Научная статья на тему 'Североевропейский регионализм как фактор сотрудничества с европейским союзом'

Североевропейский регионализм как фактор сотрудничества с европейским союзом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2277
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / NORTHERN EUROPE / CROSS-BORDER INTEGRATION / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исупова Ксения Борисовна

В статье рассматриваются в исторической ретроспективе процессы региональной интеграции на Европейском Севере. Североевропейская интеграция, осуществляемая таким организациями, как Северный совет, Совет министров Северных стран, Совет государств Балтийского моря, Баренцев Евро-Арктический регион и Арктический совет, представляют собой уже опробованный инструмент развития сотрудничества на Севере Европы и в рамках ЕС в целом. Расширение ЕС на север и углубление интеграции по линии ЕС Северная Европа Россия стали предпосылкой для формирования особого североевропейского направления политики ЕС. Северное сотрудничество позволило странам Северной Европы компенсировать недостатки периферийного положения и отстаивать свои интересы в единой Европе. Система региональных организаций на Севере Европы также способствует проведению самостоятельной политики с сохранением суверенитета, экономической независимости и культурной идентичности стран региона при сотрудничестве с ЕС. Актуальность статьи обусловлена динамичным процессом развития регионального сотрудничества на Севере Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALISM IN NORTHERN EUROPE AS A FACTOR OF COOPERATION WITH THE EUROPEAN UNION

The article touches upon the process of regional integration in the European North in the historical retrospective review. The Northern European integration is represented by such organizations as the Nordic Council, the Nordic Council of Ministers, the Council of the Baltic Sea States, the Barents EuroArctic Region and the Arctic Council. Thеsе organizations have already proved efficient in developing cooperation both in the north of Europe and within the European Union as a whole. The EU’s northward expansion and closer integration between the EU, Northern Europe and Russia paved the way for a special Northern European policy within the framework of the EU. Northern cooperation made it possible for the countries to compensate for the disadvantages of being on the periphery and to defend their own interests in the united Europe. The system of regional organizations in the north of Europe also has a tendency to pursue its own independent policy while preserving the sovereignty, economic independence and cultural identity of these countries in the framework of European cooperation.

Текст научной работы на тему «Североевропейский регионализм как фактор сотрудничества с европейским союзом»

УДК 94(48)

ИСУПОВА Ксения Борисовна, аспирант кафедры всеобщей истории факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автор одной научной публикации

СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

как фактор сотрудничества с европейским союзом

В статье рассматриваются в исторической ретроспективе процессы региональной интеграции на Европейском Севере. Североевропейская интеграция, осуществляемая таким организациями, как Северный совет, Совет министров Северных стран, Совет государств Балтийского моря, Баренцев Евро-Арктический регион и Арктический совет, представляют собой уже опробованный инструмент развития сотрудничества на Севере Европы и в рамках ЕС в целом. Расширение ЕС на север и углубление интеграции по линии ЕС -Северная Европа - Россия стали предпосылкой для формирования особого североевропейского направления политики ЕС. Северное сотрудничество позволило странам Северной Европы компенсировать недостатки периферийного положения и отстаивать свои интересы в единой Европе. Система региональных организаций на Севере Европы также способствует проведению самостоятельной политики с сохранением суверенитета, экономической независимости и культурной идентичности стран региона при сотрудничестве с ЕС. Актуальность статьи обусловлена динамичным процессом развития регионального сотрудничества на Севере Европы.

Ключевые слова: Северная Европа, трансграничная интеграция, Европейский союз.

Новый этап региональной интеграции отразил входящие в широкий научный оборот понятия «новая Северная Европа» [3] и «евросевер» [2, с. 188], включающие «традиционные» северные страны (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), независимые государства Балтии, северо-западные регионы России, а также земли Польши и Германии, примыкающие к Балтийскому морю.

© Исупова К.Б., 2014

Как отмечает исследователь проблем в области трансграничного сотрудничества Т.Н. Чека-лина [7, с. 18], в скандинавской научной мысли изучение регионов предполагает рассмотрение различными научными дисциплинами самого процесса их создания. Регионализм рассматривается как трансграничный, связанный с приграничным сотрудничеством, представляющим одно из приоритетных направлений внешней политики. В скандинавской науке регионализм

используется как синоним термина интеграция (П. Аронсон, М. Гуннарсон, Дж. Хакли, Б. Хет-тне, Н. Веггеланд и др.).

