Мт о Зшле
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГИОН: ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ
А.Г. Крохмаль
Для решения экологических проблем какого-либо региона необходима его комплексная характеристика, которая включала бы описание и анализ не только собственно экосистем, но и тех условий, в которых они формируются. По определению Н.Ф. Реймерса [1], регион ? это пространство, ограниченное физико-географическими, экономико-географическими, административными или какими-либо другими рубежами. Поэтому при анализе и решении экологических проблем любого региона необходимо опираться на достижения, как минимум, таких наук, как география, экология и экономика.
Понятие «Северный Кавказ» прочно укоренилось литературе: естественнонаучной, исторической, политической и др. При этом в рамках разных дисциплин его состав и размеры несколько отличаются.
С точки зрения современного политико-административного деления в состав Северного Кавказа входят такие субъекты Российской Федерации, как Ростовская область (северная часть), Краснодарский и Ставропольский края и республики: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан.
Традиционной основой деления территории являются схемы природного районирования, и в первую очередь физико-географического. Они включают в себя как схемы отраслевого (геологического,
геоморфологического, климатического, почвенного, растительного и т.п.), так и комплексного физико-географического (ландшафтного) районирования. Таких схем для территории Северного Кавказа существует множество [2-20]. Однако в настоящее время в литературе по физической географии прочно укоренилось представление о том, что к Северному Кавказу относятся две области: Предкавказье и северный склон Большого Кавказа.
Предкавказье представляет собой обширную, в значительной степени равнинную территорию, ограниченную с севера Кумо-Манычской впадиной, а на юге ? подножьем Большого Кавказа. На западе оно омывается Азовским и Черным морями, на востоке ? Каспийским. Предкавказье подразделяется на Западное, Центральное и Восточное, которые в общем можно рассматривать как территории, прилегающие к соответствующим одноименным частям Большого Кавказа. Выделение Предкавказья в отдельную природную единицу связано с тем, что в его основе лежит молодая (эпигерцин-ская) Скифская платформа, для которой характерны низменные и возвышенные равнины. Ее развитие (в течение альпийского геотектонического этапа) связано с формированием Кавказской складчатой системы. На юге Предкавказье отделено от предгорной впадины альпийского складчатого сооружения Большого Кавказа зоной тектонического прогиба. По-
Крохмаль А.Г.
«Северо-Кавказский экологический регион: подходы к выделению»
следний наиболее хорошо выражен на западе и востоке, где располагаются депрессии Кубани и Терека. Им соответствуют Азово-Кубанский и Терско-Кумский прогибы, а в центральное место занимает Ставропольское поднятие. От расположенной севернее Русской платформы Предкавказье отделяется Манычским прогибом. Все эти тектонические структуры заложились в конце герцинского или начальные фазы альпийского циклов движений. В неоген-четвертичный тектонические этапы эти морфостркутуры развивались унаследованно. В зависимости от времени вступления их отдельных частей в условия континентального режима сформировался рельеф возвышенных и низменных равнин разного возраста.
Большой Кавказ ? наиболее обширная и высокогорная часть Кавказа, простирающееся в направлении с запада-северо-запада на восток-юго-восток на 1500 км от Черного до Каспийского морей. С тектонической точки зрения представляет собой молодое складчатое сооружение и делится на три поперечных отрезка: Западный, Центральный и Восточный, границами между которыми являются массивы Эльбруса и Казбека [2-5, 21-22]. Данные отрезки отличаются друг от друга как по особенностям тектонико-геологического строения, так и по своим высотам. Кроме того, продольно горная система делится на осевую полосу, северный и южный склоны [4]. Осевая зона с ее главным орографическим элементом ? Главным Кавказским хребтом делит Кавказ на Северный Кавказ и Закавказье и хотя по мнению Н.А. Гвоздецкого [4], эти понятия не отражают единых территориальных частей (таксономических единиц территориального деления), они довольно прочно укоренились в литературе по физической географии Кавказа.
На Северном Кавказе выделяют, как минимум, два типа высотной поясности: Кубанский и Дагестанский [2].
Кубанский тип представлен на северных склонах западной части Большого Кавказа и прилагающих равнин, где еще недавно были распространены степи, ныне распаханные. Выше они переходят пояс
грабово-дубовых и дубовых лесов мезо-фильного типа. Их сменяет пояс буковых и буково-темнохвойных лесов, на верхней границе обрамленный кленовыми редколесьями и высокотравными сообществами. Здесь же встречаются сосновые леса, связанные с эдафическими и историческими факторами. Выше лесного=пояса простирается субальпийский пояс с березовыми или буковыми криволесьями, рододендроновыми стланниками, которые в верхней части сменяются субальпийскими лугами. Последние переходят в низкотравные альпийские луга и ковры, выше которых лежат субнивальный и ниваль-ный пояса.
