Научная статья на тему 'Сглаживание пространственной поляризации в региональном развитии на примере республики Бурятия'

Сглаживание пространственной поляризации в региональном развитии на примере республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СГЛАЖИВАНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ / SPACIAL POLARIZATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION / LEVELING-OFF OFDISEQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егорова Светлана Владимировна, Гарматаров Зорикто Владимирович

В статье рассмотрена тема пространственной неоднородности при выравнивании социально-экономических различий региона на примере Республики Бурятия. Изложен процесс сглаживания пространственной поляризации путем формирования групп районов на основе специфики экономического развития и формирования организационно-экономического механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Егорова Светлана Владимировна, Гарматаров Зорикто Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENING-OUT OF SPACIAL POLARIZATION OF REGIONAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The theme of spacial variety of social and economic differences in its leveling-off on the example of the Republic of Buryatia is considered in this article. The authors discuss the process of evening-out of the spacial polarization in the sense of formation of area groups based on the specific of economic development and formation of economical management mechanism.

Текст научной работы на тему «Сглаживание пространственной поляризации в региональном развитии на примере республики Бурятия»

СГЛАЖИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УДК 332.142.2

Светлана Владимировна Егорова

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. раб.тел.(3012)-21-60-37, Эл. почта: sv.eaorova@russbank.ru

Зорикто Владимирович Гарматаров

аспирант кафедры кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. тел. (9025)-65-51-70, Эл. почта: zaarmatarov@mail.ru

В статье рассмотрена тема пространственной неоднородности при выравнивании социально-экономических различий региона на примере Республики Бурятия. Изложен процесс сглаживания пространственной поляризации путем формирования групп районов на основе специфики экономического развития и формирования организационно-экономического механизма.

Ключевые слова: пространственная поляризация, социально-экономическое развитие региона, сглаживание диспропорций.

Svetlana Egorova

Doctorate in Economics, Senior Lecturer, the Department of Management, Marketing and Commerce East Siberian State Technological University

Tel.: (3012) -21-60-37

E-mail: sv.eaorova @ russbank.ru

Zorikto Garmatarov

Post-graduate student, the Department of Management, Marketing and Commerce East Siberian State Technological University tel. (9025) -65-51-70 E-mail: zgarmatarov@mail.ru

EVENING-OUT OF SPACIAL POLARIZATION OF REGIONAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The theme of spacial variety of social and economic differences in its leveling-off on the example of the Republic of Buryatia is considered in this article. The authors discuss the process of evening-out of the spacial polarization in the sense of formation of area groups based on the specific of economic development and formation of economical management mechanism.

Keywords: spacial polarization, social and economic development of a region, leveling-off of disequilibrium.

1. Введение

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации характеризуется территориальными диспропорциями. В качестве важнейшей проблемы территориального развития России признается исключительно сильная поляризация российских регионов и негативная тенденция усиления разрыва в показателях регионального социально-экономического развития. Проблема пространственной неоднородности становится актуальной по причине необходимости совершенствования качества экономического пространства, его неравномерного развития и сохранения целостности национальной экономики.

Специфической особенностью экономических явлений и процессов на региональном уровне является их ассиметрия, характеризующаяся отсутствием соразмерности, инвариантности, неизменности вследствие повсеместной и непрерывной, как в пространстве, так и во времения, трансформации экономических показателей хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Ключевым понятием в определении сущности региона является пространство, пространственная целостность. Классическим определением экономического пространства является данное Л.Г. Гранбергом, который предложил рассматривать его как насыщенную территорию, вмещающую множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. [1]. Для характеристики пространства используют показатели равномерности, дифференциации, структурности. Анализ экономического развития административно-территориальных единиц, межбюджетных отношений, отраслевых рынков позволяет глубоко проникнуть в сущность данного явления.

Процесс сглаживания пространственной поляризации можно охарактеризовать как процесс уменьшения несоразмерностей в социально-экономических условиях развития муниципальных образований внутри региональной системы. Процесс выравнивания - это приведение тех или иных различающихся параметров, характеризующих социально-экономическое развитие муниципальных образований, к определенному значению или заданному интервалу.

