Научная статья на тему 'Северный текст русской детской литературы: опыт типологии'

Северный текст русской детской литературы: опыт типологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
473
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ ТЕКСТ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ТИПОЛОГИЯ / NORTHERN TEXT OF THE CHILDREN''S LITERATURE / ART PICTURE OF THE WORLD / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова А. В.

В статье впервые осуществляется попытка системного подхода к Северному тексту детской литературы. Предлагается опыт типологии разнообразных художественных произведений, относящихся к Северному тексту детской литературы. Определяющим критерием разграничения при этом избирается общий характер художественной картины мира, обусловленный местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northern text of Russian children’s literature: typology experience

The author of this paper first attempts to make a systematic approach to the Northern text of the children’s literature. It is proposed the typology experi-ence of various artworks relating to the Northern text of children’s literature. The decisive criterion in this distinction is elected the general art picture of the world due to the Russian North which plays the particular role in the life of a particular author.

Текст научной работы на тему «Северный текст русской детской литературы: опыт типологии»

А. В. Давыдова, канд. филол. наук, доцент, кафедра литературы, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия, Davaliona@rambler.ru

северный текст

русской детской литературы: опыт типологии

В последние годы заметно возрос интерес ученых-филологов к исследованию локальных художественных текстов, которые воспринимаются как выражение национального менталитета. В связи с этим наряду с традиционными для русской литературы петербургским и московским текстами сегодня говорят и о Северном тексте.

В понимании Северного текста автор будет руководствоваться определением Е. Ш. Галимовой: «это создававшийся преимущественно на протяжении полутора столетий (с середины XIX в. до наших дней) в творчестве многих русских писателей особый северорусский вариант национальной картины мира (курсив — Е. Г.), наделенный наряду с индивидуальными, отражающими своеобразие мировидения каждого из авторов, также и общими, типологическими чертами»1.

Исследовательница важнейшей характеристикой Северного текста считает восприятие «Русского Севера как мифопо-этического пространства, таящего в себе в " запечатленном" виде =

загадку русской жизни <...>, а также тайну русского поэтического сло-

ва»2. Вслед за Д. С. Ли-

хачевым и В. Л. Яниным ___

она отмечает, что под Русским Севером понимается «прежде всего, территория Архангельской и Вологодской областей, бассейны рек, текущих в Белое море»3. И далее: «Рус-

Важной частью Северного текста русской литературы являются книги, предназначенные для детского чтения.

ский Север, северорусская историко-культурная зона — это вся обширная территория к Северу от водораздела Волга — Северная Двина до берегов Ледовитого океана и от границ с Финляндией до Уральских гор»4.

Важной частью Северного текста русской литературы являются книги, предназначенные для детского чтения. Эта часть Северного текста призвана не просто создать слепок северорусского мира в произведении, но и решить сверхтекстовые задачи формирования внутреннего мира юных читателей. Важно отметить, что «восприятие Севера как мифопоэтического пространства», характерное для Северного текста, родственно детскому образу мышления с его способностью соединять реальность и сказку, непосредственностью и незаурядностью. Не оттого ли многие произведения Северного текста, не предназначенные изначально для ребенка, так органично вошли в круг его чтения? Так, например, в хрестоматиях, ориентированных на школьников, где собраны произведения писателей Русского и Европейского Севера5, встречаются имена Ф. Абрамова, Е. Овсянкина, Н. Рубцова, Н. Тряпкина, _ О. Фокиной, А. Яшина.

Ограничивая материал исследования, необходимо отметить, что статья будет касаться только тех произведений, что написаны специально для детей. Таких, к сча-

дискуссия

журнал научных публикаций

стью, немало, и это создает определенные трудности при попытке упорядочивания материала. Автор, опираясь на классификацию А. М. Любомудрова, предлагает свой опыт типологии.

Определяющим критерием разграничения писателей и их произведений будет считаться специфика художественной картины мира, обусловленная тем местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного автора. Для одних он — малая Родина, причем нужно различать писателей и поэтов-уроженцев Севера, представителей русской нации и малочисленных коренных народностей: слишком оригинально и самобытно художественное мировосприятие последних. Для других Север — не дом по рождению, но место, где прошли долгие годы жизни. Восприятие Русского Севера у этих авторов отличается от видения мира и представителей первой группы (оно несколько отстраненно), и от отношения тех литераторов, которые лишь ненадолго приезжали на Север.

