УДК 376.1-056.2
Л.В. Дударева, И.Н. Чернышева
Шаги к успеху: обучение на дому детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Раскрываются различные стороны организации обучения на дому обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Выделены достоинства обучения на дому, а именно то, что учителя имеют возможность адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Подчеркнут ряд проблем, стоящих перед учителем и родителями. Выделены пути и стратегии работы с ребенком в плане не только обучения, но и социализации его как равного члена общества.
Ключевые слова: домашнее обучение, индивидуальный подход, образовательная среда, социум, внеурочная деятельность.
«...Обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.» [4].
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) - это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
- индивидуальный учебный план;
- рабочие программы по общеобразовательным предметам;
- расписание занятий.
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так
и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время.
Дети, обучающиеся на дому, как правило, имеют сложное сочетание нарушений психического, физического и эмоционального здоровья. В связи с этим они не могут обучаться в кругу своих сверстников по классно-урочной системе.
Учителя, работающие с детьми с ТМНР, отмечают значительные отклонения в развитии при трех и более нарушениях. Это не только осложняет усвоение обучающимися «академических» знаний, но и отрицательно сказывается на социальной адаптации. Эти дети ограничены в коммуникации с внешним миром, неспособны к самостоятельной деятельности по жизнеустройству своего быта, не могут применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, нуждаются в постоянном контроле и сопровождении взрослых [5].
Обучающиеся на дому имеют сочетания различных нарушений развития: речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и т. д. Они нуждаются в индивидуальном подходе с учетом степени психических нарушений и здоровья каждого обучающегося.
Все дети данной категории получают образование. По новым стандартам образования, у обучающихся с ТМНР «академический» компонент максимально сужается -главное внимание уделяется жизненной компетенции и социальной адаптации детей,
способности жить в нормальных средовых условиях.
Перед учителем, обучающим ребенка на дому, возникает ряд проблем.
Во-первых, ученик, в силу индивидуальных возможностей и степени нарушения развития, никогда не сможет жить без помощи взрослых, овладеть простейшими трудовыми навыками.
Во-вторых, учитель сталкивается с непониманием ситуации со стороны родителей: неприятием диагноза своего ребенка, гиперопекой. Родители часто ждут от учителя, что ребенок начнет заниматься и будет самостоятельно читать, писать и считать.
В-третьих, учитель психологически не готов работать с такой категорией детей: первая его реакция - жалость, а надо относиться к «тяжелому» ребенку, как к обычному.
Начинать работу необходимо с установления тесного контакта с родителями. Учителю важно сделать родителей партнерами в обучении и воспитании ребенка. Процесс обучения строится с учетом особенностей образа жизни ученика и его семьи.
Лучшая стратегия для обучения детей на дому - работа в команде. Необходимы тесное взаимодействие родителей с лечащим врачом, обмен информацией о ребенке. Врачи, учителя и родители должны наблюдать ребенка вместе, именно так достигается наилучший результат. Как показывает практика, медицина часто выпадает из этой цепочки. Наблюдение врачей порой -это просто констатация факта, очень редко даются конкретные индивидуальные рекомендации: как укладывать, садить, кормить, выполнять упражнения.
Все дети, даже с одинаковым диагнозом, отличаются друг от друга как в плане моторики, так и с точки зрения психического развития и адаптационных возможностей. Определить особенности ребенка должна команда врачей: невролог, ортопед, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт, логопед, психолог. Реабилитация - стресс не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку это процесс длительный и трудоемкий. Во-первых, необходимо проводить несколько курсов стационарного или амбулаторного комплексного лечения в год.
Кроме этого, ребенку дома также необходима забота, а это - ежедневный большой труд, так как основные принципы реабилитации - непрерывность и постоянство.
Комплекс постоянных воздействий позволяет улучшить состояние ребенка и реализовать его потенциал как в физическом плане, так и в умственно-эмоциональном. Ожидаемый результат - это обогащение физических и умственных возможностей ребенка и улучшение качества его жизни.
