Научная статья на тему 'Северокавказские мусульманские реформаторы-просветители первой трети XX века и некоторые вопросы религиозного культа'

Северокавказские мусульманские реформаторы-просветители первой трети XX века и некоторые вопросы религиозного культа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хидр / праведник / карамат / суфизм / мусульманские реформаторы-просветители / зияра / ширк (многобожие) / Khidr / righteous man / karamat / Sufism / Muslim reformers-enlighteners / ziyara / shirk (polytheism)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наврузов Амир Рамазанович

Идеи мусульманского реформаторства получили широкое распространение на Северном Кавказе в первой трети XX в. Однако они встретили резкое неприятие со стороны представителей традиционного ислама, представленных, в основном, в лице суфийских шейхов, которые написали целый ряд сочинений на арабском языке с опровержением учения салафитов. Одним из аспектов противостояния суфиев и салафитов в регионе был вопрос культа святых. Хидрправедник, один из четырех «бессмертных» в мусульманской мифологии наряду с Исой, Ильясом и Идрисом. Хидр и отношение к нему являлись одним из актуальных вопросов в дагестанских суфийских кругах. Они считали, что многие суфийские святые «получают» свои знания от Хидра, что суфии «встречаются» с ним в различных местах и «беседуют» с ним, а он «направляет» их. Вопрос совершения чудес суфийскими святыми (карамат) являлся одним из пунктов противоречий между суфиями и реформаторами-просветителями первой трети XX века. Суфийская традиция настаивала на признании карамат, а северокавказских реформаторов-просветителей отличал трезвый рационализм, рационалистический подход к восприятию явления в целом. Они выступали против культа святых в исламе, считая это возрождением языческих традиций. Другим вопросом противоборства был вопрос посещения могил святых и праведников. Положительно относясь к посещению могил, считая зияра одним из предписаний ислама, северокавказские реформаторы (Абусуфйан Акаев, Абу Мухаммад Мас`уд ал-Мухухи и др.) были против организации празднеств на них, а также посещения суфийских практик и представлений в этих местах, исключая, таким образом, практику суфийской зияры из числа законных посещений могил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Caucasian Muslim reformers-enlighteners of the first third of the XX century and some issues of religious cult

The ideas of Muslim reformism became widespread in the North Caucasus in the first third of the 20th century. However, they met with sharp rejection from representatives of traditional Islam, represented mainly by Sufi sheikhs, who wrote a number of works in Arabic refuting the teachings of the Salafists. One of the aspects of confrontation between Sufis and Salafis in the region was the issue of the cult of saints. Khidr is a righteous man, one of the four «immortals» in Muslim mythology along with Isa, Ilyas and Idris. Khidr and the attitude towards him was one of the topical issues in Dagestan Sufi circles. They believe that many Sufi saints "receive" their knowledge from Khidr. That the Sufis "meet" him in various places and "talk" with him, and he "guides" them. The issue of performing miracles by Sufi saints (karamat) was one of the points of controversy between Sufis and reformers-enlighteners of the first third of the 20th century. Sufi tradition insisted on the recognition of karamat. And the North Caucasian reformers-enlighteners were distinguished by sober rationalism, a rationalistic approach to the perception of the phenomenon as a whole. They opposed the cult of saints in Islam, considering it a revival of pagan traditions. Another issue of confrontation was the question of visiting the graves of the saints and the righteous. Having a positive attitude towards visiting graves, considering the ziyar as one of the prescriptions of Islam, the North Caucasian reformers (Abusufyan Akaev, Abu Muhammad Mas'ud al-Muhuhi, etc.) were against organizing festivities on them, as well as visiting Sufi practices and performances in these places, excluding thus the practice of Sufi ziyara from among the legitimate visits to graves.

Текст научной работы на тему «Северокавказские мусульманские реформаторы-просветители первой трети XX века и некоторые вопросы религиозного культа»

РЕЛИГИЯ

t'W Л'л ¿J^ ¿¡^ ¿.ft- ¿ft- ¿fc jSje- ¿у. ¿fe ¿J^ ¿'г. »'V-»'J«- ¿Je. ^ л!«. ^ti. ¿js. /V, vsti. ля?. ¿j^ ^ ¿j^ ¿j^

DOI 10.24412/2223-0564-2022-4-84-91 A.P. Наврузов УДК 29+930.85(470.67)

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕФОРМАТОРЫ-ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА

Аннотация

Идеи мусульманского реформаторства получили широкое распространение на Северном Кавказе в первой трети XX в. Однако они встретили резкое неприятие со стороны представителей традиционного ислама, представленных, в основном, в лице суфийских шейхов, которые написали целый ряд сочинений на арабском языке с опровержением учения салафитов.

Одним из аспектов противостояния суфиев и салафитов в регионе был вопрос культа святых. Хидр -праведник, один из четырех «бессмертных» в мусульманской мифологии наряду с Исой, Ильясом и Идри-сом. Хидр и отношение к нему являлись одним из актуальных вопросов в дагестанских суфийских кругах. Они считали, что многие суфийские святые «получают» свои знания от Хидра, что суфии «встречаются» с ним в различных местах и «беседуют» с ним, а он «направляет» их. Вопрос совершения чудес суфийскими святыми (карамат) являлся одним из пунктов противоречий между суфиями и реформаторами-просветителями первой трети XX века. Суфийская традиция настаивала на признании карамат, а северокавказских реформаторов-просветителей отличал трезвый рационализм, рационалистический подход к восприятию явления в целом. Они выступали против культа святых в исламе, считая это возрождением языческих традиций.

