Научная статья на тему 'Сезонное изменение психоэмоционального состояния студентов в условиях северного региона'

Сезонное изменение психоэмоционального состояния студентов в условиях северного региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОНЫ / СТУДЕНТЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / SEASONS / STUDENTS / A PSYCHOLOGICAL CONDITION / UNEASINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чеснокова В. Н.

Изучены сезонные особенности изменения психоэмоционального состояния студентов в динамике года. Полученные данные свидетельствуют, что в сезоны с резко выраженным фотопериодизмом (зима, лето) у молодых людей отмечено повышение уровня тревожности, снижение самочувствия и активности на фоне выраженного роста агрессивных проявлений, что требует организации специальных мероприятий, направленных на оптимизацию психоэмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чеснокова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seasonal change of the psychical and emotional state of students in the conditions of northern region

Seasonal features of the change of the psychical and emotional state of students in dynamics of a year were investigated. The received data testify, that during seasons with sharply expressed photoperiodism (winter, summer) young people are marked to have a rise of a level of uneasiness, decrease in state of health, reduction of activity on a background of the expressed growth of aggressive displays that demands the organization of the special actions directed on optimization psychical and emotional sphere.

Текст научной работы на тему «Сезонное изменение психоэмоционального состояния студентов в условиях северного региона»

СЕЗОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

В.Н. Чеснокова

Кафедра физической культуры Архангельский государственный технический университет Наб. Северной Двины, 17, Архангельск, Россия, 163002

Изучены сезонные особенности изменения психоэмоционального состояния студентов в динамике года. Полученные данные свидетельствуют, что в сезоны с резко выраженным фотопериодизмом (зима, лето) у молодых людей отмечено повышение уровня тревожности, снижение самочувствия и активности на фоне выраженного роста агрессивных проявлений, что требует организации специальных мероприятий, направленных на оптимизацию психоэмоциональной сферы.

Ключевые слова: сезоны, студенты, тревожность.

В настоящее время эмоциональный стресс является одним из ведущих факторов, влияющих на функциональное состояние человека и способных вызвать нарушения здоровья [6]. Данная проблема особо актуальна для высшей школы, особенно на начальном этапе обучения в связи с изменением динамического стереотипа и формированием новых форм обучения. Тем не менее отмечается, что состояние тревожности сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе, что связано с усвоением все возрастающего объема учебного материала, приводящего к систематическим интенсивным психоэмоциональным нагрузкам, которые сопровождаются перманентным напряжением соматических и психических функций организма [1]. Кроме того, известно, что климато-гелиогеографические и антропогенные факторы играют значительную роль в формировании адаптивно-приспособительных реакций [2]. Таким образом, целью исследования явилось изучение психоэмоционального состояния юношей в динамике сезонов года.

Исследование проведено на студентах (126 человек) в возрасте 18,42 ± 0,09 лет, практически здоровых и не предъявлявших жалоб на момент исследования. Для оценки психологического состояния студентов изучали уровень тревожности (методика Ч. Спилбергера — Ю.Л. Ханина), агрессивности (методика Басса-Дарки), самочувствия, активности и настроения (методика «САН») [5]. Тестирование проводилось осенью (октябрь), зимой (декабрь), весной (апрель), летом (июнь).

Статистическая обработка данных проводилась с использованием Microsoft Excel и пакета прикладных статистических программ SPSS 15. Все полученные данные подчинялись закону нормального распределения по критерию Sapiro-Wilk, поэтому все показатели представлены в виде среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (SD). Количественные различия между средними значениями оценивались с применением i-критерия Стьюдента для связных выборок. Различия между средними величинами считались достоверными прир < 0,05 [4].

Результаты исследования. Исследование уровня ситуационной тревожности у студентов в динамике сезонов года указывает на рост данного показателя у молодых людей к периоду «полярной ночи» (р < 0,001) с последующим снижением к весеннему сезону года (р < 0,001) и увеличением к периоду «белых но-

чей» (р < 0,05) (рис. 1). Такая же динамика наблюдается по показателям личностной тревожности — нарастая от осени к зимнему периоду (р < 0,001), тревожность у молодых людей снижается весной до минимальных сезонных величин (р < 0,001). К летнему периоду года (июнь) личностная тревожность у юношей вновь нарастает (р < 0,001).

Личностная Ситуационная

Рис. 1. Сезонная динамика уровня тревожности у юношей северного региона

Известно, что реакции тревоги могут иметь как адаптивный, так и дезадап-тивный характер, способствуя нормальной жизнедеятельности, либо нарушая ее. Однако во всех случаях тревога — это сигнал неблагополучия, связанный с повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Функционирование организма в таком режиме может привести к развитию депрессии, что выражается в падении активности, настроения и самочувствия [1].

