Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «ПОМОГИ ГОРОДУ»)'

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «ПОМОГИ ГОРОДУ») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОАКТИВНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ДВИЖЕНИЕ «ПОМОГИ ГОРОДУ» / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ГОРОДСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Инна Валериевна, Морозова Елена Васильевна

В статье оценивается роль сетевых сообществ, действующих в публичных онлайн- и оффлайн-пространствах, в выработке и реализации городской политики на примере общественного движения «Помоги городу» (Краснодар). Основываясь на результатах эмпирического исследования, авторы характеризуют сетевое сообщество «Помоги городу» как социально проактивное. Сообщества данного вида, будучи ориентированным на конструирование активных гражданских и политических действий и вовлечение в них своих участников, являются реальными субъектами городской публичной политики. Деятельность участников движения «Помоги городу» реализуется в дискурсивных практиках и практиках, направленных на интеграцию городского сообщества в проекты развития территорий. В дискурсивных практиках сетевого сообщества актуализируются территориальная идентичность, проблемы экологии и градостроительства, а также способы их решения, в том числе во взаимодействии с муниципальными органами власти. Реальная деятельность общественного движения воплощает в реальность «продукты» онлайн-обсуждений в социальных сетях в виде проектов и мероприятий по развитию территорий внутригородского пространства Краснодара. Авторы приходят к выводам, что сетевое сообщество «Помоги городу» участвует не только в формировании городской повестки, но и в реализации проектов развития Краснодара в рамках данной повестки на основе активного взаимодействия между бизнесом, властью и локальным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мирошниченко Инна Валериевна, Морозова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK COMMUNITIES AS AGENCIES FOR THE FORMATION OF A CITY’S AGENDA (THE CASE OF “HELP THE CITY” MOVEMENT)

The article assesses the role of online communities operating in online and offline public space in the development and implementation of urban policy using the case of "Help the City" movement (Krasnodar). The authors characterize the online community "Help the City" as socially proactive, this appraisal is based on the results of empirical research. Communities of this type, being focused on the construction of active civil and political actions and involvement of their participants, become the real agencies of urban public policy. The activities of participants in "Help the City" movement are manifested in discursive practices and practices aimed at integrating the urban community into territorial development projects. The discursive practices of the network community actualize local identity, problems of ecology and urban planning, as well as ways to solve them which includes cooperation with municipal authorities. The real activities of the social movement embody the “products” of online discussions in social networks in the form of projects and events for the development of the territories of Krasnodar inner-city space. The authors come to the conclusion that “Help the City” online community participates in the formation of the city agenda as well as in the implementation of development projects in the city, within the framework of this agenda based on active interaction between business, government and local community.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «ПОМОГИ ГОРОДУ»)»

Политические институты,

процессы и технологии

УДК 324

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «ПОМОГИ ГОРОДУ»)

И. В. Мирошниченко

Кубанский государственный университет,

Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149 Е. В. Морозова

Кубанский государственный университет,

Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149

В статье оценивается роль сетевых сообществ, действующих в публичных онлайн-и офлайн-пространствах, в выработке и реализации городской политики на примере общественного движения «Помоги городу» (Краснодар). Основываясь на результатах эмпирического исследования, авторы характеризуют сетевое сообщество «Помоги городу» как социально проактивное. Сообщества данного вида, будучи ориентированным на конструирование активных гражданских и политических действий и вовлечение в них своих участников, являются реальными субъектами городской публичной политики. Деятельность участников движения «Помоги городу» реализуется в дискурсивных практиках и практиках, направленных на интеграцию городского сообщества в проекты развития территорий. В дискурсивных практиках сетевого сообщества актуализируются территориальная идентичность, проблемы экологии и градостроительства, а также способы их решения, в том числе во взаимодействии с муниципальными органами власти. Реальная деятельность общественного движения воплощает в реальность «продукты» онлайн-обсуждений в социальных сетях в виде проектов и мероприятий по развитию территорий внутригородского пространства Краснодара. Авторы приходят к выводам, что сетевое сообщество «Помоги городу» участвует не только в формировании городской повестки, но и в реализации проектов развития Краснодара в рамках данной повестки на основе активного взаимодействия между бизнесом, властью и локальным сообществом.

Ключевые слова: социально-проактивные сетевые сообщества, движение «Помоги городу», дискурсивные практики, городская публичная политика.