Другим вопросом противоборства был вопрос посещения могил святых и праведников. Положительно относясь к посещению могил, считая зияра одним из предписаний ислама, северокавказские реформаторы (Абусуфйан Акаев, Абу Мухаммад Масуд ал-Мухухи и др.) были против организации празднеств на них, а также посещения суфийских практик и представлений в этих местах, исключая, таким образом, практику суфийской зияры из числа законных посещений могил.

Ключевые слова: Хндр, праведник, карамат, суфизм, мусульманские реформаторы-просветители, зияра, ширк (многобожие)

Amir R. Navruzov

NORTH CAUCASIAN MUSLIM REFORMERS-ENLIGHTENERS OF THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY AND SOME ISSUES OF RELIGIOUS CULT

Abstract

The ideas of Muslim reformism became widespread in the North Caucasus in the first third of the 20th century. However, they met with sharp rejection from representatives of traditional Islam, represented mainly by Sufi sheikhs, who wrote a number of works in Arabic refuting the teachings of the Salafists.

Наврузов Амир Рамазанович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт истории, археологии и этнографии Российской академии наук (Махачкала), e-mail: anavruzov@rambler.ru

Amir R. Navruzov, Cand. Sci. (History), Leading Researcher, Federal State Budgetary Institution of Science Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan, Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala), e-mail; anavruzov@rambler.ru

© Наврузов A.P., 2022

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2022/4 (98)

One of the aspects of confrontation between Sufis and Salafis in the region was the issue of the cult of saints. Khidr is a righteous man, one of the four «immortals» in Muslim mythology along with Isa, Ilyas and Idris. Khidr and the attitude towards him was one of the topical issues in Dagestan Sufi circles. They believe that many Sufi saints «receive» their knowledge from Khidr. That the Sufis «meet» him in various places and «talk» with him, and he «guides» them. The issue of performing miracles by Sufi saints (karamat) was one of the points of controversy between Sufis and reformers-enlighteners of the first third of the 20th century. Sufi tradition insisted on the recognition of karamat. And the North Caucasian reformers-enlighteners were distinguished by sober rationalism, a rationalistic approach to the perception of the phenomenon as a whole. They opposed the cult of saints in Islam, considering it a revival of pagan traditions.

Another issue of confrontation was the question of visiting the graves of the saints and the righteous. Having a positive attitude towards visiting graves, considering the ziyar as one of the prescriptions of Islam, the North Caucasian reformers (Abusufyan Akaev, Abu Muhammad Mas'ud al-Muhuhi, etc.) were against organizing festivities on them, as well as visiting Sufi practices and performances in these places, excluding thus the practice of Sufi ziyara from among the legitimate visits to graves.

Key words: Khidr, righteous man, karamat, Sufism, Muslim reformers-enlighteners, ziyara, shirk (polytheism)

В первую треть XX в. мусульманские реформаторские идеи на Северном Кавказе, проникавшие сюда как из арабского Востока, так из внутренних регионов России, получили здесь повсеместное распространение. «В исламе суннитского направления фундаментализм как идеология движений за возвращение к истокам веры принял вид салафизма, который представлен с одной стороны мусульманскими возрожден-цами, с другой - реформаторами, среди которых есть охранители и обновленцы1» [1, с. 51-52]. Северокавказские реформаторы-просветители (обновленцы) в своих сочинениях касались самых различных аспектов: это вопросы реформы исламского образования, иджтихада и таклида, реформы мусульманского права (фикха), правильного использования вакфов, критики устаревших адатов, эмансипации женщин, вопросов ваххабизма и др. Среди них важное место отводилось вопросам суфизма. «Идеи салафизма, проникавшие в лице сторонников религиозного реформаторства встречали резкое неприятие со стороны дагестанских ученых-богословов, в основном, в лице суфийских шейхов, которые написали целый ряд сочинений на арабском языке с опровержением учения «салафитов» [2, с. 36]. Одним из таких вопросов был вопрос культа святых.

«Ал-Хадир (ал-Хидр, Хидр, Хизр, Хадрати Хизр, Ходжа Хидр) - персонаж мусульманских преданий, праведник, один из первых людей,

которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха, один из четырех «бессмертных» в мусульманской мифологии наряду с Исой, Ильясом, Идрисом. Живет якобы на островах, летает по воздуху, все время путешествует по миру, совершает ежегодные паломничества в Мекку, молится по пятницам в мечетях Мекки, Медины и Иерусалима. Он покровительствует плавающим по морю, его можно специальными молитвами призвать на помощь: он потушит пожар, спасет тонущих, оградит от краж, происков джиннов, укусов змей. Его цвет зеленый, он олицетворяет жизнь растений, дарованную водой. Для суфиев он - вали (святой), один из самых почитаемых и могущественных, иногда его считают самым главным из них» [3, с. 262; 4, с. 155-156].

Вопрос «Жив ли Хидр или мертв?» - был и не перестает оставаться одним из актуальных вопросов сегодня в дагестанских суфийских кругах. Они не перестают утверждать, что многие суфийские святые «получают» свои знания от Хидра. И то, что они «встречаются» с ним в различных местах и «беседуют» с ним, а он «направляет» их.

