Научная статья на тему 'Сферы применения распределительной логистики'

Сферы применения распределительной логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1836
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ / ТОРГОВЫЕ АГЕНТЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / LOGISTICS / DISTRIBUTION LOGISTICS / RETAIL OUTLETS / SALES AGENTS / COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова М.В.

В статье рассмотрение некоторые аспекты применения распределительной логистики в деятельности разнообразных российских предприятий в условиях современного хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article review of some aspects of distribution logistics activities in a variety of Russian enterprises in the conditions of modern management.

Текст научной работы на тему «Сферы применения распределительной логистики»

Ермакова М.В.

Научный руководитель: канд. геог. наук, доцент Кузьменко Н.И.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: логистика, распределительная логистика, торговые точки, торговые агенты, предприятие.

Аннотация: в статье рассмотрение некоторые аспекты применения распределительной логистики в деятельности разнообразных российских предприятий в условиях современного хозяйствования.

Keywords: logistics, distribution logistics, retail outlets, sales agents, the company.

Abstract: This article review of some aspects of distribution logistics activities in a variety of Russian enterprises in the conditions of modern management.

Современное экономическое развитие мира и страны характеризуется дальнейшей глобализацией и специализацией. Нарастающая глобализация бизнеса приносит российским предприятиям новые проблемы. В современных условиях хозяйствования производственному предприятию не достаточно только производить продукцию, необходимо наладить процесс реализации, чтобы своевременно обеспечить потребителя качественной продукцией по более низкой цене, чем у конкурентов [12]. Для торговых предприятий растет потребность в грамотном распределении товаров с наименьшими затратами, в кратчайшие сроки для удовлетворения потребительского спроса, то есть методами логистики выполнять функции распределения.

В литературе представлено большое разнообразие определений понятия «распределительная логистика». В обобщенном виде распределительная логистика представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными покупателями. Отсюда, можно заключить, что отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок; системной взаимосвязи всех

функций внутри самого распределения.

Сферы применения распределительной логистики разнообразны, обращаясь к истории торговли, можно увидеть выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов, их стали создавать крупные цепи розничной торговли в 70-е годы 20 века в Зарубежной Европе. В России опыт распределения представлен организацией централизованной доставки товаров в точки продаж экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

Эффективная деятельность сетевых торговых предприятий зависит от работы распределительной системы. Логистика торгового предприятия представляет собой организованный процесс управления материальными и информационными потоками от поставщика через распределительную систему компании склады и транспорт, до продажи и доставки покупателю [3-4]. Товары перемещаются от поставщика к распределительному центру, а затем к торговым точкам или же поступают к ним напрямую. Товар, поступивший на временное хранение в распределительный центр, готовят к отправке в отдельные торговые центры. Подготовка товара может включать: дробление крупных партий на более мелкие, маркировку, фасовку, снабжение этикетками, приведение в должный вид и другие операции. Далее, товар группируется в партии и централизованно развозится по магазинам сети. Затраты сети сильно возрастут, если каждый из множества магазинов торговой организации самостоятельно начнет завозить товар из распределительного центра либо, или закупать товар у поставщиков. Выигрыш от интеграции отдельных функций распределения в сетевой торговле очевиден.

Доля товаров, направляемых поставщиками прямо в магазины, минуя распределительные центры, постоянно растет, хотя многие торговые компании имеют сложные системы распределения и мощные РЦ. Выбирая метод распределения компания стремится достичь компромисса между затратами на доставку и уровнем покупательского сервиса. Доставка в РЦ позволяет добиться снижения дефицита, минимизации запасов, передачи дорогих складских площадей под торговые помещения. Уменьшение дефицита связано с тем, что в распределительном центре хранятся резервные запасы, которые компенсируют огрехи в прогнозировании сбыта; увеличение частоты поставок сокращает объем товарных запасов в магазинах. Магазинные площади, намного дороже площадей в распределительном центре, а РЦ, в свою очередь, лучше оборудованы для создания готовых к продаже товаров. Поэтому, многим торговцам выгоднее хранить и готовить товары к продаже в РЦ, а не в магазинах. Если компания

управляет всего несколькими магазинами, расходы на содержание распределительного центра, не окупятся. Для сети магазинов, расположенных в крупных городах, можно объединить поставки от различных поставщиков и направить их сразу в магазины одного города. Иногда доставка непосредственно в магазин происходит быстрее. В последние годы множество сетей начинает создавать свои логистические цепочки. Для этого компании арендуют, покупают или самостоятельно строят складские центры, которые также можно назвать распределительными. На полученную площадь они приглашают логистического провайдера. При ухудшении качества обслуживания приглашается другой провайдер.

