о.
о
ш
«Какие будут идеи?» - так обычно начинает гендиректор концерна «Нордтекс» Юрий Яблоков каждую планерку или совещание. В его команде приветствуют инициативу. Сам Яблоков, чья компания входит в тройку лидеров текстильной промышленности с ежегодным объемом продаж почти в 5 млрд. руб., не раз убеждался на собственном опыте: идеи, на первый взгляд очень рискованные, оказываются самыми эффективными.
Иван ЯКУБОВ
Северный текстильщик
В противовес Азии
Глава «Нордтекса» частенько шокирует коллег своей оригинальностью. Участники рынка до сих пор помнят, как в 2000 году его компания стала реализовывать ткани для постельного белья шириной 1,5 метра, хотя большинство текстильных предприятий России по старинке выпускало только узкие восьмидесятисантиметровые. «В то время это расценивалось как самоубийство, — вспоминает Яблоков, — потому что клиент хотел цену, а не товар». Он рискнул, закупил для этого импортное оборудование, отказавшись от советской «узкоколейки», обучил людей на нем работать. Инновация, ес-
тественно, сказалась на цене. Но люди получили качество — простыни впервые перестали строчить посередине. Сейчас все крупные компании стали выпускать полутора- и двухметровые ткани, но уже вслед за «Нордтексом».
Еще одной смелой затеей Яблокова можно назвать продвижение своего брэнда за рубежом. Рискованность идеи заключалась в том, что на Западе, куда главным образом устремлен нынешний интерес главы «Нордтекса», все крупные производители текстиля сворачивают свое производство, на европейских прилавках доминируют товары поставщиков из Китая,
Турции, Пакистана. В связи с этим продвижение российской компании проходило не без трудностей. Прежде всего, западных дистрибьюторов смущало прежнее название — «Яковлевский». Никто его не мог толком выговорить, все запинались на первом слоге вопросом «Яков...what?». Было решено дать компании новое имя — «Нордтекс» — «Северный текстиль», так сказать, в противовес конкурентам из стран Юго-Восточной Азии.
Однако тестовые партии продукции «Нордтекс» показали, что предпочтения западных потребителей принципиально отличаются от российских. Рисунки, которые
годами остаются хитами продаж в России, неприемлемы для Европы. Кроме того, европейцы воспринимают постельное белье как серьезную деталь интерьера и очень требовательны к соответствию цвета и рисунка тенденциям моды. «После первого шока мы решили подойти к вопросу грамотно, — вспоминает Яблоков, — дали себе время для приобретения опыта, разработали отдельную линейку постельного белья и отдельную маркетинговую стратегию его продвижения».
В процессе исследований европейского рынка постельного белья было охвачено три страны и протестировано несколько сотен человек. В результате впервые в практике отечественных текстильных компаний создана коллекция постельного белья специально для европейского потребителя. Первая партия объемом 15 тыс. комплектов уже поступила в продажу в Чехии. Двуспальные комплекты «Нордтекса», ценой 20 евро, займут место в среднем ценовом сегменте и будут конкурировать с постельным бельем из Турции и Пакистана.
Недавно в Иванове, известном как текстильная столица России, задумали увековечить славу российских тканей и выразить тем самым благодарность труду многих поколений текстильщиков. «Нордтекс» даже объявлял конкурс на создание лучшего скульптурного символа.
Иммунитет к маски-шоу
Корпоративная легенда хранит память о том, как вчерашний выпускник Московского физико-технического института вместе с партнером по бизнесу Александром Ушаковым снял небольшую квартирку на окраине
Работницы предприятий Яблокова обшивают практически всю атомную промышленность
России
Москвы и начал торговать ивановскими тканями. И хотя фамилия отца была достаточно известна в отрасли, это нисколько не облегчало работу молодого бизнесмена. Шальные 90-е годы всех уровняли на рынке, преференции отдавались смелым и напористым. Александр Ушаков, характеризуя личностные качества своего партнера, отметил: «В людях ему нравится умение принимать нетривиальные решения. В Яблокове оно есть. Он человек, способный на творческие решения в бизнесе. Это достаточно редкое и потому очень ценное качество».