Генезис сетевых онлайн-сообществ связан с появлением в начале 2000-х годов новых моделей социального поведения в Интернет-пространстве, основу которого составляют технологические платформы сетевых сервисов, построенных на принципах «архитектуры» участия и сотрудничества в организации источников информации и наполнении их соответствующим контентом. Как отмечают Т. Набет и К. Рода, виртуальные социальные пространства, создавая

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

новые коммуникационные онлайн-структуры в качестве основы общественных отношений, выполняют не только информационно-коммуникативную функцию, но и функции управления смыслами, знаниями, а вместе с ними общественными отношениями [Набет, Рода, 2009]. Вместе с тем динамика сетевизации публичной политики создала условия для возникновения разнообразных сетевых онлайн-сообществ, которые имеют не только разную природу происхождения (институционализированные политические сообщества, транзитные политические сообщества и активно-деятельностные сообщества), но определяют многообразие политических практик в современном публичном пространстве. При этом наибольший интерес представляют собой активно-деятельностные сообщества, основанные на устойчивых традиционных социальных идентично-стях, представляющих сети межличностных связей и взаимодействий. Данные сообщества обладают комплексом идентификаций и ценностных ориентиров, позволяющим им сохранять устойчивые взаимодействия, являющиеся ресурсным основанием для реальных действий в политике.

Согласно Б. Уэллману сообщество — это сети межличностных связей, которые обеспечивают общение, поддержку, информированность, чувство принадлежности и социальной идентичности. По мнению ученого, несмотря на наличие разнообразных культур и идей в Интернете, люди входят в те сообщества, в которых присутствуют индивиды, разделяющие с ними общие ценности, интересы или имеющие общие проблемы [Wellman, 2001]. Обобщая научный дискурс в современной социальной науке по проблематике сообществ в эпоху Интернета, Д. Е. Добринская выделяет набор признаков, характеризующих сетевые он-лайн-сообщества: чувство пространства (принадлежность к конструируемым пространствам, объединяющим многих пользователей из разных геолокаций общим онлайн-местом); разделяемые участниками сообщества повседневные практики (в том числе и формируемые речевыми формами); общие ресурсы и поддержка (информационная, эмоциональная, материальная, признание личных, профессиональных и общественных заслуг); общие идентичности и принятие определенных норм и правил взаимодействия внутри сообщества; возможность выстраивать между участниками сообщества межличностные отношения, что создает ощущение общей связанности [Добринская, 2018]. Цель данных сообществ, по мнению автора, — «трансляция определенных смыслов и ценностей посредством устоявшихся норм и правил, принятых участниками сообщества, обладающих чувством идентичности, наличием общего интересов и конкретных целей социального взаимодействия» [Добринская, 2018, с. 76].

В рамках научного проекта авторами была разработана и апробирована методика эмпирического исследования институциональных и социокультурных характеристик политической субъектности сетевых онлайн-сообществ Рунета, которая была реализована в несколько этапов. На каждом этапе определялся не только массив эмпирических данных, репрезентующих объект исследования, но и набор эмпирических методов и процедур, позволяющих осуществить сбор и анализ социологических данных. Объектом эмпирического исследования стали активно-деятельностные сообщества пользователей «ВКонтакте». Данный подход, снованный на математических методах анализа множеств

и логики первого порядка, позволил создать прикладные модели построения цифровых данных [Рябченко, Гнедаш, 2014]. В результате для исследования были отобраны 12 сообществ в пространстве Рунета.

По данным активно-деятельностным сетевым сообществам была выгружена база цифровых данных, представляющая совокупность дата-сетов (Data set) — весь массив публикуемых пользователями сообщений текстового, иконографического и видеоформата в период с момента основания сообществ по 1 июня 2019 г.

Сформированная эмпирическая база цифровых данных активно деятель-ностных сетевых сообществ стала основой для многофакторного контент-анализа. Отобранные и структурированные связи между частотностями контента, характеризующие общественную проблематику, а через них — репрезентацию в дата-сетах ценностных смыслов и поведенческих практик участников сетевых сообществ, были проанализированы с помощью адаптированного аналитического инструментария дискурс-анализа.

Для визуализации дискурсивных связей в сообществах, отражающих доминирующую общественную проблематику, а также смыслы и ценности в контенте, формируемом участниками сетевых сообществ, авторами были построены и визуализированы модели сетевых сообществ. Для построения и визуализации этих моделей полученные дата-сеты (эмпирическая база цифровых данных активно-деятельностных сетевых сообществ) подверглись частотному анализу, что позволило выявить список слов и словосочетаний, наиболее часто употребляемых в этих сообществах и составляющих основу их дискурсивных практик. Для каждого слова и словосочетания в частотном списке была вычислена относительная частота, которая послужила метрикой для построения и визуализации социального графа активно-деятельностного сообщества. Полученные социальные графы подверглись процедуре укладки (в ходе которой каждой вершине социального графа присваиваются координаты в зависимости от ее свойств) для отражения топологии социального графа. В нашей работе использовался метод укладки «Force Atlas2», основанный на симуляции физических сил. Полученные после процедуры укладки визуализации позволяют произвести классификацию сообществ и выделить их операциональные характеристики.