Сущность неоднородности пространства в границах региона определяется ее характером. Неоднородность экономического пространства внутри региона допускается и его сглаживание со стороны государства может осуществляться путем проведения экономической политики внутри региона, стимулирования инвестиционного процесса, развития предпринимательства, предоставления выравнивающих трансфертов и подобных мер, способствующих повышению конкурентоспособности региона. Неоднородность социального пространства допускается только в пределах превышения минимально гарантированного для всего населения государства уровня предоставления общественных благ.

2. Формирование групп районов на основе специфики экономического развития

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, Республика Бурятия принадлежит к высокодотационным регионам.

Уровень социально-экономического развития республики по многим жизненно важным показателям в несколько раз ниже среднего, как по Сибирскому федеральному округу, так и по России в целом. Как показало исследование, разрыв по некоторым показателям незначительно сократился, но устойчивой динамики процесса не наблюдается.

Основной причиной отсталости Республики Бурятии являются специфические региональные факторы, которые необходимо учитывать при разработке и реализации организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в региональном развитии.

Велик разрыв показателей уровня социально-экономического развития Бурятии не только по сравнению с другими регионами РФ - четко выражена поляризация муниципальных образований на территории самой республики.

Проведенный анализ социально-экономического развития муниципальных

образований Республики Бурятия выявил значительные диспропорции в их развитии. В целях классификации муниципалитетов на основе статистической информации была использована система из 27 показателей, разбитых на 2 группы: показатели экономического и социального развития. В разрезе системы показателей установлено, что в экономическом отношении размах поляризации муниципальных образований составляет 7 раза, по социальному состоянию - 4 раза.

Эффективность региональной экономической политики по сглаживанию поляризации определяется исключительно взаимодействием государственной региональной политики, проводимой федеральными органами государственной власти в отношении регионов и собственно региональной политики, осуществляемой самими субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией. В условиях экономической самостоятельности регионов наибольший практический интерес представляют внутрирегиональные аспекты развития экономики, т.е. усиление опоры на собственные потенциалы территории [2].

Следует отметить, что региональная политика сглаживания поляризации в развитии муниципальных образований во многом зависит от соблюдения определенных принципов управления этим процессом. Их систематизация позволила выделить ряд ключевых принципов управления поляризацией:

1) Стимулирование создает равные условия для развития собственного экономического потенциала муниципальных образований, в том числе отсталых территорий. Данный принцип реализуется путем целенаправленного воздействия органов управления на социально-экономические процессы на конкретной территории через активное внешнее стимулирование деятельности находящихся здесь любых предприятий и организаций.

2) Принцип компромисса означает поиск возможностей согласования региональных и местных интересов, использование региональными и местными властями принципов сотрудничества, взаимной ответственности и софи-нансирования проектов и программ, реализуемых на соответствующей территории.

3) Принцип целевого подхода и программирования предполагает программно-целевое развитие муници-

пальных образований с учетом местных условий.

4) Принцип поддержки заключается в поддержании и стимулировании экономического роста всех муниципальных образований, а не только отсталых. Но методы поддержки должны быть различными.

5) Принцип мониторинга позволяет систематически отслеживать поляризацию муниципальных образований, определять приоритетные меры селективной государственной поддержки территорий и возможности реализации иных мероприятий, а также мер региональной сглаживающей политики.

6)Принцип мобильности и адаптивности предполагает оперативную трансформацию организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в развитии территорий с учетом меняющихся рыночных условий.

7) Принцип прозрачности можно рассматривать, как законодательное закрепление механизма реализации региональной политики сглаживания поляризации, при этом должен обеспечиваться открытый, предсказуемый характер выравнивающей политики, а также контроль за целевым использованием финансовых ресурсов с полной ответственностью региональных и местных властей за выполнение своих обязательств.

8) Действие принципа учета этно-родовых барьеров, характерных для ряда национальных республик, связано с необходимостью понимать значение менталитета населения.

9) Принципы управления поляризацией должны применяться основным субъектом сглаживания поляризации, инициирующим, координирующим и реализующим региональную политику сглаживания поляризации в региональном развитии. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономики Республики Бурятии и его структурные подразделения.

Реализация дифференцированной политики сглаживания поляризации предполагает проведение типологиза-ции территориальных образований с последующей «привязкой» к конкретным целям и задачам оказания государственной поддержки.

Согласно классификации Министерства Экономики в Республике Бурятия можно выделить 5 типологических групп, определяющих специфику экономической активности данных территорий.

Первая группа - «Прибайкальская» (15% населения республики), характеризуется близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности.

