Сфера услуг: поиск выгодных тенденций в мировой экономике
Тамара Васильевна ВОРОНЧЕНКО, УДК:338.46; ББК:65.6; Jel:L8
доктор экономических наук, DOI: 10.24412/2072-8042-2024-5-38-47
Российская таможенная академия (140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), профессор кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, e-mail: [email protected]; Александр Сергеевич ТРИШИН, Российская таможенная академия (140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4) - студент, e-mail: [email protected]; Екатерина Романовна ВЕТРУК, Российская таможенная академия (140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4) - студент, e-mail: [email protected]
Аннотация
Услуги, как экономический феномен, зародились еще в древности, представляя собой простые обмены между людьми в виде, например, устной передачи знаний, помощи в производстве продукции и затем, неоднократно эволюционировали. В средние века в Европе услуги стали использоваться для облегчения торговли и обмена между ремесленниками и их гильдиями. Так, например, купцы нанимали «усыпальников» для защиты своих грузов, а гильдии ремесленников предлагали различные услуги своим членам и клиентам. С развитием капитализма, в 18-19 веках, услуги стали превращаться в отдельный сектор экономики. Данная статья посвящена комплексному исследованию сферы услуг в условиях глобализации в рамках мировой экономики с позиций анализа динамики развития рассматриваемого сектора в отдельных странах применительно к данным за период 2010-2021 годов. Особое внимание в статье уделено анализу и оценке состояния и перспектив развития сферы услуг в отдельных странах в условиях глобализации экономики. По итогам проведенного выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются разные страны и определены тенденции развития мировой сферы услуг.
Ключевые слова: ВВП, глобализация, государство, инновации, мировая экономика, услуги, эффект колеи
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2024
Service Sector: Searching for Favourable Trends in the Global Economy
Tamara Vasil'evna VORONCHENKO,
Doctor of Sciences in Economics, Russian Customs Academy (Komsomolsky prospect 4, Lyubertsy 140015, Moscow region, Russia), Department of Customs Revenue and Tariff Regulation - Professor, e-mail: [email protected];
Alexander Sergeevich TRISHIN,
Russian Customs Academy (Komsomolsky prospect 4, Lyubertsy 140015, Moscow region, Russia),
Student, e-mail: [email protected];
Ekaterina Romanovna VETRUK, Russian Customs Academy (Komsomolsky prospect 4, Lyubertsy 140015, Moscow region, Russia),
Student, e-mail: [email protected]
Abstract
Services, as an economic phenomenon, originated in antiquity, representing simple exchanges between people in the form of, for example, oral transmission of knowledge, assistance in the production of goods, repeatedly evolved. Services facilitated trade and exchange between artisans and their guilds in the Middle Ages. For example, merchants hired "sepulchers" to protect their cargoes, and craft guilds offered various services to their members and customers. With the development of capitalism in the 18th and 19th centuries, services turned into a separate sector of the economy. This article is devoted to a comprehensive study of the services sector in the context of globalization in terms of the sector dynamics analysis in selected countries in 2010-2021. Particular attention is paid to the analysis and assessment of the state and prospects for the services sector in selected countries under globalization. Based on the results of the analysis, the main problems faced by different countries are identified and development trends in the global services sector are determined.
Keywords: GDP, globalization, state, innovation, global economy, services, gauge effect.
Услуги, как экономический феномен, зародились еще в древности, представляя собой простые обмены между людьми, в виде, например, устной передачи знаний, помощи в производстве продукции и затем, неоднократно эволюционировали в течение длительного времени. В средние века в Европе услуги стали использоваться для облегчения торговли и обмена между ремесленниками и их гильдиями. Так, например, купцы нанимали «усыпальников» для защиты своих грузов, а гильдии ремесленников предлагали различные услуги своим членам и клиентам. С развитием капитализма, в 18-19 веках, услуги стали превращаться в отдельный сектор экономики. В виде отдельной отрасли, услуги стали развиваться с появлением первых промышленных революций, индустриализации и роста городов.
5 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
В настоящее время услуги представляют наиболее динамично развивающийся сектор экономики, включающий как услуги населению, так и профессиональные, технические и консалтинговые услуги предпринимательству.
Ниже представлены основные этапы становления и развития услуг:
1. Предпромышленный - услуги купли-продажи и обмена.
2. Разработки - услуги на базе профессиональных знаний и умений.
