Научная статья на тему 'Северный русский народный костюм – архаика или современность?'

Северный русский народный костюм – архаика или современность? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
666
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / МИРОВОЕ ДРЕВО / ОБЕРЕГ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / РУКОДЕЛИЯ / НАРОДНАЯ ИСТИНА / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИЧАСТНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИЗАЙН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шилова Л. А.

В статье рассматривается культурно-образовательное и сакральное значение традиционного северного русского народного костюма, его роль в формировании личности русского человека, раскрывается актуальность его изучения и создания в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный русский народный костюм – архаика или современность?»

ются создать единую теорию поля!» не столько опровергают нашу точку зрения, сколько подтверждают ее. Потому что КАЖДЫЙ научный работник должен хорошо представлять, куда в общую картину мира ложится его «кирпичик», решаемая им конкретная частная задача. Получается, что и в процессе обретения знания на первом месте стоит его полнота. Именно полнота является на данном этапе основным критерием научности знания, которым должен быть с необходимостью дополнен обсуждаемый выше критерий доказательности, разумеется, сохраняющий свою силу.

Наконец, образование. Сейчас происходит все более ясное и широкое осознание того, что мировоззрение, господствующие научные парадигмы, структура научного знания и порожденные им технологии успевают коренным образом измениться уже за время детства человека, за годы его среднего и профессионального образования. Этот факт ставит перед последним ряд сложных проблем. Если за время жизни одного поколения происходит (по оценкам экспертов) 4-5 кардинальных изменений в фактологии знаний, это означает, что знания, например инженера, устаревают за 4-6 лет, а 70 % знаний, которые потребуются будущим специалистам, еще никому не известны.

Следовательно, главное в обучении, как в школе, так и в ВУЗе, не столько в том, чтобы дать учащемуся определенную сумму знаний, а в том, чтобы вооружить его методологией познания, научить самостоятельно, овладевать знаниями, обеспечивая достаточную их полноту для компетентного принятия решений, соблюдая традиции.

Список литературы:

1. Стародубцев М.П. Образовательная политика Екатерины II: монография / Под ред. М.П. Стародубцева. - СПб., 2012. - 62 с.

2. Ключевский В.О. Два воспитания / В.О. Ключевский; под ред. В.Л. Янина // Соч.: в 9 т. - Т. IX. Материалы разных лет. - М., 1990. - С. 9-16.

СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ -АРХАИКА ИЛИ СОВРЕМЕННОСТЬ?

© Шилова Л.А.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье рассматривается культурно-образовательное и сакральное значение традиционного северного русского народного костюма, его

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук.

роль в формировании личности русского человека, раскрывается актуальность его изучения и создания в наши дни.

Ключевые слова: северный русский народный костюм, Мировое Древо, оберег, традиции и обычаи, рукоделия, народная Истина, женское образование на Севере, воспитание патриотизм и национальной причастности, экологически ориентированный дизайн, образовательная область Технология, подготовка будущих учителей Технологии.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что становление культурного человека не возможно без обращения к прогрессивным народным традициям и обычаям. По словам Ю. Окунева «Культурные древности определяют во многом и настоящее - и не только в собственно культурно-художественных формах, но и в характере и особенностях социализации личности, способах и глубине вхождения ее в мир культуры. Вместе с тем, значительная часть культурного наследия просто не работает в нынешней социокультурной ситуации, что наносит серьезный урон становлению исторического и культурного самосознания новых поколений [1].

Народный костюм русского севера представляет собой сложный и уникальный комплекс материальной, художественной и духовной культуры нашего народа. Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи. Влияние петровских реформ в 18 - начале 19 века на север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад бытовал здесь еще долго, вплоть до конца 19 века. Культура Новгорода Великого, в чье владение с 12 века входило побережье Белого моря, искусство великокняжеской Москвы, владевшей двинскими землями с 15 века, традиции древних городов Ростова и Суздаля, вотчины которых размещались на обширной территориии Подвинья, древние традиции финно-угорских племен, карелов, коми-зырян, ненцев, саамов, вепсов, населявших эти земли, находят свое отражение в крестьянской культуре русского населения северного края [2].