В тоже время имеется потенциал развития туризма, сельского хозяйства, лесопереработки, промышленности строительных материалов. К данной группе можно отнести Баргузинский, Кабанский, Тункинский районы.

Вторая группа - «Агломерация» (55% населения), т.е. территория, находящаяся в 100 км радиусе с центром в Улан-Удэ, в которой сконцентрированы и развиты производства, образовательные, сервисные и транспортные услуги (Иволгинский, Заиграевский, Прибайкальский, Тарбагатайский районы).

Третья группа - «Сырьевая» (проживает 10% населения), характеризующаяся наличием существенного минерально-сырьевого потенциала, на территориях, которых действуют добывающие компании, предприятия сельского хозяйства и местное пищевое производство. В данную группу входят Муй-ский, Окинский, Мухоршибирский, Ба-унтовский, Селенгинский районы.

Четвертая группа - «Магистральная» (5% населения), характеризующаяся расположением около ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиба, БАМа и ветки «Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин», имеющая потенциал развития транспортно-логистической инфраструктуры (Кяхтинский, Северобайкальский, Джидинский).

Пятая группа - «Локальная» (15% населения), характеризующаяся отсутствием каких-либо ресурсов развития. Основная деятельность в ней сосредоточенна на развитии сельского хозяйства, лесопереработке и пищевом производстве. К данной группе относятся Бичурский, Еравнинский, Хоринский, Курумканский, Кижингинский, Зака-менский.

Следует отметить, что такая группировка районов носит условный характер, так как наличие опорных точек роста внутри муниципального образования может быть большое количество. Классификация проведена по более существенно-развитой отрасли экономического потенциала района.

Инвестиционная привлекательность анализируемых отраслей реального сектора экономики республики, судя по сопоставимым характеристикам потен-

циала внутренних опорных точек роста и использованию имеющихся ресурсов, различна.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивая приоритетные, а также смежные с ними отрасли и виды экономической деятельности внутри республики, что, конечно же, позитивно скажется на росте благосостояния и уровне жизни населения, под которым понимается определенная степень потребления населением товаров и услуг, удовлетворения потребностей в них с позиций отдельного человека, социальных групп населения. А значит, произойдет сглаживание пространственной поляризации в социально-экономическом развитии республики.

3. Сглаживание пространственной поляризации на основе формирования организационно-экономического механизма

В настоящее время особое значение приобретает возможность формирования и реализации эффективного организационно-экономического механизма сглаживания поляризации в региональном развитии, т.е. возможность использования взаимодействующими органами совокупности методов управления, направленных на преодоление устойчивых в пространстве и во времени существенных диспропорций в уровне развития территориальных образований в целях обеспечения равных условий жизни населения.

Ключевым инструментом предлагаемого механизма являются опорные центры роста, имеющиеся на территории и способные распространять на ней импульсы роста. Под опорными центрами роста понимается конкретная отрасль либо набор предприятий, наиболее перспективных для развития, имеющих определенный потенциал для восприятия технических и организационных нововведений. Использование опорных центров роста позволит мобилизовать ресурсы на ключевых направлениях хозяйственной деятельности, обеспечить быстрое, пропорциональное и технологически сбалансированное развитие экономики муниципального образования. По моему мнению, только на этой основе возможно формирование предпосылок экономического подъема территорий [3].

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в данный момент наиболее приоритетными для развития являются «Прибайкальская» и «Сырьевая» группы, т.е. они,

могут стать опорными точками для всей экономики Республики Бурятия.

Исходя из классификации муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, в данную (опорную) группу включены Муйский, Окинский, Мухоршибирс-кий, Баунтовский, Селенгинский («Сырьевая») и Баргузинский, Кабанский, Тункинский районы («Прибайкальская»).

Целью политики сглаживания поляризации должно стать выведение этих районов на уровень бюджетной самодостаточности, а в дальнейшем - на уровень муниципальных образований-доноров, обеспечивающего финансовую подпитку других проблемных муниципальных образований.

Для муниципальных образований входящих в группу «Сырьевая», наиболее приоритетными направлениями являются развитие угольной отрасли и создание условий роста добычи благородных металлов и воспроизводства минерально-сырьевой базы золота. Для районов же, в которых более развит агропромышленный комплекс, необходимо разработать программу развития этой отрасли, направленную на частичную компенсацию затрат организаций пищевой и перерабатывающей промышленности на реконструкцию и модернизацию производств, в сельском хозяйстве - на реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение сельскохозяйственной техники, племенного скота, минеральных удобрений, элитных семян.