3. Промышленной революции - систематизация услуг и появление новых методов расчета стоимости и организации бизнес-процессов.
4. Инноваций - возникновение персонифицированных услуг, учитывающих индивидуальные потребности и желания пользователей, а также возможности современных информационных и других технологией.
Рассматривая услуги с научной точки зрения, стоит обратить внимание на позиции ученых-экономистов, проводивших исследования в данной области. В частности, французский экономист Ж. Сэй первым ввел термин «услуга» в словесный оборот. В «Трактате по политической экономии» он выдвигал предположения о формировании сферы услуг и рассуждал о субъектах, предоставляющие услуги и формирующие их кругооборот в стране. Другой французский экономист, Фредерик Бастиа, особое внимание уделял личным услугам и их значению в упорядочивании интересов пользователей. Используя результаты исследования Ж. Сея, Ф. Бастиа пришел к выводу, что «услуга - это не только действительная затрата труда в ходе производственного процесса, но и любое другое усилие, прилагаемое тем или иным лицом при пользовании такой услугой [4, с. 47].
Несмотря на многочисленные исследования услуг и их характеристик, в экономической теории пока нет единого определения понятия «услуги», что обусловливает необходимость их продолжения. В данном контексте, уточняя данное понятие, Ф. Котлер определяет ее как «любую деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [7, с. 32]. Р. Малери, считает «услуги нематериальными активами, производящими для сбыта» [8, с. 78].
На наш взгляд, услуги можно представить как деятельность, направленную на производство материального или нематериального блага, осуществляемую, в том числе, на основе заказа клиента, с последующей передачей ему такого блага в процессе обмена или продажи.
В современной экономике существует множество услуг (см. таблицу 1).
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2024
Таблица 1
Основные виды и характеристика современных услуг
Транспортные услуги (Transportation services) авиационные, железнодорожные, автомобильные, морские и речные перевозки (air, rail, road, sea and river transportation)
Коммунальные услуги (Communal services) водоснабжение, канализация, электроснабжение, отопление (water supply, sewerage, electricity, heating)
Медицинские услуги (Medical Services) диагностика, лечение, реабилитация, стоматология (diagnostics, treatment, rehabilitation, dentistry)
Финансовые услуги (Financial services) банковский и страховой секторы, инвестиции, налоговое и бухгалтерское консультирование (banking and insurance sectors, investments, tax and accounting consulting)
IT' - услуги (IT-services) разработка, тестирование и внедрение программного обеспечения, облачные вычисления, проектирование сетей (software development, testing and implementation, cloud computing, network design)
Розничная торговля (Retail sales) продажа товаров напрямую конечному потребителю (sale of goods directly to the end consumer)
Туристические услуги (Travel services) транспортировка, размещение, экскурсии и досуг (transportation, accommodation, excursions, and leisure activities)
Образовательные услуги (Educational services) детские сады, школы, вузы, тренинги, семинары и другие виды обучения (kindergartens, schools, universities, trainings, seminars and other types of education)
Юридические услуги (Legal services) консультации, судебное и внесудебное разбирательство, адвокатское сопровождение (consultations, court and out-of-court proceedings, legal support)
Рекламные и маркетинговые услуги (Advertising and marketing services) разработка рекламных кампаний, продвижение товаров и услуг, PR-деятельность (development of advertising campaigns, promotion of goods and services, PR activities)
Источник: составлено авторами на основе [5, с. 4] (дата обращения 20.12.2023)
Представленные в таблице 1 услуги являются неотъемлемой частью мировой торговли и способствуют развитию глобальной экономики. В данном контексте, «услуги» и «глобализация», - взаимосвязанные понятия, развивающиеся под влиянием множества факторов, включая технологический прогресс, рост мировой торговли и мобильности труда, современные информационно-коммуникационные
5 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
41 Q
технологии, обеспечивающие коммуникации без ограничений пространства и времени.
В настоящее время, главным фактором ускорения интеграции услуг в мировом хозяйственном пространстве выступает развитие информационно-коммуникационных технологий. С позиций глобализации особая роль отведена делокализации услуг, позволяющая вывести из национальной почвы отдельные их виды и получить возможность безграничного участия в торговых сделках в границах внешних рынков.
Проводимое нами исследование роли и места услуг в современной мировой экономке, позволяют сделать вывод о том, что они представляют третичный сектор в структурной модели реальной экономики, формируя 2/3 мирового валового внутреннего продукта. Они преобладают в экономике большинства развитых и развивающихся стран мира (см. рисунок 1).
