Научная статья на тему 'Ш. Т. Гюльшени и Халветиййе'

Ш. Т. Гюльшени и Халветиййе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. И. Гюльшени / Азербайджанская поэзия / мистицизм / Халветиййе / художественное выражение / Ш. І. Гюльшені / Азербайджанська поезія / містицизм / Халветійе / художнє вираження

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманова М.

Благодаря своим прогрессивным и гуманистическим мыслям, Гюльшени занял достойное место в истории азербайджанской литературы. Для того, чтобы правильно оценить и проанализировать главную цель деятельности Гюльшени необходимо обратить особое внимание на тот факт, что он известен как один из выдающихся шейхов течения Халветийе. Вся его деятельность, опираясь на религиозномистические идеи, глубоко познает и пропагандирует логику мистицизма в течении Халватийе и является блистательным источником науки и разума. Он поэт олицетворяющий любовь. В этой статье поэзия Гюльшени была исследована именно с этой точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ш. Т. Гюльшені і Халветійе /

Завдяки своїм прогресивним і гуманістичним думкам, Гюльшені зайняв гідне місце в історії азербайджанської літератури. Для того, щоб правильно оцінити і проаналізувати головну мету діяльності Гюльшені потрібно звернути особливу увагу на той факт, що він відомий як один з видатних шейхів течії Халветійе. Вся його діяльність, спираючись на релігійно-містичні ідеї, глибоко пізнає і пропагандує логіку містицизму в плині Халватійе і є блискучим джерелом науки і розуму. Він поет, який втілює любов. У цій статті поезія Гюльшені була досліджена саме з цієї точки зору.

Текст научной работы на тему «Ш. Т. Гюльшени и Халветиййе»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). № 1, ч. 1. 2013 г. С. 370-375.

УДК 82. 091+ 82. 1

Ш. Т. ГЮЛЬШЕНИ И ХАЛВЕТИЙЙЕ

Сулейманова М.

Бакинский государственный университет E-mail: melek. suleymanova@ yahoo. com

Благодаря своим прогрессивным и гуманистическим мыслям, Гюльшени занял достойное место в истории азербайджанской литературы. Для того, чтобы правильно оценить и проанализировать главную цель деятельности Гюльшени необходимо обратить особое внимание на тот факт, что он известен как один из выдающихся шейхов течения Халветийе. Вся его деятельность, опираясь на религиозно-мистические идеи, глубоко познает и пропагандирует логику мистицизма в течении Халватийе и является блистательным источником науки и разума. Он поэт олицетворяющий любовь. В этой статье поэзия Гюльшени была исследована именно с этой точки зрения.

Ключевые слова: Ш. И. Гюльшени, Азербайджанская поэзия, мистицизм, Халветиййе, художественное выражение

Постановка проблемы. Один из видных представителей азербайджанской поэзии ХУ века Ш. И. Гюльшени, ставший связующим звеном между эпохами таких феноменов, как Насими и Физули, считающийся в истории философской мысли наследником Насими, своими прогрессивными, гуманистическими идеями, характеризующими мусульманскую культуру, занял достойное место в истории азербайджанской литературы. Творчество Гюльшени, сформировавшееся в результате освоения лучших традиций образцов классической азербайджанской поэзии, является незаменимым источником изучения сокровищницы национальной культуры. Сведения о дате рождения Гюльшени противоречивы. В разных источниках отмечается, что он родился в 1423 году в Амиде - Диярбекире [2, 394]. или в 1426 году в Барде [3, 6]. Наиболее полным источником сведений о жизни поэта является произведение, написанное халифом его сына Ахмеда Хаяли - Мухйи Гюльшени «Манагаби -Ибрахим Гюльшени». Гюльшени, прибывший в юные годы в Тебриз, стал учеником поэта-философа, основоположника ордена отшельничества (халва), халифа Сеида Яхьи Бакуви - Деде Омара Ровшана (в конце всех его стихотворений он упоминает имя своего учителя). Из различных источников известно, что Омар Ровшани за несколько дней до своей кончины объявил Гюльшени халифом. Гюльшени своими философскими взглядами, умом и способностями снискал внимание, уважение и почет таких известных правителей, как Узун Гасан, Гусейн Байгара, Султан Селим, Султан Сулейман. Мухйи Гюльшени в своем произведении указывает, что И. Гюльшени умер в Египте в 944/1534 году в возрасте 114 лет [4, 160]. Для того чтобы верно оценить основную цель творчества Гюльшени и анализировать его взгляды, необходимо уделить особое внимание факту признания его одним из известных шейхов ордена отшельничества. После появления исламской религии среди му-

