Научная статья на тему 'Сезон гриппа. Анализ рынка средств от гриппа и простуды по итогам i полугодия 2014 г'

Сезон гриппа. Анализ рынка средств от гриппа и простуды по итогам i полугодия 2014 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТУДА / ГРИПП / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Инна

Острое инфекционное заболевание дыхательных путей грипп характеризуется быстрым распространением и имеет в настоящее время свыше 2 тыс. различных вариантов вируса, может протекать в четырех формах: легкой, среднетяжелой, тяжелой, токсичной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в сезон эпидемий гриппа в мире ежегодно умирает, по разным оценкам, от 200 до 500 тыс. человек. Высокая температура тела, озноб и лихорадка, головная боль, боли в мышцах и суставах, слабость, отсутствие аппетита, фотофобия, першение и боль в горле, насморк все это проявление типичных симптомов гриппа. Грипп опасен также серьезными осложнениями, особенно для таких категорий лиц, как люди старше 65 лет, беременные женщины, дети, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сезон гриппа. Анализ рынка средств от гриппа и простуды по итогам i полугодия 2014 г»

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Сезон гриппа. Анализ рынка

СРЕДСТВ ОТ ГРИППА И ПРОСТУДЫ

ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2014 г.

Острое инфекционное заболевание дыхательных путей - грипп характеризуется быстрым распространением и имеет в настоящее время свыше 2 тыс. различных вариантов вируса, может протекать в четырех формах: легкой, среднетяжелой, тяжелой, токсичной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в сезон эпидемий гриппа в мире ежегодно умирает, по разным оценкам, от 200 до 500 тыс. человек. Высокая температура тела, озноб и лихорадка, головная боль, боли в мышцах и суставах, слабость, отсутствие аппетита, фотофобия, першение и боль в горле, насморк — все это проявление типичных симптомов гриппа. Грипп опасен также серьезными осложнениями, особенно для таких категорий лиц, как люди старше 65 лет, беременные женщины, дети, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

Согласно данным аналитического агентства IMS Health, среди препаратов для лечения гриппа и простуды по итогам I полугодия 2014 г. наибольшую долю (свыше 36%) по объемам продаж в стоимостном выражении заняли проти-вопростудные средства для симптоматического лечения гриппа и ОРВИ, такие как, например, ТераФлю, АнвиМакс, Антигриппин, Колдрекс и др. (рис. 1). Еще свыше 25% приходится на долю

На сегодняшний день для профилактики и лечения гриппа1 существует огромное количество ЛС (более 100 наименований), например противовирусные препараты, которые воздействуют непосредственно на вирус, прекращают его размножение внутри организма и сокращают длительность заболевания. В борьбе с гриппом помогает также ряд препаратов группы иммуностимуляторов, а также комбинированные ЛС с жаропонижающим компонентом, устраняющие симптомы заболевания.

1 Простуда не является заболеванием, характеризуется переохлаждением организма и является причиной многих других заболеваний.

рисунок ал Долевое соотношение различных групп препаратов от гриппа и простуды в стоимостном выражении

рисунок Г 2 Долевое соотношение каналов реализации препаратов для лечения гриппа и простуды по объемам продаж в стоимостном и натуральном выражении

АНАЛИЗ РЫНКА СРЕДСТВ ОТ ГРИППА И ПРОСТУДЫ ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2014 г.

PEMEOUUM

ИЮЛЬ АВГУСТ 2014

43

рисунок Г 3 Объемы продаж препаратов для лечения гриппа и простуды в стоимостном выражении

рисунок Г 4 Объемы продаж препаратов для лечения гриппа и простуды в натуральном выражении

таблица Г 1 Топ-10 торговых наименований препаратов для лечения гриппа и ОРВИ по объемам продаж в стоимостном выражении, I полугодие 2014 г.

№ Торговое наименование Объем продаж, в млрд руб. Доля продаж, % Прирост продаж, %

Iполу-годие 2013 г. I полугодие 2014 г. I полугодие 2013 г. I полугодие 2014 г.

1 Кагоцел 2,12 2,07 9,87 10,10 -2

2 Арбидол 2,52 1,84 11,70 9,00 -27

3 Ингавирин 1,03 1,60 4,78 7,79 55

4 Виферон 1,07 1,07 4,96 5,22 0

5 Оциллококцинум 1,11 1,06 5,17 5,17 -5

6 ТераФлю 1,00 0,97 4,64 4,72 -3

7 Эргоферон 0,45 0,78 2,07 3,82 76

8 Амиксин 0,82 0,77 3,82 3,76 -6

9 Анаферон для детей 0,91 0,76 4,22 3,72 -16

10 АнвиМакс 0,47 0,57 2,16 2,76 22

Источник: IMS Health

иммуностимулирующих средств, к которым относятся препараты Кагоцел, Амиксин, Цитовир-3 и др. Свыше 22% составили продажи противовирусных средств, таких как Арбидол, Ингавирин, Тамифлю и др. На долю интерферонов (Виферон, Гриппферон, Альфарона) пришлось порядка 14% продаж. Основным каналом реализации ЛС от гриппа и простуды является розничный коммерческий рынок, на него приходится свыше 98% продаж как в денежном выражении, так и в натуральном (рис. 2).