Начинали с дистрибуции тканей комбината «Яковлевский». С Яковлевского производства и берет начало прежнее название компании. Заработав на этом первые деньги, молодые предприниматели решили приобрести Родниковский и Самойловский хлопчатобумажные комбинаты (ХБК), которые тогда подверглись приватизации. Радоваться от приобретения собственности пришлось недолго: к тому времени вконец разрушилась централизованная система снабжения хлопком, комбинаты работали со значительными перебоями, а тут еще грянули корпоративные войны. Для молодого Яблокова настало время серьезных испытаний. Как человек совсем неконфликтный, он воспринимал осаду предприятия ОМОНом, постоянные маски-шоу, откровенно говоря, нелегко. Люди, простые труженики недавно приобретенных предприятий, уставшие от бесконечных задержек заработной платы, неопределенного статуса комбината, их собственного положения требовали тогда от начальства только одного — определенности.
И Яблоков выходил к митингующим, успокаивал, развеивал сомнения, пытался убедить людей в своей правоте, обещал восстановить устойчивую работу предприятий. С одной стороны, это была работа с персоналом, с другой — вынужденное
Сегодня «Нордтекс» занимает 20% рынка хлопковых тканей для постельного белья
участие в корпоративных войнах. Определенное взросление игроков отрасли произошло к 2004 году, когда, навоевавшись, они решили все же следовать определенным правилам игры.
Сегодня у основных участников текстильного бизнеса сформировались собственные стратегии поведения на рынке. Так, альянс «Русский текстиль» в последнее время стал сокращать собственное производство, сконцентрировав свои усилия на дистрибуции турецкой марки постельного белья TAC. Волжская текстильная компания развивает очень много смежных бизнесов: наряду с текстилем они продают обувь и одежду. «Нордтекс» предпочитает наращивать производство постельного белья, не только расширяя свое присутствие на внутреннем рынке, но и продвигаясь в Европу.
Период рейдерских атак закалил Яблокова. Именно в это время у него сформировался превосходный навык общения: сейчас он отлично держит аудиторию, у него нет никаких проблем с публичностью, на «кор-поративах» даст фору любому — не постесняется прийти в форме буденовца или пирата. А в игровом тесте на доверие Яблоков запросто может упасть с любой высоты на руки сотрудникам — он не сомневается в своей команде.
SAP и доска почета
Несмотря на то, что Яблоков набил руку в корпоративных конфликтах, он вспоминает время рейдерских атак как черный период своей жизни. «Мне, безусловно, гораздо комфортнее созидание, а не война, - признается Яблоков. - Есть люди, для которых борьба, завоевание становятся самоценностью, способом самоутверждения, я же
| прямые инвестиции / №06 [74] 2008 | реальный сектор
испытываю большое внутренне удовлетворение и ощущение успеха, когда вижу новое производство, либо эффективное подразделение. Если руководитель способен собрать команду, которая мотивирована, инициативна, креативна, представляет из себя живой организм, эта компания имеет очень большое будущее. И я вижу цель — создать живой организм, который работает без натужных усилий со стороны руководства, когда нужно управлять практически вручную, а напротив,в котором каждая часть способна принимать адекватные решения, направленные на достижение конечной цели. Хочу создать компанию, которая будет существовать очень долго, сама реагировать на события и постоянно идти вперед, переживать сложности, кризисы падения — и двигаться дальше».
Вообще, понятие команды для Яблокова принципиально важно, он ввел в компании определенный свод базовых ценностей, в который входит уважение к своим подчиненным, создание доверительных отношений. В компании нет жесткого тоталитарного управления. Яблоков ценит инициативу и ответственность. Люди, способные расширять свою зону ответственности вплоть до размеров компании, — самые ценные, считает он. Яблоков понимает, что жестким приказом или стуком кулака по столу проблему не решить. Он убежден, что доброе слово сильнее мотивирует человека на труд, чем любая премия или прибавка к зарплате. Поэтому все, что помогает расти профессионально и нравственно, бережно сохраняется на яблоковских фабриках. И доски почета, и почетные грамоты, и трудовое соперничество — все работает на общее дело, укрепляя экономику корпорации и человеческие характеры.