Результаты сетевого эмпирического анализа данных были сопоставлены с результатами онлайн-анкетирования участников сообществ и глубинных интервью с их лидерами. Нерепрезентативная выборка онлайн-анкетирования составила 1200 респондентов. Онлайн-анкетирование проводилось с помощью прямой рассылки в течение марта-декабря 2019 г. постоянным участникам онлайн-сообществ (так как сетевой сервис «ВКонтакте» наложил ограничения на размещения онлайн-анкет в сообществах). Глубинное интервью проводилось со 100 формальными и неформальными лидерами сообществ в рамках серии очных онлайн- или офлайн-встреч.

В результате сбора и анализа комплекса эмпирических данных о выделенных сетевых онлайн-сообществах были определены их классификационные профили и операциональные характеристики, позволяющие определить потенциал их политической субъектности и возможности управления ими в пространстве

публичной политики. На основе анализа и интерпретации эмпирических данных выделены следующие виды сетевых сообществ: социально-дискурсивные; гражданско-дискурсивные; коллаборативные, социально проактивные, политически проактивные.

Одним из объектов исследования стало сообщество «Помоги городу». Сетевое сообщество возникло на базе сетевой структуры Совета по вопросам развития городской среды при главе Краснодара, созданного в июне 2014 г В его состав вошли активные граждане, озабоченные проблемами краснодарской городской среды — предприниматели, архитекторы, экологи, художники и представители других профессий. В феврале 2016 г лидер сетевой структуры Е. Шувалова стала инициатором создания автономной некоммерческой организации — общественного центра по развитию городской среды «Помоги городу», объединившего на сетевых принципах посредством онлайн-социальных сетей неравнодушных граждан региона: «Святослав Мурунов (известный российский урбанист. — И. М., Е. М.) меня убедил, что мне нужно заниматься общественной деятельностью, «быть городским политиком», что я могу высказывать определенные идеи, которые в дальнейшем могут реализовывать другие люди, формировать городскую повестку...» (Из глубинного интервью с лидером организации)

Основной целями данной общественной организации стали: повышение качества жизни в Краснодаре путем создания гражданского общества и налаживания конструктивного взаимодействия между различными сообществами и представителями власти; информирование горожан об инструментах взаимодействия для достижения целей; спасение деревьев, архитектурного, ландшафтного и исторического облика; повышение репутации и привлекательности Краснодара [Официальная публичная группа «Помоги городу»]. «Мы все объединены с одной целью, пускай она звучит абстрактно, но это — комфортное и благоприятное проживание на определенной территории. Интернет формирует те ценности, которые транслирует само общества. Я на своей странице сам высказываю определенную позицию. Люди читают и говорят, что «да, я поддерживаю» это или, наоборот, «я не поддерживаю», и подобное может транслировать каждый» (Из глубинного интервью с представителями организации).

Важно, что целевые характеристики деятельности сетевого движения, а впоследствии и некоммерческой организации, формировались как публичные ценности, разделяемые сообществом неравнодушных граждан и ставшие ориентирами для развития Краснодара: «Пожалуй, основная ценность — город для горожан. Нельзя делить, перекраивать, переписывать город в угоду каким-то отдельным субъектам, личностям. Краснодар должен быть удобным и комфортным для горожан в первую очередь. Следующая ценность — "зеленый" город. Мы стартовали с "зеленой повестки", у "Эковахты" на этом построена вся их деятельность, даже "Городские решения", занимающиеся в первую очередь проблемами транспорта, стали все больше подключаться к этой теме. Зелень, деревья — культурный код нашего города. Коренные жители Краснодара хотят это вернуть. Ну и третья ценность — диалог и важность экспертного мнения.

Об этом я говорю постоянно и считаю, что нам не хватает институтов экспертного мнения при органах власти. Я выступаю против кулуарных решений. К тому же, не может один человек, например, мэр города, знать все». «С точки зрения гражданской позиции я считаю, что люди должны брать на себя ответственность. Вместе с правами у гражданина должно быть осознанное понимание этой ответственности (за себя, за семью, за улицу, за квартал, за город). Хотелось бы, чтобы чаще гражданские качества проявлялись публично». «Вся наша деятельность — это попытка наладить диалог между властью, бизнесом, экспертами, обществом» (Из глубинного интервью с представителями организации).

