Научная статья на тему 'Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня'

Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Меженный Андрей Александрович

Второе издание. Первая публикация: Меженный А.А. 1971. Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня // Охрана природы Якутии: Материалы 5-го Республиканского совещ. по охране природы Якутии. Якутск: 205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1653: 3934-3939

Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня

А.А.Меженный

Второе издание. Первая публикация в 1971*

Сезонные миграции представляют не только научный интерес, с ними тесно связаны вопросы охраны птиц и рационального использования их запасов. Однако за последнее время появилась одна лишь статья В.И.Перфильева (1964), посвящённая рассматриваемому вопросу. Даже в капитальной сводке К.А.Воробьёва (1963) вопросы миграций птиц на территории Якутии совершенно не освещены.

Предлагаемая статья является одной из первых попыток осветить вопрос о миграциях птиц на совершенно не изученной в этом отношении территории Якутии.

Весенние миграции птиц наблюдались автором на реке Тяне в 1954 и 1956 годах, а на реке Токко - в 1955 году. Токко - правый приток реки Чары (левого притока Олёкмы, впадающей в Лену), берёт начало на хребте Удокан и протекает по Олёкмо-Чарскому плоскогорью. Тяня — правый приток реки Токко. В 1956 году весенние фенологические явления наступили много позже, чем в 1954. Вследствие этого весенний пролёт 1956 года был не таким равномерным, как в 1954 году. С резким потеплением во второй декаде мая 1956 года совпало массовое появление новых видов и резкое увеличение числа особей пролётных. Даты прилёта отмечены в сводке К.А.Воробьёва (1963).

Всех птиц, участвующих в миграциях, в рассматриваемом районе можно разбить на несколько групп, каждая из которых характеризуется своей продолжительностью пролёта, характером проявления и количеством особей.

Первую группу составляют птицы, многочисленные на пролёте. Их пролёт длится 10-30 дней.

Рогатый жаворонок Eremophila alpestris и белошапочная овсянка Emberiza leucocephalos держатся стайками от нескольких особей до нескольких десятков экземпляров; пуночка Plectrophenax nivalis встречается стайками до 100 и более особей. Белая трясогузка Motacilla alba летит вдоль берега реки стайками в 15-20 особей, иногда стайки летят одна за другой непрерывно, иногда объединяются в одну большую. Восточная чёрная ворона Corvus corone orientalis во время движения придерживается долины реки, птицы часто спускаются к берегу, останавливаются у посёлка Тяня; во время пролёта они не поднимаются

* Меженный А.А. 1971. Сезонные миграции птиц на реках Токко и Тяня II Охрана природы Якутии: Материалы 5-го Республиканского совещ. по охране природы Якутии. Якутск: 205-208.

высоко в воздух, летят по нескольку и по 15-20 особей одновременно.

Серый журавль Grus grus, как правило, придерживается направления прямо на север, летит стаями в несколько экземпляров (семьями) и очень крупными — до сотни птиц. Некоторые стаи, видимо, останавливаются на отдых в долине реки Тяни. Тундряной гуменник An-ser fabalis serrirostris в дни с хорошей видимостью также придерживается северного направления, но значительная часть птиц при неблагоприятных метеорологических условиях летит вдоль водораздела Тяня — Токко или коренных берегов реки Тяни, срезая, где можно, изгибы реки. В особенно неблагоприятную погоду птицы летят над самой водой, повторяя все её изгибы. В разгар пролёта стаи следуют одна за другой. В стаях от 5 до 150 птиц. За день пролетает до 2-3 тысяч.

Чёрный коршун Milvus migrans летит, придерживаясь крутых каменистых склонов южной экспозиции. Над такими склонами птицы набирают высоту, двигаясь кругами в восходящих потоках воздуха, а затем скользят парящим полётом вниз по направлению к следующему склону, расположенному в нескольких километрах дальше на север. В разгар пролёта одновременно можно видеть до 10 и более птиц. Придерживается коршун, видимо, в основном берегов реки Токко, так как многочислен на пролёте только в устье Тяни.