Рис. 1. Трехсекторная модель структуры реальной экономики /Fig. 1. Three-sector model of the real economy structure
Источник: составлено авторами на основе данных [4, с. 54] (дата обращения: 21.12.2023)
Повышение значимости сферы услуг в мировой экономике оказывает серьезное влияние на структуру и динамику показателей ее развития, в том числе, за счет активизирующихся глобализационных процессов, а также:
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2024
□ научно-технического прогресса, способствующего развитию информационных технологий и расширению спектра оказываемых услуг;
□ укрепления международных экономических связей и расширения международного обмена услугами;
□ поступательного роста доходов населения - пользователей услуг не только в высокоразвитых, но и многих развивающихся странах. Развитие сферы услуг, расширение их видов и рост их внутренних и внешних стоимостных показателей оказывает серьезное влияние на макроэкономические показатели большинства стран, о чем свидетельствуют, в том числе, данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Доля доходов от экспорта услуг в ВВП разных стран за 2010-2021 гг., %
Страна\Год 2010 2012 2014 2016 2018 2019 2020 2021
Люксембург 115,7 127,6 142,6 151,4 157,7 164,7 165,5 164,8
Мальта 111,3 117,7 115,1 118,5 107,9 107,5 107,9 110,5
Мальдивы 69,9 75,2 81,1 66 61,2 60,3 40,8 81,6
Ирландия 41,6 46,2 51,3 50,1 58 64,6 65,5 69,3
Кипр 36,6 39,7 50,8 56,9 58 62,2 62,3 67,7
Сингапур 41,9 43,9 48,8 47,7 54,6 57,6 61,7 59,7
Бахрейн 16,5 27,1 25,7 34,1 32,5 30 33,9 34,5
Источник: Составлено авторами по данным «UnctadStat: United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения 10.01.2024)
По данным таблицы 2 видно, что в Люксембурге доля доходов от экспорта услуг значительно превышает ВВП страны, что связано с особенностями его экономики в качестве крупнейшего банковского центра Европы, оказывающего высококачественные финансовые услуги. Наряду с этим, налоговая система Люксембурга предусматривает широкий спектр налоговых льгот, привлекающие много иностранных инвесторов. Большая часть доходов в Люксембурге поступает от экспорта услуг по управлению активами, инвестиционному банкингу, страхованию и фондовому рынку. Люксембург славится также своими услугами в сфере телекоммуникаций и транспортной логистики, вносящие большой вклад в доход от их экспорта, что объясняет высокую долю доходов от экспорта услуг в ВВП Люксембурга в сравнении с другими странами, где экспорт незначителен.
Как и в случае с Люксембургом, главной отраслью экономики Мальты является туризм, который приносит большую часть доходов для страны. В дополнение к туризму, Мальта предлагает высококачественные юридические и финансовые услуги, которые также вносят значительный вклад в экономику. Все больше иностранных компаний и инвесторов обращаются за услугами в сфере финансов и
5 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q
юриспруденции на Мальте, что также способствует увеличению доли доходов от экспорта услуг в общем ВВП.
Высока доля доходов от экспорта услуг в ВВП таких стран, как Мальдивы, Ирландия, Кипр и Сингапур, где значение рассматриваемого показателя превышает 50% уровень. Мальдивы предоставляет уникальные услуги в сфере туризма. Ирландия - один из главных поставщиков транспортных услуг. Кипр предоставляет медицинские и туристические услуги, составляющие большую часть его экономики. Экспорт Сингапура составляют финансовые, туристические, логистические и электронные услуги. 34,5% доходов от экспорта услуг в ВВП Бахрейн, представлена туризмом, остальное - экспорт нефти и энергоресурсов (см. таблицу 3).
