Кроме того, в тексте встречаются досадные технические погрешности. Например, на стр. 53 фамилия Елены Борисовны Шестопал написана с окончанием, как у мужчины («в исследовании по политической психологии Е. Б. Шестопала»). Безусловно, это замечание относится в равной степени к автору и редактору издания.
На наш взгляд, высказанные замечания никоим образом не меняют положительную оценку выполненного с исключительным профессионализмом труда Н. А. Головина. Не сомневаюсь, что монография вызовет неподдельный интерес не только у специалистов, но и у всех тех, кто чутко относится к изменениям политического сознания населения нашей страны, «политико-психологического профиля» различных когорт. В данной монографии давно и хорошо изученная научная проблема представлена в совершенно неожиданном аспекте.
Доктор политических наук, профессор
философского факультета СПбГУ
О. В. Попова
Литература
Мид Дж. Аз и Я / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям и специальности «социальная антропология». М.: ЮНИТИ, 2005. - 319 с.
Как правило, издание новых учебных пособий по политологическим дисциплинам особой радости не приносит. Слишком много здесь халтуры, слишком часто авторы не понимают научных проблем в той области, в которой выпускают учебник. На фоне кажущегося бесконечным бума низкосортных «Политологий» и «Введений» в нее есть и отрадные явления. Московскому и сыктывкарскому авторам удалось написать неплохое учебное пособие по этнополитологии. Актуальность его для нашей страны не нуждается в дополнительных аргументах. Наблюдаемая в последние десятилетия стремительная политизация этничности способна вызвать самые разрушительные последствия, если она сопряжена с незнанием и непониманием существующих проблем. Вышедшее пособие хотя бы отчасти заполняет существующий здесь зияющий информационный пробел.
Общественно-политическая мысль уже очень давно обратила внимание на сферу этнополитики. Можно и нужно вспомнить, скажем, работы теоретиков австрийской социал-демократии. Более того, Отто Бауэра, например, можно с полным основанием считать одним из основоположников современной этнополитологии, ибо его идеи относительно национально-культурной автономии не потеряли актуальности и по сей день и положены в основу этнополитических стратегий ряда государств.
Этнополитическая проблематика, чрезвычайно актуализировавшаяся в конце XIX и начале XX в., и в последующие десятилетия не была забыта, но все же довольно долгое время находилась на периферии исследовательского интереса. И только в последней четверти ХХ столетия, когда заговорили о «взрыве этничности», о «бунтующей эт-ничности», она вновь стала одной из центральных тем в обществоведческих исследованиях. В России об этнополитологии активно заговорили с начала 1990-х годов. С этого времени объем публикаций, где прямо говорилось об этнополитической направленности работы или это подразумевалось, постоянно возрастал (Понарин, Мухаметшина, 2001; Фадеичева, 2003). Но обобщенного взгляда на этнополитологию отечественные исследователи не предлагали. Отчасти это было связано с очевидной ориентацией на западные концепции и, в частности, на предложенные Дж. Ротшильдом (см.: ^бЫМ, 1981) трактовки этнополитики, отчасти объяснялось простым недостатком эмпирических исследований в сфере этнополитики.
В 2004-2005 гг. было опубликовано сразу несколько работ с одинаковым названием «Этнополитология» (см.: Абдулатипов, 2004; Ачкасов, 2005; Тураев, 2004). Это очень показательно, ибо похоже, что объем публикаций на этнополитические темы перерос в качество, появились серьезные работы, теоретически обобщающие предмет, метод и содержание этнополитики. Среди них как серьезная обобщающая работа достойное место занимает труд Ю. П. Шабаева и А. П.Садохина «Этнополитология».
В данном труде дается обоснованная критика столь распространенного в отечественном политическом лексиконе, но очень невнятного определения понятия «национальная политика». Авторы показывают, что при использовании понятия «национальная политика» не раскрывается, о чем идет речь: об общенациональных интересах России (национальные интересы, национальная безопасность) или только о внутриполитическом регулировании отношений государства и этнических сообществ. Они предлагают точный и корректный термин для определения политического взаимодействия между государством и этносами — «этнополитика».
Кроме того, в рецензируемом труде широко и основательно рассмотрен вопрос о том, почему этничность надо рассматривать как самостоятельный, но весьма существенный политический ресурс. При этом авторы объективно оценивают как позитивные, так и негативные стороны, связанные со сложным этническим составом государств. В книге рассматриваются столь актуальные сюжеты, как этничность и политический ресурс, связь этничности и государственности, конструирование этничности и политической мобилизации, связи этничности и демократизации, этничности и власти, этнополи-тических мифов, этничности на фоне глобализации.