Обращение к северному русскому народному костюму следует рассматривать не только как желание сохранить связь с историческим прошлым, традициями, но и как стремление понять духовную суть, характер целомудренного образа северного русского человека. Северный русский народный костюм выражает черты особенного своеобразия, сформированного жизнью народа, его обычаями, традициями, характером природы края. В народном костюме воплотились полнота народного чувства красоты, верований и художественной фантазии, своеобразное восприятие и понимание космоса, мира, представление наших предков об устройстве мира и отношении к нему. Русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания, а народный костюм был способом взаимодействия человека с Миром. Народная одежда, отражая духовные потребности, являлась одновременно и частью предметного мира и внешним обликом самого человека, т.е. посредником с

окружающим миром. Поскольку смысл жизни был вселенско-космическим, то Человек моделировал Вселенную в себе и на себе [3, с. 20].

Одной из мифологем, передающих представление человека древности о его космическом доме, о Вселенной является «Мировое Древо». Вертикаль Мирового Древа семантически означает многомерность мира. Условно Мир по вертикали поделен на «верх» (мир Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных). Человека тоже можно условно поделить по вертикали на три уровня: верх (голова), низ (живот и все, что ниже живота), середину (грудь - сердце, чувства, эмоции) [3, с. 22]. В народном костюме также нашла отражение структура Мира. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, порты, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения человека с Миром.

Головной убор женщины семантически представлял собой целую космологическую систему - отражение структуры Мира верхнего. Представления о небе как о Праматери и бесконечности легло в основу символического изображения неба в виде диска, кольца, круга (т.е. бесконечной геометрической фигуры). Помимо функций дарительницы жизни Великая Праматерь считалась еще и хранительницей запасов небесной влаги (источника жизни на земле). Лоб женщины закрывало очелье в виде плетения из бисера, символизировавшее влагу, изливающуюся на землю. Поскольку головной убор был отражением идеи Неба, устремлением ввысь, то и названия головных уборов в народе были «птичьими»: «кокошник» («кокошь» = петух, «кика», «кичка» (утка), «сорока»).

Шея - рубеж двух сфер, двух миров. Он должен снабжаться системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья. По периметру ворота (как и другого края одежды) располагалась зигзагообразная линия, обозначающая влагу, первородную стихию. Окаймление предметов одежды зигзагообразными линиями означало оберег, непроницаемость для нежелаемого. Женские круглые ожерелья (бусы) усиливали оберег.

Рубаха имела важное назначение в структуре костюма, она закрывала тело, принадлежащее «середине» и «низу» - то есть Земле.

Руки человека ассоциировались с ветвями Мирового Древа, (что подтверждают русские народные вышивки с изображением вместо рук ветвей дерева или птиц).

Пояс символически соединял и гармонизировал в человеке Светлое и темное - «верх» и «низ». Ему придавалось большое сакральное значение, что подтверждают манипуляции с поясом в обрядах и обычаях.

В дохристианскую эпоху человечество боготворило «белый свет». Свет, источаемый небом, был источником жизни и жизнеутверждения. Одежды людей были белого цвета и снабжались украшениями - оберегами на сакрально жизненно-важных участках тела. С изменением религиозных воз-

зрений на смену поклонению Свету (световой энергии неба) пришло поклонению «теплу» в виде «земного» огня и красного цвета. Человечество «переключилось» на энергии земли, это нашло свое выражение и в народном костюме в обилии красного цвета (цвета тепловой энергии - огня).

Традиционный народный костюм донес до нас смысл, зашифрованный в его узорах. В орнаменте костюма, понимая значение его символов, можно было прочитать целый рассказ о гармонии мироздания. Человек создан по образу и подобию Божьему. Земной Человек соединяет в себе божественное (дух, дающий почву мыслям, разум) и антибожественное (инстинкты) [3, с. 34]. С помощью магических линий, зашифрованных в рисунках орнамента, человек надеялся защитить себя от злых сил.

Функционированию народной одежды в традиционной среде способствовал обычай [4]. Неписаным законом было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура. Способы носить и соединять составные части одежды, варьировать элементы костюма зависели от времен года, жизненных ситуаций, связанных с трудом, бытом, праздниками, обрядами. Костюм являлся знаком принадлежности человека к той или иной социальной или половозрастной группе, а во многих случаях указывал на место жительства, регион. Смена человеком социального статуса влекла за собой и смену одежды. Нормы морали, наследуемые традиционно, заветы предков всегда служили ориентиром и эталоном для традиционного поведения. Привлекательную статность, гордую осанку, колорит северного русского образа помогали подчеркнуть стиль, покрой, декор традиционного костюма. Красота и гармония народного костюма способствовала воспитанию эстетического отношения к жизни, а его изготовление - воспитанию творческого, уважительного отношения к труду.