Данная общественная организация является ярким примером активного взаимодействия между бизнесом, властью и локальным сообществом в Краснодаре. По состоянию на 22 мая 2017 г. в официальной общедоступной группе в РасеЬоок состояло 2 742 участника, на 20 мая 2018 г. — 3778, а на 30 декабря 2020 г. — 5631. Численность участников увеличилась более чем в два раза за 3 года. По мнению лидеров организации, сетевая структура «Помоги городу» «открывает очень многие двери. Например, познакомиться с главным архитектором какого-нибудь города или компании, который участвует в разработке генеральных планов, — очень сложный процесс. Тебя кто-то должен представить или тебе нужно куда-то поехать, чтобы задать свои профессиональные вопросы. РасеЬоок позволяет сделать это напрямую...» (Из глубинного интервью с лидером организации) «С 2012-2013-го года, как я зарегистрировался в РасеЬоок, динамика развития гражданского общества в городе существенно усилилась. Когда люди видят результат, с ними легче общаться; они понимают, что это делается не просто так и есть реальные задачи, которые они способны решить совместно. Прогресс идет, и мне нравится, что люди начинают понимать, что они здесь — власть» (из глубинного интервью с представителями организации).

По всем выявленным характеристикам «Помоги городу» было отнесено к социально проактивным сообществам. Данный вид сообществ отличают следующие признаки: наличие многослойной ценностной устойчивости, которая характеризуется дифференцированным тематическим ядром сетевой модели сообщества, отражает множественность разделяемых участниками сообщества смыслов и ценностей; стратегии деятельности участников сообществ — гражданские и политические коллективные, ориентированные на репрезентацию способов решения проблем публичного сектора и их решение на основе реальной гражданской и политической деятельности; наличие коммуникативных разрывов в ядре сетевых моделей сообществ, что создает условия для внешнего коммуникативного воздействия на сообщество в виде формирования новой тематики для обсуждения, трансляции новых ценностей и смыслов при сохранении коммуникативных моделей в реализации поведенческих стратегий.

Социально проактивные сообщества, будучи ориентированными на конструирование активных гражданских и политических действий и вовлечение в них своих участников, являются реальными политическими субъектами. Мнение лидеров сетевого сообщества «Помоги городу» таково: «На данный момент мы вне политики, но при этом готовы работать с любыми политическими пар_ 139

ПОЛИТЭКС 2021. Том 17, № 2

тиями, общественными движениями и объединениями, которые представляют интересы жителей (района, города, края, страны), действующие ответственно, честно и в рамках закона, который является для них основой работы. Наше восприятие политики, равно как и мнение о человеке основано на конкретных делах и поступках. Сеть лишь расширяет поле зрения» (из глубинного интервью с представителями организации).

Их активность, вне зависимости от общности политико-культурных паттернов, концентрируется на перечне проблем, входящих в политическую повестку дня государства или субъекта РФ, или же представляющих конкурентную для политической общественную повестку. Участники данных сообществ объединены целями решения публичных проблем и ресурсами для возможного институционального проектирования политической действительности (на уровне инкорпорирования в систему политического представительства или же активного участия членов сообщества «Помоги городу» в выработке и реализации стратегических решений, способствующих успешному развитию муниципального образования). Возможности управления данными сообществами находятся в сфере формальной институционализации, когда участники сообществ, способные конструктивно взаимодействовать с другими политическими субъектами, включая органы власти, в предметной сфере публичных проблем, инкорпорируются в процесс принятия публичных решений.

Сообщество «Помоги городу» демонстрирует высокий уровень знаний о политической системе и политической жизни, высокий уровень доверия к сетевым политическим лидерам и блогерам. Аффективные ориентации опрошенных участников сообществ дифференцированны и противоречивы: в отношении государственных символов респонденты испытывают спектр чувств от гордости и воодушевления (53 %) до безразличия, досады и раздражения (47 %). В отношении конкретной политической деятельности большинство респондентов испытывают негативные эмоции (раздражение, досаду, негодование) — 83 %. При этом более половины опрошенных с воодушевлением смотрят на собственную перспективу быть избранными в качестве депутатов. Ценностные ориентации участников сообществ имеют дифференцированный характер, ценностные основания представляют практически весь спектр политических идеологий, объединенных вокруг фигуры политического лидера и общественно значимых проблем. Спектр политических действий, в которых респонденты готовы участвовать, разнообразен, включая протестные действия: подписание Интернет-петиций, обсуждение общественно важных вопросов, участие в выборах, референдумах, деятельности политических партий и гражданских объединений, митингах, демонстрациях, пикетах, забастовках. Политические решения, изменяющие жизнь в России к лучшему, которые предлагаются респондентами, касаются реформирования судебной, избирательной и налоговой систем. Большинство участников сообщества (более 70 %) считают, что могут реально влиять на положение дел или отдельные события в городе, регионе, стране.

В сообществе отмечено противоречивое переплетение позитивных и негативных эффектов влияния сетевизации на процессы формирования

политической идентичности. Позитивные эффекты: формирование в сетевом взаимодействии компетенций, востребованных современной реальностью, — эмоционального интеллекта, коллективной креативности, адаптивности, открытости. Негативные эффекты: опасность кластеризации людей по различным признакам, создания индивидуальных социальных рейтингов (по типу китайского эксперимента), упрощение речи и неспособность составить связный текст; «информационная булимия» и др. Нарастание негативных эффектов породило движение «цифрового детокса» — сознательного отказа от использования гаджетов и игнорирование социальных сетей на определенный срок.

