УДК 656
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - БЫСТРЕЕ, ДЕШЕВЛЕ, ЭФФЕКТИВНЕЕ
Братцев А.И., аспирант кафедры «Предпринимательство и логистика», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова»
В статье показано значение использование потенциала Северного морского пути как международного логистического коридора. Анализ насущных проблем показывает, что ключевым фактором конкурентоспособности инфраструктуры СМП является скорость и сложность осуществления морских перевозок. Только в 2017 г. был преодолен барьер и достигнут оптимальный уровень временных затрат по сравнению с мировыми аналогами. Поэтому автор показывает реальные стратегические направления развития потенциала СМП с учетом нового фактора - быстрого времени перевозок.
Ключевые слова: Северный морской путь, морская транспортная логистика, логистическая инфраструктура, сокращение времени перевозок, стратегия развития СМП.
NORTH SEA ROUTE - QUICK, CHEAP, EFFECTIVE
Bratsev A., the post-graduate student, Entrepreneurship and Logistics chair, FSEIHE «Plekhanov Russian University of Economics»
The article shows the importance of using the potential of the Northeast Passage as an international logistics corridor. Analysis of the most pressing problems shows that the key factor of competitiveness of the infrastructure of the NEP is the speed and complexity of shipping. Only in 2017 was overcome the barrier and reach the optimal level of time-consuming in comparison with world analogues. Therefore, the author shows real strategic direction for the capacity development of NEP taking into account a new factor - quick time of shipments.
Keywords: Northern sea route, marine transport logistics, logistics infrastructure, reduce the time of transportation, the development strategy of NEP.
Уже давно, морские маршруты через Арктическую зону не являются новыми. С точки зрения международной логистики Северный морской путь (Далее - СМП) является оптимальным маршрутом в транспортно-логистической схеме, направленной на развитие связей России с ее торговыми партнерами на товарных рынках стран ЕС, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-восточной Азии. Развитие Северного морского пути опирается на разработку разведанных в Арктической зоне России минеральных ресурсов (Штокмановское месторождение нефти и газа, северо-онежские бокситы, полиметаллы и марганец на архипелаге Новая Земля). Оно способствует будущему освоению нефтегазовой промышленности России: континентальный шельф Северного побережья страны - около 66,5% всех ресурсов, которые приходятся на шельфы Баренцева и Красного морей[1].
Мч
чпям
Рис. Кратчайшие пути Северного морского пути (по данным UCLA/PNAS)
Однако, формирование интегрированных транспортно-логистических систем СМП связано с рядом проблем:
1. Противоречия в использовании СМП для транспортировки углеводородов:
- высокая стоимость добычи углеводородов в Арктике; С одной стороны, по мнению лидера по транспортным услугам Норвегии - компании Fred Olsen, во всяких случаях, добытая нефть в арктической зоне имеет самую дорогую цену в мире, поскольку для
бурения нефтянной шахты там тратится около 500 млн. долларов США [2].
2. Успешная и выгодная реализация пилотных проектов по перевозке сжиженного газа по СМП. Коммерциализация отрасли еще не осуществлена;
К концу 2012г. объем перевозимых грузов по Северному морскому пути России увеличился на 30% и достиг 4 млн. тонн. В 2020г. этот объем грузов увеличится до 77 млн. тонн. Успешно завершена перевозка сжиженного газа по маршруту Северного морского пути. Грузовое судно "Ob River" отправлено из порта Hammerfest Норвегии с грузом 13.500 кубов ценного топлива достигло порта Tobata Японии. Время маршрута - 25 дней. При этом 3 российских атомных ледохода сопровождали норвержское судно в Арктической зоне России и этим самым было подтверждено, что маршрут СМП приемлем технически и коммерчески для перевозки сжиженного газа.
По сравнению с Суэцким каналом, СМП позволяет сэкономить тысячу тонн топлива, т.е. по стоимости более 600 тыс. долларов США. Самое главное это по времени: 3-4 недели вместо 6-7 недель через Суэцкий канал. Кроме того, в отличие от южных морских путей (через пролив Малакка) на этом маршруте нет пиратов, чем обеспечивается сама безопасность перевозки грузов. протяженность прохода грузовых судов с порта Роттердам, Голландии до порта Шанхай, Китай сократится на 22% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. От Rotterdam (Holland) до Yokohama (Japan) по маршруту Северного морского пути короче на 7.100 км по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Конечно, это сравнение будет выгодно, когда СМП пропустит проход 18.000 судов. СМП используется в основном для содействия развитию промышленностям по добыче полезных ископаемых, нефти и газа на севере.