Среди великих певцов Севера, родившихся и выросших в Архангельске, следует назвать Б. В. Шергина и С. Г. Писахова. Их творчество питает сама суть поморской жизни с ее строгими нравственными традициями, глубокой верой, неповторимым северным говором, стойкими и жертвенными русскими характерами, чуткостью к красоте мира и души.

Хорошая детская книга не может

быть неискренна, и чтобы воспитывать, она должна точно улавливать веяния эпохи и одновременно говорить о вечном,

Особое место в Северном тексте детской литературы принадлежит наследию Е. С. Коковина — автора трилогии о жизни архангельских мальчишек («Детство в Солом-бале», «Морская школа» и «Первая любовь»). Его творчество еще раз подтверждает мысль о том, что хорошая детская книга не может быть неискренна, и чтобы воспитывать, она должна точно улавливать веяния эпохи и одновременно говорить о вечном. Близки по авторской интонации и стремлению объективно отразить жизнь к произведениям Е. Коковина повести Н. А. Вурдова — «Робинзоны студеного острова» и «Дорога на всю жизнь». В них писатель повествует о событиях 1942 г., о школьной экспедиции на Новую землю, где дети работали, чтобы помочь голодающему населению Архангельска.

Центральным образ Русского Севера становится в книгах писателей, задача которых в занимательной форме рассказать ребенку об истории, культуре, традициях Поморья. Это особая разновидность детской литературы — книги-учебники, каким было, например, знаменитое «Путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» С. Лагерлеф. Таковы произведения С. Ефремовой «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке», «Сказка о поющем и говорящем доме»; В. Суханинского «Со-ломбальские кораблики», поморская легенда «Жемчужное ожерелье». Особо хотелось

бы отметить книги Е. Антроповой «Северный клубок» и М. Попова «Золотой ларец» и «Берестяная история, или Приключения отрока Онфима».

Традиционную для детской литературы «природоведческую» линию развивает в своем творчестве писатель из Петрозаводска В. М. Данилов. Большинство его произведений посвящены карельскому краю: «У охотничьего костра», «Магелланы с берегов Неженки», «Семнадцать перышек», «Эхо соснового бора». Рассказывая о жизни природы детям, автор поднимает значимые проблемы взаимоотношения человека и окружающего мира, актуальные сегодня вопросы экологического просвещения.

Традиция подростковой прозы также нашла свое отражение в Северном тексте. Среди современных северных писателей, которые обращаются к теме нравственного и социального самоопределения подростка и переосмысливают популярный в 1960-е — 1970-е гг. жанр «школьной повести», назовем имена писательницы из Сыктывкара Е. В. Габовой и вологодского прозаика А. В. Ломковского.

Другая жанрово-тематическая разновидность современной детской литературы, проявившая себя в Северном тексте, связана с развитием жанра детского юмористического рассказа. Это подтверждают книги карельского писателя и поэта И. Д. Востря-кова «Учебник по вранью», «Волшебный лучик детства» и архангельской писательницы Е. Б. Антроповой «Сказка про Шля-Пу Китайскую», дилогия о Потеряшкине, «Чепу-шиные истории».

Давая общую характеристику Северного текста, А. М. Любомудров замечает: «Литераторы Севера преимущественно поэты»6. Это не совсем справедливо для Северного текста детской литературы. Так, например, из детских поэтов-северян можно назвать (кроме уже упомянутого И. Вострякова), пожалуй, только Н. С. Власенкову, члена Союза писателей и профессионального педагога. Ее поэзия для самых маленьких — жанр «легкий» лишь на первый взгляд. Чтобы для малышей сочинить хорошие сти-

Чтобы для малышей сочинить хорошие стихи, недостаточно просто зарифмовать строки. Нужно уметь видеть мир таким, каким его видит ребенок.

ки. Нужно уметь видеть мир таким, каким его видит ребенок. Этим удивительным даром, несомненно, обладает поэтесса.