Формат публичной деятельности сетевого сообщества разнообразен и выходит за рамки обсуждения проблем городской застройки. С 2016 г. движению удалось не только через социальные сети и реальные протестные действия привлечь местных жителей для разработки проекта генплана Краснодара, в первоначальном варианте которого число зеленых зон в городе было сокращено более чем в 2,5 раза за счет строительства жилых домов, а не социальных объектов [Два проекта изменений...], но и реализовать многочисленные проекты развития города на основе межсекторного взаимодействия. Среди них реализация проекта «Народные парки Краснодара»; создание концепции градо-экологического каркаса Краснодара, разработанного на волонтерских основах; проведение фестиваля парковых зон в микрорайонах города и др.

Так, фестиваль парковых зон, организованный в 2017 г., открыл эстафету подобных событий по всему Краснодару. Традиционный субботник был переформатирован в локальные проекты благоустройства территорий с разнообразной и насыщенной культурно-досуговой программой, которая смогла привлечь жителей разных возрастов. «Сначала, как рассказали организаторы, идею поддержали депутаты городской Думы и ЗСК, затем откликнулось несколько коммерческих организаций и выделили средства на благоустройство. А дальше желающие принять участие уже появлялись сами и порой неожиданно. Кто-то предоставил воду, кто-то — инвентарь и материалы для создания садовой мебели, кто-то — игровые мероприятия для детей» [Не ждать милостей от чиновников].

Другим примером участия в проектировании жизни города участниками сообщества «Помоги городу» может являться стратегическая игра «Краснодар — город, приятный для жизни». Несколько десятков активных горожан сообща трудились над концепцией развития краевого центра до 2030 года. Стратегическая игра объединила краснодарских предпринимателей, ученых, журналистов, общественников, пиарщиков, строителей, инженеров, архитекторов, экологов и других профессионалов своего дела. Игроки с интересом обсуждали перспективы, приоритетные сферы, актуальные проекты для Краснодара, способные преобразить его к 2030 г. в город-мечту. Жители пришли к мнению, что во главе любых планов должен стоять человек, в частности краснодарец, который желает жить в благоустроенном городе с многочисленными зелеными парками и скверами, зонами творчества и досуга, с развитой инфраструктурой. Много внимания участники уделили обсуждению проблем дорожных пробок и нека-

чественной транспортной инфраструктуры (нехватка парковочных мест и недолговечность дорожного полотна) [Горожане создали Краснодар будущего].

Проекты развития, реализованные сетевым сообществом «Помоги городу», нашли свое продолжение в форматах Всероссийских форумов «Живой каркас города. Стратегии и технологии комфортного города». Так, в мае 2020 г участники общественного движения «Помоги городу» и Кубанский государственный университет при поддержке администрации и бизнесменов краевого центра провели II Всероссийский форум, где собрались лучшие эксперты и практики в сфере планирования и комплексного развития территорий для построения комфортного города, представители власти, активные горожане и студенты. На форуме были представлены идеи проектов общественных пространств с обоснованием их экономической и социальной эффективности. Такие проекты создают новые условия для: поддержки здоровья горожан и их удовлетворенности жизнью в городе; вовлечения в процесс разработки концепции урбоэкологического каркаса научно-практического потенциала города; расширения локальных рынков и новых видов продуктов; улучшения имиджа города, его инвестиционной и туристической привлекательности. По итогам проведения форумов были выработаны практические рекомендации, определившие дальнейшие направления деятельности. Среди них: вовлечение как можно большего количества жителей в построение живого каркаса города; использование потенциала существующих территориальных центров города, которые могут стать точками сборки формальных и неформальных сообществ из жителей микрорайонов для социального проектирования, аудита зеленых пространств, мастер-планирования территорий и создания районной общественной службы, которая будет следить за развитием территории и ее уходом; создание волонтерских районных центров по уходу за зелеными насаждениями и водными пространствами с вовлечением в это процесс территориального общественного самоуправления.

Следует обратить внимание, что также организация сталкивается с рядом проблем. По мнению координатора общественного движения «Помоги городу» Елены Шуваловой [Елена Шувалова: «Мечтаю о живом городе»], основной проблемой является борьба с бюрократической системой и неэффективный менеджмент в органах исполнительной власти города [Елена Шувалова: Хочу вместе с горожанами превратить Краснодар в ГОРОД-САД]. Также по мнению лидеров движения к 2019 г организация смогла добиться успехов. В настоящий момент представители «Помоги городу» участвуют от общественности в Комиссии по землепользованию и застройке и обсуждают позицию горожан с представителями власти. Участники движения обсуждают все имеющиеся вопросы на странице «Помоги городу» в Facebook, через группу WhatsApp, на встречах. На подобных мероприятиях каждый житель может высказать свое пожелание об улучшении ситуации в городе, найти единомышленников и в конечном итоге направить усилия, чтобы доказать свою позицию и добиться результата [Официальный портал: ОД «Помоги городу»].

