результаты указанные в таблице 2, говорят о том, что результат спортсменов контрольной
группы в толчке гирь 16 кг. равен 33±1, а результат спортсменов экспериментальной группы в толчке гирь 16 кг равен 48±1. Осуществив сравнительный анализ двух результатов группа исследователей пришла к выводу, что результат экспериментальной группы, больше результата контрольной группы на 31,3%. Различия статистически достоверны р<0,05).
Таблица 2. Толчок гирь 16 кг (пкг=3, пэг=3, М±т)
Толчок гирь по длинному циклу 24 кг Количество раз t=10 минут
Контрольная группа 33±1
Экспериментальная группа 48 ±1
р^а1ие р<0,05
Заключение
Анализируя тренировочный процесс двух групп, тренеры преподаватели пришли к выводу, что понимание требований спортивно-технической подготовки у экспериментальной группы происходило гораздо быстрее чем у контрольной группы. Это положительно сказалось на дальнейшем тренировочном процессе, так как экспериментальная группа приступила к полноценным тренировочным нагрузкам раньше. Также опрос тренеров-преподавателей подтвердил понятность и простоту донесения требуемой информации до спортсменов, экспериментальной группы, что нельзя сказать о контрольной группе, спортсмены долго не могли выполнить поставленную задачу. Опрос спортсменов также подтвердил результативность предложенной методики. Спортсмены экспериментальной группы акцентировали своё внимание, на начальном этапе, на каждом элементе, в конце получая желаемый результат, а спортсмены контрольной группы видели конечный результат не акцентируя внимание на элементах техники, что приводило к неправильному пониманию и значительным ошибкам, увеличивая время технической подготовки.
Литература
1. Живодеров, А.В. Лёгкие гири как средство развития функциональной выносливости у спортсменов гиревиков / А.В. Живодеров, И.М. Евдокимов, И.Д. Павлов, В.А. Живодёров // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2022. - № 8 (210). - С. 93-96.
2. Живодёров, А.В. Комплексный подход, как система достижения результатов в гиревом спорте / А.В. Живодеров, И.М. Евдокимов, В.А. Живодёров, Е.С. Горовенко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 133-136.
3. Подскоцкий, Б.Е. Предупреждение отклонений в состоянии здоровья юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой / Б.Е. Подскоцкий // Тяжё-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
лая атлетика: учебник. - Москва: Физкультура и спорт, 1971. - С. 68-76.
4. Пономарев, В.Н. Атлетизм / В.Н. Пономарёв, Ю.А. Богащенко. - Красноярск: Кн. издво, 1991. - 253 с.
5. Ратов, И.П. Биомеханические черты спортивного мастерства: научно-методическое пособие / И.П. Ратов; Всерос. научно-исследоват. ин-т физ. культуры. - Москва: [б.и.], 1971. -80 с.
STEPS OF FORMATION OF EQUIPMENT IN KETTLEBELL LIFTING AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION
Zhivoderov A.V., Evdokimov I.M., Bareeva D.R., Evgeniy S.G.
St. Petersburg State University of Veterinary Medicine, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Military Institute of Physical Culture of the Ministry of Defense of the Russian Federation
One of the main components of the training process, in any sport, throughout the entire sports career, especially at the stage of initial sports specialization, is the construction, and further improvement, of sports and technical training. Judging from the point of view of the complexity of movement, in the technique of kettlebell lifting, at first glance it seems there is nothing difficult. The view from this point of view is wrong. Nuances, they contain the essence of the ease
and ease of performing exercises. In the technique of competitive kettlebell exercises, as in other sports, there are many subtleties on which the overall picture of movements depends. Learning competitive movements in kettlebell lifting by elements, paying attention to the nuances will reduce time and increase efficiency. The correctness of the stages and sequence of studying the technique will allow athletes to form a muscular conceptual apparatus "culture of movement" in the shortest period of time, and coaches to systematize the program of the training process. The study of the technique of competitive movements in kettlebell lifting is a push, a push on a long cycle, a jerk is proposed to be performed by elements, each element separately, until the skill is formed, subsequently combining the disparate elements into a single structured movement.
Key words: technique, kettlebell lifting, training process, initial sports specialization.
References
1. Zhivoderov, A.V. (2022), Light kettlebells as a means of developing functional endurance in kettlebell athletes, Vol. 210, No 8.
2. Zhivoderov, A.V. (2022), An integrated approach as a system for achieving results in kettlebell lifting, Vol. 211, No 9.
3. Podskotsky B.E. (1971), "Prevention of deviations in health condition of young men engaged in heavy athletics", in book Weightlifting: tutorial, physical Education and sport, Moscow, pp. 68-76.
4. Ponomarev, V.N. (1991), Athleticism, "Book publishing house", Krasnoyarsk.
5. Ratov, I.P. (1971), Biomechanical characteristics of sportsmanship: methodological textbook, VNIFK, Moscow.
о с
u
CM O)