Книга состоит из предисловия, одиннадцати глав, заключения, перечня тем докладов и рефератов и рекомендуемой литературы. В приложении приведены важнейшие документы по рассматриваемым проблемам и терминологический словарик. Учебное пособие иллюстрировано фотографиями по описываемым темам, иногда забавными, иногда довольно страшными (этнические проблемы вызывают богатую палитру эмоций).
К достоинствам «Этнополитологии» Ю. П. Шабаева и А. П. Садохина можно отнести следующее. Во-первых, в рецензируемом труде представлен полноценный учебный курс. Это касается и содержания представленного материала, и его изложения, и методического оформления курса. Авторы обобщили огромный массив информации, затрагивающий этническую историю различных стран и регионов, правовые аспекты этнопо-литики, формы этнополитики, опыт этнополитических конфликтов в различных районах планеты и путей их урегулирования, и т. д. Во-вторых, этот курс отличается строгой логикой и полнотой освещения проблем этнополитики. В-третьих, авторы четко концентрируют внимание на анализе именно тех общественных явлений, в которых наиболее явно и проблемно происходит «пересечение» этничности и политики.
Они уходят от детального обсуждения характера и содержания деятельности национальных движений или проблем этногенеза, как это делается Р. Абдулатиповым в его «Этнополитологии». Авторы рассматриваемого труда вообще старательно избегают смешения проблематики этнологии или юридической и социальной антропологии с проблематикой этнополитологии, хотя полностью обойти вниманием некоторые аспекты названных дисциплин в данном курсе невозможно. Но, даже обращаясь к этнологическим сюжетам или касаясь правовых вопросов, которые являются предметом изучения юридической антропологии, Ю. Шабаев и А. Садохин сохраняют принцип подчиненности данных аспектов основной тематике работы. Рецензируемый труд отличается строгим академизмом в хорошем смысле слова.
Безусловным достоинством учебного пособия является обширный фактический материал, который характеризует этнополитическую ситуацию в разных странах, на различных континентах, показывает историческую эволюцию этнополитических проблем и принципов подхода к их разрешению. При этом российские этнополитические реалии тесно увязываются с примерами из политической практики многих стран Европы, Америки или Азии. Несомненно, что рецензируемая работа заставляет задуматься не только об уровне подготовки студентов российских вузов, занимающихся на гуманитарных факультетах университетов, но и об «этнополитической грамотности» государственных служащих, особенно тех, кто по долгу своей службы обязан реализовывать задачи государственной этнополитики. Она дает повод критически оценить уровень управленческих решений в сфере этнополитики, оценить содержание региональных и федеральных этно-политических концептов, разработанных в последние годы. Работы, подобные рецензируемому труду, создают почву для серьезной переоценки современной российской этно-политики и перевода ее из плоскости политических лозунгов и деклараций в русло конструктивных управленческих решений, в русло грамотного политического менеджмента.
Конечно, любая работа не лишена недостатков. Ряд замечаний уместно адресовать и работе Ю. П. Шабаева и А. П. Садохина. Логично было бы, если главы имели бы дробную рубрикацию, ибо это облегчает восприятие материала студентами, для которых в основном и предназначено учебное пособие. Для оптимального восприятия материала студенческой аудиторией необходимо более детально и основательно осветить ряд
принципиальных вопросов, на которые авторы, на наш взгляд, не обратили должного внимания. В 9 главе «Этнополитика: сущность, принципы и значение» отмечается, что все многообразие форм этнополитики можно свести к двум основным моделям: ассимиляторской и мультикультурной. Соглашаясь в этом вопросе с авторами, нельзя, тем не менее, не выразить недоумения по поводу того, что подробного описания идейного содержания и практики двух моделей этнополитики в пособии не приведено. Недостаточно, на наш взгляд, представлен анализ причин распада «этнических федераций» (СССР, Югославии, Чехословакии). Было бы полезно дать более развернутое описание процесса распада указанных стран и представить основательный анализ роли этнично-сти в процессах государственной дезинтеграции.