Шилохвость Anas acuta появляется первоначально в стайках других видов уток, но в разгар пролёта летит обособленными стаями в несколько десятков, а иногда более сотни птиц. Пролёт идёт на большой высоте, но всегда вдоль реки, при этом срезаются только незначительные её изгибы.

Птицы второй группы тоже многочисленны, но массовый пролёт их проходит в очень сжатые сроки. Обычно эти виды можно наблюдать в большом количестве лишь в течение 2-3 дней, редко — в течение недели; затем они исчезают или встречают единицами.

Зимняк Buteo lagopus летит так же, как и коршун. Наблюдался у устья Тяни. Одновременно можно наблюдать 2-3 птицы, пролёт длится 2-3 дня.

Черноголовый чекан Saxicola torquata встречается в течение нескольких дней одиночками, затем появляется громадной стаей в несколько сот особей. Птицы кормятся и отдыхают на прибрежных кустах, в прошлогодней траве и через несколько часов исчезают. Видимо, пролёт идёт прямо над тайгой, и долина реки является пунктом остановки.

Чирок-клоктун Anas formosa, краснозобый конёк Anthus cervinus и жёлтая трясогузка Motacilla flava появляются с верховьев реки Тяни и постепенно продвигаются вниз по долине. Первые стайки клоктунов в 10-20 птиц с характерным токованием спускаются по большой воде. Краснозобый конёк и жёлтая трясогузка часто смешанными стаями в

50-100 особей и более появляются также на берегах во время паводка, но вскоре рассредоточиваются, а через 2-3 дня встречаются лишь одиночки.

Третью группу составляют птицы менее многочисленные или единичные, но встречающиеся регулярно. Сюда относятся беркут Aquila chrysaetos и чёрный журавль Grus monacha — виды, видимо, обычные для здешних мест, гнездящиеся в долинах рек Тяни и Токко.

Гоголь Bucephala clangula, кряква Anas platyrhynchos, чирок-свистунок Anas crecca, таёжный гуменник Anser fabalis middendorfii появляются с верховьев реки Тяни небольшими стайками, часто смешанными, и по мере вскрытия реки продвигаются вниз, занимая новые полыньи. В период, когда полыней ещё мало, на них может скапливаться довольно большое количество птиц упомянутых видов (20-30 особей). Таёжные гуменники держатся по 2-6 особей. По мере образования новых полыней ниже по течению на верхних полыньях количество птиц уменьшается. Часто можно наблюдать, как небольшая стайка уток или гусей, пролетев вниз по реке Тяне и не найдя открытой воды, возвращается обратно. Сразу после вскрытия реки эти виды стайками не встречаются и оседают в гнездовых районах.

Широконоска Anas clypeata появляется сверху в момент вскрытия реки двумя-тремя небольшими стайками (в 10-15 птиц) и направляется вниз по реке по мере её вскрытия. Луток Mergellus albellus, длинноносый крохаль Mergus serrator, касатка Anas falcata прилетают сверху парами или по 2-3 пары. Крохали распределяются по протокам, мелким таёжным речкам и здесь оседают. Луток и касатка, видимо, спускаются несколько ниже.

Дрозд Науманна Turdus naumanni naumanni появляется небольшими стайками по 10-15 птиц, придерживается освещённых лесных прогалин и особенно тяготеет к частично оголившимся от снега к этому времени южным склонам с толокнянкой и брусникой, ягодами которых он кормится. Тёмная форма этого дрозда T. n. eunomus весной встречается редко.

Синехвостка Tarsiger cyanurus, зелёный конёк Anthus hodgsoni, пеночки стайками не встречаются, придерживаются прибрежных кустов, а зелёный конёк встречается и в пойменных лиственничниках. Вскоре плотность этих птиц снижается и они занимают гнездовые участки.

Озёрная чайка Larus ridibundus была отмечена в 1954 году двумя стайками по 25-30 птиц, летевшими по реке Тяне над самой водой. В 1956 году наблюдалась одна такая стайка.

В эту же группу можно отнести степного конька Anthus richardi, который наблюдался только в 1956 году стайкой около 10 птиц на лугах возле посёлка Тяня. Через несколько дней большая часть коньков исчезла.