Проведенный авторами контент-анализ сообщений участников сообществ в социальной сети Facebook позволил выявить наиболее частотные словоупотребления в сообществе; мы объединили их в кластеры:

а) кластер территориальной идентичности — 522 упоминания (город, Краснодар, городской, горожане, краснодарцы, жители);

б) кластер экологических проблем и решений — 95 упоминаний (парк, сквер, зеленая зона, деревья);

в) кластер строительства — 372 упоминания (застройщики, строительство, градостроительство, участки, микрорайон, проект, инфраструктура, дороги);

г) кластер публичной политики и взаимодействия с муниципальной властью — 374 упоминания (власть, администрация, местное самоуправление, дума, решения, публичные слушания, глава, суд, собрание).

Проведенный анализ показывает, что у сообщества есть ясно выраженная и четко сформулированная повестка дня. Инструменты визуализации позволяют представить дискурс сетевого сообщества «Помоги городу» следующим образом. На рис. 1 четко разделяются ядро (продвигаемая повестка дня) и периферия.

Как следует из материалов экспертных интервью активных членов сетевого сообщества, можно ожидать скорого появления в дискурсивном ядре новых проблем — миграционного бума и адаптации трудовых мигрантов в городской среде, а также городского брендинга и механизмов формирования городской идентичности. По мнению Н. Ю. Замятиной, для устойчивого формирования территории в целом, как и для создания бренда и облика территории, важным аспектом является соотношение «вертикальной» и «горизонтальной» идентичностей. В конечном итоге разнообразные виды территориальной идентичности объединены с разными понятиями об окружающем пространстве [Замятина, 2012].

Как полагает Л. В. Смирнягин, минимум три области актуализации локальной идентичности можно назвать крайне важными для всех жителей. Первая область — политическая. Если существует необходимость создания сплоченной группы людей, базой для которой будут являться определенные ценности и желание активной деятельности, то идентичность обладает таким потенциалом. Когда важно влияние на социальные группы, для вербовки людей знание доминанты идентичности локального сообщества даст возможность сконструировать новые методы влияния на них [Смирнягин, 2011]. Вторая область — развитие бизнеса, сферы услуг Для эффективного развития коммерции на конкретной территории необходимо определить локальную идентичность. Важным здесь является исследование интересов и вкусов будущих потребителей. Так же можно определить, какой бизнес они видят частью своей территории и какие услуги желают получать. Третья область — влияние на потенциальных инвесторов и туристов (внешнюю целевую аудиторию). Видение населением собственной территории играет большую роль в создании данного образа во внешней среде. То есть, чтобы аудитория вне локального сообщества приобрела положительное представление о территории, необходимо и положительное ее видение населением, проживающим на ней [Визгалов, 2011]. Для продвижения интересов и маркетинга следует создать успешный бренд территории. В таком случае имидж будет влиять на внешних потребителей, например потенциальных жителей или туристов.

Рис. 1. Визуализация дискурса сетевого сообщества «Помоги городу»

Данные выводы подтверждаются результатами всероссийского проекта «Индекс городов», целью которого является не только оценка уровня городской среды, но и определение того, какие пространства наиболее остро нуждаются в изменениях. Оценивается шесть типов пространств по пяти критериям. Согласно результатам оценки за 2017 г. (рис. 2), Краснодар набрал 166 баллов (55 %) и получил рейтинг «Удовлетворительное состояние городской среды» [Индекс городов. Краснодар].

Согласно результатам оценки за 2019 г., Краснодар набрал 209 баллов (58 %) и классификация рейтингов была отменена [Индекс качества городской среды] (рис. 3).

Общее изменение с 2017 по 2019 г. составило 43 балла, большую часть которых добавило озеленение, что непосредственно связано с результатами деятельности общественного движения «Помоги городу».

В данном рейтинге Краснодар (рис. 4) (он отнесен к крупным городам, с численностью населения до 2 млн человек) занимает 9-е место, опережая

Рис. 2. Распределение баллов состояния городской среды Краснодара за 2017 г.

Великий Новг 63%

Саратов; 55%

Владимир; 50%

Рис. 4. Сравнительная оценка городской среды Краснодара и других городов, равных по размеру

такие города, как Владимир, Саратов и др., однако уступает Грозному (223 балла), Сочи (219 баллов), Тюмени (219 баллов) и др.

