Научная статья на тему 'Сейсмозащитные устройства при строительстве мостов'

Сейсмозащитные устройства при строительстве мостов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сейсмозащитные устройства / сейсмическая активность / транспорт / транспортная инфраструктура / мостовые сооружения / мосты / seismic protection devices / seismic activity / transport / transport infrastructure / bridge structures / bridges

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кудрявцева Виктория Давидтбеговна, Афанасьева Яна Владимировна

В статье отражена важность транспорта и транспортной инфраструктуры в современном мире; приведены исторические аспекты, касающиеся проведенных исследований и внедрению разработок по улучшению конструкции мостов, устойчивых к сейсмическому воздействию; представлены данные о действиях, предпринимаемых для защиты объектов инфраструктуры от сейсмической активности; рассмотрено применение новых решений в использовании сейсмозащитных устройств при строительстве мостов в регионах, с повышенной сейсмической активностью; указаны методы зашиты мостовых сооружений от сейсмических воздействий; приведены данные из Свода правил СП 14.13330.2018, касающиеся строительства в сейсмических районах; дана ссылка на расчет прочности и устойчивости несущих конструкций мостов с учетом сейсмических нагрузок; сделаны выводы, касающиеся защиты мостовых сооружений от внешних воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кудрявцева Виктория Давидтбеговна, Афанасьева Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seismic protection devices in bridge construction

The article reflects the importance of transport and transport infrastructure in the modern world; provides historical aspects related to the research and implementation of developments to improve the design of bridges resistant to seismic effects; presents data on actions taken to protect infrastructure facilities from seismic activity; considers the application of new solutions in the use of seismic protection devices in the construction of bridges in the regions, with increased seismic activity; methods of protection of bridge structures from seismic influences are indicated; data from the Code of Rules of SP 14.13330.2018 concerning construction in seismic areas are presented; a reference is given to the calculation of the strength and stability of bearing structures of bridges taking into account seismic loads; conclusions are drawn regarding the protection of bridge structures from external influences.

Текст научной работы на тему «Сейсмозащитные устройства при строительстве мостов»

Научная статья УДК 699.841

СЕЙСМОЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСТОВ

В.Д. Кудрявцева1, Я.В. Афанасьева1,2, *

1 Российский университет транспорта, Москва, Россия

2 Российская инженерная академия, Москва, Россия

* E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье отражена важность транспорта и транспортной инфраструктуры в современном мире; приведены исторические аспекты, касающиеся проведенных исследований и внедрению разработок по улучшению конструкции мостов, устойчивых к сейсмическому воздействию; представлены данные о действиях, предпринимаемых для защиты объектов инфраструктуры от сейсмической активности; рассмотрено применение новых решений в использовании сейсмозащитных устройств при строительстве мостов в регионах, с повышенной сейсмической активностью; указаны методы зашиты мостовых сооружений от сейсмических воздействий; приведены данные из Свода правил СП 14.13330.2018, касающиеся строительства в сейсмических районах; дана ссылка на расчет прочности и устойчивости несущих конструкций мостов с учетом сейсмических нагрузок; сделаны выводы, касающиеся защиты мостовых сооружений от внешних воздействий.

Ключевые слова: сейсмозащитные устройства; сейсмическая активность; транспорт; транспортная инфраструктура; мостовые сооружения; мосты.

Для цитирования: Кудрявцева В.Д., Афанасьева Я.В. Сейсмозащитные устройства при строительстве мостов // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2024. Т.10. №2. С. 103-110.

Original article

SEISMIC PROTECTION DEVICES IN BRIDGE CONSTRUCTION

V.D. Kudryavtseva 1, Ya.V. Afanasyeva1,2, *

1 Russian University of Transport, Moscow, Russia

2 Russia; Russian Academy of Engineering, Moscow, Russia

* E-mail: [email protected]

Abstract. The article reflects the importance of transport and transport infrastructure in the modern world; provides historical aspects related to the research and implementation of developments to improve the design of bridges resistant to seismic effects; presents data on actions taken to protect infrastructure facilities from seismic activity; considers the application of new solutions in the use of seismic protection devices in the construction of bridges in the regions, with increased seismic activity; methods of protection of bridge structures from seismic influences are indicated; data from the Code of Rules of SP 14.13330.2018 concerning construction in seismic areas are presented; a reference is given to the calculation of the strength and stability of bearing structures of bridges taking into account seismic loads; conclusions are drawn regarding the protection of bridge structures from external influences.