Куда больше писателей обращаются к детской аудитории лишь в некоторых своих произведениях. Вспомним М. И. Барыше-ва с его сборниками рассказов «Маленькие поморы», «Панозеро» и повестью «Особый патруль»; прозу Г. П. Аксенова «Тайбола», «Бажоный», «Друзья детства». Особое место книги для детей занимают и в творчестве известного современного писателя М. К. Попова, автора сказок «Онежская жемчужина», «Истории перламутровой раковины», «Золотой ларец».

Интересны также произведения северорусских авторов, где освещена актуальная для региона тема взаимоотношений русских и представителей малочисленных коренных народов. Об этом книги Пэли Пунуха «Борька в тундре», «Девочка Савоне», «Из-под пяты веков»; повести Г. И. Суфтина «След голубого песца» и Е. Коковина «Полярная гвоздика».

В Северном тексте детской литературы отражен взгляд на диалог культур и с другой стороны. Особое место здесь занимает творчество писателей и поэтов, относящихся к малым коренным народам Крайнего Севера; в их произведениях отражен уникальный поэтико-мифологический взгляд на мир и человека в нем. Среди ярких писательских имен назовем А. П. Пырерка («Младший сын Вэдо»), П. А. Явтысого («Рожденные в нартах»), А. И. Пичкова (повести «Розовый узор» и «Сятук», поэтический сборник «Едем в тундру на оленях»). Любовью к родине и людям проникнуты посвященные детям стихи В. Н. Ледкова («Детям моего стойбища», «Быстроногий олененок»), Л. В. Лапцуя (поэмы «Мальчик из стойбища», «Эдейка») и Ю. Н. Шесталова, мансийского прозаика и поэта, чьи книги «По-тепка», «Сказки таежного игрища», «Снежное утро» положили начало мансийской детской литературе.

Однако особенно интересны авторы, чье внимание, прежде всего, сосредоточено на создании книг для юных читателей. Так,

хи, недостаточно просто зарифмовать стро- талантливо пишут для детей Н. Н. Курато-

дискуссия

журнал научных публикаций

ва из Сыктывкара («Давайте знакомиться и дружить», «Горсть солнца», «Миша растет с каждым днем»); Е. В. Козлова («Синее стеклышко», «Я и братишка Ивук», «Снежный человек», «Волшебные очки», «Озорник»).

Произведения Северного текста детской литературы, созданные представителями малых коренных народов, наделяются их авторами особыми функциями. Северорусские писатели, подчеркивая региональную самобытность жизни, в своих книгах на первое место ставят человека. Это личност-но-ориентированная литература. Писатели Крайнего Севера часто стремятся к яркой презентации своего народа, делая упор на универсальные обобщения, на создание подробнейшей модели национальной жизни. Это можно объяснить особым типом коллективно-мифологического мировосприятия, когда человек мыслится малой частью вселенского мира. С другой стороны, многие современные авторы создают свои произведения для детей на национальных наречиях, словно пытаясь закрепить в языке традицию, сохранить ее для будущих поколений.

Вторую большую группу создателей Северного текста детской литературы составляют писатели, не являющиеся уроженцами Русского Севера, но на протяжении долгого времени проживающие на его территории.

Так, «поэтическую прозу» В. П. Чир-кина составляют рассказы («В гостях у дедушки в деревне», «Лапка: рассказики о животных») и сказки («Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых», «Поросенок Борька»). В разных регионах России известно творчество Т. Н. Ломбиной (сборник рассказов «Из пункта "А" в пункт "Б"», учебники-сказки «Читайка» и «Гра-мотейка»), и книги О. М. Гарнат («Долгая дорога к дому, или Приключе-

Писатели Крайнего Севера часто стремятся к яркой презентации

своего народа, делая упор на универсальные обобщения, на создание подробнейшей модели национальной жизни.

для подростков Н. Б. Васильевой («Под созвездием Кассиопеи», «По прозвищу "Гуманоид"»). Работа над книгами для детей есть и в творческом опыте архангельского писателя и поэта, родившегося в Ленинграде В. Н. Чубара (повесть «Вместе весело шагать, или Мы стоим за гаражами»).