Дагестанский тип наиболее хорошо выражен в восточной части Северного Кавказа и для него характерно проникновение сухих степей, характерных для равнинной части, в среднегорный пояс. Из-за засушливости климата здесь широко распространены пустынные и степные участки, которые местами подходят непосредственно к субальпийскому и альпийскому поясам. Распространение леса лимитируется преимущественно количеством осадков и тесно связано с экспозицией склонов.
Во внешнем Дагестане к горам примыкает пояс полупустынь с участием настоящих пустынь. Выше них располагается пояс степей и нагорных ксерофитных редколесий, которые могут рассматриваться как остатки лесного покрова. Над этим поясом простирается пояс лиственных мезо-фильных лесов (дубовых, грабовых и буковых), опять же имеющих фрагментарное распространение. Они перемежаются с участками вторичных степей.
Во внутреннем горном Дагестане выше 600 м располагается пояс нагорных ксерофитов, в котором встречаются участки сосновых и березовых лесов. На высотах 1500-2500 м имеются отдельные массивы сосновых, буковых, кленовых и березовых лесов, являющихся остатками имевшего здесь место лесного пояса. Здесь же в верхней части появляются заросли рододендронов, которые выше (2500-3200 м) сменяются субальпийскими и альпийскими лугами, которые имеют более ксе-
рофитный облик, чем на Западном Кавказе. Выше 3200 м простираются субниваль-ный и нивальный пояса.
Необходимость включения Большого Кавказа и Предкавказья в единый экологический регион вызвана тем, что эти части связаны друг с другом единым потоком вещества и энергии. Например, влагонесущие атмосферные потоки, сталкиваясь с горным сооружением, осаждаются на его склонах и возвращаются на равнину в виде речной сети. Предгорные равнины слагаются зачастую продуктами разрушения горного сооружения. Равнинная растительность, проникая в горы, подвергается меньшему воздействию со стороны человека.
Наконец, одним из факторов, объединяющим территорию Северного Кавказа в единый природный комплекс, можно считать антропогенный. На протяжении нескольких последних веков данная территория испытывала влияние в большей степени со стороны России и экономически была ориентирована на нее. Поэтому некоторые экологические процессы, имеющие место здесь в настоящее время, должны рассматриваться как результат целенаправленного человеческого воздействия. Например, процесс опустынивания, наблюдающийся в настоящее время на востоке региона, связан не только с уничтожением древесной растительности, но и с перевыпасом скота. Экологические проблемы, имеющие место в горах, в том числе и сокращение площади лесов, находят свое отражение и на равнинах ? через сокращение стока, усиление неблагоприятных гидрологических явлений и пр. Сокращение видового состава растительного и животного мира равнин неблагоприятно сказывается и на состоянии экосистем горной части.
Таким образом, даже краткий обзор проблем, имеющихся на территории Северного Кавказа, показывает, что это единый комплекс, а имеющиеся здесь частные эколого-географические проблемы тесно связаны между собой. Поэтому их решение возможно при соблюдении баланса в развитии горной и равнинной частей этого экологического региона.
При этом необходимо учитывать следующие факторы.
1. Горная (Большой Кавказ) и предгорная (Предкавказье) части Северного Кавказа генетически связаны между собой. Примером этого могут служить как наиболее низкие хребты (Терский, Сунженский, Минераловдское поднятие и др.), так и то, что смежные с горами подгорные равнины слагаются сносимыми с гор продуктами их разрушения.
2. Главный Кавказский хребет ? крупнейший региональный климатораз-дел, влияние которого отмечается в полосе, захватывающей не только расположенные рядом хребты, но и прилегающие равнины.
3. Гидрологический режим прилегающих равнин, как особенно ярко показывают события последних лет, обусловлен процессами, протекающими в горах. Локальная на первый взгляд проблема ? сокращение площади оледенения ? остро сказывается на состоянии окружающей среды и хозяйстве прилегающих равнин.
4. Сокращение площади горных лесов приводит к деградации не только горных территорий, но и прилегающих равнин из-за нарушения баланса влаги. В горах, в том числе и связи с ухудшением качества среды жизни, происходит депопуляция, население перебирается на равнины, усиливая нагрузку на них.
5. Сокращение площади лесов ведет к опустыниванию. Имеющиеся в горах безлесные территории, особенно во Внутреннем Дагестане ? результат вмешательства человека. Опустынивание гор проходит по тому же сценарию, что и равнин, поэтому основная стратегия восстановления экологического (биологического) потенциала должна быть одинакова как в горах, так и на равнинах, хотя тактика может различаться.