Key words: seismic protection devices; seismic activity; transport; transport infrastructure; bridge structures; bridges.

© Кудрявцева В.Д., Афанасьева Я.В. 2024

For citation: Kudryavtseva V.D., Afanasyeva Ya.V. Seismic protection devices in bridge construction. Journal of Science and Education of North-West Russia. 2024. V.10, No.2, pp. 103110.

Транспорт и транспортная инфраструктура имеют очень важное значение для жизнеобеспечения территорий, подверженных частым сейсмическим воздействиям, особенно в густонаселенных районах, с развернутой инфраструктурой. Экологические и природные аспекты, а также определенные параметры объектов, строящихся в районах, подверженных частым сейсмическим воздействиям, требуют индивидуального подхода и использования определенных сейсмозащитных устройств. Меры по защите объектов необходимо принимать на этапах проектирования и строительства, а также контролировать возможные разрушения уже возведенных объектов. При проектировании объектов, предназначенных для строительства в районах с повышенной сейсмикой, их сейсмостойкость стандартно обеспечивается путем повышения несущей способности конструкций за счет увеличения размеров несущих элементов и прочности материалов, а также прочих конструктивных мероприятий. При сильных землетрясениях такие объекты строительства, как мосты, часто подвержены значительным разрушениям. Транспортировка людей и грузов при этом замедляется или останавливается вовсе. Усиление конструкций должно способствовать исключению любых повреждений при незначительных сейсмических воздействиях, ограничить повреждаемость объектов при сейсмических воздействиях средней интенсивности и дать возможность быстро восстановить поврежденные объекты после сейсмических воздействий значительной, разрушающей силы. В настоящее время данная проблема актуальна и поиск ее решений имеет высокую значимость.

Самые ранние данные о действиях, предпринимаемых для защиты объектов инфраструктуры от сейсмической активности относятся к Японии. После мощнейшего землетрясения, произошедшего в 1891 году, в Японии началось строительство массивных опор мостов с контурированием боковых граней в виде парабол (рис. 1 , 2).

Рисунок 1 - Железнодорожный мост через реку Нагара-гаву, Япония, разрушенный

землетрясением 1891 года. Источник: https://earth-chronicles.ru/news/2018-12-04-122696;

Рисунок 2 - Мост через реку Нагара-гаву в настоящее время. Источник: https://structurae. net/en/structures/nagaragawa-bridge

Поперечные сечения опор были увеличены в размерах и это позволило повысить стойкость и выносливость конструкций от разрушений при значительных сейсмических воздействиях [1].

После землетрясения 1923 года, которое привело к значительным разрушениям зданий и сооружений, в Японии стали активно использовать опоры с уменьшенной массой в виде железобетонных столбов, объединенных поверху ригелем. В США, после Калифорнийского землетрясения 1906 года, разрушившего многие крупные и значимые здания и сооружения, также стали проводить на ранних этапах строительства, определенные мероприятия, способствующие защите мостовых конструкций. А в Италии, при строительстве мостов, были применены необычные технические решения, которые прошли практическую проверку на сейсмостойкость во время землетрясений в областях Фриули (1976 год) и Кампания (1980 год).