Многие из его конкурентов считают такой подход к людям, к делу полной ерундой, а Юрий Сергеевич уверен, что именно такое отношение к работе позволило ему достичь в 2007 году объема продаж в 4,8 млрд. руб. Сегодня «Нордтекс» занимает около 55% рынка хлопковых тканей для корпоративной одежды, 20% — тканей для постельного белья, около 7% — постельного белья, около 5% — спецодежды. На рынке спецодежды корпорация ежегодно выигрывает тендеры таких гигантов, как «Газпром», «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Роснефть», «Русал», «Мечел». «Нордтекс» — основной поставщик предприятий атомной промышленности России. А недавно глава «Северстали» Алексей Мордашев назвал компанию «надежным поставщиком». Это ли не лучшая награда за многолетнее сотрудничество?
Идея внедрения системы управления SAP также очень важна для Юрия Яблокова. Крупнейшие корпорации, такие как
Губернатор Ивановской области Михаил Мень полон решимости создать в регионе текстильный кластер
«Газпром», ТНК-ВР, «ЛУКойл», давно работают с этим информационным продуктом, его предпочитают многие международные текстильные компании. «Система достаточно дорогая, стоит более $2 млн., но на определенном этапе развития стало ясно, что ослабевает контроль за реализацией принятых решений, — объясняет глава «Нордтекс». — Сам документооборот занимает колоссальное количество времени и, предвидя, что будет еще сложнее, мы приняли решение перейти на SAP, которая позволила нам работать в качественно иной плоскости». Преимущество системы заключается в том, что она позволяет в режиме реального времени заказывать товар из любого представительства компании, следить за формированием и отгрузкой заказа. SAP автоматически контролирует большинство процедур, связанных с товарооборотом, поддерживает запасы на 40 торговых складах компании, сокращает сроки доставки заказов клиентам и практически исключает ошибки, связанные с так называемым человеческим фактором. С помощью SAP планируется снизить объемы товарных запасов на складах и увеличить производительность труда. Система удобна еще и потому, что позволяет быстро получать любые отчеты и аналитические данные о работе компании.
Планов громадье
В планах компании на ближайшие три года — увеличить до 20% свою долю в продажах постельного белья на территории России. Глава «Нордтекса» давно вынашивает идею создания в стране национального брэнда постельного белья — марки, известной
большинству жителей страны. Яблоков считает, что это возможно при двух условиях: максимально широком предложении постельного белья, которое может удовлетворить потребителей с самыми разными вкусами, и превосходной дистрибуции продукта. Для создания ассортимента «Нордтекс» вывел на рынок четыре марки белья для разных групп покупателей, планирует вывод марки премиум-сегмента из сатина и перкаля. Дистрибуцию «Нордтекса» Яблоков считает лучшей в России, хотя признается, что до идеала еще далеко. И результат налицо: в городах, где есть представительства «Нордтекса», это белье лидирует по продажам. Люди стали отличать продукцию корпорации от прочей.
Яблоков убежден, что Ивановская область — первое из возможных мест, где необходимо поддерживать и развивать текстильное производство. Здесь есть для этого все предпосылки: и вековые традиции, и текстильные династии, и высокая концентрация действующих предприятий. По словам заместителя губернатора Дмитрия Михеева, Ивановская область остается лидером по выпуску текстиля в России, и здесь сконцентрировано 70% отечественного производства тканей и более 40% — пряжи.
Губернатор Ивановской области полон решимости создать в регионе текстильный кластер, в который Яблоков намерен «вписаться». Имеется в виду образование некой общности взаимодополняющих друг друга отраслевых предприятий, пользующихся поддержкой государства. Безусловно, реализация такого проекта очень помогла бы текстильной отрасли. Одна из ведущих компаний региона — корпорация «Нордтекс» — несмотря на жесткую конкуренцию на текстильном рынке, за счет собственных ресурсов проводит модернизацию и техническое перевооружение производств. Ц
реальный сектор | прямые инвестиции / №06 [74] gq08|