Научная статья на тему 'Северные Увалы как перспективный объект образовательного и экологического туризма'

Северные Увалы как перспективный объект образовательного и экологического туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
180
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский туризм / образовательный и экологический туризм / экскурсии.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Осолодкина Алена Федоровна

В статье рассмотрены природные предпосылки для создания экскурсионных маршрутов на территории Северных Увалов в рамках экологического и образовательного детского туризма. Представлены существующие экскурсии и показаны перспективы развития детского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северные Увалы как перспективный объект образовательного и экологического туризма»

Современные тематические парки обладают высоким тури-стско-рекреационным потенциалом, помогаю осваивать духовное богатство народов мира, расширять кругозор, формировать навыки бережного отношения к объектам культуры, спорта и отдыха, развивать познавательный интерес, расширять возможности изучения культуры, быта других регионов России мира.

Литература:

1. Абулела Н. Тематические парки: от Микки Мауса к Феррари / Конспект лекции Нассера Абулела. - М.: Московский институт социально-культурных программ, 2014. - С. 17

2. Александрова А. Ю, Сединкина О. Н. Тематические парки мира. - М.: КНОРУС, 2016. - 208 с.

3. Александрова А. Ю. Международный туризм // Специфика и состав туристской индустрии: сектор развлечений. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://tourlib.net/books_tourism/aleks54.htm (дата обращения: 10.01.2019).

4. Луговской А. М., Межова Л.А. Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры турист-ско-рекреационной системы // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8. - № 3. - С. 4-10.

5. Свиридова О. Ю. Туристические составляющие и проблемы реализации проектов тематических и национальных парков, музеев и рекреационных и познавательных комплексов в регионах России // Журнал Института Наследия. - 2017. - № 2 (9). - С. 2-17.

СЕВЕРНЫЕ УВАЛЫ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

А. Ф. Осолодкина

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, e-mail: gorodishenina.al@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены природные предпосылки для создания экскурсионных маршрутов на территории Северных Увалов в рамках экологического и образовательного детского туризма. Представлены существующие экскурсии и показаны перспективы развития детского туризма.

Ключевые слова: детский туризм, образовательный и экологический туризм, экскурсии.

В настоящее время детский туризм является одним из популярных и перспективных направлений. Его экономические преимущества заключаются в массовом характере и ритмичности повторения поездок из года в год [1]. Также детский туризм способствует непрерывности воспитательно-образовательного процесса. В поездках и на экскурсиях школьники получают максимум впечатлений от общения со сверстниками и от новых открытий. Поэтому это время оптимально для организации воспитательно-развивающей, оздоровительной и образовательной деятельности.

В 2017 г. Правительство Вологодской области и Российский Союз туристской индустрии подписали соглашение о взаимодействии по развитию детского туризма на основе реализации проекта по образовательному туризму «Живые уроки», направленное на внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования. Площадки для проведения мероприятий в рамках проекта расположены в Вологде, Череповце, Великом Устюге, а также районах области. Например, в Вытегорском районе открыт центр образования, оздоровления и развития туризма «Корабелы Прионежья», где активно пропагандируется экологический туризм.

Перспективным объектом для развития образовательного и экологического детского туризма может стать возвышенность Северные Увалы (юго-восточная часть Вологодской области). Северные Увалы находятся на пересечении нескольких физико-географических рубежей (границы оледенений, водоразделов, таежных подзон), поэтому для них характерно разнообразие природных ландшафтов. Ряд уникальных и типичных природных объектовможет быть включен в состав экскурсий (табл. 1).

Таблица 1

Природные особенности экскурсионных объектов Северных Увалов

Экскурсионные объекты Природные особенности, с которыми связано формирование объекта Факторы, определившие своеобразие объектов

Геологические обнажения коренных пород в долинах рек, карьерах Мощный осадочный чехол, сложенный отложениями разного возраста (пермь - триас) Положение в пределах Московской синеклизы

Карстовые воронки в урочище Ляменьга и на склонах холма Исакова гора Близкое залегание к поверхности карстующихся пород (известняки, доломиты) Растворение водой горных пород, образование подземных пустоти обрушение вышележащих толщ

Обнажения четвертичных отложений в долинах рек и карьерах Большое разнообразие генетических типов четвертичных отложений и форм рельефа Покровные четвертичные оледенения: окское, днепровское, московское

Ложбины стока, речные долины Расчлененность рельефа, количество осадков Поверхностный и подземный сток

Мировой водораздел в районе дороги на Никольск Водораздел между бассейнами Северного Ледовитого океана и Евразийским бассейном внутреннего стока Геологическая история формирования Северных Увалов

Озёра-старицы Рельеф речной долины, литологический состав отложений Боковая речная эрозия, Меандирование русла, связанное с турбулентным движениемводно-го потока, современная тектоника

Родники Значительные запасы подземных вод, особенности залегания водоносных горизонтов Наличие водопогло-щающих пород (известняки, доломиты), водоносных (пески и др.) и водоупорных горизонтов (глины)