X5 Retail Group, одна из ведущих мультиформатных розничных российских компаний, 8 сентября 2016 года объявила о развитии и оптимизации логистической инфраструктуры на Северо-Западе России и открытии распределительного центра в Санкт-Петербурге. РЦ предназначен для размещения всех категорий товаров и состоит из 5 зон хранения, в каждой поддерживается необходимый для соответствующей продукции температурный режим. Это первый РЦ нового поколения, открытие которого позволит поддерживать доступность и свежесть товаров в условиях активного развития торговой сети «Пятерочка» и снизить затраты на логистику. При полной загрузке РЦ «Санкт-Петербург-Юг» будет обрабатывать и размещать продукцию более 200 местных поставщиков.

Работа Интернет-магазинов так же построена на отлаженном функционировании распределительной системы. Схема логистики Интернет-магазина отличается от традиционной: после поступления продукции в распределительные центры и получения заказов от клиентов через интернет, необходимый заказ направляется в курьерскую или почтовую службу, которая, осуществляет доставку заказа клиенту на дом или в почтовое отделение. Для Интернет-логистики значительно возрастают объемы транспортировки. В розничной торговле основной тип транспортировки - от производителя к торговому посреднику, в Интернет-логистике товар может непосредственно транспортироваться от производителя до потребителя без его транспортировки торговому посреднику. Особенностью работы системы распределения Интернет-магазинов является важность скорости, стоимости и удобства доставки заказа потребителю. Многие Интернет-магазины организовывают собственные курьерские службы доставки. Для работы Интернет-магазина, возможно и полное отсутствие складских площадей в случае работы по системе dropshipping, когда товар доставляется напрямую от

производителя до потребителя, минуя посредника. Также есть возможность использования складских площадей компаний-партнеров.

Не только для торговых предприятий важна распределительная логистика, но и для производственных. Цели распределительной логистики у предприятия-изготовителя: обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров; конкурентоспособность товаров; постоянный поиск новых рынков сбыта и закрепление положения на старых рынках; транспортировка товаров к месту назначения; совершенствование условий поставки; установка устойчивых контактов с потребителями отслеживание выполнения заказов на поставку; создание новых складов на рынках потребителя; обеспечение экстренных нужд потребителей; создание и поддержка необходимого уровня ТМЗ; обеспечивать максимальный сервис. Минимизация издержек на распределение: дешевая система транспорта; поддержание небольших ТМЗ; наличие оптимального количества складов; оптимальная мощность складов; оптимальное расположение складов. Некоторые фирмы организуют хранение части ТМЗ на самом предприятии или недалеко от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места. Степень контролирования ТМЗ выше на своем складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос. Можно использовать общественный склад - «минусом» являются высокие издержки, а «плюсом» услуги контроля и охраны. Преимущества работы с посредниками при доставке товаров: контакт со множеством торговых точек; посредник может действовать в качестве агента по закупке для розничного торговца и, как агент по сбыту для производителя; можно переложить обязанность хранения на посредников; посредник с опытом работы доставляет товар эффективнее; снижение затрат на доставку до конечного потребителя, уменьшение штата отдела сбыта и затрат на организационную структуру.

В заключении отмечаем, что большинство задач распределения связано с управлением материальными потоками, которые решаются в процессе продвижения готовой продукции к потребителю [5-6]. Для оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. При выборе оптимальной схемы товародвижения необходимо учитывать всю цепь прохождения груза до конечного потребителя: минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, минимальные издержки.

Грамотное построение распределения продукции на предприятии

одна из составляющих успешного ведения бизнеса, в условиях жесткой конкуренции на рынке. Так же, очевидной является необходимость компьютеризации распределительной логистики и использование информационных технологий в логистических процессах на современном предприятии.

Список литературы

1. Забайкин Ю.В. Совершенствование организации производства на текстильных предприятиях // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006. - 226 с.

2. Кузьменко Н.И. Агропромышленный комплекс Калачеевского района Воронежской области как объект эффективного управления и формирования инновационного ландшафта // Актуальные проблемы экономики, менеджмента и финансов в условиях развития инновационной экономики Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-ти летию Бизнес-школы ВГУ. Воронежский государственный университет; Бизнес-школа; под ред. Г. В. Голиковой. 2015. С. 44-48.

3. Волошина А.Ю. Мегакластеры как объекты современной мегаэкономики // Инновации. 2013. № 5 (175). С. 75-79.

4. Кузьменко Н.И. Инновационно - инвестиционные процессы и их влияние на развитие предпринимателства аннинского района Воронежской области // В сборнике: Социально-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 66-70.

5. Забайкин Ю.В. Совершенствование организации производства на текстильных предприятиях // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006. - 17 с.

6. Иншакова Е.И., Волошина А.Ю. Мегакластеры: сущность и роль в формировании сетевой инфраструктуры наноиндустрии // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 25-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.