6. Уменьшение видового (биологического) разнообразия равнин, несомненно, сказывается и на смежных горных территориях. Появление новых видов вредителей ставит в наиболее невыгодные условия именно горные территории.
7. Решать эколого-экономические проблемы проще и целесообразнее в рам-
и
ы
Крохмаль А.Г.
«Северо-Кавказский экологический регион: подходы к выделению»
ках такой структуры Российской Федерации, как Южный Федеральный округ.
Исходя из приведенных факторов под Северо-Кавказским экологическим регионом необходимо понимать территорию в следующих границах: на юге-Главный Кавказский хребет; на западе -побережье Черного моря, дельта р.Кубани, Веселовское водохранилище; на севере - р. Маныч, дельта р.Волги; на востоке - побережье Каспийского моря.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М: Мысль, 1990. -637 с.
2. Алпатьев A.M., Архангельский A.M., Подоплелов Н.Я., Степанов А.Я. Физическая география СССР (зоны СССР, европейская часть СССР, Кавказ и Урал): Учеб. пособие для студентов-географов ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд. перераб и доп. - М.: Высшая школа, 1976. - 272 с.
3. Гвоздецкий Н.А. О разделении осевой зоны Большого Кавказа // Известия Все-союзн геогр. об-ва. - Т. 80. -Вып. 2. - Л., 1948.- С. 111-126.
4. Гвоздецкий НА Физическая география Кавказа. Общая часть. Большой Кавказ. Вып.1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. -208 с.
5. Гвоздецкий Н.А. Физическая география Кавказа. Закавказье. Предкавказье. Вып. 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. -264 с.
6. Гвоздецкий Н.А. Физико-географическое районирование европейской части СССР и Кавказа / Изв. Всесо-юзн. геогр. об-ва, 1960. - Т. 92. - Вып. 5. -С. 381-391.
7. Гвоздецкий Н.А., Смагина Т.А. Физико-географическое районирование // Природные условия и естественные ресурсы. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1986. - С. 300-338.
8. Гроссгейм А.А., Сосновский Д.И. Опыт ботанико-географического районирования Кавказского края // Известия Тифлисского гос. политехн. ин-та. - Вып. 3. -Тбилиси, 1928.
9. Гулисашвили В. З. Природные зоны и естественно-исторические области Кавка-
за. - М: Наука, 1964. - 262 с.
10. Думитрашко Н.В. Геоморфологическое районирование // Кавказ. - М.: Наука, 1966- С. 80-85. Захаров С.А. О почвенных областях и зонах Кавказа / Сб. в честь семидесятилетия профессора Дмитрия Николаевича Анучина. М., 1913.
11. Кузнецов Н.И. Принципы деления Кавказа на ботанико-географические провинции / Зап. Имп. АН по физ.-мат.отд. -Т. 24. -№1. 1909.
12. Медведев Я. С. Растительность Кавказа. Опыт ботанической географии Кавказского перешейка. - Тифлис, 1915.
13. Остапенко Б.Ф. Классификация типов лесов и лесотипологическое районирование Северного склона Большого Кавказа / Тр. Харьковского СХИ. -Харьков, 1968.
14. Региональная геоморфология Кавказа / Отв. ред. Н.В. Думитрашко. М.: Наука, 1979. -196 с.
15. Сафронов И.Н. Геоморфология Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1969. -218 с.; Тумаджанов И.И. Основные ботанико-географические закономерности поясного расчленения северного склона Большого Кавказа // Проблемыы ботаники. - М.;Л., 1966. - Т. 8.
16. Федина А.Е. Физико-географическое районирование северного склона Большого Кавказа // Ландшафтное картографирование и физико-географическое районирование горных областей. - М., 1972.
17. Фридланд В.М. Опыт почвенно-географического разделения Кавказа // Вопросыы генезиса и географии по чв. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.
18. Чупахин В.М. Физическая география Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск ун-та, 1974. - 200 с.
19. Добрынин Б.Ф. Физическая география СССР (европейская часть и Кавказ). -М.: Учпедгиз, 1948. - 324 с.
20. Тушинский Г.К, Давыдова М.И. Физическая география СССР: Учебное пособие для студентов геогр. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. -543 с.
21. Гребенщиков О.С., Зимина Р.П., Исаков Ю.А. Природныые экосистемыы и вертикальная поясность // Альпы! - Кавказ.
Современные проблемы конструктивной географии горных стран. Научные итоги франко-советских полевых симпозиумов в 1974 и 1976гг. - М.: Наука, 1980. - С. 179194.
Об авторе
Крохмаль Александр Григорьевич, руко-
водитель Северо-Кавказского офиса Всемирного Фонда Дикой природы (WWF); кандидат географических наук; сфера на-
учных интересов ? окружающей среды.
геоэкология, охрана