Таблица 3
Показатели ВВП на душу населения за 2010-2021 годы, долл. США
Страна\Год 2010 2012 2014 2016 2018 2019 2020 2021
Люксембург 94560 97749 106564 114497 118604 121141 119368 129313
Сингапур 75390 82065 84423 89495 100643 102631 100226 118887
Ирландия 43919 46335 51032 71291 85622 90719 96743 113786
Катар 145599 169698 143222 84269 93883 94883 96669 105201
Швейцария 56160 59750 63809 67685 72042 73656 72231 78081
Норвегия 61402 65872 66402 59308 65143 66641 66238 71552
США 48586 51737 55084 57840 62788 65077 63577 70160
Бруней 80669 88312 81806 56638 60759 62190 65043 67048
Дания 43204 44893 48040 52160 57821 59480 58886 64329
Источник: Составлено авторами по данным «UnctadStat: United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения 12.01.2024)
Стоит отметить, что Люксембург, Сингапур, Ирландия занимают лидирующие позиции в показателе ВВП на душу населения по причине уникальности сферы услуг для каждой из этих стран. Динамика экономического роста данных стран напрямую зависит от сферы услуг, как было сказано ранее, поэтому можно прийти к выводу о том, что сфера услуг является действительно решающим в формировании таких показателей как ВВП страны, уровня занятости населения, уровня внедрения инновационных возможностей для страны, а также общей экономической составляющей страны на международной арене торговли даже для самых маленьких стран.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на мировом рынке услуг, большинством стран, достигнуты высокие результаты и обозначить основные тенденции его развития, в частности:
1. Поступательный рост доли услуг, с учетом зависимости между уровнем дохода и доли расходов, осуществляемых населением.
2. Рост показателей уровня доходов в сфере услуг обусловлен расширением процессов интеграции, в том числе, региональной.
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2024
3. Деловая активность в сфере услуг подтверждает тенденцию, направленную на расширение наукоемких отраслей экономики.
4. Главные тенденции развития сферы 1Т-услуг - импортозамещение, снижение расходов компаний, переход на облачные технологии» [2, с. 154].
Оценивая итоги и тенденции развития сферы услуг за последнее десятилетие, следует отметить, что они зависят от степени востребованности на данном этапе развития. Возможность их внедрения обеспечивается положением того, кто внедряет такие услуги и степенью развития подобной услуги. В любом государстве рано или поздно появляется спрос на что-то новое, чего действительно желает население такой страны. В связи с этим, подлежат внедрению различные виды услуг, которые необходимы обществу. Чем больше будет внедрено и развито услуг, тем совершеннее будет развита экономика государства, при этом, оно может соперничать со многими государствами мира в такой отрасли.
Некоторые страны, в силу инертности, нежелания и/или невозможности переориентироваться на экспорт новых услуг, попадают в так называемый «эффект колеи». Который объясняет, почему при идентичных экономических условиях, страны достигают разный уровень экономического развития (см. таблицу 4).
Таблица 4
Доля разных стран в объеме мирового экспорта услуг за 2010-2021гг., %
Страна\Год 2010 2012 2014 2016 2018 2019 2020 2021
США 14,6 14,9 14,4 15,4 14,2 14,2 14 13,1
Великобритания 7,3 7,4 7,5 7,2 6,8 6,6 7,4 6,9
Китай 4,5 4,4 4,2 4,1 4,4 4,5 5,4 6,5
Германия 5,7 5,5 5,7 5,8 5,8 5,6 6 6,2
Ирландия 2,3 2,3 2,5 2,9 3,7 4,1 5,4 5,6
Франция 5,1 5,1 5,2 5,1 5 4,7 4,9 5
Нидерланды 4,1 3,7 3,9 3,8 4,3 4,4 4,3 4,1
Индия 2,9 3,2 3 3,2 3,4 3,4 4 3,8
Сингапур 2,5 2,8 2,9 3 3,4 3,4 4 3,8
Япония 3,4 3 3,1 3,5 3,2 3,3 3,1 2,8
Люксембург 1,6 1,7 1,9 1,8 1,8 1,8 2,3 2,3
Аргентина 0,03 0,03 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
Источник: Составлено авторами по данным «UnctadStat: United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения 12.01.2024)
В таблице 4 видно, что лидирующие позиции занимают страны с развитой и активно развивающейся экономикой. В то же время, не все страны способны переориентироваться на перспективные виды услуг, о чем свидетельствуют показатели
5 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
45 Q
последних строк таблицы. В этом и проявляется «эффект колеи», характерный, в частности, для Аргентины, имеющей в первой половине XX в. уровень ВВП, близкий к США и занимающей лидирующие места в десятке мировых государств. Впоследствии, в результате глобальных изменений, а также позиции аргентинского правительства, решившее, что «изменять ничего не надо, так как люди всегда будут есть мясо и зерно», что, по сути, подтвердилось, но в то же время, привело к тому, что страна потеряла лидирующие позиции из-за нежелания диверсифицировать экономику. В таких странах, как Аргентина, «наблюдается эффект колеи, так как, государство не может перестроить собственную экономику на современные рельсы» [4, с. 152].