Такое же положение отмечается и в суфийском наследии. Так, например, имам Шамиль, рассказывал случай, где упоминал Хидра. Он считал, что этот случай «помог» ему стать имамом Дагестана. Когда его спрашивали об этом, он отвечал следующее: «Это случилось тогда,

1 Возрожденческая и реформаторско-охранигельная идеология стала идейной основой суннитских религиозно-политических движений протеста. А фундаментализм обновленцев - это попытка доказать жизненность и прогрессивность ислама в индустриальную эпоху [1, с. 51-52].

когда я был учеником в пятничной мечети в одном из аулов. В руке каждого из нас было по три порции еды, чтобы поесть на рассвете (был месяц рамадан). В мечеть вошел нищий - попрошайка и никто из моих товарищей не дал ему «садака» (милостыню). Я приблизился к нему в темноте и положил ему в руку две порции, а одну оставил себе. Этот нищий благословил меня и сказал: «Да возвысит Аллах твою степень». Я думаю, что это был Хидр» [5, с. 6].

Шейх Шуайб ал-Багини также упоминал рассказ о шейхе Ахмаде ат-Талали, где последний рассказывал, что «встречался» с Хидром и он «показал» ему место и дом шейха Махмуда ал-Алмали.

Шейх ат-Талали рассказывал: «Я прибыл в аул Ках2, чтобы направиться оттуда в аул ал-Алмало. И вдруг передо мной возник неизвестный мужчина и спросил: «Ты куда идешь?» Я ответил: «Я иду к шейху хаджи Ахмаду Эфенди ал-Алмали». Он тогда сказал: «Совершенный шейх Махмуд Эфенди ал-Алмали сейчас находится здесь, в ауле Ках. Иди к нему». Я ответил: «Хорошо», но не пошел к нему, а поспешил в аул Алмало3. И как только дошел до середины аула Ках, как дорогу мне преградил этот человек и сказал: «А разве я не сказал тебе, чтобы ты направился к Махмуду Эфенди?» Я ответил: «Я иду». Затем он отвернулся от меня и ушел, а я же поспешил в аул Алмало. Когда я дошел до нижней части аула, мне дорогу преградил этот человек во второй раз, обращаясь ко мне: «Разве я не сказал тебе направиться к шейху Махмуду Эфенди?!» Я тогда ответил ему: «Я не знаю, где это место». Он сказал: «Иди за мной». Он повернул назад, я за ним, пока не дошли до двери хаджи Баба Эфенди ал-Кахи и он сказал: «Входи, а я войду в эту комнату со двора. Шейх Махмуд Эфенди внутри». Я вошел и подождал, пока он войдет. Затем вошел высокого роста мужчина, с небольшой головой, величественный, солидный, всякий, кто посмотрит на него останется удовлетворенным, всякий аскет (здесь, суфий) станет совершенным. Он сказал, указывая: «Посиди здесь, пока я не вернусь после омовения». Затем он вернулся, позвал меня и усадил напротив себя. Спросил, как у меня дела, как меня зовут и из какого я села. Затем он сказал: «О, Малла Ахмад! Есть ли у тебя устаз в тарикате?» Я ответил: «Нет».

Он ответил: «Сынок, почему ты говоришь, что у тебя нет учителя? А знаешь ли ты, кто будит тебя среди ночи?» Много раз до этого ночью какой-то мужчина будил меня, толкая меня в бок. Но я не знал, кто это. Тогда он сказал: «Я тот человек. Я жду тебя вот уже семь лет». Он продолжал: «Да смилуется Аллах Всевышний!» И когда его уста изрекли эти слова, я лишился чувств. Он объял меня эманацией (истечением) любви и утопил меня в ней. Затем сказал: «О, сынок мой, Малла Ахмад! Кто привел тебя сюда?» Я ответил: «Я не знаю!» Он засмеялся, и я подумал, что это был Хидр» [6, с. 482].

Шейх Джамалуддин ал-Гумуки «имел» тайную беседу с Хидром в виде письма, которое он послал Хидру перед своим отъездом в Мекку, где писал:

«Именем Аллаха Милостивого Милосердного, к тебе взываем о помощи и тебе поклоняемся!

От смиренного раба Аллаха к господину моему, Аллаху Всевышнему и его любимцу, преемнику Посланника Аллаха, Хидру, привет ему. Привет вам и милость Аллаха, и его благословение! Пусть Аллах увеличит твои знания и пусть охватит своей милостью свои создания. Амин. А затем,

О, господин наш, ты действительно доставил послание, передал вещь, отданную на хранение, ты довел до нас приветствие Аллаха Всевышнего, Милостивого и Прощающего, разъяснил нам, какая степень благосклонности уготована нам у Аллаха Всевышнего и дал прекрасные советы и внушил нам прекрасные наставления. И да будет доволен тобой Аллах Всевышний, и пусть воздастся тебе от нас наилучшее воздаяние. И, если будет угодно Аллаху Всевышнему, мы будем трудиться, подчиняясь твоим повелениям и сторонясь того, что ты запретил, по мере возможности. И клянусь Аллахом Великим, нет никакого сомнения в отношении тебя, никакого отрицания тебя. Мы призываем Аллаха Всевышнего в помощь для этого и мы просим тебя именем Аллаха Всевышнего, который создал тебя, облагородил и избрал тебя, простить мне то, что совершено в отношении тебя неблагопристойное. Прошу простить за совершенные мною проступки, промахи и упущения. Я каюсь за все мое неповиновение в отношение Аллаха Всевышнего и по отношению к тебе. И прошу Аллаха Всевышнего,

2 Ках - село в Хунзахском районе Республики Дагестан.

