Научная статья на тему 'Сезон гриппа в 2014 году не превысил эпидпоказатели'

Сезон гриппа в 2014 году не превысил эпидпоказатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРИПП / ОРВИ / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анна

В статье представлен обзор рынка противопростудных ЛС по итогам 11 месяцев 2014 г. По сообщениям Роспотребнадзора, в 2014 г. эпидемиологическая ситуация по ОРВИ и гриппу в стране расценивалась как благополучная. Показатели заболеваемости в этот период не превысили расчетных эпидемических пороговых величин практически во всех возрастных группах. Эта тенденция отразилась на продажах противопростудных средств 1 по данным аналитического агентства IMS Health, динамика рынка в период с января по ноябрь 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. оказалась отрицательной как в стоимостном, так и в натуральном выражении (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сезон гриппа в 2014 году не превысил эпидпоказатели»

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

I ЯНВАРЬ ФЕШЛЬ

31

Сезон гриппа в 2014 году

Анна ОРЛОВА, «Ремедиум»

НЕ ПРЕВЫСИЛ ЭПИДПОКАЗАТЕЛИ

В статье представлен обзор рынка противопростудных ЛС по итогам 11 месяцев 2014 г. По сообщениям Роспотребнадзора, в 2014 г. эпидемиологическая ситуация по ОРВИ и гриппу в стране расценивалась как благополучная. Показатели заболеваемости в этот период не превысили расчетных эпидемических пороговых величин практически во всех возрастных группах. Эта тенденция отразилась на продажах противопростудных средств1 — по данным аналитического агентства IMS Health, динамика рынка в период с января по ноябрь 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. оказалась отрицательной как в стоимостном, так и в натуральном выражении (рис. 1).

Основной пик заболеваемости гриппом и ОРВИ пришелся на сентябрь — октябрь, что подтверждается ростом спроса на противо-простудные препараты в этот период (рис. 2). Также традиционно пик наибольшего потребления этих ЛС фиксировался в начале года — в феврале и марте.

В десятке наиболее востребованных препаратов от простуды и гриппа лидирует Терафлю компании Novartis (табл. 1). Тем не менее продажи этого препарата в рублях снизились на уровне -9%. Два других бренда Novartis, входящих в топ-10, — препараты Терафлю Экстра и Терафлю от гриппа и простуды, наоборот, демонстрируют

положительный прирост (+6% и, соответственно, +16%).

Небольшое падение продаж было зафиксировано у Колдакт Флю Плюс производства Ranbaxy, тогда как у препаратов Антигриппин (Natur Produkt) и Колдрекс Хотрем (GlaxoSmithKline) падение было существенным (-20% и, соответственно, -16%). Максимальный положительный прирост продаж (+30%) в рейтинге был отмечен у препарата АнвиМакс («Сотекс»), что позволило ему занять 2-е место. Такая популярность бренда объясняется уникальностью его состава. АнвиМакс — это единственный комбинированный препарат, который не только применяется для симптоматического лечения простудных заболеваний, но и показан также в качестве ЛС для этиотропного лечения гриппа типа А благодаря про-

1 Учитывались продажи комбинированных препаратов для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ группы R05A «Противопростудные средства» по классификации EphMRA.

таблица Г1 Топ-10 торговых наименований противопростудных средств по объемам продаж в стоимостном выражении

№ Торговое наименование Объем продаж в млн руб. Прирост продаж в %

11 мес. 2013 г. 11 мес. 2014 г.

1 Терафлю 1 895 1 720 -9

2 АнвиМакс 859 1 117 30

3 Терафлю Экстра 951 1 007 6

4 Антигриппин 1 153 920 -20

5 Ринза 657 742 13

6 Колдрекс Хотрем 879 739 -16

7 Ринзасип с витамином С 468 548 17

8 Колдакт Флю Плюс 548 540 -1

9 Фервекс 436 539 24

10 Терафлю от гриппа и простуды 441 510 16

Источник: IMS Health

ЯНВАРЬ ■

•Н™ь"1 РЕМШииМ

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

32

таблица Гг Новинки в сегменте противопростудных средств и их продажи в стоимостном выражении

Торговое наименование Производитель Объем продаж за 11 мес. 2014 г. в тыс. руб.

Инфлюнет «Сотекс»/«АнвиЛаб», Россия 30 466

Ранкоф «САВА Хелскеа Лтд.», Индия 31

Аджиколд «Аджио Фармацевтикалз Лтд.», Индия 18

Источник: IMS Health

рисунок П Динамика продаж противопростудных средств в стоимостном и натуральном выражении

рисунок Гг Динамика продаж противопростудных средств в денежном выражении за 11 мес. 2014 г.

т

Источник: IMS Health

тивовирусному компоненту — риман-тадину. За счет роста средней цены упаковки препарата выросли продажи у брендов Ринза и Ринзасип с витамином С (производитель Unique Pharmaceutical Laboratories), а также у продукта компании Bristol Myers Squibb Фервекс. Суммарная доля ведущей десятки препаратов составила свыше 71% продаж всех противопростудных ЛС в денежном выражении.

Среди новинок, появившихся на рынке, лидирует препарат Инфлюнет. За 11 мес. было продано свыше 114 упаковок этого ЛС общей стоимостью свыше 30 млн руб. (табл. 2). Для сравнения: продажи препарата Ранкоф составили около 31 тыс. руб. (более 300 штук в упаковках).

Главная особенность препарата Инфлю-нет заключается в том, что, помимо классических компонентов комбинированных противопростудных ЛС, таких как парацетамол, фенилэфрин и аскорбиновая кислота, он содержит ру-тозид (помогает при наличии симптомов отечности и воспаления), а также янтарную кислоту (обладает гепато-протекторным, иммуномодулирующим и антиоксидантным действием). Спокойная эпидемиологическая обстановка, сезонная вакцинация, профилактические меры, вероятно, повлияли на небольшое снижение спроса на противопростудные ЛС. Рост цен на ряд препаратов (преимущественно импортных) в ряде случаев негативно отразился как на спросе в натуральных показателях, так и на продажах в денежном выражении. Тем не менее на фоне отрицательного прироста продаж этого сегмента рынка в целом ряд препаратов по-прежнему демонстрируют высокий спрос и востребованность у потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.