СФЕРА УСЛУГ И ПРЕДПОСЫЛКИ К ВНЕДРЕНИЮ
ИННОВАЦИЙ
1 2 3
Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Ивлев О.Ю. , Метельницкая Т.А.4, Бышок К.А.5, Кадуков К.А.6
1Володченко Виктория Сергеевна - студент;
2Ланцова Дарья Сергеевна - студент;
3Ивлев Олег Юрьевич - студент;
4Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент, кафедра сервиса;
5Бышок Ксения Александровна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса;
6Кадуков Константин Алексеевич - студент, кафедра вычислительной техники и информационных технологий, факультет среднего профессионального образования, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в данной статье были рассмотрены отличительные особенности сферы услуг, а также услуги как продукт деятельности предприятий сервиса, необходимость на данном рынке.
Ключевые слова: услуга, сфера обслуживания, инновация, отличительные черты, нововведения, сервис.
К материальному производству принято относить любую деятельность, которая тем или иным способом связана с изготовлением или перераспределением материальных благ. Прочие виды деятельности, несвязанные напрямую с миром материального производства, образуют сферу услуг (сервиса), включающую как коммерческие, так и некоммерческие предприятия [1].
Кратко сферу сервиса можно охарактеризовать следующим образом: все отрасли народного хозяйства, производящие особый продукт нематериального мира, представляющий собой целенаправленную обоснованную деятельность - услугу.
Как и любая другая область, сервисная сфера имеет ряд отличительных характеристик:
1. в одном продукте заключены как производство, так и продажа;
2. приоритетными являются психологическая, социальная и профессиональная подготовка персонала;
3. абсолютная зависимость от спроса на конкретную услугу, её специфику;
4. невозможность «потрогать» продукт до окончания деятельности.
На данный момент сфера услуг активно занимает лидирующие позиции в соотношение к материальному производству. Она обладает возможностью быстро подстраиваться под требования конкретного клиента, развиваясь большими темпами, постепенно изменяясь.
Для дальнейшего сохранения позиции лидера сфера услуг постепенно меняется. Основным инструментом данных перемен являются инновации.
Инновация (новшество, нововведение) - это результат по обновлению, преобразованию, трансформации предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Данный термин может иметь различные значения в разных контекстах, в зависимости от целей использования. Результатом инновационной деятельности могут быть продукт, технология, знание и т.п. Являющиеся новыми для клиента, организации и рынка в целом и наиболее эффективным способом, удовлетворяющие потребности.
Услугу можно считать новой в том случае, если она впервые предлагается данному рынку, а также отличается от ранее оказываемой услуги потребительскими свойствами.
Современность формы обслуживания определяется новой областью применения, сокращением временных затрат на получение услуги, а также создания лучших условий для удобства клиента. Данные формы позволяют привлечь наибольшее количество клиентов к существующим услугам.
Среди существующих инноваций можно выделить две группы:
1. Базисные нововведения - новые виды услуг или формы обслуживания, способные изменять как стратегию организации на основе требований потребителей, так и структуру инновационного процесса, и параметры новшеств в процессе изменения.
2. Частичные нововведения - усовершенствуют некоторые элементы и аспекты процесса обслуживания.
Главным мотивом направленности инновационного процесса на потребителя является реализация интересов организации в достижении поставленных целей, которые определяются, прежде всего, повышением прибыльности и укреплением собственных позиций на рынке услуг.
К основным инновациям сферы сервиса относятся:
- разработка новых инструментов, устройств, приспособлений для удовлетворения потребностей потребителя;
- разработка целевых комплексов технологического процесса, средств диагностики и контрольно-измерительных методов, способных обеспечить сокращение сроков обслуживания и повышения качества оказываемых услуг;
- поиск наиболее эффективных методов хозяйствования и форм организации труда;
- разработка конкретных схем эффективного инновационного менеджмента.
Типология инноваций:
- организационно-технические;
- создание новшеств в приоритетом социальных целей;
- управленческие;
- технические;
- комплексные.
Новые виды услуг и форм обслуживания клиентов выступают как новый способ удовлетворения как давно имеющихся потребностей, так и периодически появляющихся. Главной особенностью инноваций в сфере сервиса является то, что основной источник нововведений - это потребности рынка в новых услуга. Но также не стоит отрицать и значительную роль НИОКРа как возможного источника новшеств и составляющей инновационного процесса [2].
Список литературы
1. Роль инноваций в сфере сервиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/3564182/ (дата обращения: 07.11.2018).
2. Сфера обслуживания, основные понятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.syl.ru/artide/173434/new_chto-takoe-sfera-obslujivamya-sfera-
obslujivaniya-opredelenie-ponyatiya-professii-i-otrasli/ (дата обращения: 07.11.2018).