сульман для понимания сути ислама, жизни в соответствии с его канонами, нахождения пути к истине появилось одно средство - мистицизм. Мистицизм является наукой, которая для достижения истины и вечного счастья, очищая помыслы и воспитывая нравственность, сближая духовное и физическое начала, ярко иллюстрирует Ислам. Как изрек наш Пророк: «Я ниспослан для совершенствования процесса высокой нравственности». Для достижения цели мистицизма - высокой ступени нравственности необходимо стремиться стать истинным наследником (последователем) пророка Мухаммеда. Классики характеризовали мистицизм следующим образом:

Мистицизм - это путь внутри себя, Не обижаясь на народную молву, Мистицизм означает не сворачивать с пути истины. Мистицизм означает не обижать другого [5, 161]. В начале мистицизмом называют телесное здоровье В завершении мистицизм называют султаном на престоле души [2, 471]. Мистицизм означает постижение могущества истины путем созерцания и самопожертвования, смерть раньше смерти телесной, жизнь души после смерти. Этот трудный и почетный путь - путь и направление приобщения к Аллаху - называется орденом. В одном из хадисов есть слова: «Количество путей к Аллаху столько же, сколько людских дыханий» [6, 149]. Аллах создал людей с разными характерами и разными способностями. Многообразие различных суфийских орденов обусловлено разнообразием человеческих характеров. Эти учения, появившись в обществе, стремились играть важную роль в общественной, политической, экономической жизни государств, объединять людей на единственно верном пути - пути Корана. Создатели учений не ставили перед собой цели создания орденов. Это были люди, завоевавшие большое уважение верующих. Те, кто собирался вокруг них, слушая их беседы, принимали наставления, стремились совершать их поступки, разделять мысли, и таким образом появлялись течения (общества), связанные с их именем. Суфийские ордена в начале создавались одним человеком, впоследствии в это учение вносились изменения многочисленными мистиками, что способствовало появлению разнообразных орденов [7, 113]. В истории мистицизма были созданы такие ордена, как Рифахийа, Шухравердийа, Акберийа, Бедувийа, Мовлевийа, Бекташийа, Ровше-нийа, Халватийа (Отшельничество), Гюльшенийа, Нагшбендийа и др. Многие из них были созданы в Азербайджане и получили здесь широкое распространение.

В основе различных теорий, вероучений, направленных на духовное развитие, лежит внутренняя идея борьбы за веру. Даже если они в большей или меньшей степени отличаются друг от друга по внешним признакам, принципам и постулатам, у всех из них есть общая особенность - освещать какую-либо из сторон Высшей Истины. Несмотря на появление орденов в разные времена, в различных общественно-экономических условиях, выражение ими идеологии различных слоев общества, общая терминология, выработанная ими, длительное время использовалась в литературе Ближнего Востока. Эта терминология, символические выражения были ключом к пониманию мистических знаний. В целом, литература суфийских орденов является миром тайн, состоящим из символов философской поэзии. Тонкости эзоте-