3 Алмало - село в Кумторкалинском районе Республики Дагестан.

Щедрого, чтобы он принял мое покаяние. Воистину, Он принимает покаяние от своих рабов, прощает за неблаговидные проступки. А сейчас я прошу тебя именем Аллаха Всевышнего, чтобы ты не отрывал своего взгляда от меня и не отводил руки своей от меня, пока я жив. Воистину, я человек слабый, не нахожу никакого средства, кроме как цепко следовать за тобой в земном и будущем мире. Не отвергай мою просьбу и будь моим заступником перед Аллахом Всевышним в Судный день, будь помощником мне во всех превратностях в земном и будущем мире. Я вверяю тебе, после Аллаха Всевышнего, свою жену, детей, если умру и, особенно, благословенного Бахауддина, которого ты поручил мне и наказал избрать моим сыном. Затем, когда я поразмыслил об окружавших меня людях, я не нашел ничего лучшего, чем бежать от них. Я решил вместе с женой и детьми переехать в исламские страны, если поможет Аллах Всевышний мне в этом. А остающийся пусть даст мне хороший совет, и я буду им руководствоваться, если пожелает Аллах Всевышний. Я завещаю тебе сделать ду'а (молитву) за меня, моих детей и привет» [7].

Дагестанский шейх Мухаммад, сын Масъуда из Могоха приводил некоторые доводы и высказывания ученых, таких как шейх Ибн Хаджар, ал-Багави, Ибн Салих и многих других суфийских шейхов, подтверждавших, что Хидр «жив». А затем сказал: «Хидр живой, как говорят большинство. И это верно» [8].

Дагестанские исследователи М.А Мусаев и Ш.Ш. Шихалиев, рассматривая теоретические взгляды суфиев на природу совершения чудес святыми (карамат) в дагестанском суфийском трактате Шуайба ал-Багини «Табакат ал-хеаджакан ан-накшбандийа вас адат машаих ал-халидийа ал-махмудийа», отмечают: «Суфийская традиция настаивает на признании чудотворства, возводя скептиков и отрицающих чудо-

творения авлийа в ранг нечестивца (фасик)» [9, с. 230]. Шуайб ал-Багини писал: «Это его деяние известное, и его не опровергает никто, кроме тех, кто отрицает Аллаха и не признает святых Аллаха. Карамат святых являются истиной, и никто, кроме нечестивцев, этого не отрицает» [10, с. 42].

Дагестанский суфийский шейх Хасан Хилми ал-Кахи считал, что способность совершать караматы (чудотворения святых) не является необходимым условием для иршада (духовного наставничества) [11, с. 174].

Лидер северокавказского мусульманского просветительства Али Каяев также не обошел вниманием этот вопрос на страницах реформаторской газеты «Джаридат Дагистан»4.

Али Каяев упоминает о шейхе Ахмаде Фару-ки ас-Сирхинди ан-Накшбанди, известном как имам Раббани и считающемся обновителем (2) второго тысячелетия, что он отрицает «видение» суфийскими шейхами Хидра. Али Каяев пишет, что Хидр из мира духов, но Аллах Всевышний придал ему силу, с помощью которой Хидр принимает многочисленные формы и образы, и что поклоняться ему не является обязанностью мусульманина по шариату. Али Каяев полагает, что, если такой накшбандийский имам признает смерть Хидра и что он из мира духов, то не следует обращать внимание на высказывание тех, кто утверждает, что он жив со времен Моисея до сегодняшнего дня. Отвечая на утверждения некоторых шейхов, что видения духов бывают материализованными (приобретающими рельефные формы), Али Каяев пишет, что это невозможно. Он полагает, что, быть может, делаются рельефными для них смысл и образы, которые в их воображении, а не реальные картины. Али Каяев приводит высказывание Сахиб ал-Ибриза, который цитирует шейха Абд ал-Азиза ад-Дибаги: «Когда возбуждаются центры мозга кого-либо

4 «Джаридат Дагистан» (араб. «Газета Дагестан»»; с 19 января 1918 - «Дагестан»), общественно-политическая, литературная и научно-популярная еженедельная газета в Российской империи, Российской республике, Горской республике. Издавалась на арабском языке в административном центре Дагестанской области г. Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) в 1913-1918 гг. в паровой лито-типографии М. Мавраева. Распространялась по подписке в Дагестане, Чечне, Черкесии, Притеречье, на Ставрополье, Кубани, в Азербайджане и Туркестане. Официальным редактором до 19 января 1918 года был Бадави Саидов. Фактически вся работа по подготовке издания к печати велась Али Каяевым, являвшимся вначале неофициальным, а с 19 января 1918 и официальным редактором газеты. Созданная по инициативе и на средства царской областной военной администрации, она, благодаря Али Каяеву, Бадави Саидову, Мухаммадмирзе Мавраеву и её наиболее активных подписчиков и авторов статей, стала площадкой по распространению мусульманских просветительских идей в Дагестане и всем Северном Кавказе.

по какой-то причине, то сила его воображения начинает видеть умственные образы очень ясно, как будто они являются реальностью. Возможно, то, что они видят и представляют Хидра, в действительности - это образ, запечатленный в их очень сильных фантазиях, а не он сам и не его дух, получивший рельефные очертания» [12, с. 3-4].