Рукоделие всегда было обязательным предметом в женском образовании на севере. Оно предназначалось для подготовки учениц к будущей семейной жизни, воспитывало трудолюбие, аккуратность, усидчивость [5].

Прясть пряжу должна была уметь каждая женщина. Прядение нити имело символическое значение - синоним жизни, судьбы, времени. Женщина-пряха выполняла функцию продолжательницы рода. Льняной нити приписывались очистительные силы, защищающие от сил зла. Веретено так же играло важную роль в модели мира - это ось мироздания, символ движения.

Одним из уникальных и самобытных видов женского рукоделия, дошедшего до наших дней практически в неизменном виде, является и ткачество. Учить ткать пояса начинали с детства. Тканье поясов, очень красочных и ярких по цвету, разнообразных по технике исполнения, являлось полной противоположностью всему остальному ткачеству, строгому, даже изысканному в цветовом отношении. Пояса на Русском Севере выполнялись, в основном, из красных шерстяных ниток по отбеленному льну или хлопчатобумажной нит-

ке. Благородное сочетание красного цвета и белого характерно для северного ткачества. Первоначально применяли растительные красители, позволявшие достигать тонких и разнообразных цветовых оттенков. Надо сказать, что теплые цвета преобладали. Листья березы давали желтый цвет, зверобой - красный, рожь - зеленый, шелуха лука - коричневый, осина - синий, черника -лиловый.

Кисти на поясах делали пышные, разноцветные, иногда в несколько ярусов, которые порой заканчивались затейливыми переплетениями разноцветных ниток (розетками) с шариками и помпончиками.

В Поморье существовала традиция украшать головные уборы и некоторые детали одежды золотным шитьем, речным жемчугом и бисером. Для золотного шитья использовали такие материалы, как пряденое серебро, бить, блестки, канитель, мишуру и др. Из речного жемчуга низали бусы, жемчужные нитки для украшения головных уборов, подвески к серьгам, им расшивали шейные украшения - заборочники. К концу XIX века вместо жемчуга стали чаще, чем прежде, применять белый матовый или прозрачный бисер, стеклярус, стеклянные бусины [6].

Уже лет с семи усаживали девочек за работу, приучая их ко всем тонкостям искусства пряхи, или ткачихи. За прялкой у лучины проводили долгие зимние вечера дома и на «беседах» - веселых сборищах молодежи у кого-нибудь в избе. Занимались ремеслами, слушая сказку, былины, пели песни, произносили заговоры и т.д. [7]. Начиная работать, наши предки настраивались на положительные эмоции, чтобы работа спорилась, чтобы вещь получилась красивая, у мастера обязательно должно быть хорошее настроение, желание творить. Относились к работе с любовью, с радостью, с уважением. Стремление преобразовать свое непосредственное окружение по законам гармонии и красоты характерно для русского человека. Красота и польза - это основная закономерность художественного творчества в народной среде на протяжении веков [8]. Каждый предмет одежды, интерьера, среды был не только утилитарным, но обязательно нес и символическую функцию - помогать человеку - функцию оберега. Переживание добра, любви, справедливости, красоты формировали народную Истину. В отличие от современного мировосприятия в народном искусстве нет ничего мрачного, безысходного, нет пессимизма, нет безвыходного драматизма. И от русского народного костюма веет древними языческими временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы о помощи и покровительстве, утверждением магии добрых сил, оберега от злых духов.

Северные народные традиции всегда выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей северян. Изучение народного костюма и в наши дни является средством воспитания у молодого поколения чувства патриотизма, национальной причастности, национального единения. Северный народный костюм это

симбиоз многих рукоделий и ремесел, но далеко не многие отваживаются изучать и создавать народный костюм, так как освоение народного костюма сопряжено с большими трудностями:

- отсутствие необходимой методической литературы;

- затратное материальное оснащение (традиционным и современным оборудованием, инструментами и разнообразными материалами);

- многоплановость и длительность учебного процесса;

- необходимость владения широким комплексом практических умений и навыков по различным видам женских рукоделий и ремесел, и др.