Окончание табл. 1

Экскурсионные объекты Природные особенности, с которыми связано формирование объекта Факторы, определившие своеобразие объектов

Эталонные участки ландшафтов Ландшафтное разнообразие территории (три ландшафтных района) Разнообразие рельефа и слагающих горных пород, строение гидросети, степень антропогенных изменений ландшафтов

Типы почв: подзолистые, дерновые, дерново-подзолистые, пойменные, болотные Процессы почвообразования: большое количество осадков приводит к растворению и вымыванию питательных веществ из верхних почвенных горизонтов в нижележащие Большое количество осадков при умеренных температурах. Коэффициент увлажнения больше единицы

Средне- и южнотаежные еловые и сосновые леса; хвойные леса с примесью широколиственных пород; мелколиственные леса (березняки, ольшаники, осинники) Разнообразные рельеф, литология, условия увлажнения, антропогенное воздействие (вырубки и т. п.), пожары естественного и антропогенного происхождения Положение в подзонах средней и южной тайги

Редкие виды растений и животных Границы ареалов распространения европейских и сибирских, а арктоборе-альных и неморальных видов растений

На сегодняшний день в пределах Северных Увалов проводятся экскурсии на природных объектах, расположенных на территории Подболотного поселения (Бабушкинский район). Организацией экскурсий занимается отдел культуры Бабушкинского района. Основныепотребители турпродукта - организованные группы школьников Бабушкинского и близлежащих районов

(Никольского, Тотемского, Кичменгско-Городецкого, Нюксен-ского). Туристам предоставляется три детально проработанных экскурсии (2 тематические и 1 комплексная): 1) геологическая экскурсия «Путешествие по страницам каменной книги»; 2) геоморфологическая экскурсия «Путешествие по Северным Увалам»;3) обзорная экскурсия «Северные Увалы». В типовых методических разработках указаны тип, протяжённость и продолжительность экскурсии, контингент участников, представлены карта и содержание экскурсии - научный (контрольный) и авторский (индивидуальный) тексты, которые содержат вступление (цели, задачи), основные разделы, заключение.

В число основных объектов показа входят геологическое обнажение в известняковом карьере, карстовое урочище, геологический памятник природы «Исакова гора» - самая высокая точка Северных Увалов. Продолжительность экскурсиий составляет 1-3академических часа и зависит от расстояния (4-7 км). Минимальная обустроенность маршрутов оставляет ощущение близости к природе. На остановках «Селенская гора» и «Исакова гора» оборудованы кострища для посиделок, построены беседки. В карстовом урочище размещены скамьи для отдыха. Для безопасного спуска в самую глубокую воронку установлена лестница с поручнем. Экскурсии апробированы. Чаще всего посетители заказывают обзорную, наиболее продолжительную экскурсию. Расстояние между объектами показа составляет 1,5-2 км, поэтому на отдельных участках необходимо организовать подвоз экскурсантов.

В городе Никольске - «Жемчужине Северных Увалов» действуют туристские маршруты историко-культурного направления. Ведется разработка автобусного маршрута между административными центрами - селом Имени Бабушкина и городом Никольск. В маршрут протяженностью 180 км включены природные и историко-культурные достопримечательности Северных Увалов, расположенный вдоль автодороги: геологическое обнажения на реке Шарженьга, долинное урочище с 12 старицами, святой источник Тихвинской иконы Божией Матери и др.

В Никольске дети могут посетить центр традиционной народной культуры, краеведческий музей, храм Казанской иконы Божией Матери, историко-мемориальный музей А. Я. Яши-

на [2]. Маршрут проходит через село Челищево - родину космонавта П. И. Беляева. В селе имени Бабушкина (историческое название Леденгское усолье) расположен исторический районный музей, в котором организован интерактивный туристский маршрут «Развитие солеварения в Леденгском крае»[3].

Как показывает опыт, успешному проведению школьных экскурсий способствуют игровые технологии. Они вовлекают детей в познавательный процесс и позволяют решить проблему занятости во время переходов между экскурсионными объектами. Дети выполняют различные задания, соревнуются и отвечают на вопросы по теме экскурсии, получая новую информацию и закрепляя полученные знания. Летом по маршрутам проводятся игры «Угадай растение», «Угадай животное», зимой «Чьи следы на снегу». В период остановок на вершинах холмов, проводится интерактивная программа «Ляменгские посиделки», которая включает подвижные игры, народные пляски. По желанию экскурсантов организуется приготовление пищи на костре.

Литература:

1. Аигина Е. В. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №10. [Электронный ресурс]. URL: http://istina.msu.ru/publications/article/11659054 (дата обращения: 21.02.2019).

2. Городишенина А.Ф. Титова О.В. Анализ размещения историко-культурного наследия на территории Вологодской области // IV Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2012/4/1103 (дата обращения: 21.02.2019).

3. Развитие солеварения в Леденгском крае // Бабушкинский районный исторический музей. [Электронный ресурс]. URL: https://mukbrim.jimdo.com/развитие-солеварения-в-леденгском-крае/(дата обращения: 21.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.