В странах Северной Европы получила развитие система многосторонних связей в экономической, политической, социальной, научнотехнической и культурной жизни, обозначаемая общим термином - «северное сотрудничество» [1, с. 3]. Специалист по проблематике европейской интеграции Л.С. Воронков считает, что достижения в области сотрудничества между северными странами были достигнуты за счет единой позиции по важнейшим вопросам [1, с. 3].

Планы усиления взаимодействия между странами Северной Европы появились в период Второй мировой войны. Как отмечал в своих мемуарах К. Маннергейм [4, с. 349], предложение о создании оборонительного альянса для защиты нейтралитета и независимости, исходившее от Финляндии, было одобрено в Швеции и Норвегии. Целью альянса предполагалось сохранение статус-кво на Севере. Данный план потерпел неудачу по причине несовпадения внешнеполитических курсов стран-участников. Дания и Норвегия вступили в НАТО в 1949 году, тогда как Швеция и Финляндия предпочли остаться в рамках политики нейтралитета.

Стремление стран региона к укреплению политической, культурно-исторической и экономической общности было реализовано путем предложенного Данией проекта создания двух интеграционных институтов, объединяющих Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию: Северного совета - органа межпарламентского сотрудничества и Северного Совета министров - органа сотрудничества правительств1.

Первое заседание Северного совета (СС) состоялось 13 февраля 1953 года в Копенгагене в составе парламентариев Дании, Исландии,

Норвегии и Швеции. В 1955 году было принято решение о присоединении парламентариев Финляндии к деятельности этого органа. Первоначально работа Северного совета проводилась на основе Устава Северного совета, который позже был заменен Хельсинским договором от 23 марта 1962 года2.

Северный совет министров, или Совет министров Северных стран (СМСС), был создан на основе Копенгагенского соглашения между северными странами от 17 февраля 1971 года, которым вносились соответствующие изменения в Хельсинский договор 1962 года. В его работе приняли участие представители правительств стран региона, а также администрации Фарёрских островов, Гренландии и региональных органов управления Аландских островов.

На протяжении 1968-1970 годов в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии шла интенсивная подготовка к созданию Северного экономического союза (НОРДЭК), с помощью которого предполагалось решить ряд задач экономического и внешнеполитического характера. В ходе переговоров возникли расхождения во взглядах на важнейшие вопросы. Дания настаивала на обеспечении свободного доступа для ее сельскохозяйственной продукции на рынки Скандинавских стран, а Норвегия была заинтересована в предоставлении особых условий для рыбного промысла. Финляндия высказалась против создания союза в связи с тем, что он имеет своей целью присоединение к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). В результате Дания в 1973 году присоединилась к процессам интеграции в рамках ЕЭС; Норвегия и Швеция с 1960 года, а Исландия с 1970-го придерживались членства в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

В начале 1990-х годов в дополнение к уже действовавшим организациям, Северному совету и Совету министров Северных стран, в Север-

1 Официальный сайт Северного совета и Совета министров Северных стран. ЦКЬ: http://www.norden.org/en (дата обращения: 02.04.2011).

2 Хельсинский договор о северном сотрудничестве. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eur_int_law/ nordic.htm (дата обращения: 13.02.2014).

исуповаК.Б.С-—Е—ейск2й.рг22нал23м.^ак.ФактоЕ^о£ру222Ч££1ва.

ной Европе создаются новые органы сотрудничества, такие как Совет государств Балтийского моря, Арктический совет, а также Баренцев Ев-ро-Арктический регион. Они были образованы уже в границах «новой северной Европы» и значительно расширили территориальные рамки и направления сотрудничества.

Совет государств Балтийского моря (СГБМ)3 был учрежден 5-6 марта 1992 года в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года в состав Совета государств Балтийского моря вошла Исландия. СГБМ стал политическим форумом для регионального межправительственного сотрудничества.

Арктический совет (АС)4 - международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. Арктический совет включил в себя восемь арктических государств: Канаду, Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию, Россию, Швецию и США, а также Европейский парламент.

Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР)5 был создан 11 января 1993 года в городе Кирке-нес (Норвегия) с целью развития международного сотрудничества. Основы сотрудничества были заложены в Киркенесской декларации (Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро-Арктическом регионе), подписанной 11 января 1993 года [5, с. 83-90]. БЕАР включил в себя регионы Норвегии (губернии Финнмарк, Тромс и Нурланн), России (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия), Финляндии (губерния Лапланд, союзы коммун Северная Остробот-

ния и Кайнуу)6 и Швеции (губернии Норботтен и Вестерботтен).