Проведенное исследование самочувствия, активности и настроения у юношей в течение года (рис. 2) указывает, что повышение личностной и ситуативной тревожности к зимнему периоду года сопровождается снижением самочувствия (р < 0,05) и активности (р < 0,05). К весеннему периоду у студентов улучшается самочувствие (р < 0,05) и повышается активность (р < 0,001). В период «белых ночей» у молодых людей вновь на фоне повышения тревожных проявлений имеет место снижение самочувствия (р < 0,05), активности (р < 0,001) и настроения (р < 0,05) до минимальных сезонных величин.

Самочувстие Активность Настроение

Рис. 2. Сезонная динамика показателей самочувствия, активности и настроения у юношей северного региона

Исследование личностных характеристик в сезонной динамике указывает, что в зимнее время года на фоне повышенной тревожности и снижения активности у юношей усиливаются отрицательные характерологические проявления — растет физическая агрессивность (ФА) (р < 0,05), раздражительность (Р) (р < 0,05), негативизм (Н) (р < 0,05), обидчивость (О) (р < 0,05) и подозрительность (П) (р < 0,05) (рис. 3). К весеннему сезону происходит увеличение вербальной агрессивности (ВА), величины которой достигают максимальных сезонных величин к периоду «белых ночей» (р < 0,001). Кроме того, летом у молодых людей отмечается увеличение Р (р < 0,05) и Н (р < 0,05) относительно осенних и весенних показателей. Величины показателей «косвенная агрессивность» (КА) и «чувство вины» (ЧВ) находятся в пределах возрастных норм.

Балл

Рис. 3. Сезонная динамика психологического состояния у юношей северного региона:

ФА — физическая агрессивность; КА — косвенная агрессивность;

ВА — вербальная агрессивность; Р — раздражительность; Н — негативизм;

О — обидчивость; П — подозрительность; ЧВ — чувство вины

Анализируя полученные результаты можно предположить, что рост тревожности и агрессивности в период «полярной ночи» связан с реакцией человека на темноту, т.е. на возможность агрессии внешней среды, возрастающую в темноте [7]. Летом, в период «полярного дня», избыток солнечной инсоляции, возбуждающе действуя на организм, постепенно приводит к состоянию перевозбуждения и переутомления, что также может способствовать росту тревожных и агрессивных проявлений [3].

Таким образом, полученные результаты исследования показали, что в сезоны с резко выраженным фотопериодизмом (зима, лето) у молодых людей, проживающих в северном регионе, повышается уровень тревожности, наблюдается снижение самочувствия и активности на фоне выраженного роста агрессивных проявлений. Психоэмоциональное напряжение, свойственное для «критических» сезонов года, может привести к синдрому хронической усталости и неблагоприятно повлиять на состояние здоровья, что требует организации специальных мероприятий, направленных на оптимизацию психоэмоционального состояния студентов в период зимнего и летнего сезонов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дмитриев Д.А., Дмитриев А.Д., Карпенко Ю.Д. и др. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных ососбенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма // Физиология человека. — 2008. — Т. 34. — № 5. — С. 89—96.

[2] Зарипов В.Н., Баринова М.О. Изменение показателей кардиоинтервалографии и вариабельности ритма сердца у студентов с разным уровнем психоэмоционального напряжения и типом темперамента во время зачетной недели // Физиология человека. —

2008. — Т. 34. — № 4. — С. 73—79.

[3] Манаева Л.О. Об уровне стресса у студентов г. Мурманска // Экология человека. — 1997. — № 1. — С. 56—58.

[4] Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. — СПб.: Питер, 2008. — 416 с.

[5] НемовР.С. Психология. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

[6] Поборский А.Н., Юрина М.А., Лопацкая Ж.Н. и др. Уровень тревожности и состояние вегетативной регуляции в зависимости от прогнозируемой экзаменационной оценки у студентов, проживающих в неблагоприятных условиях среды // Физиология человека. — 2009. — Т. 35. — № 4. — С. 28—33.

[7] Сафонов В.А. Влияние темноты на коленные рефлексы // Физиология человека. —

2009. — Т. 35. — № 5. — С. 79—82.

SEASONAL CHANGE OF THE PSYCHICAL AND EMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF NORTHERN REGION

V.N. Chesnokova

Department of physical training Arkhangelsk State Technical University

Embankment of the Northern Dvina, 17, Arkhangelsk, Russia, 163002

Seasonal features of the change of the psychical and emotional state of students in dynamics of a year were investigated. The received data testify, that during seasons with sharply expressed photope-riodism (winter, summer) young people are marked to have a rise of a level of uneasiness, decrease in state of health, reduction of activity on a background of the expressed growth of aggressive displays that demands the organization of the special actions directed on optimization psychical and emotional sphere.

Key words: seasons, students, a psychological condition, uneasiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.