Для «Прибайкальской» группы районов перспективными направлениями туризма можно выделить следующие виды: экологический туризм и туризм в условиях природной среды, природоведческие экскурсии; отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой и инфраструктурой активного туризма, физической культуры и спорта; отдых в туристских центрах с развитой материальной базой развлекательного бизнеса; пляжный туризм и отдых в лесопарковых зонах; отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей; зимний туризм; лечебно-оздоровительный туризм на курортах; сельский туризм; городской туризм; культурно-познавательный туризм.

Главным приоритетом развития туризма в данной группе является развитие внутреннего и въездного туризма.

Не стоит забывать и о «Магистральной» группе, так как в любом случае наибольшие возможности для развития будут иметь уже наиболее обустроенные на сегодня зоны агломераций и зоны, примыкающие к основным транспортным артериям. И конечно, как отмечалось ранее, прибайкальская территория, где ключевой «точкой роста» является туристическая особая экономическая зона.

Выравнивание пространственных дисбалансов внутри республики связано, прежде всего, с развитием транспортных сетей, а также современных средств связи и развитием альтернативной энергетики.

В частности предполагается реализовать такие крупные инфраструктурные проекты как:

■создание сквозного автомобильно-транспортного коридора вдоль побережья Байкала, с выходом в зону Байкало-Амурской магистрали;

■создание сквозного транспортного коридора от границы с Иркутской областью, через г. Северобайкальск, до границы с Читинской областью на севере Республики Бурятия.

Инструментом реализации транспортной политики должно явиться реформирование транспортной системы, повышение рентабельности пассажи-ро- и грузоперевозок, создание управляющих структур с целью повышения эффективности управления транспортными организациями, совершенствование законодательной и нормативной базы.

Приграничное положение Кяхтинс-кого и Джидинского районов может быть использовано для развития торгово-экономических отношений и туристической связи с Монголией и Китаем.

В районах, относящихся к группе «Агломерация», т.е. территории, находящиеся в 100 км радиусе с центром в г. Улан-Удэ, следует особое внимание уделить развитию таких направлении, как производство пищевой и перерабатывающей промышленности, образовательные, сервисные и транспортные услуги, а также развитию малого бизнеса. (Иволгинский, Заиграевский, Прибайкальский, Тарбагатайский районы).

Пятую группу «Локальную» можно отнести к неустойчивым муниципальным образованиям - с учетом ярко выраженной сельскохозяйственной специализации, основой сглаживающей политики должно быть развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой про-

мышленности, промышленности строительных материалов и деревообработки. Эти территории должны стать объектом самого пристального внимания и получить приоритетную республиканскую поддержку.

В целях совершенствования инструментов сглаживания поляризации муниципальных образований Республики Бурятии необходимо исходить из следующих положений.

1. В целях совершенствования программно-целевого инструмента должна быть сформирована региональная политика сглаживания поляризации в развитии муниципальных образований, включающая в себя комплекс мероприятий по ее реализации и разработку ряда документов:

- схемы размещения и развития производительных сил республики на долгосрочную перспективу;

- схемы комплексного развития Республики Бурятия и долгосрочной стратегии развития ее муниципальных образований (на период 10-15 лет);

- республиканской целевой программы выравнивания уровня социально-экономического развития муниципальных образований (на период 7-10 лет);

- республиканских целевых программ развития территорий (на период 3-7 лет), перечня локальных мероприятий;

- краткосрочных прогнозов развития муниципальных образований республики (на 1 год).

Нуждаются в оптимизации и программно-целевые инструменты инвестиционной поддержки муниципальных образований. Основой процессов развития в отсталых муниципальных образованиях может стать среднесрочная комплексная территориально-отраслевая инвестиционная программа муниципального образования (на период 57 лет), позволяющая устранить причины депрессивного состояния. Решением вопроса финансирования может стать республиканский инвестиционный фонд, средства которого могут предоставляться в форме компенсации части процентной ставки по кредитам, выданным администрациям муниципальных образований и их хозяйствующим субъектам коммерческими банками.