Али Каяев в статьях газеты о чудотворстве святых цитирует одного из великих деятелей накшбандийского тариката упомянутого выше шейха Ахмада ал-Фаруки ас-Сирхинди, который писал: «Что касается состояний, ощущений (интуиции), знаний, которые возникают у суфиев на пути в тарикат, то они не есть конечная цель, а воображение, представления, с помощью которых воспитываются дети тариката, и которые надлежит усвоить» [13, с. 4]. В другом месте Али Каяев цитирует из книги ал-Хафиза Ибн ал Кий-ама «Забытье и предчувствия суфиев (в момент потери сознания)»: «Знай, что знания и науки суфиев в конце их пути - это не что иное, как науки шариата, никакие другие, помимо них. Конечно, на пути в тарикат становится очевидным изучение многих других знаний, наук, которые надо освоить» [14, с. 4].

Как мы видим, Али Каяева в отношении к вопросу «чудотворству» святых в исламе и как ученого и как реформатора-просветителя отличает трезвый рационализм, рационалистическое восприятие явления в целом.

Что касается других северокавказских реформаторов, то они так же, как, например, Мухам-мад Абдрашид ал-Харакани, считали ложным способность шейхов совершать «чудотворства», «необычные деяния» (карамат) [15, с. 335].

«Упование на иного или иное, кроме как Аллаха, равносильно признанию за творениями божьими мощи, сравнимой с могуществом Всевышнего, а это грех многобожия», ширк. Вера в единственность Всемогущего и Всеведущего Аллаха освобождает человека от суеверий, кол-

довства, знахарства, от обязанности подчиняться иному, кроме Аллаха» [1, с. 107].

Вопрос паломничества к местам захоронения святых также являлся одним из пунктов противоборства представителей традиционного ислама и салафитов, толкование которого также нашло своё критическое освещение в трудах салафитов. Туркестанский джадид Абд ар-Рауф Фитрат, проявляя уважительное отношение к святым, писал: «Я не говорю, что святой Баха-уд-Дин был плохой человек, и что никто не приходил посетить мазар его. Пророк сказал: «Совершайте паломничество к мазарам, потому что посещение могил напомнит вам о будущем мире. Да, если паломничество к мазарам предпринимается с целью вспомнить о смерти и страшном суде, то это доброе дело, но разговор идёт о том, что нельзя приближать это к идолопоклонству ....» [16, с. 223].

Вопрос посещения могил был также одним из аспектов противостояния суфиев и салафитов на Северном Кавказе. Он был предметом обсуждения и на страницах арабоязычного журнала «Байан ал-хака'ик»5, печатного органа дагестанских реформаторов-просветителей (обновленцев).

В статье журнала под названием «Посещение могил» дагестанский реформатор-просветитель Мухаммад Масуд ал-Мухухи касается и такого вопроса, как строительство мечетей и памятников на могилах или рядом для этих целей, считая это запретным. В подтверждение этого приводятся выдержки из книги хадисов «Сахих» Муслима от некоего Джабира, где говорится: «Посланник Аллаха запретил специально предназначать могилу для кого-то, сидеть у неё и строить на ней» [17, с. 13; 18, с. 91].

Также он цитирует Ан-Навави, который в комментарии «Шарх ал-Муслим» писал: «Ученые писали, что Пророк запретил устраивать на своей могиле и могиле другого лица мечети, боясь преувеличения в его возвеличивании. Быть может, это приведет к куфру (неверию). Как это

5 «Байан ал-хака'ик» (араб. «Разъяснение [шариатских] истин»), советский общественно-политический, научно-попупярный, религиозный журнал. Издавался на арабском языке с сентября 1925 г. по август 1928 г. в г. Буйнакске Дагестанской АССР (планировался как ежемесячный, фактически выходил раз в три-четыре месяца). Тираж - 1000-1050 экземпляров. Ответственный редактор - Абусуфйан Акаев из Нижнего Казанища, члены редколлегии - Иусуф-кади из Нижнего Дженгутая, Хаджи-кади из из Нижнего Казанища, Билал-Хаджи из Нижнего Дженгутая, Мустафа-кади из Нижнего Казанища и Хизри из Нижнего Казанища. Печатался в типолитографии Даггосиздата имени Е.Г. Гоголева. Журнал отражал идеи дагестанских мусульманских реформаторов-просветителей (обновленцев), способствовал распространению шариатских знаний, объяснял с точки зрения шариата культурные и социально-экономические преобразования, проводившиеся советским правительством.

произошло со многими прошлыми народами». Также он приводит цитату Ибн Хаджара ал-Аскалани6, который предпочитал следующее высказывание пророка Мухаммада: «Абсолютно запретно строительство мечети на могиле в интересах потомства» [17, с. 14; 18, с. 92].

А что касается празднеств, т.е. собрания людей у могил святых или посещаемых мест для празднования или с целью богослужения на них -это тоже запретно, с целью предостережения от уподобления с иудеями и христианами в этом. Мухаммад Масуд ал-Мухухи ссылается на Абу Дауда7, который писал в своей «Сунне» от Абу Хурайры, что Пророк говорил: «Не делайте ваши дома могилами, не делайте мою могилу поводом празднества и местом моления мне. Истинно, ваша молитва дойдет до меня, где бы вы ни были» [17, с. 14; 18, с. 92].