371

рической поэзии, скрытые в содержании, действительные их значения возможно понять лишь путем духовно-религиозного развития. Создатель такой эзотерической поэзии глубокого философского содержания Ш. И. Гюльшени был продолжателем ордена Халветиййе, однако затем сформировалось направление этого учения, названное по его имени - Гюльшени. Это учение корнями уходит в древние времена. Известно, что Пророк до своего пророчества в месяц Рамазан уединился в пещере на горе Хира для совершения ночных молитв Аллаху. Муса («Еще раз напоминаем, что мы дали Мусе обещание в 40 ночей (для принятия послания Аллаха на горе Тур)» [Багара, 51], «С Мусой договорились на 30 ночей, затем прибавили к ним еще 10 ночей. Таким образом, срок, определенный Аллахом, стал 40 ночей...» [Ага£, 142], Как Закария, Яхъя, Иса и Марьям уединились для совершения молитв Аллаху, так и Мухаммед, которому было повелено идти их путем, уединился для совершения молитв Аллаху [7, 58].

Отшельничество отражает в себе попытки уподобления себя поведению пророков, особенно пророка Мухаммеда [8, 367]. В целом, исламский мистицизм появился в результате принятия особенностей поведения пророка Мухаммеда и его приближенных и систематизации их действий. Источником мистицизма является воздействие Корана и жизнь, прожитая пророком Мухаммедом.

До сих пор остается спорным вопрос о времени создания учения об отшельничестве и его создателе. Неизвестно, кто именно заложил основы этого учения. Эта мистическая школа, ставящая в центре внимания индивидуальный аскетизм (Зухд) и направленная на отшельничество (Халва), в начале была создана в Ширване, среди жителей Гарагоюнлу, в Анатолии, затем в период успешных походов турков в Египте (связано с именем Гюльшени), Сирии, Йемене [9, 70]. История учения отшельничества подробно освещена в исследовании М. Рихтима «Сейид Яхъя Бакуви и отшельничество».

Отшельничество, как это предлагал Пророк всем верующим и как делал это сам, означает уединение в течение одного месяца хотя бы раз в год в месте, где нет никого, подчинять себя Истине, очищать свою зеркальную душу до блеска от мирской грязи и окунаться в божественные лучи, исходящие от всевышнего, для духовного и телесного очищения, и ощущая себя гостем в духовном мире Пророка, для исполнения своих намерений, направленных всевышнему - абсолютному властелину вселенной и ниспославшему все блага душам на земле и которому адресованы все молитвы, которых совершая молитвы денно и нощно и удовлетворяясь скромной жизнью соблюдать постные дни (орудж) [10, 129]. Отшельничество означает уединение, одиночество. Это состояние, которое может стать результатом соблюдения поста и очищения помыслов. Уход в отшельничество означает уединение в течение 40 дней и 40 ночей для соблюдения поста и очищения помыслов, отказ от разнообразной еды, сна и мирских удовольствий, совершение молитв, упоминанием имен Аллаха доказательство своей любви к Всевышнему. То есть в это время человек становится хозяином своих помыслов, дисциплинирует свое поведение, очищается духовно и приближается к Аллаху. В этом ордене мюрид для воссоединения с Аллахом последовательно проходит в своем странствовании 7 путей: 1) нафси-аммара (животный помысел); 2) нафси-лаввама (помысел самоосуждения - жалости

372

к себе); 3) нафси-мулхамма (помысел пожелания себе лучших благ); 4. Нафси-мутмаинна (помысел удовлетворенного желания); 5. Нафси-разиййа (помысел согласия с предопределением Аллаха); 6. Нафси марзиййа (помысел, принимаемый Аллахом); 7. Нафси камиля (помысел полного завершения).

В отшельничество принято входить в 20-й день месяца шабан после второго намаза... В течение месяца Рамазан по нечетным дням в последние десять дней (21, 23, 25, 27, 29) больше времени уделяется свершению ихья, в первый день месяца шаввал после вечернего намаза совершается благодарственный намаз, после завершения которого можно выйти из отшельничества. Мутасаввифы в качестве довода для совершения отшельничества приводят следующую суру из Корана: «Упоминай имя Аллаха и (отказавшись от всего) следуй к Нему» (Аль-Музаммил, 8) Итак, отшельничество означает очищение души от всего чужого, . возлюбленную поставить на самое укромное (халва) место души, даже в сложное время почитать единство и направиться к истине [2, 186].

