Решетневские чтения. 2018
УДК 338.2
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Д. А. Казанцева, И. В. Полухин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
На сегодняшний день развитие Северного морского пути наиболее приоритетно как для России в целом, так и для Красноярского края. Рассмотрены основные плюсы использования этой транспортной системы и предложены варианты выгодного развития.
Ключевые слова: транспорт, логистика, Северный морской путь, транспортная система, развитие.
NORTHERN SEA WAY AS INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE KRASNOYARSK TERRITORY
D. A. Kazantseva, I. V. Polukhin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
To date, the development of the Northern Sea Route is the highest priority both for Russia as a whole and for the Krasnoyarsk Territory. In this article the main advantages of using this transport system are considered, options are offered profitable development.
Keywords: transport, logistics, northern-sea route, transport system, development.
Красноярский край обладает крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсами, относится к ведущим лесопромышленным регионом России. Здесь же реализуются крупнейшие инвестиционные проекты в области добычи полезных ископаемых, металлургии, энергетики [1].
По территории Красноярского края и через нее проходят все виды транспортной системы, которые не только связывают азиатскую и европейскую части России, но и являются транспортным мостом между Северо-Американским континентом, западной Европой и быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии [2].
В декабре 2013 года Губернатор Красноярского края подписал указ «Об утверждении инвестиционной стратегии Красноярского края на период до 2030 года». В нем речь идет не только о развитии предприятий и инвестиционной привлекательности региона, но и о развитии транспортно-логистической системы. Так, например, в сфере водного транспорта, ключевым является проект сохранения и развития Северного морского пути, включая транспортную систему «Енисей-СМП», в рамках которого планируется сохранение порта Диксон [3].
Северный морской путь пролегает через четыре моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, в которой определялся как «на-вигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива». В законодательстве России можно встретить «исторически сложившуюся нацио-
нальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике» или Северный морской путь.
Основными пользователями Северного морского пути в России являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф».
Северный морской путь обеспечивает связь 27 субъектов Российской Федерации. На данном пути находится свыше 50 портов, среди них Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца. По Северному морскому пути осуществляется перевозка добываемых на Севере нефти и газа, леса. Благодаря этой морской магистрали транспортируется 90 % никеля и 65 % меди.
Согласно статистическим данным, предоставленным федеральным государственным бюджетным учреждением «Администрацией Севморпути», объёмы перевозок по Северному морскому пути с учетом транзитных грузов растут. С 2013 года объем увеличился в три раза: в 2017 году объем составил 10961 тыс. тонн [4].
В настоящее время ежегодно на провозку грузов по Северному морскому пути выдается более 600 разрешений, а ежегодный объем транспортировки грузов составляет 4 млн тонн.
Транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы, являются альтернативой Северному морскому пути. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5 770 морских миль. Расстояние
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше.
Северный морской путь экономически гораздо более выгоден для перевозки грузов и товаров из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, чем через Суэцкий канал.
Развитие Северного морского пути для перевозок приведут к следующим положительным результатам для перевозчиков и грузоотправителей:
1. Экономия топлива;
2. Низкие расходы на перевозку (в сравнении с другими видами транспорта).
В свою очередь, отсутствие платежей за проход по Северному морскому пути судна и отсутствие очередей привлечет перевозчиков, которые ранее использовали Суэцкий канал. А фактическая возможность потери товара по причине нападения пиратов будет равна нулю из-за отсутствия таковых.
Более того, благодаря развитию Северного морского пути появится возможность привлечения новых стран для сотрудничества. Стоит отметить, что речь идет о таких странах, как Южная Корея, Китайская народная республика, Нидерланды, Шотландия, Норвегия, Египет и другие.
Например, экспериментальная транспортировка товаров в качестве альтернативного способа доставки товаров в Египет была совершена в июле 2018 года АО «Лесосибирским ЛДК № 1». Была совершена перевозка пиломатериалов в размере около 5 тыс. тонн из 10 тыс. тонн, отправленных на экспорт в общем объеме [5].
Развитие арктических территорий Российской Федерации, сопряженное с освоением Северного морского пути, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной политики. Для максимально эффективного освоения Северного морского пути для государства и для предпринимателей, необходимо обеспечить выполнение следующих пунктов:
1. Увеличение штатной численности таможенных органов для максимально эффективного содействия в проведении таможенных операций, связанных с проведением таможенного контроля в морском пункте пропуска и для минимизации сроков;
2. Создание управляющей компании Северного морского пути для сокращения времени для осуществления перевозок по Северному морскому пути.
Сегодня компании сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с целым рядом контрагентов, включая министерства, местные порты, компании, предоставляющие услуги агентирования и бункерин-га. Также возникают вопросы, связанные с качеством сервисов «на местах». Создание управляющей компании позволит оказывать услуги бизнесу в режиме «одного окна» и, как следствие, устранить ряд существующих административных барьеров.
Рост потока перевозок, здоровая конкуренция приведут к повышению инновационной привлекательно-
сти региона, произойдет увеличение транспортного потока не только в регион, но и во всю страну, и в свою очередь, к увеличению налоговых и таможенных платежей, перечисляемых в бюджет.
Библиографические ссылки
1. Селиванов А. В., Секерина Д. О., Бурменко А. Д. Особенности формирования и поддержания сбалансированной системы показателей транспортной логистики // Менеджмент социальных и экономисеких систем. 2016. № 1. С. 54-60.
2. Цветцых А. В., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Организация экспорта сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае: элементы инфраструктуры и индикаторы экономической безопасности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 2. С. 50-56.
3. Об утверждении инвестиционного развития Красноярского края на период до 2030 года : Указ Губернатора Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465805473 (дата обращения: 11.09.2018).
4. Северный морской путь - главная транспортная артерия России [Электронный ресурс]. URL: http://xn—8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/ (дата обращения: 11.09.2018).
5. Первый морской рейс с пиломатериалами [Электронный ресурс]. URL: http://stu.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=17659: 2018-09-05-01 -25-06&catid=4 :news&Itemid=88 (дата обращения: 11.09.2018).
References
1. Selivanov A. V., Sekerina D. O, Burmenko A. D [Features of the formation and maintenance of a balanced system of indicators of transport logistics] Management of social and economical systems. 2016. № 1. P. 54-60. (In Russ.)
2. Tsvettsikh A. V, Polukhin I. V., Arsent'ev V. V. [Organization of agricultural exports in the Krasnoyarsk Territory: infrastructure elements and indicators of economic security] Management of social and economic systems. 2017. № 2. P. 50-56. (In Russ.)
3. Decree [On approving the investment development of the Krasnoyarsk Territory for the period until 2030]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 465805473 (accesse: 11.09.2018).
4. [The Northern Sea Route is Russia's main transport artery]. Available at: http://xn—8sbbmfaxaqb7dzafb 4g.xn--p1ai/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/ (accesse: 11.09.2018).
5. [The first sea voyage with sawn timber]. Available at: http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id= 17659:2018-09-05-01-25-06&catid=4: news&Itemid=88 (accesse: 11.09.2018).
© Казанцева Д. А., Полухин И. В., 2018