Научная статья на тему 'Северокитайские порубежные царства периода Восточного Чжоу как зона межкультурных контактов'

Северокитайские порубежные царства периода Восточного Чжоу как зона межкультурных контактов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ZHONGSHAN / YAN STATE / NORTHERN CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Д.П., Шульга А.А.

During the Warring States period, the culture of the states of Yan and Zhongshan had a mass of parallels. The similarity was expressed in the form of artifacts: bronze tripods, bowls and other vessels. Yan's influence is very noticeable in the clay pottery of Zhongshan. A significant place in the decor in both states was occupied by scenes of hunting, the torment of a herbivore by a predator and the contractions of animals. No less important is the fact that the two above-mentioned appanage principalities were closely associated with the early nomads of the east of Eurasia. As for the coins, the knife-shaped Mingdao coins from Yan strongly influenced the Jianshоwdao knife-shaped coins from Zhongshan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шульга Д.П., Шульга А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTH CHINA KINGDOMS PERIOD OF EASTERN ZHOU AS A ZONE OF INTERCULTURAL CONTACTS

During the Warring States period, the culture of the states of Yan and Zhongshan had a mass of parallels. The similarity was expressed in the form of artifacts: bronze tripods, bowls and other vessels. Yan's influence is very noticeable in the clay pottery of Zhongshan. A significant place in the decor in both states was occupied by scenes of hunting, the torment of a herbivore by a predator and the contractions of animals. No less important is the fact that the two above-mentioned appanage principalities were closely associated with the early nomads of the east of Eurasia. As for the coins, the knife-shaped Mingdao coins from Yan strongly influenced the Jianshоwdao knife-shaped coins from Zhongshan.

Текст научной работы на тему «Северокитайские порубежные царства периода Восточного Чжоу как зона межкультурных контактов»

Д.П. Шульга

Новосибирский государственный университет

(г. Новосибирск) А.А. Шульга СИУ РАНХиГС (г. Новосибирск)

Северокитайские порубежные царства периода Восточного Чжоу как зона межкультурных контактов

Исследования выполнены при поддержке Министерства образования и науки РФ по Программе повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100)

В период Воюющих царств между культурой государств Янь и Чжуншань была масса параллелей. Сходство выразилось в форме артефактов: бронзовых треножников, чаш и иных сосудов. Яньское влияние очень заметно в посуде Чжуншань. Значимое место в декоре в обоих государствах занимали сцены охоты, терзания травоядного хищником и схваток животных (большая площадь, экспрессия, обилие деталей, реалистичность). Что касается монет, то в ножевидные монеты минь-дао из Янь сильно повлияли на ножевидные монеты цзяньшоудао из Чжуншань. Не менее важен тот факт, что два вышеупомянутых удельных княжества были тесно связаны с ранними кочевники востока Евразии. Ключевые слова: Чжуншань, царство Янь, Северный Китай.

D.P. Shulga, A.A. Shulga Novosibirsk State University (Novosibirsk) The North China kingdoms period of Eastern Zhou as a zone of intercultural

contacts

During the Warring States period, the culture of the states of Yan and Zhongshan had a mass of parallels. The similarity was expressed in the form of artifacts: bronze tripods, bowls and other vessels. Yan's influence is very noticeable in the clay pottery of Zhongshan. A significant place in the decor in both states was occupied by scenes of hunting, the torment of a herbivore by a predator and the contractions of animals. No less important is the fact that the two above-mentioned appanage principalities were closely associated with the early nomads of the east of Eurasia. As for the coins, the knife-shaped Mingdao coins from Yan strongly influenced the Jianshоwdao knife-shaped coins from Zhongshan. Keywords: Zhongshan, Yan state, Northern China.

Царства Янь и Чжуншань были весьма заметными уделами эпохи Чжаньго (первое и вовсе включалось в число «семи сильнейших»). Чжуншань причисляли к царствам, способным выставить тысячу колесниц. Боль шая часть территории этого государства сейчас относится к рай онам Баодин и Шицзячжуан провинции Хэбэй. В «Планах сражающихся царств» (радел «Планы Янь») говорится следующее: «К востоку от Янь Страна утренней свежести и Ляодунский полуостров, к северу - инородцы линьху и лоуфань, к западу -обители духов, к югу - река Ишуй; пространство более чем в 2 000 ли». Если брать современное административное деление КНР, то это, в основном, север пров. Хэбэй вплоть до Ляодуна.