Человеку, совершающему молитвы, раскрываются определенные знания. Есть своя логика в том, что этот период должен длиться 40 дней. Велика возможность связи этого с хадисом, согласно которому «Аллах на сороковой день после сотворения человека вдохнул в него из своего духа». Раб, держа путь к Аллаху, срывает каждый день со своей души одно покрывало, снимая каждое покрывало, раб все более приближается к дворцу Аллаха, являющемуся источником всех наук. В конце сорокового дня душу, с которой спадают все покрывала, открывается для знаний, просвещения и познания.

Все творчество продолжателя ордена отшельничества Гюльшени основывается на религиозно-мистических идеях. Эти идеи являются не только источником тем, но и основой формы выражения. «Просвещенным является тот, кто, совершая отшельничество, стал аскетом» [3, 38] - говорит поэт, соединивший истинное просвещение с волшебной силой художественного слова, создавший прекрасные образцы философской мысли. В целом, «. для того, чтобы понимать и знать цель отшельников, их размышления, связанные с человеком и обществом, мы должны опираться на творчество Гюльшени» [5, 26]. Его творческое наследие является подтверждением того, что преобладающим в отшельничестве является любовь к человеку, служение высоким идеям.

Втайне возжелав красавицу, похожую на цветок Став друзьями выпьем вместе - ты да я Душа моя тайно возжелав любви, сказала Приди ко мне, красавица моя, будем ты да я [3, 267].

Гюльшени верит в то, что отшельник, уходящий в отшельничество с целью приобщения к Аллаху, выпьет до конца эту чашу. Эта вера создает взаимосвязь и единство между материальным миром и религиозным, духовным миром. Только отдаленный от воспоминаний и иного, материального мира может приобщиться к Аллаху.

Любовь земную познал тот,

кто оказался в уединении (халве) один,

Адам - это тот, кто полюбил образ?

373

оставаясь в уединении (халве) [3, 109].

По мнению поэта, уединение - близость души к Аллаху. Эта близость, в минуту прозрения и общения с Аллахом, происходит в уединении в форме экстаза. Уединение без мыслительной деятельности не может быть полезным для человека. Источником чистого света, тайн истины для раба является само уединение. Понятия времени и места в мистицизме носят абстрактный характер. Вечный и постоянный путь к Аллаху является непостижимым для ума направлением без времени и места. Истина, которую хочет познать человек, находится в нем самом. Местом же является его душа.

Я не ведал времени и пространства,

Когда уединяясь возвышался,

Когда говорил о возвышении в уединении (халве)

Забывал молитвы из-за любви [3, 157].

Поэт отмечает, что путь человека к себе проходит через божественный путь без времени и места. Он может найти свою истину, будучи в единстве с Аллахом, удалившись от человечества. Человек должен возвыситься от понимания себя до понимания Аллаха.

Человек, совершенствующийся с любовью, является единственным существом, стоящим на конце божественного пути. Это проливает свет на то, что он является самым совершенным проявлением Аллаха с его божественными чертами в материальном мире, в то же время показывает, что человек может посредством своего иррационального мышления вернуться к своему началу [11, 162]. Значит, человек путем уединения и приобщения к Аллаху проходит уровни, этапы самопознания.

Достоинство, жилище и все блага достигаются через любовь

Внутренний облик раскрывает свои тайны через айат [3, 129].

