Научная статья на тему 'Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций'

Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КИМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCES / CONTROLLING AND MEASURING MATERIALS / INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Ольга Романовна, Катержина Светлана Федоровна

В данной статье авторы рассматривают алгоритм проектирования контрольно-измерительных материалов и оценочного фонда, реализацию его на примере общекультурной компетенции учебной дисциплины «Высшая математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Ольга Романовна, Катержина Светлана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Steps of designing of control and measuring materials within the limits of formation of competences

The authors consider algorithm of designing of controlling and measuring materials and estimated fund, its realization on an example of common cultural competence of the subject "Higher Mathematics" in the given article.

Текст научной работы на тему «Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций»

тельных подходов к проектированию современных образовательных систем высшей школы, способных обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов на уровне мировых стандартов.

Библиографический список

1. Артюшина Л.А. Рефлексивное образование как основа современной образовательной системы высшей школы // Письма в «Эмиссия. Оффлайн» (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2010. - Июнь, ART 1427. - СПб., 2010 г. -Режим доступа: http:// www. emissia. Org / offline / 2010 / 1427.htm. (Дата обращения05.07.2010.)

2. Артюшина Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2008. - 173 с.

3. Бочкарева И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов // Инновации в подготовке учителя / под общей ред. И.А. Бочкарёвой, Е.Н. Солововой. - М., 2002. -С. 54-65.

4. Попков В.А., КоржуевА.В. Теория и практика высшего профессионального образования. -М.: Изд-во «Академический проект», 2010. - 452 с.

5. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

6. Стеценко И.А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - С. 5-11.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/.

Воронцова Ольга Романовна

кандидат технических наук Костромской государственный технологический университет

olga_ voronco va_p@mail. т

Катержина Светлана Федоровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный технологический университет

svetakaterzhina@mail.ru

ШАГИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

В данной статье авторы рассматривают алгоритм проектирования контрольно-измерительных материалов и оценочного фонда, реализацию его на примере общекультурной компетенции учебной дисциплины «Высшая математика».

Ключевые слова: компетентность, КИМ, познавательная деятельность.

Присоединение России к Болонскому процессу, разработка и внедрение но. вых ФГОС ВПО внесли существенные изменения в парадигму образования. Это, в свою очередь, актуализировало пересмотр действующих принципов и механизмов организации учебного процесса, в частности, разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ), позволяющих осуществлять оценку уровня сформированное™ компетенций.

Контрольно-измерительные материалы - это специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний, умений и владений студента.

В разработке КИМов участвуют:

- разработчики учебной дисциплины для возможности осуществления контроля уровня знаний, умений, владений по учебной дисциплине;

- руководители образовательной программы для оценки уровня сформированности комплекса общекультурных и профессиональных компетенций студентов, отраженных в ФГОС ВПО в рамках итоговой государственной аттестации.

Основными принципами разработки КИМов учебной программы являются:

- направленность на идентификацию знаний, умений, владений как результат формирования конкретной компетенции;

- соответствие содержания КИМа и вида деятельности студента, подлежащего оценке;

- количественные и качественные показатели

Конкретизировать учебную дисциплину с точки зрения формируемых компетенций. Составить перечень распределения компетенций по учебным дисциплинам, руководствуясь требованиями ФГОС ВПО.

І

Идентифицировать (присвоить) каждой компетенции ожидаемые результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, руководствуясь требованиями ФГОС ВПО.

І

Определить виды деятельности студента, направленные на формирование конкретизированных компетенций, включая виды деятельности студента на аудиторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.

І

Определить продукты деятельности студентов, подлежащих оценке.

і

Определить количественные и качественные показатели результативности выполненной студентом работы. Оформление количественных и качественных показателей работы студента в оценочные шкалы, например, в форме таблицы.

І

Оформление всех подготовленных КИМов в единый пакет «оценочный фонд» по учебной программе дисциплины.

Рис. 1.

результата измеряемой деятельности (метрические);

- ранжирование показателей и проектирование оценочных шкал, позволяющих дифференцировать уровень сформированное™ компетенций.

Алгоритм разработки КИМов и формирования оценочного фонда по учебной дисциплине см. на рисунке1.

Данный алгоритм авторы реализовали для учебной дисциплины «Высшая математика» по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация «Бакалавр»).

В дальнейшем будем рассматривать реализация шагов 2-6 на примере ОК-10.

Шаг 1.

Учебная дисциплина Компетенции

Высшая математика ОК-4 - Самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться). ОК-6 - Способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей. ОК-8 - Способность работать самостоятельно. ОК-10 - Способность к познавательной деятельности. ОК-11. - Способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

Шаг 2.

Компетенции ФГОС ВПО Результат формирования (в знаниях, умениях, владениях)

ОК-10 Способность к познавательной деятельности Должен знать: - основные теоретические положения по теме; Должен уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией поставленной проблемы; - проводить анализ содержания учебного материала; - проводить процесс обобщения, систематизации знаний; - выделять главное; - проводить оценку полученных результатов и вносить коррективы. Должен владеть: - методами планирования своей деятельности; -методами поиска информации.

Шаг 3.

