Научная статья на тему '"сеять разумное, доброе, вечное. . . "'

"сеять разумное, доброе, вечное. . . " Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"сеять разумное, доброе, вечное. . . "»

М. В, МОСИН» декан филологического факультета МГУ имени Н. П. Огарева, профессор

М. И. Л ОМ ШИН, руководитель научно-методической секции национального образования РУО, доцент

Профессорско-преподавательский коллектив филологического факультета и секция национального образования сердечно поздравляют Региональный учебный округ университета с выходом в свет первого номера информационного бюллетеня “Интеграция образования” и выражают уверенность в том, что он станет коллективным органом, пропагандирующим достижения университета по разработке научно-методических основ об-разоваяия в регионе. Хотелось бы также пожелать, чтобы материалы, опубликованные на его страницах, нашли непосредственное воплощение в учебно-воспитательном процессе всех видов учебных заведений Республики Мордовия.

“СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ...”

*

%

В данной статье мы попытаемся дать краткий анализ научно-методической деятельности филологического факультета университета и секции национального образования Регионального учебного округа по вопросам интеграции образования в преемственной системе “факультет — школа”

Основной целью своей научной и организационно-методической работы мы определили прогнозирование и развитие национального образования в республике в соответствии с задачами, стоящими перед средней и высшей школой. Реализация этой цели потребовала от нас установления тесных контактов с Министерством образования Республики Мордовия и средними учебными заведениями — субъектами

Регионального учебного округа. Такая работа стала возможной благодаря слаженной

Ф

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

деятельности профессорско-преподавательского коллектива факультета и секции национального образования.

Члены секции национального образования и преподаватели филологического факультета поддерживают самые тесные связи с Министерством образования РМ, участвуют в работе научно-методических совещаний и конференций, посвященных вопросам развития национального образования в регионе. Кроме того, по инициативе секции традиционными стали встречи с работниками Министерства образования. Так, на одной из них, в марте 1995 г., обсуждались вопросы о введении мордовского языка и литературы как предмета образования в детских садах, об открытии национальной гимназии в г. Саранске на базе средней школы № 14. Факультет и школа заключили договор о научно-методическом сотрудничестве. Профессора Д. В. Цыганкин и М. В. Мосин вместе с методическим советом школы разработали

учебные планы и рабочие программы по мордовским языкам и литературе, изучаемым в гимназии.

Секция национального образования непосредственно участвует в корректировке учебных планов и разработке новых преемственных программ по национальным языкам и литературе для средних специальных учебных заведений, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Изменена вузовская программа курса “Методика преподавания родного языка и литературы в школе”, составлены программы спецкурсов “Методика воспитательной работы в инновационных учебных заведениях”, “Народная педагогика в мордовском фольклоре” и др. В настоящее время ведется работа над созданием новых программ, отвечающих требованиям и запросам современной школы. Например, членами секции совместно с учителями школ составлены программы по мордовской литературе для 5 — 11-х классов национальной школы. Завершается разработка новых программ по мордовским языкам, в которых усилен акцент на межпредметные связи и конкретное приложение знаний на практике. Новые программы ориентируют преподавателя на общение учащихся с национальной культурой, обычаями, традициями народа, что послужит целям непосредственного приобщения детей к его культурному наследию. В содержание школьного образования включается изучение этикета мордвы, этимологии языка, ономастики, которые становятся обязательными элементами гуманитарного образования в национальной школе.

Членами секции национального образования совместно с профессорско-преподавательским коллективом филологического факультета проводится большая работа по решению названных задач. В 1994 г., например, они приняли участие в обсуждении и утверждении норм мордовских литературных языков, а также в составлении словарей для школ и вузов по национальным языкам. С этой же целью широко практикуется проведение консультаций и семинаров для учителей школ, спецкурсов и факультативных занятий для учащихся. Отдаленность ряда школ от центра вынуждает преподавателей факультета и членов научно-методической секции РУО вести эту работу эпизодически. Тем не менее учащиеся Старошайговской средней школы № 1 смогли прослушать спецкурсы по мордовскому фольклору и литературе, с которыми выезжали к ним доценты М. Ф. Ефимова и Л. А. Тингаева. В Больше-маресевской средней школе Чамзинского района такую работу выполнили доценты М. И. Ломшин и А. М. Гребнева. Оказывалась методическая помощь учителям по вопросам совершенствования национального образования через Республиканский институт повышения квалификации работников образования и институт повышения квалификации и переподготовки кадров МГУ.

Не менее значительной формой интеграции национального образования в системе “факультет — школа” является организация предметных олимпиад, недель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы. В 1995 г. такие олимпиады

были проведены в Старошайговской средней школе № 2, в Большемаресевской средней школе Чамзинского района. В ходе предметных олимпиад не только проверялись знания учащихся, но и апробировались новые формы проведения внеклассной и внешкольной работы по мордовским языкам и литературе.

Отметим, кстати, что в настоящее время мордовский язык и литература преподаются в 20 школах г. Саранска, в училище культуры. Поступают просьбы о введении этих предметов и от других педагогических коллективов школ и средних учебных заведений республики.

Наряду с учебно-методической секция проводила научно-исследовательскую работу по вопросам развития национального образования, обобщения передового опыта работы учителей родного языка и литературы. Этим целям было посвящено совместное совещание учителей и преподавателей факультета, проведенное в августе 1995 г., где поднимался вопрос о совершенствовании содержания школьных учебников и учебных пособий. Преподаватели факультета и члены секции национального образования принимают активное участие в августовских педагогических чтениях учителей школ Мордовии.

В своей деятельности мы не ограничиваемся лишь вопросами улучшения качества преподавания мордовских языков и литературы в школах Мордовии. Нами проводится определенная работа по изучению состояния преподавания национальных языков и литературы в школах Самарской, Ульяновской, Пензенской областей, а также Чувашии, Татарстана и Башкортостана. Разрабатывается система оказания постоянной помощи в совершенствовании преподавания мордовских языков в школах в условиях дисперсного проживания коренного населения.

Ведется большая работа по изданию учебников и учебных пособий, в которой наиболее активное участие принимают профессора Д. В. Цыган кин, М. В. Мосин, Е. И. Чернов, доценты М. Г. Имяреков, В. М. Имярекова, С. И. Липатов, К. И. Ананьина, Р. А. Алешкина, М. Ф. Ефимова и др.

Филологический факультет и секция национального образования РУО полны решимости продолжить свою работу по интеграции образования в 1996 г., укрепляя и совершенствуя свои связи с субъектами Регионального учебного округа и министерством образования Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.