Во времена СССР уделялось значительное внимание обеспечению сейсмической безопасности объектов. Исследования и разработки по конструкциям мостов, устойчивым к сейсмическому воздействию, в Советском Союзе выполнялись в отраслевых научно -исследовательских и проектных институтах. Специалистами того периода были созданы сверхнадежные, и в то же время экономичные, конструкции сейсмостойких опор и опорных частей, а также облегченных пролетных строений и антисейсмических устройств. Эксплуатация подобных конструкций значительно уменьшала расход материалов на защиту сооружений от землетрясений, сохраняя при этом их высокую надежность. В 1981 году, в соответствии с проектом Гипротрансмоста был построен совмещенный мост из металла рамной системы, в сложнейших ландшафтных условиях, где ширина преодолеваемого каньона поверху достигала 260 м, глубина - 100 м, а высокая сейсмичность района - 8-ми баллов (рис. 3). Все эти аспекты предопределили выбор конструктивных решений - при строительстве было возведено сквозное пролетное строение рамной системы из металла, преимущество которого заключалось в отказе от сооружения высоких промежуточных опор с объемом железобетона примерно 2400 м3. Железнодорожный путь был пропущен по без балластной железобетонной плите, а движение автомобилей осуществлялось по металлической ортотропной плите. Устойчивость моста против опрокидывания сейсмической нагрузкой, действующей поперек оси пути, обеспечивалась расширением наклонных стоек в нижней части до 24 м. На опорах были установлены антисейсмические

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2024, Т.10, №2

— http://vestnik-nauki.ru -„„._„

ISSN 2413-9858

устройства, которые препятствовали приподниманию опорных узлов ригеля и поперечному сдвигу рамы.

Рисунок 3 - Нор-Ачинский мост через ущелье реки Раздан, Армения, 1981 год.

Источник: https://bangkokbook.ru/poezdki/mosty-armenii.html

При строительстве мостов в СССР также большое распространение получили сборно-монолитные опоры по типовым проектам, а также опоры из нетиповых блоков. Такие конструкции применялись не только в безопасных, не подверженных сейсмике районах, но и в сейсмически опасных (рис. 4). В период распада Советского Союза и далее, по причине снижения финансирования и ряда других проблем, сейсмическая безопасность не рассматривалась как остро актуальная проблема и многие проекты и разработки были «заморожены» на неопределенное время.

Рисунок 4 - Бетонные опоры моста установленные по типовому проекту.

Источник: https://stroiteh-msk.ru/obzory/ustrojstvo-betonnyh-opor-mostov.html

Мост является одной из важнейших составляющих транспортной инфраструктуры. Все мостовые сооружения, без исключения, а в особенности широко пролётные, являются очень уязвимыми для внешних воздействий. Мосты имеют малое демпфирование (< 5 % от критического), а диапазон собственных частот мостовых сооружений находится в области доминирующих частот сейсмических воздействий. В соответствии с СП 14.13330.2018. Свод

правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП П-7-81 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.05.2018 N 309/пр), расчет мостов с учетом сейсмических нагрузок следует выполнять на прочность и устойчивость несущих конструкций, а также по несущей способности грунтовых оснований фундаментов мостовых опор и по предельным относительным линейным и угловым перемещениям в плане смежных секций моста, разделенных деформационным швом. При разработке мер антисейсмической защиты мостов следует учитывать постоянные нагрузки (воздействия), нагрузки от подвижного состава, включая силы торможения, силы трения в подвижных опорных частях и сейсмические нагрузки. С порядком расчетов на сейсмические нагрузки, прочность и устойчивость несущих конструкций и т. п. можно ознакомиться в Своде правил, указанном выше.

На сегодняшний день, главным способом защиты мостов от негативных внешних воздействий, считается сейсмоизоляция опор за счет устройства податливых сейсмоизолирующих опорных частей [2-5]. Одними из самых важных и жизненно необходимых конструктивных элементов мостовых сооружений являются опорные части. Для всех конструкций они обеспечивают расчетные условия работы. Тангенциальные скользящие или шаровые сегментные опорные части, используемые в качестве опоры для пролетных строений, не имеют мелких деталей и способствуют свободному перемещению строения относительно опоры исключая деформации каких-либо элементов (рис. 5).

Рисунок 5 - Шарово-сегментная опорная часть моста.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=698347d887549a12bfб33ef270e7ca84J-

4255244-images-thumbs&n=13

Их эффективность при совместной работе с амортизаторами, демпферами и другими антисейсмическими устройствами очень высока, также при их использовании минимизируются ремонтные и восстановительные работы и прочие затраты на обеспечение сейсмостойкости объектов. Резиновые или шаровые сегментные металлические опорные части широко используются в мировой практике (рис. 6).