В четвертую группу объединяются виды, которые были отмечены одиночками, парами или колониями сразу на гнездовых участках или вблизи них: чернозобая гагара Gavia arctica, хохлатая чернеть Aythya fuligula, сапсан Falco peregrinus, перепелятник Accipiter nisus, полевой лунь Circus cyaneus, обыкновенный канюк Buteo buteo, хохлатый осоед Pernis ptilorhynchus, скопа Pandion haliaetus, фифи Tringa glareola, черныш Tringa ochropus, большой улит Tringa nebularia, перевозчик Actitis hypoleucos, большая горлинка Streptopelia orientalis, кукушки обыкновенная Cuculus canorus и глухая C. optatus, белопоясный стриж Apus pacificus, вертишейка Jynx torquilla, чечевицы розовая Carpoda-cus roseus и обыкновенная C. erythrinus, юрок Fringilla montifringilla, дубровник Emberiza aureola, седоголовая овсянка Emberiza spodocepha-la, сибирский жулан Lanius cristatus, мухоловки таёжная Ficedula mu-gimaki, малая F. parva albicilla и касатка Muscicapa sibirica, пёстрый дрозд Zoothera varia, чекан-каменка Oenanthe oenanthe, соловьи свистун Luscinia sibilans и красношейка L. calliope, воронок Delichon urbi-ca и береговушка Riparia riparia. Все эти виды обычны для данного района, но транзитного движения их весной не наблюдалось.

В пятую группу мы относим птиц, встреченных в один из сезонов, редких в исследованном районе. В неё входят серая цапля Ardea cinerea (отмечена в 1954 году), кречет Falco rusticolus, кулик-воробей Calidris minuta, щёголь Tringa erythropus, даурская галка Corvus dauurica, домовый воробей Passer domesticus, полевой жаворонок Alauda arvensis, большой сорокопут Lanius excubitor, оляпка Cinclus cinclus.

Даурская галка и домовый воробей отмечены в 1956 году, причём воробей наблюдался 3 дня в тайге, в 150 км по прямой от ближайшего места его гнездования.

Характер пролёта на реке Токко несколько отличен от пролёта на реке Тяне. На Токко не был так отчётливо выражен пролёт шилохвости, тундряного гуменника, серого журавля, жёлтой трясогузки. Не были отмечены черноголовый чекан, полярная овсянка Emberiza pallasi, и были малочисленны белая трясогузка, перевозчик, большой улит.

Наибольшие высоты Олёкмо-Чарского нагорья располагаются юго-западнее реки Тяни. Самыми низкими местами района являются долины рек Олёкмы и Тяни, которая течёт вдоль ряда высоких поднятий. По-видимому, долина Олёкмы служит одним из главных пролётных путей Южной Якутии, отдельные струи которого проходят и долиной ряки Тяни, вдоль восточного края больших поднятий Олёкмо-Чарского нагорья. На реку Токко выходят немногочисленные пролётные стаи из тех, что идут в основном водоразделом Тяня — Токко.

Осенние миграции наблюдались в 1953, 1955 и 1956 годах главным образом в устье Тяни и несколько ниже, на реке Токко. Всех осенних мигрантов можно разделить на две группы. Первую группу составля-

ют птицы, которые в своём движении тесно связаны с долиной реки (сапсан, утки, белая трясогузка и др.), вторую - птицы, которые не обнаруживают большого тяготения к реке, используя её только как ориентир и реже в качестве места остановки (серый журавль, тундряной гуменник, белопоясный стриж, воронок, пухляк Parus montanus).

Горные поднятия в верховьях Тяни (водораздел Тяня — Олёкма) осенью рано покрываются снегом и являются хорошими ориентирами, видными с высоты за сотни километров даже после захода солнца. Видимо, гуси, журавли, возможно, и другие птицы во время пролёта на большей высоте придерживаются здесь именно этих ориентиров.

Серый журавль наблюдается на пролёте только в ясные дни после полудня, на большой высоте (не менее 500 м от уровня реки). Направление движения не совпадает с общим направлением реки.