Желательно, чтобы были созданы хотя бы минимальные специальные условия, облегчающие ребенку передвижение и самообслуживание. Специально адаптированная учебная среда включает в себя рабочее место, специальный стул для детей с ДЦП, который удобно переставлять в любое место; специальные коляски, ходунки для удобства передвижения; специальные насадки на ручки, карандаши и кисточки для их утолщения; удобное размещение ребенка в комнате для лучшего восприятия предлагаемого материала; адаптированные дидактические пособия.
Атмосферу эмоционального комфорта создает присутствие родного человека. Это успокаивает детей, придает им уверенности. Совместная деятельность объединяет всех участников образовательного процесса, создавая атмосферу сотрудничества и взаимодействия.
Такие дети нуждаются в особой помощи при обучении. Между тем, как показывает опыт учителей, работающих с данной категорией детей, в большинстве случаев при систематической и достаточно квалифицированной педагогической работе такие дети показывают существенное продвижение в умственном и речевом развитии. Очень часто они понимают гораздо больше, чем могут сказать или показать.
Чем раньше начнется процесс обучения, чем он будет более интенсивным, систематичным и индивидуализированным, тем легче в дальнейшем ребенок сможет понимать сложный материал. От учителя необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции развития ученика.
Все занятия с детьми должны иметь гибкую структуру, включающую познава-
тельный материал. Педагог учитывает возрастные особенности и степень выраженности дефекта. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия. Усвоение учебного материала идет параллельно с формированием коммуникативных качеств, обогащением эмоционального опыта, активизацией мышления. Учебный материал подбирается так, чтобы он был доступен детям и основывался на личном опыте ребенка [1].
Группа обучающихся с ТМНР чрезвычайно неоднородна. К детям с одним и тем же диагнозом невозможно подобрать и применить одни и те же методы и приемы. Например, один ученик сможет научиться общаться только с помощью жестов и звуков, другой - используя предметные карточки или карточки со словами, а третий сможет прочитать слова и предложения в учебнике. Один самостоятельно не напечатает ни одной буквы, другой самостоятельно напишет в тетради слова и предложения, а третий самостоятельно напечатает на компьютере целые предложения и небольшие тексты, используя язык для набора текста.
Учителю необходимо помнить, что развитие всех процессов у детей с ТМНР идет очень медленно, а формирование какого-то навыка может затянуться на месяцы и даже на годы. Опыт учителей, работающих с данной категорией детей, показывает, что этого бояться не следует. Главное - не останавливаться, видя, что процесс обучения затягивается (если это не свидетельство того, что выбранное направление непосильно ребенку и поэтому неинтересно). Нужно продолжать показывать, помогать, подталкивать, работать «рука в руке». Важно, чтобы ребенок каждый раз видел результат своего труда, пусть даже совместного с учителем или родителем, мог радоваться готовому изделию, понимал нужность своей работы для чего-то или кого-то.
В начале обучения детям с ТМНР важно увидеть в конце каждого занятия результат своего труда. Не стоит затягивать конечное завершение работы на 2-3 урока. Лучше, если целостный образ задуманного изделия или изображения будет состоять из отдельных завершенных элементов. Например,
создавая «Веселую полянку», мы на каждом занятии делали какой-то цветок, вырезали его и наклеивали на общий лист. Мальчик видел результат своего труда на каждом занятии, а в конце четвертого занятия радовался сам и порадовал родных получившейся аппликацией целой полянки.
Систематическая монотонная работа может утомить и вызвать негативное отношение к занятиям. Поэтому и важно, чтобы ученик ежедневно видел результат своего труда. Испытав положительные эмоции от своей значимости, ребенок еще раз захочет создать что-то новое. Мотивация успеха способствует развитию работоспособности, внимания, развитию речи, мелкой моторики, координации движения, стимулирует интеллектуальную и познавательную деятельность.