Таким образом, в условиях глобализации, стремление государств к развитию сферы услуг служит одним из главных источников доходов высокоразвитых стран и залогом их экономического процветания. От выбранных направлений развития сферы услуг зависит будущее экономики страны и благосостояние общества, поэтому, в последнее время в развитых странах основное внимание уделяется наукоемким и дорогостоящим услугам, способствующим росту экономики, повышению уровня жизни населения, а также ресурсной и экологической безопасности. Для предотвращения проблем, таких как эффект колеи, международное регулирование обмена услугами должно быть нацелено на эффективное распределение труда и равномерное развитие во всем мире. Эволюция мировой экономики должна стимулировать развитие сферы услуг в развивающихся странах.
В данном контексте, услуги должны стать основным лейтмотивом развития мировой экономики, а в долгосрочной перспективе привести к изменению структуры глобальной экономики.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Адаменко Д. В. Государственное регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг // Молодой ученый. - 2022.- № 49 (444). - С.75-77 @@ Adamenko D. V. Gosudarstvennoe regulirovanie intellektuaTnoj sobstvennosti v sfere uslug // Molodoj uchenyj - 2022.- № 49 (444). - S.75-77.
2. Азарян А. А. Основные тенденции и перспективы развития сферы услуг // Сибирский экономический вестник. - 2020. - С. 153-160 @@ Azaryan A. A. Osnovnye tendencii i perspektivy' razvitiya sfery' uslug // Sibirskij e'konomicheskij vestnik. - 2020. - S. 153-160.
3. Аузан А. А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития - эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2019. - № 1. - С. 3-17@@ Auzan A. A. «Effekt kolei». Problema zavisimosti ot traektorii predshestvuyushhego razvitiya - e'volyuciya gipotez // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. E'konomika. - 2019. - № 1. - S. 3-17.
4. Бурменко Т. Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Да-ниленко, Т. А. Туренко., М.: КНОРУС, 2019. - 443 с.@@ Burmenko T. D. Sfera uslug: e'konomika: Uchebnoe posobie / T. D. Burmenko, N. N. Danilenko, T. A. Turenko., M.: KNORUS, 2019. - 443 s.
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2024
5. Волкова А. А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия СПбГЭУ 2014. №4 (88). С. 3-5 @@ Volkova A. A. Sfera uslug: teoreticheskij analiz // Izvestiya SPbGE'U. 2014. №4 (88). S. 3-5.
6. Воронченко Т. В., Неудахин В. С. Анализ влияния «налогового маневра» на динамику экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. Научно-практический журнал, № 4 (18)*, 2021, с. 5664 @@ Voronchenko T. V., Neudaxin V. S. Analiz vliyaniya «nalogovogo manevra» na dinamiku e'ksporta nefti i nefteproduktov iz Rossijskoj Federacii // Zeleny'j koridor. Nauka i obrazovanie v tamozhennom dele. Nauchno-prakticheskij zhurnal, № 4 (18)*, 2021, s. 56-64.
7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 2018. - 896 с. @@ Kotler F. Marketing. Menedzhment: analiz, planirovanie, vnedrenie, kontrol\ SPb.: Piter, 2018. - 896 s.
8. Панкрухин А. П. Эволюция маркетинга в мире и в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - 232 c. @@ Pankruxin A. P. E'volyuciya marketinga v mire i v Rossii // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2018. - № 4. - 232 c.
9. Симонова Я. Н. Понятие и сущность коммуникационной деятельности на рынке сферы услуг // Молодой ученый. - 2023.- № 23 (470). - С.203-208 @@ Simonova Ya. N. Ponyatie i sushhnosf kommunikacionnoj deyateFnosti na rynke sfeiy4 uslug // Molodoj uchenyj - 2023.-№ 23 (470). - S.203-208.
10. Уколов А. В. Влияние глобализации на развитие сферы услуг // Вестник СГАУ 2005. №2. С. 2-10. @@ Ukolov A. V Vliyanie globalizacii na razvitie sfery' uslug // Vestnik SGAU. 2005. №2. S. 2-10
5 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
47 Q