Наиболее приоритетные сферы сотрудничества, осуществляемого вышеперечисленными организациями, представлены следующими направлениями: укрепление инфраструктуры региона и обеспечение устойчивого социальноэкономического развития; развитие культуры, образования и науки; поддержание экологической и международной безопасности в регионе. В своих отношениях со странами Европейского союза страны региона также отдавали приоритет именно этим сферам.

Актуальность и важность рассмотрения процессов региональной интеграции на Севере Европы как определяющего фактора сотрудничества стран региона и Европейского союза возросла в связи с дальнейшими процессами расширения и углубления интеграции по линии ЕС - Северная Европа - Россия. Как отмечает Ю.С. Дерябин, после присоединения Швеции и Финляндии в 1995 году к ЕС возрос интерес Союза к северной проблематике [3].

Расширение ЕС на север стало предпосылкой для формирования особого североевропейского направления политики ЕС. Идея была выдвинута весной 1997 года премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом. В конце 1990-х была разработана программа сотрудничества в формате Северная Европа -ЕС - РФ, получившая название «Северное измерение» (СИ). С 2004 года партнерами по СИ стали Европейский союз, Исландия, Норвегия и Российская Федерация. В период с 1997-го по 2000 год «Северное измерение» переросло сначала из инициативы Финляндии в концепцию ЕС, а затем и в конкретное северное направление политики ЕС. Рамочный документ по принятию концепции «Северного измерения»7

3 Официальный сайт Совета государств Балтийского моря. URL: http://www.cbss.org/ (дата обращения: 02.04.2011).

4 Официальный сайт Арктического совета. URL: http://www.arcticparl.org/ (дата обращения: 02.04.2011).

5 Сайт Норвежского Баренцева секретариата. ЦКЬ: http://www.barents.no/ (дата обращения: 02.04.2011).

6 Названия административных единиц Финляндии указаны на момент создания БЕАР.

7 Рамочный документ по политике «Северного измерения». URL: http://www.norden.ru/userfiles/File/ND%20 poHcy%20framework%20doшment-RU.pdf (дата обращения: 08.04.2011).

был принят 24 ноября 2006 года. В финансовом отношении СИ стало опираться на средства программ ЕС, таких как ТАСИС (для России), ИНТЕРРЕГ (для стран ЕС бассейна Балтики), структурных фондов ЕС (для менее развитых регионов Швеции, Финляндии и восточных земель Германии).

«Северное измерение» аккумулировало в себе программы действующих региональных структур: СГБМ, БЕАР, Северного совета и Совета министров Северных стран, Арктического совета. Таким образом, уже действующие в регионе механизмы сотрудничества по политическим, экономическим, культурным, экологическим вопросам превратились в основу сотрудничества стран региона и ЕС.

Страны Северной Европы стремились проводить и самостоятельную политику по отношению к Европейскому союзу. Исследователи Ю.С. Дерябин и Н.М. Антюшина [6, с. 374] отмечают в связи с этим следующие факты: отказ самоуправляющейся датской территории, Фарерских островов, в 1972 году присоединиться к процессам европейской интеграции; первый норвежский референдум 1972 года, отклонивший возможность присоединения Норвегии к ЕЭС; выход в 1985 году из ЕЭС самоуправляющейся датской территории - Гренландии; отрицательный итог первого датского референдума по Маастрихтскому договору в 1992 году; отрицательный итог второго референдума в Норвегии в 1994 году о присоединении к ЕС; отказ

Дании в 2000-м и Швеции в 2004 году присоединиться к зоне евро.

Самостоятельную позицию северных стран можно объяснить не только опасениями возможной утраты суверенитета и экономической самостоятельности в принятии решений, но и стремлением сохранить культурную и языковую идентичность именно в рамках северного сотрудничества.

Немаловажным аспектом сотрудничества стран региона, применимым в большей степени к странам традиционной Северной Европы, по мнению К.В. Воронова [2, с. 192], является «субрегионализм» - модель взаимодействия северных стран, где основную роль играют государственные структуры, имеющие широкую поддержку местных органов власти и некоммерческих организаций (НКО). С созданием новых органов регионального сотрудничества, таких как СГБМ, АС, СИ, и БЕАР субрегионализм позволил странам региона компенсировать недостатки периферийного по отношению к Европе положения.