Педагог, учитывая в своей работе реальные возможности ребенка, не боясь трудностей при ознакомлении его с реальным миром, используя при этом различные средства и методы, может раскрыть потенциал своего ученика и добиться огромных успехов. Неговорящий ребенок начинает понимать смысл прочитанных слов, предложений, заучивать и рассказывать стихи, ориентироваться во времени, пространстве, форме и понимать события, которые только отдаленно касаются самого ребенка или членов его семьи.
Опыт учителей, работающих с детьми на дому, показывает, что со временем обучающиеся, имеющие тяжелые нарушения развития, изолированные от социума, не обладающие навыками самообслуживания, начинают понимать, как пользоваться общественным транспортом, услугами магазинов, знать правила поведения в транспорте, общественных местах, на улице, назначение различных зданий (почты, банка, поликлиники, магазина и др.), пользоваться телефоном: набирать номера родителей, экстренных служб, называть или показывать домашний адрес, свои фамилию, имя и отчество, понимать ситуации, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности (нельзя разговаривать на улице с посторонними, принимать подарки и приглашения от людей, которых не знаешь), значение выполнения несложной хозяй-
ственно-бытовой работы: зачем нужны сервировка стола, уход за своими вещами, стирка и глажка мелких вещей, уборка комнаты, мытье посуды, приготовление несложных блюд. Это формирует у детей элементарные представления о жизни, труде и быте.
Все мы по-разному воспринимаем информацию: кому-то легче запомнить ее зрительно, кому-то - на слух, а кому-то - посредством движений и ощущений. Очень важно при обучении детей с ТМНР учитывать эти особенности восприятия и переработки информации и использовать все три способа обучения:
- зрительный: через картинки, иллюстрации, карточки;
- слуховой: через объяснение, прогова-ривание, прослушивание;
- кинестетический: через различные движения, ощупывание, прорисовывание, прописывание.
Использование словесных, наглядных и практических методов в их сочетании воздействует на все каналы восприятия и способствует усвоению обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитию и коррекции их познавательных способностей. Этому же способствует и применение полученных знаний на практике. Например, предметные карточки, которые ребенок усвоил на уроках, он использует, чтобы сказать родителям о своих желаниях и своем самочувствии в данный момент. Последнее является приоритетным для данной категории детей.
Правильно организованная образовательная среда должна обеспечивать снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Это происходит при помощи атмосферы доброжелательности, веры в ребенка, индивидуального подхода, создания ситуации успеха. Успех рождается в сотрудничестве. Это повышает уверенность ребенка в своих силах и формирует у него позитивное отношение к жизни, а ведь это те качества, в которых очень нуждаются дети с ОВЗ. При выполнении работы ребенок вынужден проявлять терпение, выдумку, прилагать максимум старания, сил. Творческие задания помогают выявить не только общеучебные, но и специ-
альные способности учеников. Расширение образовательных возможностей является наиболее продуктивным фактором социализации детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому.
Индивидуальное обучение на дому не способствует интеграции ребенка с ТМНР в общество. Такие дети изолированы от жизни, от происходящих событий в окружающем мире. Это не позволяет им развить свои потенциальные возможности, проявить себя в общественной жизни наравне со своими сверстниками.
Внедрению детей в жизнь школы и их успешной социализации помогают разработанные проекты, в которые включены общие тематические мероприятия, праздники, совместные уроки и мастер-классы, презентационные площадки. На них дети, обучающиеся на дому, общаются с коллективом сверстников со схожими нарушениями и нормально развивающихся детей, познавая нормы поведения в обществе, пытаясь проявить себя, показать свои возможности [3].
Все эти проекты объединены общей целью: включением детей, находящихся на индивидуальном обучении, в коллектив сверстников, обучающихся по разным образовательным программам в школе, чтобы они смогли проявить себя как полноценные члены детского общества.
Подготовка к совместным тематическим праздникам и проведение их способны положить начало дружбе между детьми, их родителями и педагогами. Праздники являются большим стимулом к развитию познавательной деятельности, а подготовка к ним вызывает у всех живой интерес. Совместная творческая деятельность помогает школьникам и их родителям воспринимать детей с ТМНР как членов своего коллектива и в дальнейшем приглашать их участвовать в совместных мероприятиях, играх, заботиться о них.