Таким образом, общественная организация «Помоги городу», организованная на сетевых принципах деятельности и сотрудничества с другими субъектами публичной городской политики, является ярким примером социально проактивного сообщества, которое участвует не только в формировании городской повестки, но и в реализации проектов развития города в рамках данной повестки на основе активного взаимодействия между бизнесом, властью и локальным сообществом в Краснодаре. В данном сообществе формируются групповые и коллективные представления об общественно значимых для города, региона и страны в целом проблем, оценивается их важность, определяются императивы социальной деятельности граждан, формируются основания (в том числе и ценностного порядка) для солидарных действий граждан в сфере городской политики. Однако для широкой интеграции публичных ценностей, формулируемых данным сетевым сообществом, в пространство городских решений общественному движению необходимо большее количество участников, готовых разделить ценности и миссию движения. Необходимо создание общественных и территориальных площадок, где представители движения и локальные сообщества имели бы возможность собираться на постоянной основе, обмениваться идеями и планировать свои проекты. Одной из основных проблем является очень слабая вовлеченность молодежи как в деятельность движения, так и в другие общественные организации. Существует острая необходимость

в освещении деятельности сообщества в местных СМИ для более эффективного позиционирования гражданского участия в жизни локального сообщества. Следует подчеркнуть, что участие общественных организаций в проектах власти повышает доверие общества к власти и значимость проводимых ею мероприятий.

Литература

Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт Экономики Города», 2011. 160 с.

Горожане создали Краснодар будущего // Ясно. Общество. 2018. URL: https://yasnonews. ru/news/obchestvo/43617_gorozhane_sozdali_krasnodar_budushchego/?sphrase_id=4466 (дата обращения: 20.04.2021).

Два проекта изменений в генплан Краснодара отклонили депутаты городской Думы // Краснодар Медиа. 27 января 2017. URL: http://krasnodarmedia.su/news/565401/ (дата обращения: 16.04.2021).

Добринская Д. Е. Сообщества в эпоху интернета // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2018. Т. 24, № 4. С. 59-79. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-4-59-79

Елена Шувалова: «Мечтаю о живом городе» // Юг Times. Общество. URL: http://yugtimes. com/society/18501/ (дата обращения: 22.04.2021).

Елена Шувалова: Хочу вместе с горожанами превратить Краснодар в ГОРОД-САД // Ясно. Общество. 2019. URL: http://yasnonews.ru/news/obchestvo/elena_shuvalova_khochu_vmeste_ s_gorozhanami_prevratit_krasnodar_v_gorod_sad/ (дата обращения: 25.04.2021).

Замятина Н. Ю. Территориальные идентичности и социальные структуры // Общественные науки в современности. 2012. № 5. С. 151-163.

Индекс городов. Краснодар // ДомРФ. URL: https://xn--d1achkm1a.xn--d1aqf.xn--p1ai/ search/city/25 (дата обращения: 21.04.2021).

Индекс качества городской среды. URL: Ь|П^://индекс-городов.рф/#/ (дата обращения: 17.04.2021).

Найбет Т., Рода К. Виртуальные социальные пространства: подходы, практики, перспективы // Социологический ежегодник 2009: сб. науч. тр. / под ред. Н. Е. Покровского, Д. В. Еф-ременко М.: РАН. 2009. C. 301-3078.

Не ждать милостей от чиновников // Краснодарские известия. Город. URL: http:// gorodskoyportal.ru/krasnodar/news/news/34872064/ (дата обращения: 19.04.2021).

Официальная публичная группа общественного движения «Помоги городу». URL: https:// www.facebook.com/groups/helpcity/ (дата обращения: 20.04.2021).

Официальный портал: ОД «Помоги городу» Краснодар. URL: https://helpcitykrd.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).

Рябченко Н. А., Гнедаш А. А. Online и offline социальные сети: к вопросу о математическом обосновании стохастической модели функционирования // Политическая Экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 10, № 3. С. 91-100.

Смирнягин Л. В. Мегарегионы как новая форма территориальной организации общества // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2011. № 1. С. 819-1507.

Wellman B. Physical Place and Cyberspace: The Rise of Personalized NetworkingNetworked Individualism // International Journal of Urban and Regional Research, 2001. Vol. 25. № 2. P. 22725247.

Мирошниченко Инна Валериевна — д-р полит. наук, доц.; mirinna78@mail.ru

Морозова Елена Васильевна — д-р филос. наук, проф.; morozova_e@inbox.ru

Статья поступила в редакцию: 10 апреля 2021 г.;

рекомендована в печать: 25 апреля 2021 г

Для цитирования: Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. Сетевые сообщества как субъекты формирования городской повестки дня (на примере движения «Помоги городу») // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17, № 2. С. 135-149. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.202

NETWORK COMMUNITIES AS AGENCIES FOR THE FORMATION OF A CITY'S AGENDA (THE CASE OF "HELP THE CITY" MOVEMENT)

Inna V. Miroshnichenko

Kuban State University,

149, Stavropol'skaya ul., Krasnodar, 350040, Russian Federation; mirinna78@mail.ru