Шейх Мухаммад Масуд ал-Мухухи писал, что эти запреты входят в число запретов, которыми руководствуются люди сегодня - среди запретов строительства мечетей и возведения памятников на могилах и около них. Или собираться людям на них в определенные дни для зикра и поклонения. И подтверждается этот запрет множеством нововведений и дурных поступков, совершаемых на них, как причащение забиванием скота на могилах, раздача садака на них тому, кто не заслуживает того. Уподобляясь тому, что делали люди в период джахилийи (неведения) [17, с. 14; 18, с. 92].

Дагестанский реформатор-просветитель Мухаммад Масуд ал-Мухухи утверждает, что поклонение, зикр и жертвоприношение в зияре являются запрещенными нововведениями. Тех, кто совершают их, сравнивают с язычниками в эпоху джахилийи. Как можно заметить, автор сохраняет нейтральную позицию, присущую салафитам-обновленцам. Хотя в целом зияра и предполагает некоторую духовную направленность в воспитании человека, но есть в ней также запрещенные действия, связанные с практикой суфийской зияры, которые нельзя совершать и допускать. Ссылаясь на исламских ученых, ал-Мухухи оценивает и комментирует тип и надежность таких источников, как хадисы, ссылается на них.

В ответе редакции главный редактор журнала, реформатор-просветитель Абусуфйан Акаев, подводя итог этому вопросу, пишет, «что люди расточают огромные суммы на эти зрелища, визиты и празднества, о которых нет упоминания в какой-либо части Сунны. Если они тратили бы их на общее благо, как строительство школ, приютов, обучению наук, необходимых для улучшения социального положения простых людей, считает он, то они были бы среди тех, кто служит своей родине в качестве её сынов, совершая великое дело, которое заслуживает воздаяния у Аллаха Великого» [18, с. 92; 19, с. 14-15]. Он выражает сожаление тем дагестанским ученым, которые видят эти нововведения и дурные поступки, совершаемые от имени религии и не запрещают их. Ибо эти деньги, которые теряют эти люди, не возвратятся им с пользой ни в этом, ни в будущем мире [18, с. 92; 19, с. 14-15].

Таким образом, как мы видим из вышеприведённых статей, представители традиционного ислама Дагестана, представленные, в основном, суфийскими шейхами, признавали культ святых в исламе и написали ряд работ в обоснование своих взглядов. А дагестанские реформаторы-просветители (обновленцы), как представители модернизаторского направления в исламе, выступали против, считая такую практику возрождением языческих традиций. Их отличал трезвый рационализм, рационалистическое восприятие явления в целом.

В вопросе посещения могил взгляды дагестанских реформаторов-просветителей (Абусуфйан Акаев, Абу Мухаммад Масуд ал-Мухухи и др.) совпадали со взглядами традиционалистов, которые считали, что это разрешено по шариату и рекомендовано по Сунне. Однако, вместе с тем, дагестанские реформаторы-просветители были против организации празднеств на могилах, а также посещения могил, проведения суфийских практик и представлений в этих местах (поклонение, зикр, жертвоприношение и пр.), исключая тем самым практику суфийской зияры из числа утвердившейся в народе традиции посещения могил.

6 Шихабуддин Абу ал-Фадл Ахмад ибн Али ал-Аскалани, более известный как Ибн Хаджар ал-Аскалани (1372-1448) - исламский учёный-богослов, правовед шафиитского мазхаба, историк, хадисовед. Автор около 150 сочинений, которые затрагивают почти все области исламской науки. Самый выдающийся труд - «Фатх аль-бари фи Шарх Сахих аль-Бухари» (813-842), толкование сборника хадисов «ал-Джами ас-Сахих» ал-Бухари.

1 Абу Дауд Сулейман ибн ал-Аш'ас ас-Сиджистани, известный как Абу Дауд (817-888) - известный хадисовед (мухаддис), автор сборника хадисов «Сунан Абу Дауд».

Дагестанские реформаторы-прос ветители (обновленцы) первойтретиХХ в.быоипредста-вителями этического направления в исламской мы ели, для которых была характерна модерни-заторская направленность программных установок, в том числе и в вопросах суфизма. Они ставили перед собой задачу духовного воспитания мусульман Дагестана в условгмх индустриального общества и достижений наукиначапа XX века. Для них это была попытка доказать и утвердить жизненность и орогрессивность ислама вно-вую эпоху.Это былочастьюобщей программы дагестанских мусульманских реформаторов-просветителей по формированию нового внутреннего облика имировоззренческихоснов му-сульманина,гргрвданина страны,как строителя нового общества в сложный переходный период эпохи.Дляэтого они старались «гфиспособить» религию путем нахояздения и истолкования новых путей прогрессивного развития общества с целью (нтеграции мусульман Северного Кавказа вроссийскоеправовоегфостранство с сохранение м ипотенциалуным развитием национальной идентичности. Эти идеи не перестают быть актуальными и сегодня, ибо они небыли решены окончательно с позиции знания . Дагестанское и северокавказское общество спустя время более чем в 1 век, переживает некий процесс реисла-мизации, с новых позиций рассматриваются старые культы, вводятся некоторые нововведения, отдельные вопросы исламского культа ставятбя на обсуяздение среди ученогои широкого круга общества. Вовсех этих научныхи общественных поисках основной целью и задачей является объ-яснениеи утверждение традиционного Корани-чебкого ислама врамкао современного научного

ЗНаНИб, СОЦИаЛЬНОГО И КрЛЬТурНОГО раЗВИТИЯ СТраНЫ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левин З.И. Реформа I! исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурногоиссле-дооания. Институт востоковедения РАН, Институт Ближяего Востока. М.: Институт востотеведения РАН, 2005. 2бС с.