Рисунок 6 - Пример современного мостостроения - мост Благовещенск — Хэйхэ, 2022

год.

Источник: https://prim.rbc.ru/prim/freenews/6567f57e9a79471b56d88fa8

В последние время одним из наиболее используемых методов зашиты мостовых сооружений от сейсмических воздействий является использование фрикционных опорных частей. Принцип действия заключается в поглощении энергии за счёт работы сил трения и ее рассеяния в виде тепла в окружающее пространство. У таких опорных частей присутствует широкий диапазон частот, в котором они уменьшают амплитуды колебаний элементов конструкций мостового сооружения. Фрикционные опорные части уменьшают силы, передающиеся на пролётное строение, за счет того, что пролётное строение перемещается на опорных частях с малым коэффициентом трения. Максимальная сила между поверхностями, по которым происходит скольжение, является предельной, передающейся на сейсмоизолированную часть сооружения [6; 7].

Применение любых способов защиты мостовых сооружений от внешних воздействий является правильным путем для достижения требуемого уровня сейсмостойкости сооружения. Способы защиты мостовых сооружений от внешних воздействий должны приниматься на основе: конкретных данных о геологии строительной площадки; расчётов на сейсмические воздействия; нормативных документов, руководств по тестированию и использованию сейсмоизолирующих устройств. В Российской Федерации разработкой систем защиты объектов инфраструктуры от сейсмических воздействий занимаются ООО «СК Стройкомплекс-5» совместно с ОАО «Трансмост», ЗАО «Машстроймост-СПб» и специалистами ПГУПС. Для установки сейсмоизолирующих устройств в конструкцию мостовых сооружений в настоящее время используются нормативные документы и руководства, разработанные для зданий и подобных им сооружений, причем в России, США и других странах до недавнего времени отсутствовали четкие руководства по расчёту, проектированию и установке подобных устройств [8-10].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абовский Н.П., Инжутов И.С., Сибгатулин В.Г. и др. Сейсмозащитные устройства: актуальные проблемы сейсмобезопасности // Под редакцией Н.П. Абовского. Красноярск: Изд-во: Сибирского федерального университета, 2013. 98 с.

2. Курбацкий Е.Н., Пестрякова Е.А., Зернов И.И. Сейсмостойкость мостов. Теория и приложения // Москва: Изд-во АСВ, 2021. 276 с.

3. Богданов Г.И., Ткаченко С.С., Шульман С.А. Опорные части мостов: учебное пособие для студентов вузов // Ч.1. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2006. 32 с.

4. Дробышевский Б.А. Опоры мостов сборно-монолитной конструкции: учебное пособие // Москва: Изд-во РИОР, 2020. 109 с.

5. Чигринская Л.С. Сейсмостойкость зданий и сооружений: учебное пособие // Ангарск: Изд-во АГТА, 2009. 107 с. URL: https://studfile.net/preview/5284061/page:6/ (дата обращения: 27.05.2024).

6. Курбацкий Е.Н. Сейсмоизолирующие устройства для мостов: учебное пособие // Москва: Изд-во МИИТ, 2010. 73 с.

7. Кузнецова И.О., Уздин А.М., Долгая А.А., Фрезе М.В., Шульман С.А. Обеспечение сейсмостойкости железнодорожных мостов // Наука и транспорт. Транспортное строительство, 2012. №4. С. 43-47.

8. Миралимов М.Х., Оспанов Р.С. Сейсмостойкость опор мостовых сооружений, современные проблемы мостовых сооружений // Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации, 2023. №4. С. 26-33.

9. Раевская А.А., Быков А.О., Платицына А.И. Технические решения сейсмозащиты мостов // Сборник статей международного научно-практического конкурса МЦНС «Наука и просвещение», 2017. Т. 1. №2. С. 211-239.

10. Берлов С.А., Овчинников И.И. Сравнительный анализ способов защиты мостовых сооружений от внешних воздействий // Интернет-журнал «Транспортные сооружения», 2020. №2. URL: https://t-s.today/PDF/20SATS220.pdf (дата обращения: 27.05.2024).

