Научная статья на тему '«Сетомаа-2010»: место встречи изменить нельзя'

«Сетомаа-2010»: место встречи изменить нельзя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сетомаа-2010»: место встречи изменить нельзя»

Финно-угорский мир. 2011. № 1

«Сетомаа-2010»: место встречи изменить нельзя

А. А. Баженова,

заместитель главного редактора

журнала «Финноугория. Этнический комфорт»

(г. Сыктывкар, РФ)

70

Третий год подряд в конце августа старинная Печорская земля - деревня Сигово - принимала Международный фестиваль народа сето «Сетомаа. Семейные встречи». В этом году он собрал рекордное количество гостей -несколько сотен, в том числе более 20 песенных и танцевальных коллективов, съехавшихся сюда из районов Псковской области, Красноярского края, Ленинградской области и волостей Эстонии.

Программная новинка фестиваля

Впервые за всю историю праздника его программа включила проведение круглого стола, посвященного вопросам изучения, сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов России. Совещание собрало в музее-заповеднике «Изборск» почетных гостей и организаторов сетоского праздника.

В течение нескольких часов участники делились с коллегами опытом работы по сохранению культур, языков и традиций своих народов, рассказывали о перспективах развития и проблемах, с которыми сталкиваются в своей текущей деятельности. Как отметила заместитель директора Государственного Российского Дома народного творчества (ГРДНТ) Мери Русанова, «в последние годы возросло внимание к традиционной культуре со стороны различных государственных

и негосударственных образований. Очень хорошо, что наряду с мероприятиями для “крупных” народов мы теперь можем проводить проекты и для малочисленных. В эти дни проходит традиционный праздник сето, осенью в Санкт-Петербурге состоится I Всероссийский фестиваль художественного творчества малочисленных финноугорских и самодийских народов». В выступлении подчеркивалось, что именно после посещения прошлогоднего праздника «Сетомаа. Семейные встречи» возникла идея проведения фестиваля малочисленных народов. Новый проект, в отличие от мероприятий, ориентированных лишь на один народ, позволит встретиться представителям разных этносов, познакомиться с культурами своих соседей. В настоящее время создается всероссийский каталог нематериального культурного

Исполнение гимна сето

наследия, который собирает самые значимые, уникальные культурные объекты нашей страны. М. Русанова выразила надежду на то, что культурные объекты российских сето в скором времени войдут в федеральный реестр.

Комплексная государственная поддержка малочисленных финно-угорских народов началась с открытия филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» в 2007 г., сообщила его руководитель Татьяна Барахова. «Тогда мы приехали в Ленинградскую область на встречу с представителями общественных организаций и Комитета по информационно-аналитическому обеспечению Ленобласти, с которым позднее было подписано соглашение о сотрудничестве. С этого времени мы проводим активную работу по сохранению и развитию культур и языков финно-угорских

© Баженова А.А., 2011

Это интересно

народов Ленинградской и Псковской областей», - пояснила она.

«Коренные малочисленные народы этих двух областей по истории, культуре, драматическому положению очень близки, - продолжила директор Центра коренных народов (г Санкт-Петербург), научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, кандидат исторических наук Ольга Конькова. - Главная проблема наших народов - не их малость и отсутствие денег, а низкое самосознание. Нам надо заниматься просветительством среди людей». Возглавляемый О. Коньковой Центр коренных народов создал уникальный институт гражданского общества, объединив ученых, представителей общественных организаций и правительственных структур. Проекты Центра - национальные мобильные школы, мобильный музей, издательская работа - помогают представителям коренных народов осознавать важность национальной составляющей в их жизни. О. Конькова выделила основные проблемы, препятствующие популяризации этнокультурного наследия: отсутствие достоверного регионального компонента в образовательной сфере и необходимость проведения курсов повышения квалификации для специалистов учреждений культуры.

В историю праздника «Сетомаа. Семейные встречи» участников заседания погрузила заместитель директора Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Изборск», председатель Этнокультурного общества народа сето Хелью Маяк. «Десятилетия на Печорской земле не было такого праздника. Тут проходят не только встречи с друзьями и одноклассниками, но и звучат народные песни, танцы, проходят кирмаши», - отметила она в своем выступлении и подчеркнула, что сето получили признание на государственном, всероссийском и международном уровнях. Так, в 2009 г. народная песня «Леело» вошла в список культурного наследия ЮНЕСКО. В нынешнем году сето получили статус коренного малочисленного народа России. «Сейчас уже могу сказать уверенно, что наша культура, песни, одежда будут сохранены для будущих поколений», - со слезами на глазах, но надеждой в голосе произнесла Хелью Маяк.

Впервые на фестиваль приехали представители сибирских сето: детский фольклорный коллектив из Красноярского края «Куллерь кук» под руководством Галины Евсеевой. В рамках работы круглого стола Г. Евсеева получила возможность познакомиться с продуктивным опытом

коллег по возрождению традиционной культуры. На сегодняшний день в ее родном селе Хайдак Партизанского района Красноярского края проживают около двухсот выходцев из Псковской земли, переехавших в начале ХХ в. в Сибирь на освоение земель. В 2000-е гг. несколько этнокультурных проектов, автором которых выступила эта инициативная женщина, получили поддержку различных грантодающих организаций. Но музей сетоской культуры, образованный при местной школе, существует без малейшего финансирования. Участники круглого стола рекомендовали Галине Евсеевой официально зарегистрировать общество сибирских сето и активнее принимать участие в краевых программах по развитию культуры, выходить на российские и международные фонды. А главное - не терять связь со своей исторической родиной и обращаться к коллегам за консультационной помощью и просто дружеской поддержкой.