Кроме того, у большинства молодежи сложилось неадекватное отношение к этому виду декоративно-прикладного творчества еще со школы - не понимая сакрального смысла, многие воспринимают народный костюм как нечто архаичное, старомодное. Тем не менее, изучение северного народного костюма является актуальным не только с точки зрения нравственно-этического, патриотического, трудового и художественного воспитания молодежи, изготовление и использование народный костюм является ярким примером экологически правильного потребления и производства, наглядно показывает способы бережного отношения к окружающему миру.

Современные дизайнеры одежды стремятся на новом уровне воссоздать национальные образы, соответствующие одновременно и традиции и новому образу жизни современного человека [9]. Экологически ориентированный дизайн обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции. Его задача - сохранение и дальнейшее развитие этнической самобытности предметной среды. К сожалению, основными характеристиками человека современного общества являются технократическое мышление, рациональность, преобладание материальных интересов над духовными, этический индивидуализм и прагматизм, отделен-ность от природы и стремление к господству над ней. О глобальном кризисе культуры свидетельствуют ослабление роли культуры в обществе, унификация и стандартизация культурных ценностей, потеря национальных особенностей и самобытности, широкое распространение массовой «антикультуры». Современный человек разучился что-либо делать своими руками, из творца он превратился в потребителя готовых продуктов. Гуманизация дизайна означает превращение отчужденного современного человека, пассивного потребителя готовых благ в творца, проектирующего свою пространственную и социальную среду. Именно во включении потребителя в процесс проектирования вещи и среды видится путь решения проблемы экологии человека [10]. Поэтому идеи возрождения народных ремесел, приобщение к народным истокам, обращение к поморским корням широко и активно распространяются в образовательных учреждениях региона.

В программе «Технология. Трудовое обучение» одним из условий достижения цели изучения новой образовательной области «Технология» определена готовность к восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих возможностей. Следовательно, изучение традиционных народных промыслов и женских рукоделий является актуальным направлением подготовки студентов - будущих учителей технологии. В Северном арктическом университете имени М.В. Ломоносова особая роль в этом направлении подготовки отводится народному костюму. Народный костюм имеет ряд неоспоримых преимуществ, способствующих эффективному формированию технологических знаний и умений обучающихся: экономичность, лаконизм в выражении образа, доступность технологий изготовления, простота деталей кроя и разнообразие видов художественной отделки. Глубокое проникновение в тайны народных ремесел создает условия для успешной подготовки студента к творческой и педагогической деятельности. Таким образом, изучение и изготовление северного русского народного костюма существенно влияет на формирование педагогов нового типа, их профессиональной культуры, творческого мышления, художественных способностей.

Подводя итоги выше сказанного, можно утверждать, что значение народного костюма не устарело, он не теряет своей актуальности в современной жизни. Главной целью изучения и создания северного русского народного костюма является возрождение нравственного потенциала личности, ее национального самосознания, национальной гордости, приобщения к духовным традициям и их сохранение, преумножение, а через это и приобщение к общерусской, мировой культуре. Народный костюм является широко востребованным в дизайне современной одежды, в воспитании и образовании молодого поколения, в подготовке педагогов - будущих учителей технологии.

Список литературы:

1. Окунев Ю. Истоки образов в творчестве народных мастеров России / отв. ред. Ю.П. Окунев // Традиции народного искусства Севера России. -Архангельск, 2001. - С. 28.

2. Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера 19-начала 20 века. -М., 2006. - 274 с.

3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере // Л.В. Каршино-ва, С.Н. Удалова. - Каргополь, 2004.

4. Народный костюм и современная молодежная культура: Сборник статей. Арх. - 1999. - 272 с.

5. Заозерская С.В. Женское образование на Архангельском Севере (вторая половина 19 - начало 20 в.) // Педагогика. - М., 2005. - № 5. - С. 87-90.

6. Клыков С.С. Пояс как элемент комплекса женского костюма. Народный костюм и обрядность на Русском Севере. - Каргополь, 2004. - С. 242.

7. Традиции народного искусства Севера России / отв. ред. Ю.П. Окунев -Архангельск, 2001. - С. 34.

8. Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика. Материалы областной научно-практической конференции 13-15 января 2003 / Под ред. Н.В. Галышевой, В.К. Хорева, Т.Б. Знатных, А.А. Беднарчик. - Архангельск: КИРА, 2003. - С. 53.

9. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - С. 81.

10. Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.