2. Следует активно воздействовать на развитие муниципальных образований с помощью нормативно-правовых инструментов. Чрезвычайное государ-

ственное участие в создании и реализации механизма сглаживания поляризации должно осуществляться на основе специального республиканского закона. Особое внимание требуется уделить отсталым муниципальным образованиям. В законе, который может быть назван "О дополнительных мерах государственной поддержки отсталых муниципальных образований Республики Бурятия", следует закрепить понятие отсталых муниципальных образований и перечень признаков и показателей отнесения территорий к ним, включить систему мероприятий по оздоровлению отсталых территорий, оговорив специальные методы государственной поддержки. Необходимое условие при этом - отбор программ оздоровления должен производиться на основе конкурсного отбора из имеющегося республиканского перечня для включения в число объектов государственной поддержки и гарантированного финансирования из средств республиканского бюджгта на очередной финансовый год.

Исследование особенностей пространственной организации региона позволяет адекватно реагировать на последствия поляризации социально-экономического пространства, учитывать особенности муниципальных образований при реализации региональной политики, поддерживать развитие опорных центров роста, усиливать конкурентные преимущества отдельных территорий.

4. Заключение

Таким образом, предлагаемая региональная политика выравнивания поляризации региона опирается на следующие принципы:

- политика сглаживания начинается с оздоровления состояния отсталых территорий путем восстановления их утраченного баланса на основе территориального разделения труда, сложившегося исторически в конкретном муниципальных образовании;

- ослабление муниципальной дифференциации возможно только на основе экономического роста и развития всех муниципальных образований на основе "опорных центров роста", базирующихся на собственном внутреннем природном, имущественном, финансовом и кадровом потенциале;

- сближение социально-экономического развития муниципальных образований возможно только на основе достижения долгосрочных устойчивых социально-экономических результатов;

- региональные власти должны стремиться к компромиссу между первоочередной помощью отсталым муниципальным образованиям и необходимой организационной и финансовой поддержкой для создания условий в остальных муниципальных образованиях для развития опорных центров роста на их территориях;

- право на республиканскую поддержку имеют не только отсталые муниципальные образования, но и благополучные, вложения в которые оказываются высокоэффективными, в том числе в масштабах региона в целом;

- механизм межбюджетного перераспределения ресурсов должен обеспечивать «зарабатывание» бюджетных средств муниципальными образованиями в зависимости от выполнения показателей социально-экономического развития;

- перспективные цели региона и муниципальных образований имеют приоритет перед текущими интересами.

Суть предлагаемой политики сглаживания поляризации в региональном развитии заключается в смене парадигмы региональной политики - в переходе от методов временного смягчения муниципальной дифференциации, базирующихся преимущественно на перераспределении финансовых ресурсов, к методам, ориентированным на развитие опорных центров роста с использованием собственного внутреннего потенциала при разумной финансовой и организационной поддержке федеральных и республиканских органов власти.

Несмотря на то, что республика располагает и богатыми сырьевыми ресурсами, освоение которых могло бы стать стержнем самодостаточной экономики региона, и выгодным геополитическим положением, значительная удаленность от промышленных и торгово-экономических центров России существенно ограничивают возможность устойчивого роста экономики муниципальных образований и республики в целом.

Скоординированная региональная политика на долгосрочную перспективу, оптимизированный организационно-экономический механизм сглаживания поляризации в развитии региона даст возможность республике выйти на траекторию устойчивого развития, позволит повысить эффективность работы системы управления, улучшить процесс разработки, реализации и оценки

экономической политики на региональном уровне.

Литература

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - М.: Проспект, 2007. - 495 с.

2. Таран, О.Л. Отраслевая асимметрия, диагностики и использование ресурсного потенциала в региональной экономике: сущность, факторы, индика-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивная оценка: монография / Л.И. Муратова, О.Л. Таран. - Кисловодск: Тьютор, 2008. - 8,6 п. л. - (авт. 5,2 п.л.).

3. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: СПбУЭФ, 1994. - 186с.

References

1. Granberg A.G. Basis of regional economy: the Textbook for high schools / A.G.Granberg. - М: the prospectus, 2007.

- 495 pages.

2. Таран, the L Island. Branch asymmetry, diagnostics and use of resource potential in regional economy: essence, factors, an indicative estimation: the monography / L.I.Muratova, O.L.Taran. -Kislovodsk: the Tutor, 2008. - 8,6 q. - (Author 5,2 q.).

3. Petrov A.N.strategic planning of enterprise development. - SPb.: SPbUEF, 1994. - 186 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.