В завершение работы круглого стола организаторы отметили продуктивность и эффективность проведения подобных заседаний в рамках фестивальных встреч и пожелали участникам успешного продолжения их проектов, а сибирским сето - удачи в продвижении своих инициатив.

Работа круглого стола

71

Финно-угорский мир. 2011. № 1

72

Фестивальные встречи

Теплая, поистине домашняя атмосфера окутала старинную сетоскую усадьбу - место проведения фестиваля. Площадку праздника с обеда до позднего вечера наполняли радостные разговоры, песни и танцы гостей и участников. Здесь гуляли сето всех возрастов - от нарядных малышей до почтенных и мудрых представителей этого народа. И каждый - в традиционной одежде: красно-бело-черных костюмах с многочисленными звенящими и сверкающими украшениями.

Значимость сетоского праздника подчеркнуло участие официальных лиц: представителей органов государственной власти России и Эстонии, дипломатов и руководителей учреждений культуры и искусства. Как отметил в своем вступительном слове депутат Государственной Думы РФ Виктор Антонов, «государство может быть сильным только тогда, когда люди, населяющие его, имеют одну цель, когда относятся друг к другу с уважением, когда уважают обычаи предков». В приветственном адресе заместителя министра регионального развития Российской Федерации Максима Травникова говорится, что цели проведения сетоского фестиваля отвечают важным и значимым направлениям реализации государственной национальной политики России. Поэтому Минрегионразвития РФ в 2010 г. поддержало предложение Правительства Псковской области наделить сето статусом коренного малочисленного народа России. В новом статусе народ собрался на фестивале впервые.

От имени Государственного Российского Дома народного творчества и Финно-угорского культурного центра Российской Федерации фестиваль приветствовала руководитель Центра Татьяна Барахова. Она подчеркнула, что фестиваль уже в третий раз становится успешным мероприятием в развитии диалога двух государств и важнейшим мероприятием в культурной жизни России. Почетная гостья фестиваля консул Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Кристина Хяйкио справедливо заметила, что на этом празднике все ощущают себя родственниками друг другу: «Мы,

финно-угры, когда встречаемся за границей, чувствуем себя, как дома».

Незабываемым моментом открытия фестиваля стало исполнение всеми участниками праздника Гимна сето. Большая сцена не смогла вместить всех желающих спеть главную песню народа. Инициатором этой торжественной церемонии стал король сето Ахто Раудоя.

Настоящими звездами праздника чувствовали себя юные артисты детского ансамбля «Куллерь кук» -приехавшие на свою историческую

родину представители красноярских сето. Они привезли на фестиваль не только музыкальное выступление, но и горсть сибирской земли, взрастившей шесть поколений сето, некогда покинувших родные псковские земли. На одной сцене встретились сето двух территорий: руководитель ансамбля Г. Евсеева со слезами радости на глазах передала родную землю хранительнице сетоской культуры Псковского края - председателю этнокультурного общества народа сето Хелью Маяк. Это, на первый взгляд, символическое

единение должно послужить стартом к укреплению самосознания сибирских сето и развитию планомерного сотрудничества с печорскими коллегами.

Поздравить родственный финноугорский народ с праздником приехал коллектив «Корпи» из Ленинградской области. Молодые артисты исполнили три композиции: на ижорском, водском и ингерманландском языках. Заводные мелодии гостей фестиваля зрители приняли с воодушевлением.

Несмотря на дождливую погоду, участники, выступающие в режиме нон-стоп, не оставались без зрителей. Один коллектив сменял другой. Вокальное исполнение перемежалось танцами, грустные песни-плачи сменялись задорными импровизациями. Творческая программа праздника не ограничивалась концертом: желающие могли продегустировать блюда народной кухни, посетить два музея: один, расположенный на территории усадьбы, а другой - по соседству, во дворе пенсионерки Татьяны Огаревой. В одной из построек усадьбы разместилась фотовыставка, созданная по итогам летнего сетоского языкового лагеря, и рисунки талантливых ребятишек.

Вечером фестиваль продолжился веселым гуляньем, именуемым местными жителями «кирмаш». После того как король сето разжег Костер дружбы, участники стали водить вокруг него хороводы и петь знакомые с детства песни своего народа.

Это интересно

Праздник, которого все с нетерпением ждали целый год, завершился, чтобы через 12 месяцев вновь собрать на гостеприимной псковской земле народ сето, расселенный по территориям двух государств.

Важно отметить, что организаторами третьего фестиваля «Сетомаа. Семейные встречи» явились Администрация Псковской области, Государственный комитет Псковской области по культуре, ГУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», филиал ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» и Псковский областной центр народного творчества. Фестиваль состоялся при финансовой поддержке Фонда развития «Институт Евразийских Исследований». Организационную поддержку оказало Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации.

Судьба сибирских сето

В начале ХХ в. около 3 тыс. крестьян сето переселились в Сибирь, в Енисейскую губернию. Свою новую родину они стали называть Сибирским Сетомаа, столицей которого стало с. Хайдак, где в 1915 г. был построен Троицкий храм.

В 1930-е гг. сето согнали в колхозы, переселив с хуторов в деревни, поломав традиционный уклад жизни. Начались репрессии. Культурная и образовательная жизнь сибирских сето подверглась русификации.

По переписи населения 1926 г., в Хайдаке и близлежащих хуторах проживало 980 сето, в 2010 их осталось 185.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.