Как утверждают древнекитайские источники, царство

(княжество) Чжуншань (Ф|1|,

450-296 гг. до н. э.) эпохи Чжаньго (453-221 гг. до н.э.) было основано группой полукочевых скотоводов племен белых ди. Данная общность мигрировала на восток из Ордосского района

и с севера современной провинции Шэньси. Теория миграций недавно снова завоевала интерес в области археологии для изучения межрегиональных контактов, в том числе распростране-

i- At

:- б]

ния технологий и идеологии. Ученые начали смотреть на миграцию как на типичное поведение человека, структура которого может быть изучена. Используя исторические источники и археологические материалы, мож-о сделать вывод, что Чжуншань ыло важной частью зоны взаимодействия (т.н. «Северного торгового пути»), которая связывала Китай и Центральную Азию в период Восточного Чжоу. Этот малоизученный, но, несомненно, существовавший маршрут особенно активировался с последней трети IV в. до н.э., когда Александр Македонский захватил Персию, прервав вековые связи номадов степного пояса Евразии с ремесленными центрами средней Азии.

Торговая сеть, соединяющая Центральную Азию и Центральную равнину в период Воюющих Государств, зависела от такого типа торговли как перепродажа [2]. Различные политические образования и этнические группы на этом маршруте контролировали его части. Например, такой народ как юэчжи контролировал коридор Хэси (Ганьсуй-ский коридор), и, следовательно, контролировал поток нефрита из Синьцзяна. Возможно, Чжун-шань было еще одним звеном, которое являлась посредником на торговом пути. Судя по архео-

логическим поселенческим памятникам, территория Чжунша-ня была густо населена, пахотной земли не хватало; жители Чжуншаня полагались в значительной степени на торговлю [5].

Поскольку значительная часть ее населения прибыла из региона Ордос и северного Шэньси через Шаньси в VI в. до н.э., торговый путь, о котором шла речь выше, вероятно, был также маршрутом, которым они следовали при переселении в Хэбэй. Передвижение по горам Тайхан было возможно только через ряд горных перевалов, которые находятся вдоль современной границы между Шаньси и Хэбэй. Столь масштабное передвижение людей или товаров не могло быть возможным без хорошо известного маршрута. Наличие зоны межкультурной коммуникации могло бы лучше всего объяснить сходство между некоторыми артефактами

Чжуншаня и находками из регионов западнее. Очевидно, что Чжуншань сыграл важную роль при культурном и экономическом взаимодействии между китайскими государствами и внешним миром.

В конце 1970-х гг. при раскопках гробницы чжуншаньско-го вана Цо (рис. 1-1), который умер приблизительно в 313 году до н. э. на территории современной провинции Хэбэй, были обнаружены тысячи артефактом из различных материалов. Хотя большинство артефактов принадлежит традициям материальной культуры Чжоу, некоторые из них имеют весьма своеобразный декор. К элементам такового можно отнести головы хищных птиц, кошачьих хищников с крыльями, сцены терзания. Поскольку автор статьи всегда проявлял интерес к «скифо-сибирскому звериному стилю», мы попытаемся, в том числе через искусство, проследить быт и внешние связи населения Чжуншань.

В гробнице ванна Цо были найдены два нефритовых гребня с фрагментами головы хищника. Один из них имеет полукруглую ручку, украшенную изображениями двух птиц, головы которых отвернуты друг от друга, обе птицы имеют ярко выраженные клювы. Другой гребень имеет ручку, со стилизованным оформлением, где каждая кривая является крючкообразным клювом «грифона», глаза которого уменьшены до размера запятой.

Изображения голов хищников (как млекопитающих, так и птиц) начали появляться в археологических памятниках номадов вдоль северо-западной границы Китая во второй половине четвертого века до нашей эры. Синкретичные существа, имеющие как зооморфные, так и орнитоморфные черты, традиционно соотносятся со «скифо-сибирским звериным стилем) [1]. Археологические памятники, где были обнаружены артефакты, оформленные в зверином стиле, расположены в северных и западных культурных границах Китая. Так, например, много характерных изображений на бронзовых бляхах и на рукоятках бронзовых кинжалов уже в V в. до н.э. из могильника Маоцингоу (центральная часть Внутренней Монголии, КНР). В Ордосе похожие артефакты найдены на могильниках Алучайдэн и Налиньгаоту, которые некоторыми исследователями приписываются ранним сюнну (хунну). Металлические предметы, выполненные в виде синкретичных хищников, были признаками высокого статуса, и они, вероятно, нередко изготавливались по заказу кочевой знати в мастерских Передней Азии (до 330-х гг. до н.э.) и Китая.