Компетенция ОК-10

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Виды деятельности студента

■ Конспект

■ Рабочая тетрадь

■ Подготовка вопросов по теме

- Решение задач «по образцу»;

- Решение задач «в новой ситуации»;

- Решение творческих задач;

- Разработка групповых кроссвордов по теме;

- Прохождение тестирования по теме;

- Работа со «слепым» конспектом;

- Работа с пустыми окнами структурно-тематических карт

- Выполнение индивидуальных домашних заданий;

- Разработка глоссария по теме;

- Подготовка презентации по учебному материалу;

- Разработка групповых кроссвордов по теме;

- Разработка тестовых заданий и демо-версий контрольных и самостоятельных работ;

- Работа с информационнообразовательным ресурсом;

- Создание портфолио -«портфеля достижений» (серия работ, отражающих и подтверждающих путь овладения компетенциями в дисциплине);

- изучение литературы__________

Как правило, определение продуктов деятель- рассмотрим четвертый шаг на примере самосто-

ности студентов и определение вида деятельнос- ятельной работы.

ти студента осуществляются параллельно. Мы

Шаг 4.

Виды деятельности студента Ожидаемый результат Продукт, подлежащий оценке

Разработка глоссария по теме Должен знать: - основы теории по теме. Должен уметь: - проводить процесс обобщения, систематизации знаний; - выделять главное. Глоссарий

Подготовка презентации по учебному материалу Должен знать: - основы теории по теме. Должен уметь: - проводить процесс обобщения, систематизации знаний; - выделять главное. Должен владеть: - навыками работы в Power Point. Презентация и публичное выступление

Разработка тестовых заданий Должен знать: - основы теории по теме; - основы по составлению тестов. Должен уметь: - проводить процесс обобщения, систематизации знаний; - выделять главное; - проводить анализ содержания учебного материала; - осуществлять самоконтроль. Тест

Шаг 5. лично», «хорошо», «удовлетворительно», «не-

В этом шаге следует придерживаться ответа удовлетворительно»? Рассмотрим реализацию

на вопрос: какие показатели будут свидетельство- шага на примере разработки КИМа глоссария,

вать о том, что студент выполнил задание на «от- подготовки презентации и портфолио.

КИМ глоссария

Параметр Оценка (по 5-балльной шкале)

- количество терминов - более 20; - все определения соответствуют теме; - все определения составлены математически грамотно; - работа выполнена в указанный срок 5

- количество терминов от 15 до 20; - все определения соответствуют теме; - 75-90 % определений составлены математически грамотно; - работа выполнена в указанный срок 4

- количество терминов от 10 до 15; - 50 % определений соответствуют теме; - 60-75 % определений составлены математически грамотно; - работа сдана не в срок 3

- количество терминов - менее 10; - 50 % определений соответствуют теме; - менее 60 % определений составлены математически грамотно; - работа сдана не в срок 2

КИМ презентации

Параметр Оценка (по 5-балльной шкале)

- количество слайдов - более 20; - все определения, теоремы, формулы представлены верно; -1/2 от общего количества слайдов - задачи и примеры; - работа выполнена в указанный срок 5

- количество слайдов от 15 до 20; - 75-90 % определений, теорем, формул представлены верно; - 1/3 от общего количества слайдов - задачи и примеры; - работа выполнена в указанный срок 4

- количество слайдов от 10 до 15; - 60-75 % определений, теорем, формул представлены верно; - 1/4 от общего количества слайдов - задачи и примеры; - работа сдана не в срок. 3

- количество слайдов - менее 10; - менее 60 % определений, теорем, формул представлены верно; -менее 1/4 от общего количества слайдов - задачи и примеры; - работа сдана не в срок. 2

КИМ портфолио

Параметр Оценка (по 5-балльной шкале)

- отражает все виды деятельности студента; - материалы логично структурированы; - материалы свидетельствуют об активном участии с тудента в процессе изучения всех (10) тем учебной дисциплины; - использован творческий подход, предлагается иллюстрированный материал 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отражает все виды деятельности студента; - материалы логично структурированы; - материалы свидетельствуют об участии студента в процессе изучения не всех (не менее 8) тем учебной дисциплины 4

- не отражает все виды деятельности студента; - материалы логично не структурированы; - отражена низкая активность студента в процессе изучения дисциплины 3

- не отражает все виды деятельности студента; - материалы выстроены не логично; - материалы не отражают темы учебной дисциплины и вклад в формирование знаний и умений студента 2

Шаг 6.

Оформление всех подготовленных КИМов в единый пакет «Оценочный фонд» по учебной программе дисциплины, где должны быть отражены все КИМы по изучаемой дисциплине.

На рисунке 2 представлены 6 шагов проекти-

рования КИМа.

Разработанные КИМы позволяют оценить уровень сформированности компетенций, отраженных в ФГОС ВПО, наглядно демонстрируют степень знаний, умений и владений студента по учебной дисциплине.

Шаг 1

Учебная дисциплина 1 Учебная дисциплина 2 Учебная дисциплина 3

ОК...

ОК...

ПК.

и

Шаг 2

Ожидаемые результаты каждой компетенции

Знать... У меть... Владеть...

XI

Шаг 3

Виды деятельности студента (аудиторные, самостоятельные)

Продукт

деятельности студента

Шаг 4

Шаг 5

КИМ

для оценивания продукта деятельности студента. Количественные и качественные показатели результата

Рис. 2. Шаги проектирования КИМа

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. ГромоваЛ.А., БавинаП.А., Кондрашин А.В. Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения: методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.