2. ШбхмасомедовМ.Г. Апологетика 15 трудазс Дагестанеких богословов конца XIX - начала XX в.: к^тю-ш обзор источшпсов// Письмеьшые памятники Востока. Проблемы переводаи интерпретации. М.: ИВ РАН, 201 5.38 с.

3. Пиотртескчй КБ. Ал-Хадир // Ислам. Энци-клоп^дс^^сзю-т11с^о^(с131^]рь. М., 1991. 262 с.

4. Наврузов А.Р. «Джарвдат Дсгестан» -ара-боязычная газете джадидев.Российская

академия наук, Дигестанский нарчный центр, Институт истории, ар)хеологии и этнографии. М.: Издательский дом Марджани, 2012. 240 с.

.28.^.(998 вЬ^. ¡у*^ . у^'и^^^'/д .5

(МухаммаН Хани ал-Мисри. Вамадат мин хайат ал-имам Шамнля (Ярлше моменты из жизш! имама Шамштя. 199Н 28 с.) :

' р \с О' р

.Шуайб бн Идрис ал-Багини. Табакат ал-Хведжиканан-наюпбандиййа (Разияды (Иepapxия-суфийских шейхов). Димашк, 3996. (540 с.).

(Мухаммад ал-Хихали. Фи вакаи'и ал-имам Шамил' (Из собнтий 15 жизни и имама Шамшш). Библиотека ал-Харакани. даты.)

(Мухаммад ал-Мухухи. Талхис шг-афкар мин му'такадат ал-Ашрар(Краикге изложешге убеждений зловредньгс люде!!). Могох. Без даты.)

9. Мусаев М.А., Шихаеиев Ш.Ш. Чудотворство святых в дагестанском арабоязычном суфийском биографическом сочинении «Табакат ал-хвадасакан ан-накшбандийавас ои«« маптио ат-xа-аиийa ал-махмудийа» Шуайба ал-Баа-ши // Исламоведение. 2011. 4 (10). О. 218-232.

10. Мусам М.А., Мигалиев Ш.Ш. Чудесные деяния святегс 15 арабеязеганых суфийских биографических сочинешых дегестанских шейхов начала XX века II Письменные памятники Во стока. 2032. Вып. № 2. С. 37-43.

11. Ибрагимов о З.Б Дискурс дагестанских богословов по проблеме «лжешейхства» (кратяий экскурс висторию вогфоса)// Известия Волгоград-скогогосударственного педагопиеского университета 32017. 07 1 ((14). С!. 173-179.

О.^.Сб .(.'^оь \\ ^^ ^ ^^^1 (,1с 'с-бЛ .Ъц

(Аяи ал-Гумуки. Хал ад-Хидт хадй ав маййит? (Хщф - жив уши м.ртв?) Джиридат Дагистан. ТемСр-Хан-Шура. 1915. № Ь9 . С. «.

.^¿Ц .¿¿ьи/ (3 с.^.5(

НАл-Хафиз Ибн ал-Кашим. са!515иН)а ]ва хаваджисухум (Зс1б1>1Т]ье;у (б]т'([[)е1ев и ^х тревожнеге г^^дчл^всте^ия) II ^^5ка^идат ^/[сюис^тгш. Теми«-Хан-Ку«а. 4914. 4.

^. (С

(Али ал-Гумуки.}\агршт ал-авлийа (Чудотвор-ствасвятьгс) // Джаридат Дагистан. Темир-Хан-Шура. 1914. № 50. С. 4.

15. Шихтиев Ш.Ш. Дис куссиио суфизме в Дагестане в исторической ретроспективе // История, археолога и этнография Кавказа. 2022. 18(2). С. 323-345.

16. Абдуллаев Р., Алимова Д., Багирова И., Су-лаев И., Рамазанзаде Ш., Кенжаев Д. История обществешно-культурного реформаторства в Центральной Азиии на Кавказе (XIX - начало XX века). Самарканд: МИЦАИ, 2012.325 с.

.15-13.^.6 .l927.^"3lijjj. (JjtiaJl jb \\ ^^Jf^ll ЛА^Л

jil .17

(Абу Мас'уд ал-Мухухи // Байан ал-Хака'ик. Буйнаюк, 1927. № 6. С. 13-15.)

18. Наерузов А.Р «Байан »i-хакшо>- ж^фнал ученых-арабистов Дагестана первой трети XX века // Исламоведение. 20 11.№3 (9). С. 02-91 .

.1^-14.^.6 .¿МЛ jL>\\ JjkL*yi. 19

(ал-Иститрад (Отклонение от темы) // Байан ал-Хака'ик. Буйнакск, 1927. № 6. С. 14-15.)

REFERENCES

1. Levin, Z.I. Reforma v islame. Byt'ili ne byt'? opyt sistemnogo I sociokul'turnogo issledovanija [Reform in Islam. To be or not to be? Experience in systemic and sociocultural research] Institut vostokovedenija RAN, Institut Blizhnego Vostoka. Moscow: Institut vostokovedenija RAS, 2005. 240 p. (in Russ.).