Elena V. Morozova

Kuban State University,

149, Stavropol'skaya ul., Krasnodar, 350040, Russian Federation; morozova_e@inbox.ru

The article assesses the role of online communities operating in online and offline public spaces in the development and implementation of urban policy using the case of "Help the City" movement (Krasnodar). The authors characterize the online community "Help the City" as socially proactive; this appraisal is based on the results of empirical research. Communities of this type, being focused on the construction of active civil and political actions and involvement of their participants, become the real agencies of urban public policy. The activities of participants in "Help the City" movement are manifested in discursive practices and practices aimed at integrating the urban community into territorial development projects. The discursive practices of the network community actualize local identity, problems of ecology and urban planning, as well as ways to solve them, which includes cooperation with municipal authorities. The real activities of the social movement embody the "products" of online discussions in social networks in the form of projects and events for the development of the territories of Krasnodar inner-city space. The authors come to the conclusion that "Help the City" online community participates in the formation of the city agenda as well as in the implementation of development projects in the city, within the framework of this agenda based on active interaction between business, government and local community.

Keywords: socially proactive network communities, "Help the City" movement, discursive practices, urban public policy.

References

Citizens have created the Krasnodar of the future. Clear. Society, 2018. URL: https://yasnone-ws.ru/news/obchestvo/43617_gorozhane_sozdali_krasnodar_budushchego/?sphrase_id=4466 (accessed: 20.04.2021). (In Russian)

Do not Expect Favors from Officials. Krasnodar News. City. URL: http://gorodskoyportal.ru/ krasnodar/news/news/34872064/ (accessed: 19.04.2021). (In Russian)

Dobrinskaya D. E. Communities in the Age of Internet. MSU Vestnik. Ser. 18: Sotsiologiia i poli-tologiia, 2018, vol. 24, no. 4, pp. 59-79. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-4-59-79 (In Russian)

DomRF. City index. Krasnodar. URL: https://xn--d1achkm1a.xn--d1aqf.xn--p1ai/search/ city/25 (accessed: 21.04.2021). (In Russian)

Elena Shuvalova: I Want to Turn Krasnodar into A GARDEN CITY Together with The Citizens. Clear. Society, 2019. URL: http://yasnonews.ru/news/obchestvo/elena_shuvalova_khochu_vmeste_ s_gorozhanami_prevratit_krasnodar_v_gorod_sad/ (accessed: 25.04.2021). (In Russian)

Nabeth T., Roda C. Virtual Social Spaces: Approaches, Practices, Perspectives. Sotsiologich-eskiiezhegodnik2009, ed. by N. E. Pokrovsky, D. V. Efremenko. Moscow, RAS Publ., 2009, pp. 301307. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Official Portal: Public Movement "Help the City" Krasnodar. URL: https://helpcitykrd.ru/ (accessed: 20.04.2021). (In Russian)

Ryabchenko N. A., Gnedash A. A. Online and Offline Social Networks: On the Mathematical Justification of the Stochastic Modal. Political expertise: POLITEX, 2014, vol. 10, no. 3, pp. 91-100. (In Russian)

Smirnyagin L. V. Megaregions as a New Form of Territorial Organization of Society. MSU Vestnik. Ser 5: Geografiia, 2011, no. 1, pp. 9-15. (In Russian)

Society. Elena Shuvalova: "I Dream of a Living City". South Times. URL: http://yugtimes.com/ society/18501/ (accessed: 22.04.2021). (In Russian)

The Official Public Group of the Public Movement "Help the City". URL: https://www.facebook. com/groups/helpcity/ (accessed: 20.04.2021). (In Russian)

Two draft amendments to the general plan of Krasnodar were rejected by the deputies of the City Duma. Krasnodar Media, 27 January 2017. URL: http://krasnodarmedia.su/news/565401/ (accessed: 16.04.2021). (In Russian)

Urban Environment Quality Index. URL: https://uHAeKC-ropoAOB.p0/#/ (accessed: 17.04.2021). (In Russian)

Vizgalov D. V. Branding of the City. Moscow, Fond «Institut Ekonomiki Goroda» Publ., 2011. 160 p. (In Russian)

Wellman B. Physical Place and Cyberspace: The Rise of Personalized Networking. International Journal of Urban and Regional Research, 2001, vol. 25. no. 2, pp. 227-252.

Zamiatina N.Yu. Territorial Identities and Social Structures. Obshchestvennye nauki v sovre-mennosti, 2012, no. 5, pp. 151-163. (In Russian)

Received: April 10, 2021

Accepted: April 25, 2021

For citation: Miroshnichenko I. V., Morozova E. V. Network communities as agencies for the formation of city's agenda (the case of "Help the City" movement). Political Expertise: POLITEX, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 135-149. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.202 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.