К качестве вывода можно отметить, что региональная интеграция Северной Европы, представленная такими органами, как Совет государств Балтийского моря, Северный совет и Совет министров Северных стран, Арктический совет, а также Баренцевым Евро-Аркти-ческим регионом, стала не только основой для сотрудничества в рамках Североевропейского региона, но и механизмом для его более глубокого и плодотворного взаимодействия с ЕС.

Список литературы

1. Воронков Л. Страны Северной Европы, «Северное измерение» и Россия // Аналитические записки Научнокоординационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. М., 2009. Вып. 1(41). С. 3-21.

2. Воронов К.В. Евроинтеграция Норвегии: особый курс малой страны. М., 2008. 400 с.

3.Дерябин Ю.С. Северная Европа. URL: http://senat.org/Finland/IntegraFIN-1.html (дата обращения: 02.04.2011).

4. Маннергейм К.Г. Мемуары / пер. с фин. П. Куйиала, Б. Злобина. М., 1999. 512 с. URL: http://militera.lib.ru/ memo/other/mannerheim/index.html (дата обращения: 05.05.2011).

5. Петтерсен О. Мечта, ставшая реальностью. Региональное Баренцево сотрудничество 1993-2003. Кирке-нес, 2002. 95 с.

6. Северная Европа. Регион нового развития / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюшиной. М., 2008. 508 с.

7. Чекалина Т.Н. Регион и регионализация. Трансграничные регионы (подход скандинавских авторов) // Регион сотрудничества. 2004. № 17. С. 16-31.

References

1. Voronkov L. Strany Severnoy Evropy, “Severnoe izmerenie” i Rossiya [Nordic Countries, Northern Dimension and Russia]. Analiticheskie zapiski Nauchno-koordinatsionnogo sovetapo mezhdunarodnym issledovaniyam MGIMO (U) MID Rossii. Moscow, iss. 1 (41), 2009, pp. 3-21.

2. Voronov K.V Evrointegratsiya Norvegii: osobyy kurs maloy strany [Norway’s Integration into Europe: A Special Course of a Small Country]. Moscow, 2008. 400 p.

3. Deryabin Yu.S. Severnaya Evropa [Northern Europe]. Available at: http://senat.org/Finland/IntegraFIN-1.html (accessed 2 April 2011).

4. Mannerheim C.G. Muistelmat. Helsinki, Otava, 1951-1952 (Russ. ed.: Mannergeym K.G. Memuary. Moscow, 1999. 512 p.). Available at: http://militera.lib.ru/memo/other/mannerheim/index.html (accessed 5 May 2011).

5. Pettersen O. The Vision That Became Reality. Kirkenes, 2002 (Russ. ed.: Pettersen O. Mechta, stavshaya real’nost’yu. Regional’noe Barentsevo sotrudnichestvo 1993-2003. Kirkenes, 2002. 95 p.).

6. Severnaya Evropa. Region novogo razvitiya [Northern Europe. The Region of New Development]. Ed. by Deryabin Yu.S., Antyushina N.M. Moscow, 2008. 508 p.

7. Chekalina T.N. Region i regionalizatsiya. Transgranichnye regiony (podkhod skandinavskikh avtorov) [Region and Regionalization. Cross-Border Regions (Scandinavian Authors’ Approach)]. Region sotrudnichestva, 2004, no. 17, pp. 16-31.

Isupova Kseniya Borisovna

Postgraduate Student, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia)

REGIONALISM IN NORTHERN EUROPE AS A FACTOR OF COOPERATION

WITH THE EUROPEAN UNION

The article touches upon the process of regional integration in the European North in the historical retrospective review. The Northern European integration is represented by such organizations as the Nordic Council, the Nordic Council of Ministers, the Council of the Baltic Sea States, the Barents Euro-Arctic Region and the Arctic Council. Thеsе organizations have already proved efficient in developing cooperation both in the north of Europe and within the European Union as a whole. The EU’s northward expansion and closer integration between the EU, Northern Europe and Russia paved the way for a special Northern European policy within the framework of the EU. Northern cooperation made it possible for the countries to compensate for the disadvantages of being on the periphery and to defend their own interests in the united Europe. The system of regional organizations in the north of Europe also has a tendency to pursue its own independent policy while preserving the sovereignty, economic independence and cultural identity of these countries in the framework of European cooperation.

Keywords: Northern Europe, cross-border integration, European Union.

Контактная информация: адрес: 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82;

e-mail: ksu-is@mail.ru

Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.