REFERENCES

1. Abovskij N.P., Inzhutov I.S., Sibgatulin V.G. i dr. Sejsmozashhitnye ustrojstva: aktualnye problemy sejsmobezopasnosti [Seismic protection devices: current problems of seismic safety]. Pod redakciej N.P. Abovskogo. Krasnoyarsk: Izd-vo: Sibirskogo federaFnogo universiteta, 2013. 98 p.

2. Kurbaczkij E.N., Pestryakova E.A., Zernov I.I. Sejsmostojkost mostov. Teoriya i prilozheniya [Seismic resistance of bridges. Theory and applications]. Moskva: Izdatelstvo ASV, 2021. 276 p.

3. Bogdanov G.I., Tkachenko S.S., Shulman S.A. Opornye chasti mostov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Supporting parts of bridges: a textbook for university students]. Ch. 1. SPb.: Peterburgskij gosudarstvennyj universitet putej soobshheniya. 2006. 32 p.

4. Drobyshevskij B.A. Opory mostov sborno-monolitnoj konstrukcii: uchebnoe posobie [Bridge supports of prefabricated monolithic construction: a tutorial]. Moskva: Izd-vo RIOR, 2020. 109 p.

5. Chigrinskaya L.S. Sejsmostojkost zdanij i sooruzhenij: uchebnoe posobie [Earthquake resistance of buildings and structures: a tutorial]. Angarsk: Izd-vo AGTA, 2009. 107 p. URL: https://studfile.net/preview/5284061/page:6/ (data obrashheniya: 27.05.2024).

6. Kurbaczkij E.N. Sejsmoizoliruyushhie ustrojstva dlya mostov: uchebnoe posobie [Seismic isolating devices for bridges: a tutorial]. Moskva: Izd-vo MIIT. 2010. 73 p.

7. Kuzneczova I.O., Uzdin A.M., Dolgaya A.A., Freze M.V., Shulman S.A. Obespechenie sejsostojkosti zheleznodorozhnyx mostov [Ensuring seismic resistance of railway bridges]. Nauka i transport. Transportnoe stroitelstvo, 2012. No. 4, pp. 43-47.

8. Miralimov M.X., Ospanov R.S. Sejsmostojkost' opor mostovy x sooruzhenij, sovremenny e problemy ' mostovy x sooruzhenij [Seismic resistance of bridge supports, modern problems of bridge structures]. Zheleznodorozhnyj transport: aktualnye zadachi i innovacii. 2023. No. 4, pp. 26-33.

9. Raevskaya A.A., Bykov A.O., Platicyna A.I. Texnicheskie resheniya sejsmozashhity mostov [Technical solutions for seismic protection of bridges]. Sbornik statej mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa MCzNS «Nauka i prosveshhenie», 2017. Vol. 1. No.2, pp. 211239.

10. Berlov S.A., Ovchinnikov I.I. Sravnitelnyj analiz sposobov zashhity" mostovyx sooruzhenij ot vneshnix vozdejstvij [Comparative analysis of ways to protect bridge structures from external influences]. Internet-zhurnal «Transportnye sooruzheniya», 2020. No.2. URL: https://t-s.today/PDF/20SATS220.pdf (date of application: 27.05.2024).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кудрявцева Виктория Давидтбеговна -Кандидат технических наук Российского университета транспорта, И.о. зав. кафедрой «Строительные материалы и технологии» (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, e-mail: [email protected]) Kudryavtseva Victoria Davidtbegovna -Candidate of Technical Sciences of the Russian University of Transport, Acting Head of the Department of Construction Materials and Technologies (127994, Russia, Moscow, Obraztsova str., 9, p. 9, e-mail: [email protected])

Афанасьева Яна Владимировна - Аспирант Российского университета транспорта, Академический советник Российской инженерной академии (125009, Россия, г. Москва, Газетный пер., дом 9, строение 4, email: [email protected]). Afanasyeva Yana Vladimirovna - Postgraduate student of the Russian University of Transport, Academic Advisor of the Russian Academy of Engineering (125009, Russia, Moscow, Gazetny Lane, building 9, building 4, e-mail: info. [email protected]).

Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024, принята к публикации 30.05.2024.

The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 24.05.2024; accepted for publication 30.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.