В тексте учебного пособия встречаются неоднократные ссылки на международные и национальные юридические нормы, которые регламентируют отношения между государством и этническими сообществами, регулируют межэтническое взаимодействие, определяют принципы этнополитики. Думается, что все это многообразие правового материала было бы уместно объединить в рамках самостоятельной главы с примерным названием «Этничность и право: юридические основания этнополитики», которая бы рассматривала не собственно правовое положение этнических сообществ, а все аспекты «правового сопровождения» этнополитики.
Кроме того, было бы полезно, если бы авторы коснулись и неполитических механизмов реализации этнополитики, т. е. проанализировали проблемы освещения жизни этнических общин и межэтнического взаимодействия в СМИ, выявили специфику информационного поля этнополитики в разных странах, затронули вопрос о сущности эт-нопедагогики и необходимости организации межкультурного диалога и воспитания культуры толерантности практически со школьной скамьи. Не секрет, что создание различных экстремистских молодежных организаций в нашей стране, распространение среди молодежи ксенофобии, расистских взглядов все более тревожат общественное мнение, а потому практическая этнополитика должна начинаться с семьи и школы. К сожалению, данный аспект этнополитической проблематики совсем не нашел отражения в рассматриваемом нами учебном пособии, хотя авторы и упомянули об этих проблемах в конце работы.
Несмотря на указанные недостатки и недоработки, труд Ю. П. Шабаева и А. П. Са-дохина «Этнополитология» полезен для совершенствования учебного процесса в вузах и не менее полезен для научного сообщества в целом, поскольку представлено фактически первое системное изложение предмета, методов, содержания такой важной научной дисциплины. Отмеченные недостатки не умалают значения вышедшего учебника. В целом авторы добились настоящей творческой удачи.
Немаловажную роль сыграло в этом то обстоятельство, что Юрий Шабаев является опытным ученым-практиком, реализовавшим многие исследовательские проекты, связанные с этнополитикой. Он является экспертом сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданной Институтом этнологии и
антропологии РАН. Поэтому многие конкретные примеры и факты, представленные в работе, являются результатом непосредственных наблюдений или исследований самих создателей учебного пособия. По нашему глубокому убеждению, хотя ученый и не всегда обязан быть хорошим методистом и педагогом, но обратное требование является императивом. Научить других даже основам науки могут лишь те, кто активно занимается научным творчеством, исследовательской работой.
Остается предположить, что авторы рецензируемого труда предпримут дальнейшие усилия по разработке курса этнополитологии и представят научному сообществу новую версию «Этнополитологии». Кроме того, хочется солидаризироваться с Ю. П. Ша-баевым и А. П. Садохиным относительно назревшей необходимости перемещения этого курса с периферии учебных программ и включения его в число нормативных, обязательных для ряда специальностей (специалистов по обществоведению и управлению). В такой полиэтнической стране, которая совсем недавно пережила крупнейшую этнопо-литическую катастрофу (распад СССР), а этнополитика является предметом постоянных политических спекуляций, необходимо придать названному курсу более весомую роль.
Доктор политических наук, профессор кафедры политической теории и политического управления Сыктывкарского государственного университета В.А. Ковалев
Литература
Абдулатипов Р. Г. Этнополитология: Учебное пособие. СПб., 2004.
Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. СПб., 2005.
Тураев В.А. Этнополитология: учебное пособие. М., 2004.
Понарин Э. Д., Мухаметшина Н. С. Национальные проблемы на постсоветской территории: Учебное пособие. СПб., 2001.
Фадеичева М.А. Человек в этнополитике. Концепция этнонационального бытия. Екатеринбург, 2003.
Rotshild J. Ethnopolitic: A Conceptual framework. N.Y., 1981.
Геополитики и геостратеги: Хрестоматия по геополитике / Автор-составитель Б. А. Исаев. СПб.: Изд-во БГТУ «Военмех», 2003, 2004.
Бурно развивающаяся геополитическая дисциплина требует адекватного учебно-методического обеспечения. В последнее десятилетие российский книжный рынок пополнился достаточным количеством учебников и учебных пособий по геополитике. Но среди всего этого многообразия отсутствовала серьезная, т. е. по-научному глубокая и достаточно представительная по количеству излагаемых теорий хрестоматия.
Благодаря изданию Б. А. Исаева «Геополитики и геостратеги» мы получили хрестоматию в широком понимании этого слова, т. е. учебное пособие, составленное согласно замыслу автора, но вместе с тем соответствующее Госстандарту; хрестоматию, содер-