В целом объем продаж противопрос-тудных и противогриппозных средств в I полугодии 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. снизился до 20 млрд руб. (рис. 3)- В упаковках этот сегмент рынка также претерпел сокращение более чем на 9 млн — до 86 млн упаковок (рис. 4). Средства от гриппа и простуды выпускаются в различных лекарственных формах, среди них наибольшую долю в объеме продаж (в денежном выражении) занимают таблетки, на них приходится свыше 38% рынка (рис. 5). Существенные доли рынка также занимают средства, выпускаемые в порошках для приготовления раствора для приема внутрь (22,4%), и капсулы (20,7%). Чуть менее значительную часть рынка составляют ЛС в форме суппозиториев и гранул.

Среди торговых наименований произошла существенная перестановка: бестселлер прошлых лет — препарат Арбидол уступил лидерство другому отечественному препарату — Кагоцелу

(табл. 1). Существенно выросла доля еще одного российского бренда — Ингавирина, прирост его продаж в сравнении с I полугодием прошлого года составил +55%. Продажи ТН Виферон остались на прежнем уровне, тогда как продажи Оциллококцинума, ТераФлю, Амиксина и Анаферона для детей сократились. На этом фоне продажи некоторых средств, наоборот, продемонстрировали большой прирост. Среди них, помимо Ингавирина, препараты Эргоферон и АнвиМакс. За год доля

Эргоферона в стоимостном выражении выросла почти на 0,8%. У препарата АнвиМакс доля выросла на 0,6% — до 2,76%, а прирост составил +22%. Отметим, что АнвиМакс уже длительный период демонстрирует уверенный рост продаж, что позволило ему войти в топ-10 самых востребованных средств от гриппа и простуды.

Несмотря на потерю лидерства Арбидола, 1-е место в рейтинге компаний по-прежнему занимает его производитель, но уже под новым наименованием —

компания ОТС№агт, образовавшаяся в результате выделения брендированного безрецептурного бизнеса из корпорации «Фармстандарт». Помимо Арбидола в портфель противопростудных средств и средств от гриппа этой компании входит также иммуностимулятор Амиксин и комбинированный препарат для симптоматического лечения Максиколд Рино. На 2-м месте находится производитель бренда Кагоцел — компания «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (табл. 2). На 3-й позиции — компания «Материа Медика», выпускающая Эргоферон и Анаферон. Отметим, что на эту тройку российских производителей приходится свыше 32% всех продаж средств от гриппа и простуды в рублях по итогам первых 6 мес. Доли остальных российских компаний — «Валента» (Ингавирин), «Ферон» (Виферон) и

рисунок Г 5 Долевое соотношение лекарственных форм препаратов для лечения гриппа и простуды в стоимостном выражении

I полугодие 2014 г.

1 — таблетки, 38,30%

2 — порошок, 22,40%

3 — капсулы, 20,70%

4 — суппозитории, 6,13%

5 — гранулы, 5,35%

6 — другие, 7,12%

Источник: IMS Health

таблица Г 2 Топ-10 компаний — производителей препаратов

для лечения гриппа и ОРВИ по объемам продаж в стоимостном выражении

№ Торговое наименование Объем продаж, в млрд руб. Доля продаж, % Прирост продаж, %

I полугодие 2013 г. I полугодие 2014 г. I полугодие 2013 г. I полугодие 2014 г.

1 OTCPharm 3,44 2,74 15,99 13,36 -20

2 «НИАРМЕДИК ПЛЮС» 2,12 2,07 9,87 10,10 -2

3 «Материа Медика» 1,83 1,89 8,49 9,23 4

4 Novartis 1,81 1,74 8,39 8,50 -4

5 «Валента» 1,03 1,60 4,78 7,79 55

б «Ферон» 1,07 1,07 4,96 5,22 0

7 Boiron 1,11 1,06 5,17 5,17 -5

8 Teva 0,59 0,79 2,75 3,85 33

9 «Сотекс» 0,70 0,75 3,24 3,67 8

10 GLaxoSmithKLine 0,80 0,70 3,70 3,43 -12

Источник: IMS Health

«Сотекс»2 (АнвиМакс) — чуть ниже, однако отмечена положительная динамика. Доля «Валенты» выросла на 3% — до 7,79%, доля компании «Ферон» возрос-

2 Правом на торговую марку «АнвиМакс» обладает ООО «АнвиЛаб», которое занимается также его продвижением и продажей, регистрационное удостоверение и патент принадлежат компании «Сотекс». Обе компании входят в группу компаний «ПРОТЕК».

ла до 5,22%, а у «Сотекса» — до 3,67%. Суммарно доля всех этих российских компаний занимает почти половину всего рынка (49,4%) продаж в денежном выражении. Что касается иностранных компаний, попавших в рейтинг, то все они, за исключением Teva, демонстрируют отрицательную дина-

мику продаж. Положительный прирост Teva (+33%) связан с ростом спроса на иммуномодулирующий и противовирусный препарат Изопринозин, а также на комбинированные препараты Викс Актив СимптоМакс и Викс Актив СимптоМакс Плюс, применяемые для симптоматического лечения гриппа и простуды.

Таким образом, в сравнении с I полугодием 2013 г. в сегменте рынка средств от гриппа и простуды за истекший период наблюдался некоторый спад продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении (во многом благодаря более спокойной эпидемиологической обстановке). Структура спроса изменилась в сторону российских препаратов, многие из которых на фоне падения рынка демонстрировали высокий рост. Вместе с тем самый продаваемый отечественный препарат в этом сегменте уступил свое лидерство другому отечественному препарату. Эпидемиологическая обстановка во II полугодии пока остается неясной, отчеты экспертов не дают полной картины для построения прогнозов, однако очевидно, что самый простудный сезон — осень будет способствовать росту спроса на препараты, а это в свою очередь отразится на годовых показателях продаж.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.