2. Shehmagomedov, M.G. Apologetika sufizma v trudah dagestanskih bogoslovov konca XIX - nachala XX vv.: kratkij obzor istochnikov [Apologetics of Sufism in the writings of Dagestan theologians of the late 19th -early 20th centuries: a brief review of sources]. In: Pis'mennye pamjatniki Vostoka. Problemy perevoda i interpretacii. Moscow, 2015. 38 p. (in Russ.).

3. Piotrovskij, M.B. Al-Hadir [Al-Khadir], In: Islam. Jenciklopedicheskij slovar' [Islam, encyclopedic Dictionary], Moscow, 1991. 262 p. (in Russ.).

4. Navruzov, A.R. «Jaridat Dagistan» - arabo-yazichnaya gazeta kavkazskich jadidov. Rossiyskaya akademiya nauk, Dagestanskiy nauchniy zentr, Institut Istorii,arhelogii i etnografii.M.Izdatelskiy dom Mardjani.2012. (in Russ.).

5. Muhammad Hani al-Misri.Vamadat min Hayat al-Imam Shamil [Bright moments from the life of Imam Shamil], 1998. p. 28. (in Arabic).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shuayb bn Idris Al-Bagini. Tabakat al-Hvajikan an-Nakshbandiya [Classes (Ranks) of Nakshbandi sheikhs], Dimashk, 1996. 640 p. (in Arabic).

7. Muhammad al-Hihali. Fi vakai'al-Imam Shamil [From the events in the life of Imam Shamil], Maktaba al-Harakani. Biduna ta'rih. (in Arabic).

/1. Muhianmad al-Muhyhi. Talhis al-Afkar min mu'takadat al-Ashrar [A Summary of the Beliefs of Evil People]. Muhuk. Biduna ta'rih. (in Arabic).

9. Musaev, M.A., Shihaliev, Sh.Sh. Chudotvorstvo svjatyh v dagestanskom arabojazychnom sufijskom biograftcheskom sochinenii «Tabakat al-hvadzhakan an-nakshbandija vas adat mashaih al-halidija al-mahmudija» Shuajba al-Bagini [Miracle-working of saintsin the Dage stani Arabic-language Sufi biographical work "Tabaqat al-Khvajakan an-Naqshbandiyya vas adat mashaih al-khalidiya al-mahmudiya" by Shuaiba al-Bagini] // Islamovedenie. 2011. 4 (10). P. 218-232. (in Russ.).

10. Musaev, M.A., Shihaliev, Sh.Sh. Chudesnye dejanija svj atyh v arabojazychnyh sufijskih bio-graficheskih sochinenijah dagestanskih shejhov nachala XX veka [Miraculous deeds of saints in Arabic-language Sufi biographical writings of Dagestan sheikhs at the beginning of the 20th century]. In: Pis'mennye pamjatniki Vostoka. 2012. Issue No. 2.P. 37-43. (in Russ.).

11. Ibragimova, Z.B. Diskurs dagestanskih bogoslovov poprobleme «lzheshejhstva» (kratkij jekskurs v istoriju voprosa) [Discourse of Dagestan theologians on the problem of «false sheikhism» (a brief excursion into the history of the issue)]. In: Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. No. 1 (114) P. 173-179. (in Russ.).

12. Ali al-Gumuki. Hal al-Hidr hayy av mayyit [Khidr is dead or alive]. In: Jariydat Dagistan.Temir-Khan-Shura. 191a. No.49. P. 4. (in Arabic).

13. Ali al-Gumuki. Karamat al-Avliya [Miracle work of the saints]. In: Jariydat Dagistan.Temir-Khan-Shura. 1914. No ,a0. P. 4. (in Arabic).

14. Al-Hafiz bn al-Kiyam. Shatahat al-mutasavvifa va Havajisuhum [Forgetfulness of the Sufis and their anxieties]. In: Jariydat Dagistan.Temir-Khan-Shura. 1914. No. a1. (in Arabic).

1 a. Shihaliev, Sh.Sh. Diskussii o sufizme v Dagestane v istoricheskoj retrospektive [Discussions about Sufism in Dagestan in a historical retrospective]. In: Istorija, arheologija i jetnografija Kavkaza. 2022. 18(2). P. 323-34a.

16. Abdullaev, R., Alimova, D., Bagirova, I., Sulaev, I., Ramazanzade, Sh., Kenzhaev, D. Istorija obshhest-venno-kul'turnogo reformatorstva v Central'noj Azii I na Kavkaze (XIX- nachalo XX veka) [The history of socio-cultural reformism in Central Asia and the Caucasus (XIX - early XX century)]. Samarkand: MICAI, 2012. P. 32a. (in Russ.).

17. Abu Muhammad Masud al-Muhuhi. In: Bayan al-Khakaik.Buynaksk. 1927. No. 6. P. 13-1a. (in Arabic).

18. Navruzov, A.R. «Bajan al-hakik» - zhurnal uchenyh - arabistov Dagestana pervoj treti XX veka [«Bayan al-khakik» - a journal of scholars - Arabists of Dagestan in the first third of the 20th century]. In: Islamovedenie. 2011. No. 3 (9). P. 82-93. (in Russ.).

19. Al-Istitrad. In: Bayan al-Khakaik.Buynaksk. 1927. No. 6. P. 14-1a. (in Arabic).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.