Впервые по маршруту СМП самое крупное китайское грузовое судно Yong Sheng с водоизмещением более 19.000 тонн от компании COSCO, груженое тяжелым оборудованием и сталями, прошло пролив Bering и добралось до порта Rotterdam Голандии в сентябре 2015г. Оно переплыло маршрут протяженностью 5.400 км за 30 дней и сократило на 2 недели затраченное время по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Это уменьшает расходы и большое количество топлива для грузовых судов.
В перспективе Россия хочет превратить СМП в конкурентную альтернативу Суэцкому каналу, поскольку протяженность маршрута от порта Busan Южной Кореи до порта Мурманск России составляет более 19 700 км и тратится 37 дней пути. Если воспользоваться СМП то маршрут сокращается. Ранее было определено, что пересечение СМП занимает до 18 дней, а сегодня инновации в судостроительстве позволили сократить этот путь до рекордных
6 дней [3].
В настоящее время каждый год 18 000 судов проходят Суэцкий канал между Красным и Средиземным морем с общим объем 1 млрд.
тонн грузов. В то время СМП был открыт с 2010г. и функционировал только 3-4 месяца в год (в летний период) с общим объемом 4 млн. тонн грузов в год (в основном нефть и газ). Однако в ближайшей перспективе этот маршрут откроет большую возможность из-за гигантского инвестиционного проекта Yamal корпорации Gazprom. Rosatomflot информирует, что в следующем десятилетии объем перевозки грузов по Северному морскому пути будет 20 млн. тонн в год вместо 4 млн. тонн в настоящее время.
К 2030г. Северный морской путь сможет функционировать 9 мес. в год. Это позволит сократить время перемещения по маршруту между Европой и Восточной Азией на около 60% по сравнению с маршрутами через Панамский или Суэцкий каналы [4]. Кроме выгоды по сокращению времени, крупно грузоподъемные суда избегут ограничения по весовым нормам нефтегазовой перевозки, т.к. эти крупные суда вынуждены переплыть по маршрутам через Панамский и Суэцкий каналы.
Итак, СМП обладает определенным потенциалом для развития международных транзитных перевозок из Азии в Европу. Поэтому сегодня ведутся активные разработке по вопросам формирования интерактивной логистической системы Северного морского пути с целью объединения всех доступных ресурсов Российской Федерации на данном участке для привлечения большего количества клиентов.
Эффективность проекта в условиях жесткого международного противостояния может быть достигнута только в рамках международной концессии. С другой стороны, современный российский порт -основа СМП - является формой государственно-частного партнерства, в которой принимает участие большое количество компаний малого и среднего бизнеса, выполняющих широкий спектр портовых услуг и предоставляющий большое количество услуг терминально-складской деятельности. Поэтому важно, чтобы государство принимало непосредственное участие в этом процессе. Речь идет, прежде всего, об информационной роли Администрации СМП, которую она выполняет
сегодня, и ее внедрении в менеджмент новой формации.
В настоящее время, в портах СМП новые информационные технологии внедряются в процесс перевозок. Однако, на макроуровне низкий уровень их использования в системе обеспечения электронного документооборота является общей проблемой для всей транспортной отрасли.
Логично предположить, что одним из путей решения существующей проблемы должно стать полноценное использование новейших компьютерных технологий, базирующихся на современных математических методах и моделях, что позволит успешно решать сложные задачи по логистике снабжения, в том числе с использованием водного транспорта в общей логистической системе, а также будет способствовать развитию и взаимодействию различных видов транспорта.
Литература:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года. № 45. URL: http://www.mintrans.ru/ documents/detail. php?ELEMENT_ID=3023&phrase_id=147388
2. Западные санкции ограничивают развитие судоходного пути в Арктике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cfts.org. ua/news/zapadnye_sanktsii_ogranichivayut_razvitie_sudokhodnogo_ puti_v_arktike_24665
3. Новые санкции против РФ: какими будут их последствия? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bykvu.com/ mysli/71964-novye-sanktsii-protiv-rf-kakimi-budut-ikh-posledstviya
4. Судно китайской компании COSCO впервые прибыло в Санкт-Петербург Северным морским путем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-09/09/c_136595508.htm
5. The New Cold War's Arctic Front, http://www.wsj.com, 09-62015.