Присутствие характерных зооморфных изображений на артефактах позволяет предположить, что элементы «звериного стиля» стали активно во-

Шульга Даниил Петрович,

ст. преподаватель Новосибирского государственного университета (г. Новосибирск)

Шульга Анна Александровна,

начальник отд. международного сотрудничества СИУ РАНХиГС (г. Новосибирск)

Рис. 1

1. - Общий вид раскопок гробницы вана Цо.

2. - Изображение кошачьего хищника с крыльями, сочетающее «степные» и «китайские» черты, пример чжуншаньского синкретизма в искусстве.

площаться ремесленниками-китайцами вскоре после того, как уже упомянутые белые ди появились на границах таких северокитайских удельных государств, как Цинь и Чжао [3].

После образования самостоятельного царства с «варварской» элитой и, по большей части, китайским населением, зооморфными образами стали оформлять и несвойственные кочевникам категории инвентаря (керамическая плитка, черепица, нефритовые гребни). Декорирование внешних элементов крыши зданий, связанных с монархом, производилось силами государственных мастерских, о чем свидетельствуют данные раскопок столицы в Линьшоу. Нефритовые гребни должны были также отображать высокий социальный статус, хотя и использовались в более интимной сфере. Мотивы головы хищного животного на этих объектах означали, что элита Чжуншань быстро признала эти образы в качестве показателя статуса как в общественной, так и в частной жизни.

В V-IV вв. до н. э. крылатые кошачьи хищники (чаще всего на бляхах из золота, серебра и бронзы), как новый элемент декора, появились на обширной территории от Передней Азии до Китая. В Казахстане и Синьцзяне крылатые кошачьи (которых мы можем условно называть «львиными грифонами») похожи на реальных животных, таких как львы и леопарды, с короткими крыльями на спине ближе к шее. Также крылатые кошачьи появляются в Синьцзяне на золотых застежках в гробницах IV и III вв. до н.э. в Алагоу к востоку от Тянь-Шаня.

Четыре объемных «львиных грифона», отлитых из бронзы, были найдены в гробнице правителя (рис. 1-2). Скульптуры украшают геометрические фигуры и орнитоморфный орнамент. Длинные крылья кошачьих хищников, расположены по обе

стороны туловища, отведены назад, а кончики изогнуты вверх. В отличие от представителей кошачьих из Средней Азии, тела этих фантастических зверей изображены таким образом, что их невозможно сравнить с каким-либо настоящим животным. Можно сделать вывод, что на искусство населения Чжуншань влияли степные культуры как через торговые маршруты, так и через собственную «инородческую» элиту.

Сцены терзания и сцены борьбы часто встречаются в искусстве кочевых и полукочевых народов Северного Китая и Южной Сибири в V-IV вв. до н. э. В конце III в. до н. э. подобные сцены не были редкостью и в искусстве царств «хуася» (т.е. китайцев культурного круга Чжоу). Например, золотая прямоугольная пластина, найденная во погребении № 2 могильника Сигоупань (Внутренняя Монголия, КНР) на лицевой стороне имеет рельефный рисунок, на котором изображена схватка тигра с кабаном. Некоторые золотые пластины в погребении №30 могильника Синьчжуантоу (уезд Исян провинции Хэбэй) также украшены сценами терзания. Китайские иероглифы на обороте этих блях указывают их вес, позволяя предположить, что они были изготовлены в мастерских удельного царства Чжао.

Ритуальные бронзовые изделия Янь и Чжуншань V в. до н.э. очень близки. Возьмем для примера треножники (дин чаши

(доу S) и сосуды (и Ш). Ранние

(V в. до н.э.) треножники Чжуншань делятся на два типа:

Первый тип представлен дин в стилистике Центральной равнины Китая. Примеры можно найти в погребениях на памятниках Чжунтунцунь (в городе Синьлэ уездного значения городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй), Цайшичан (в уезде Маньчэн городского округа

Баодин провинции Хэбэй), Фанцзячжуан (в уезде Пиншань городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй), Сишицю (в уезде Синтан городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй), Сичатоу (в уезде Линшоу городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй). Треножники данного типа типичны для царств чжоуского круга, они достаточно глубокие, у них круглое дно, ножки заканчиваются ко-пытовидными утолщениями, на крышках по три кольцевидные ручки. Обнаруживаются треножники первого типа в памятниках периода Сражающихся царств: на могильнике близ Шаньбяо (поселок уезда Цзисянь в провинции Хэнань) в погребении М1, на погребении М2717 памятника Чжунчжоулу (г. Ло-ян), в одиночном захоронении Шанмацунь (городской уезд Хо-ума пров. Шаньси).

