Научная статья на тему 'СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
интеллектуальные нарушения / самореализация / стационарное учреждение / intellectual disabilities / self-realization / inpatient institution

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Д.В., Шипова Н.С.

В условиях стационарного учреждения, где пребывают лица с интеллектуальными нарушениями, существует ряд сфер самореализации, которые играют важную роль в их процессе реабилитации и развития. Эти сферы помогают снять ограничения и препятствия, с которыми сталкиваются индивиды с интеллектуальными нарушениями, и позволяют им раскрыть свой потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF SELF-REALIZATION OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN A STATIONARY INSTITUTION

In the conditions of an inpatient institution where people with intellectual disabilities stay, there are a number of areas of self-realization that play an important role in their rehabilitation and development process. These areas help to remove the limitations and obstacles faced by individuals with intellectual disabilities and allow them to reach their potential.

Текст научной работы на тему «СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 37

Солдатова Д.В.

Костромской государственный университет (г. Кострома, Россия)

Научный руководитель: Шипова Н.С.

Костромской государственный университет (г. Кострома, Россия)

СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: в условиях стационарного учреждения, где пребывают лица с интеллектуальными нарушениями, существует ряд сфер самореализации, которые играют важную роль в их процессе реабилитации и развития. Эти сферы помогают снять ограничения и препятствия, с которыми сталкиваются индивиды с интеллектуальными нарушениями, и позволяют им раскрыть свой потенциал.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения; самореализация; стационарное учреждение.

Одной из важнейших сфер самореализации является образование. В стационарном учреждении лица с интеллектуальными нарушениями имеют возможность получить специализированное образование и развить свои интеллектуальные и когнитивные способности. Это включает в себя изучение основных предметов, развитие навыков коммуникации и самостоятельности, а также освоение определенных профессиональных навыков. Образование играет важную роль в подготовке этих лиц к социальной адаптации и будущей трудовой деятельности.

Другой сферой самореализации является трудовая деятельность. Стационарное учреждение предоставляет различные рабочие места, где эти лица могут применить свои умения и навыки. В процессе работы они получают вознаграждение и признание, а также чувство удовлетворения от выполненной работы. Трудовая деятельность не только способствует саморазвитию, но и помогает формированию чувства ответственности и самоуважения.

Еще одной важной сферой самореализации является социальная коммуникация и взаимодействие. В стационарном учреждении лица с интеллектуальными нарушениями имеют возможность общения с другими людьми - сотрудниками и другими пациентами. Они учатся распознавать эмоции, развивают навыки социального взаимодействия и формируют дружеские отношения. Это создает условия не только для эмоциональной поддержки, но и для развития навыков адаптации в обществе.

Наконец, сферой самореализации является творчество. В стационарных учреждениях проводятся различные творческие занятия, где лица с интеллектуальными нарушениями могут раскрыть свой творческий потенциал. Благодаря различным видам искусства - рисованию, музыке, танцам и другим -они могут выразить свои эмоции и идеи, улучшить свою моторику и координацию. Творчество стимулирует индивидуальное развитие и помогает раскрыть таланты и способности каждого.

Таким образом, сферы самореализации лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях стационарного учреждения играют неоценимую роль в их развитии и реабилитации. Образование, трудовая деятельность, социальная коммуникация и взаимодействие, а также творчество создают условия для раскрытия потенциала и поддержки всестороннего развития этих лиц. Важно осознавать, что каждый человек, вне зависимости от своих интеллектуальных способностей, имеет право на самореализацию и счастливую, полноценную жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балан Светлана Ивановна Влияние творческой деятельности на самореализацию личности // Агроинженерия. 2011. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorcheskoy-deyatelnosti-na-samorealizatsiyu-lichnosti (дата обращения: 17.10.2023).

2. Козлова Наталия Сергеевна, Комарова Екатерина Николаевна Интеллект и самореализация личности // Вестник науки и образования. 2015. №5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-i-samorealizatsiya-lichnosti (дата обращения: 17.10.2023).

3. Коннова Нина Михайловна ПОНЯТИЕ \u0022САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ\u0022: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ // Известия ВГПУ. 2021. №8 (161). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ponyatie-samorealizatsiya-lichnosti-mezhdistsiplinarnyy-analiz (дата обращения: 17.10.2023).

4. Ткач Елизавета Андреевна Интеллект и его влияние на самореализацию личности // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-i-ego-vliyanie-na-samorealizatsiyu-lichnosti (дата обращения: 17.10.2023).

5. Федорова Елена Прокопьевна Опыт исследования самореализации в творчестве // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-issledovaniya-samorealizatsii-v-tvorchestve (дата обращения: 17.10.2023).

Soldatova D.V.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Scientific supervisor: Shipova N.S.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

AREAS OF SELF-REALIZATION OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN A STATIONARY INSTITUTION

Abstract: in the conditions of an inpatient institution where people with intellectual disabilities stay, there are a number of areas of self-realization that play an important role in their rehabilitation and development process. These areas help to remove the limitations and obstacles faced by individuals with intellectual disabilities and allow them to reach their potential.

Keywords: intellectual disabilities; self-realization; inpatient institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.