Выводы и перспектива. Как видно из наследия Гюльшени, его творчество отличается глубоким художественно-философским содержанием. Соединение в его произведениях тончайших изобразительных красок с глубокими научно-философскими основами приносят двойное удовольствие читателям, заставляют их размышлять, обогащают их разум и чувства. Находки поэта, к которым он пришел в результате научно-философских поисков, способствуют духовно-эстетическому воспитанию общества.

Творчество Гюльшени, раскрывающее и пропагандирующее логику мистического познания божественного в ордене отшельничества, является ценнейшим научным источником. Он является поэтом, ставящим превыше всего единство разума и любви в познании человеком действительности, в создании выдающихся произведений искусства.

Литература:

1. Коран.

2. Эрайдын С. Мистицизм и ордена / Эрайдын С. - Стамбул, 2004. - 516 с. (на турецком яз.)

3. Гюльшени Шейх Ибрагим Бердеи. Диван / Гюльшени Шейх Ибрагим Бердеи. - Баку: Евразия Пресс, 2006. - 412с. (на азерб. яз.)

4. Мехмет Рихтим. Сейид Яхъя Бакуви и отшельничество / Мехмет Рихтим. - Баку: Гисмет, 2005. - 251с. (на азерб. яз.).

374

5. Мусаева А. Деде Омер Ровшани. Исследования рукописей. Т. 1 / Мусаева А. - Баку: Нурлан, 2003. - 475 с. (на азерб. яз).

6. Омюр Джейлан. Комментарии к стихотворениям мистицизма / Омюр Джейлан. - Стамбул, 2007 (на азерб. яз.).

7. Сулейман А. Исламский мистицизм / Сулейман А. - Стамбул: изд-во «Новые горизонты», 2004 (на турецком яз.).

8. Книш А. Д. Мусульманский мистицизм / Книш А. Д. - Москва, 2004.

9. Тримингем Дж. Суфийские ордены в исламе / Тримингем Дж. - Москва, 1989. - 328 с.

10. Рамиз Фасех. Мистические источники в поэзии Физули / Рамиз Фасех. - Баку: Елм, 2000 (на азерб. яз).

11. Буниатзаде К. Восток и Запад: самопознание через божественное единство / Буниатзаде К. -Баку: Нурлан, 2006. -241 с. (на азерб. яз).

Сулейманова М. В. Ш. Т. Гюльшет i Халветше / М. В. Сулейманова // Вчет записки Тавршсь-кого нацюнального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фшолопя. Сощальт комунжацп». -2013. - Т. 26 (65), № 1, ч. 1. - С. 370-375.

Завдяки сво!м прогресивним i гумашстичним думкам, Гюльшеш зайняв пдне мгсце в юторй азербайджансько! лггератури. Для того, щоб правильно оцшити i проаналiзувати головну мету дiяль-ностi Гюльшенi потрiбно звернути особливу увагу на той факт, що в1н вiдомий як один з видатних шейх1в течи Халветше. Вся його дiяльнiсть, спираючись на релггшно-мютичш ще!, глибоко тзнае i пропагандуе логжу мiстицизму в плинi Халватше i е блискучим джерелом науки i розуму. Вш поет, який втiлюе любов. У цiй статт поез1я Гюльшенi була дослiджена саме з ще! точки зору.

Kro40Bi слова: Ш. I. Гюльшенi, Азербайджанська поезш, мiстицизм, Халветгйе, художне вираження

Suleymanova M. V. SH. I. Gulshani and Halvetiye (covertness) / M. V. Suleymanova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. -Vol. 26 (65), No 1, part 1. - P. 370-375.

Halvetiye (covertness) had great influence since XV century in the fields of literary, philosophical, social and political areas and was greatly spread in Muslim world. In this article the literature and philosophical, historical and social poetry of the caliph of Gulshani branch of the covertness sect of Gulshani XV century has been investigated. Gulshani's creative work propagating notion logic in covertness sect has been appreciated as great and intellectual source.

Keywords: Gulshani, poetry, mysticism, good breeding, art expression.

Поступила в редакцию 01.03.2013 г.

375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.