Второй тип треножников носит на себе печать влияния местных культур Северного Китая. Типичный пример обнаруживается в погребении М2 могильника Бэйчэнцзы (уезд Тан городского округа Баодин провинции Хэбэй). Ножки дина из М2 высокие и тонкие, заканчиваются копытовидными утолщениями. Нижняя часть сосуда украшена личинами животных. На крышке три ручки, оформленные в виде уточек. Нельзя сказать, что отличия двух типов треножников принципиально, однако не заметить их сложно. На территории царства Янь тоже есть дины второго типа, например, в захоронении М28 могильника Гуг-эчжуан (городской округ Тан-шань в провинции Хэбэй, КНР).

Теперь поговорим о чашах доу. Найденные на могильниках Чжунтунцунь (в городе Синьлэ уездного значения городского округа Шицзячжуан провинции

Хэбэй), Бэйчэнцзы (уезд Тан городского округа Баодин провинции Хэбэй), Сишицю (в уезде Синтан городского округа Шиц-зячжуан провинции Хэбэй), в погребении М1 могильника Сичатоу (в уезде Линшоу городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй) были найдены бронзовые доу. Их форма и декорирование достаточно близки между собой, у всех имеется куполообразная крышка, круглое тулово, сбоку имеются овальные ушки и ножки. Вышеописанные чаши не похожи на невысокие доу с Центральной равнины. В то же время похожие чаши на территории Янь есть в погребении М31 с городища Яньсяду (нижняя столица), в захоронении М18 могильника Гугэчжуан (городской округ Таншань в провинции Хэбэй, КНР), в захоронении М1 могильника Датанхуэй (на территории г. Пекин).

Сосуды и. В царстве Чжун-шань сосуды и обнаруживаются в погребении М1 могильника Бэйчэнцзы (уезд Тан городского округа Баодин провинции Хэбэй), Сишицю (в уезде Синтан городского округа Шицзячжуан провинции Хэбэй), а в царстве Янь - в захоронении М18 могильника Гугэчжуан (городской округ Таншань в провинции Хэбэй, КНР). Формы их достаточно сходны. На верхней части сосуда присутствует валик, орни-томорфные орнаменты, носик может быть открытом и закрытым, ручка округлая, кольцевидная, тулово низкое и широкое. Внизу три ножки, оформленные в виде стилизованных звериных лап. Более того, в нижней части характерный орнамент в виде двойных рыб и двойных уток. Подобные сосуды и очень отличаются от тех, которые были распространены на Центральной Равнине у «хуася». Чжуншань и

Янь были северными периферийными царствами, они имеют много общего в технике изготовления бронзовых изделий [4].

Янь и Чжуншань были соседями, и в ходе непрестанных междоусобиц эпохи Чжаньго оказывали огромное политическое и экономическое влияние друг на друга. Также не стоит называть, что близкое географическое положение делало два удела родственными и в этнокультурном аспекте. В настоящей работе мы попытались на основе археологических материалов выявить вышеуказанные параллели.

Литература:

1. Bunker E.C. Significant Changes in Iconography and Technology among Ancient China's Northwestern Pastoral Neighbors from the Fourth to the First Century B.C. // Bulletin of the Asia Institute. — 1992. — № 6. P. 99-115.

2. Christian D. Silk Roads or Steppe Roads? The Silk Roads in World History // Journal of World History. 2000. №11. Pp. 1-26.

3. Wu Xiaolong. Exotica in the Funerary Debris in the State of Zhongshan: Migration, Trade, and Cultural Contact // Sino-Platonic Papers. — 2004. — Vol. 142. — P. 6-12.

4. Цао Инчунь. Общность культуры царств Чжуншань и Янь в период Чжаньго по археологическим источникам

Xib№ft] // Журнал Хэбэйского молодежного административного кадрового института. — 2013. — № 1. С. 88-91.

5. Цао Инчунь. Стремительный скачок и «шаг в ногу» - анализ особенностей экономического развития царства Чжуншань // Журнал Хэбэйского педагогического университета [W ffl So «^R» Щ «|ф»

фшвйят —. 2011. —

№ 4. С. 137-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.