Следующий этап объединения обучающихся - это участие в несложных мастер-классах по изготовлению открыток, подарков для учителей и детей школы, родителей к различным праздникам. В этой новой деятельности дети смогут обрести дружеское общение без ограничений. Взаимопомощь и взаимоподдержка будут прослеживаться в каждом общем деле.
Подключение всех детей и их родителей к деятельности поисковой направленности расширяет рамки общения. Трудность такого вида деятельности заключается не только в подборе информации, но и в правильной его подаче, так как в работе участвуют неговорящие дети и дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Важно научиться терпеливо, не перебивая и не отвлекаясь, слушать сообщения. Тогда дети с ТМНР уже не будут проявлять смущения от своих неудач, они достойно, в силу своих возможностей, смогут представить свой материал.
В этой деятельности большую помощь оказывают родители детей (обучающихся в школе и дома), без которых трудно реализовать эту сложную задачу. Совместная работа помогает им увидеть положительные стороны в характере своих детей: терпимость, заботливость, уважение и понимание. Эти черты характера необходимы для сплочения детского коллектива и формирования дружеских отношений между родителями.
Еще одним из вариантов решения проблемы социализации и адаптации детей, обучающихся на дому, может быть реализация программ дополнительного образования во внеурочное время. Они способны расширить образовательные возможности детей, обучающихся на дому, развить их жизненные и социальные компетенции [2].
Такой вид деятельности очень актуален и для родителей этих детей. Они хотят быть уверенными в том, что после окончания школы их ребенок будет занят, найдет себе занятие по душе и окажется полезным семье и окружающими людям.
Необходимо помнить, что эти программы индивидуальны, т. к. разрабатываются под конкретного ученика, учитывают его диагноз и сложную структуру дефекта, опираются на имеющиеся возможности ребенка, решают задачи расширения кругозора обучающегося, привития навыков культурного поведения и общения, умений, необходимых ребенку в жизни. Например: в кружке «Хозяюшка» сформированный навык резать ножом поможет приготовить элементарную
пищу для себя и близких, в кружке «Открытка на все случаи» умение вырезать и клеить поможет создать открытку для праздника, в кружке «Умелые ручки» владение иголкой поможет создать игрушку для себя, а умение воображать и фантазировать поможет оформить подарок и т. д.
Программная организация образовательного процесса позволит обучающемуся пройти путь от овладения элементарными приемами до самостоятельного творчества. Обучающиеся в теории и на практике получают широкий диапазон информации: от сгибания бумаги до создания фигурки животного, от складывания деталей до создания моделей LEGO, от отрывания бумаги до создания декоративных панно.
Актуальность такой работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая работа по развитию элементарных навыков мелкой моторики и творческих способностей способствует формированию практической и речевой деятельности, развитию психических процессов.
В рамках такой работы в школе могут проводиться выставки творческих работ учащихся; дети будут иметь возможность выступать на концертах, участвовать в конкурсах и конференциях различного уровня. Для детей, обучающихся на дому, есть реальная возможность показать, чему они научились на занятиях, узнать и создать что-то новое и просто пообщаться с другими людьми, почувствовать себя частью чего-то общего.
Систематическая и кропотливая индивидуальная организация деятельности детей с ТМНР, обучающихся на дому, очень трудоемкий, но необходимый процесс. Он помогает детям с особыми физическими и психическими нуждами расширить свои возможности в познании окружающего мира, ощутить себя равноправными членами общества, обрести новые контакты со сверстниками, научиться дружить и видеть поддержку со стороны ровесников. А другим детям он помогает понять, что любой человек интересен, если у него есть желание делиться радостью с другими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
2. Кальницкая Т.С., Демина Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы : методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - Сыктывкар : КРИРО, 2016.
3. Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность) : учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2015.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
5. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития : информационно-методический сборник для специалистов / под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бо-яршиновой. - 2-е изд. - М. : Теревинф, 2019.