Тундряной гуменник во время валового пролёта летит в разное время суток. В зависимости от погоды, высота и направление разные. Утром, когда долина реки покрыта туманом, птицы летят над рекой не выше верхушек прибрежных деревьев, повторяя все изгибы реки. В дни с более или менее хорошей видимостью, но при встречном ветре птицы придерживаются коренного берега, не поднимаясь выше его, летят над тайгой, срезая изгибы реки, но следуя всем поворотам древней речной долины. В безветренные дни или при попутном ветре и при хорошей видимости птицы летят над тайгой значительно выше коренных берегов по прямому направлению. Общее направление движения — на юг. Пролёт гусей часто продолжается после захода солнца в полной темноте и при луне. На ночёвку гуси садятся в темноте, трогаются в путь после рассвета. Необходимо отметить, что даже в тёмную ночь с большой высоты основные ориентиры (реки, озёра, снежные вершины гор) хорошо различимы, о чём можно судить по наблюдениям с самолёта. Большинство пролётных гусей следует по реке Тяне, и очень незначительная часть птиц направляется от устья Тяни по реке Токко. В сумерки, при луне и в темноте стаи летят обычно правым коренным берегом Токко, срезая угол, образованный реками Тяней и Токко, и далее следуют по реке Тяне.

Движение уток в осеннее время наблюдалось над рекой не выше вершин прибрежных деревьев. По утрам стайки уток, часто вытянувшись лентой поперёк реки (кряквы) или довольно компактной стайкой (чирки), летят над самой водой, придерживаясь середины реки. Где летят утки, по Токко или по Тяне, определить не удалось, так как во время осеннего пролёта утки не так многочисленны, как весной. Возможно, что осенью основной путь проходит по более многоводной Олёкме, которая позже Тяни и Токко забивается шугой.

Ласточки и стрижи кормятся во время пролёта у поверхности воды, но направление их движения не совпадает с направлением реки и,

видимо, проходит вдоль горных поднятий на юго-восток. Из воробьиных осенний пролёт очень чётко выражен у грача Corvus frugilegus, белой трясогузки, пухляка Parus montanus. Стайки этих птиц двигаются вверх по реке Токко, причём пролёт грачей выше устья Тяни идёт, видимо, по Тяне, пухляка и белой трясогузки — по реке Токко.

Отлёт куликов, хищников (за исключением сапсана), многих воробьиных и представителей других отрядов происходит постепенно и незаметно. У сапсана, краснозобого конька, рогатого жаворонка, юрка наступление миграции выражено хорошо, но направление движения определить невозможно.

Литератур а Воробьёв К.А. 1963. Птицы Якутии. М.: 1-336.

Перфильев В.И. 1964. Материалы по осенним миграциям птиц в Центральной и Юго-Восточной Якутии // Позвоночные животные Якутии. Якутск: 61-65.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1653: 3939-3942

К фауне птиц юго-запада Магаданской области

Ю.Н.Назаров

Второе издание. Первая публикация в 1971*

Наблюдения за птицами проводились автором с 27 июля по 14 сентября 1969 в трёх пунктах Магаданской области: в районе посёлка Усть-Средне-кан (верхнее течение реки Колымы), в истоках реки Ямы (охотский бассейн) и в бухте Мотыклейка (Тауйская губа).

Чирок-трескунок Anas querquedula. В верховьях реки Колымы считался редким и был добыт лишь однажды 27 мая 1936 у устья реки Нюречи (Бутурлин, Дементьев 1941). С тех пор не удавалось обнаружить его в этом районе (Кищинский 1968), а северной границей ареала трескунка считалась линия Якутск — устье реки Уды (Исаков 1952). По нашим наблюдениям, в верхнем течении реки Колымы, в 12 км ниже Усть-Среднекана чирок-трескунок обычен на гнездовье, хотя распространён в этом районе, по-видимому, спорадически. Населяет он мелкие озёра, разбросанные среди лиственничных марей, и соседствует с чирком-свистунком Anas crecca. Большинство озёр отстоит друг от друга на расстоянии 50-200 м и связано между собой протоками, образуя единую водную систему. Поэтому молодые (хлопунцы) трескунки и

* Назаров Ю.Н. 1971. К фауне птиц юго-запада Магаданской области IIБиологические проблемы Севера. Магадан: 64-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.