Дар живо и лаконично передавать настроение, понятное детям, был присущ поэту и писателю В. М. Калинкину. Н. К. Жернаков писал о его стихах: «В них то особенное, глубокое понимание воспитательной силы художественного слова, то поэтическое осмысление мира в детском восприятии, без назидательного нравоучения, которые отличают поэта истинного <...>, в них светлая душа и золотое сердце автора»7.

В различных жанрах прозы и поэзии для детей работает О. С. Бундур из г. Кандалакша. Главная тема его лирики — поэзия гармоничных семейных отношений, без которой невозможно развитие цельной личности («Книжка про нас», «Если в доме каждый рад», «Папу с мамой берегу»). В прозе писатель искренне восхищается удивительным миром Севера, ставшим для него родным («Медвежка», «У нас на Крайнем Севере»).

К третьей группе создателей Северного текста детской литературы отнесем литераторов, лишь ненадолго приезжавших на Русский Север. Среди них собственно детских писателей не так уж много. Это Л. А. Кассиль, целый ряд рассказов которого 1930-1940-х гг. связаны с «северными» впечатлениями («Батарейный заяц», «Вторая половинка песни», «Федя из Подплава», «Черемыш — брат героя»), а статья о Е. Коковине — «Сиверко — поморский ветер» — характеризует писателя не только как талантливого критика, но и как человека, влюбленного в Русский Север. Вспомним так-

ния щенка Фунтика», «Найди свою Трою», «Мой любимый соловей»). Интересна проза

же имя М. С. Пляцковского. Его впечатления от путешествия в Арктику и на Чу-

котку отразились в лирике («Морошка», «Чукотка», «Высокие широты», сборник «Елка бегает по тун- -

дре»), художественно -музыкальной композиции «Белый Север», созданной совместно с С. Г. Гладковым и нескольких рассказах («Умка хочет летать», «Тюлентяй» и др.).

Другие авторы, ко- :

торых нельзя не назвать в этой части обзора, пишут главным образом для взрослых, но нравственный, воспитательный и художественный потенциал их произведений о Севере так велик, что эти книги по праву входят в круг детского чтения. Это и М. М. Пришвин с его очерками «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком»; и З. С. Давыдов с романом о приключениях мореходов «Беруны»; и В. А. Каверин с книгой «Два капитана»; и Ю. П. Казаков («Никишкины тайны», «Мальчик из снежной ямы»); и Ю. И. Коваль («Чистый Дор», «Листобой»). Их произведения воссоздают образ Поморья как волшебного края, таящего в себе несметные природные и духовные сокровища.

Таким образом, даже такой конспективный обзор позволяет сделать вывод о

том, насколько разнообразен и обширен Северный текст детской литературы, на— сколько мощный исто-

Многие современные авторы создают свои произведения для детей на национальных наречиях, словно пытаясь закрепить в языке традицию, сохранить ее для будущих поколений.

рико-литературный потенциал содержится в нем. Последнее становится сегодня особенно актуальным, если учесть интерес современных властей к освоению арктического и приар-= ктического регионов. Хотелось бы еще раз отметить, что любые направленные на прогрессивное развитие проекты начинаются с человека. А что еще может дать глубинные представления о сущностных основах северорусского мира как не осмысленный, пропущенный через душу и сознание писателей художественный текст?

1. Галимова Е. Ш. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сборник научных статей. Материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры / Под ред. Н. М. Теребихина. Архангельск, 2011. С. 405.

2. Там же. С. 408.

3. Лихачев Д., Янин В. Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры // Коммунист. 1986. № 1. С. 115.

4. Галимова Е. Ш. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика: сборник научных статей. Материалы V и VI Поморских чтений по семиотике культуры / Под ред. Н. М. Теребихина. Архангельск, 2011. С. 408.

5. Детская литература стран Баренцева региона: хрестоматия / Отв. ред. Э. И. Николаева. Архангельск: Поморский университет, 2005; Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л. С. Скеп-нер. Архангельск: изд-во Поморского педуниверси-тета, 1995.

6. Любомудров А. М. Север России в истории русской литературы XX века (по материалам словаря Пушкинского Дома) // Северный текст русской литературы. Вып. 1 / Сост. Е. Ш. Галимова. Архангельск, 2009. С. 18.

7. Жернаков Н. К. Таким он был // Правда Севера. 1981. 31 января. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.