ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Морозов А.А.
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА: К ИСТОРИИ ПОНЯТИЙ1
В современном мире общение между людьми становиться всё проще и проще. Сегодня огромное расстояние между людьми не помеха для общения. Это стало возможно благодаря тотальной информатизации нашей жизни, а именно появлению Интернета в каждом доме и активному развитию социальных сетей. На сегодняшний день социальные сети прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Количество пользователей по всему миру исчисляется миллионами. На стадии становления социальные сети в основном использовались только для общения и развлечений. Но сейчас мы наблюдаем то, что социальные сети становятся также полноценным инструментом в том числе и для бизнеса. Это обусловлено присутствием в сетях конкретной целевой аудитории и возможностью тесно общаться с живыми людьми. Поэтому сегодня история возникновения и развития, перспективы функционирования социальных сетей постепенно превращаются в одно из актуальных направлений научных исследований и вызывает интерес со стороны ученых.
Информационный подход к изучению социальных явлений, элементы которого присутствуют уже в работах древних философов, получил сильное развитие, начиная с середины 20 века благодаря работам У Кеннона, У Р. Эшби , К. Шеннона, Н. Винера и многих других выдающихся ученых. [2]
Ведущими учеными, которые занимались проблемами исследования сетевого общества и сетевой коммуникации, являются Д. Белл, М. Кастельс[1], А. Тоффлер, А. Турен, Дж. Гэлбрейт, Р. Ингельгарт, А.Н. Чураков, С. Паринов («К теории сетевой экономики» и др.), Р.В. Кончаковский («Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен»), В.Ю. Нестеров, Ж. Делёз и Ф. Гваттари («Ризома»).
1 Статья выполнена в рамках проекта РФФИ «Исследование и разработка моделей формирования региональных социально-экономических сетевых сообществ» (17-06-00691).
Понятие «информационное общество» стало известно с конца XX века -это современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.[3] Данное понятие ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. В России же этот термин стал популярным с 90-х годов прошлого столетия. Информационное общество создает новые сектора активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным учреждениям. Глобальная тенденция информатизации не обходит стороной и профессиональное сообщество. Системные проблемы профессионального сообщества во многом вызваны проблемами профессионального образования, ее отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий.
Понятие «информационная сеть» становится общим, трансдисциплинарным. Оно начинает играть методологическую роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сети выполняют важнейшие функции в современном мире: мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, социально-культурную, аксиологическую, организационную, вычислительную и др.
Сетевое (информационное) общество как новая форма социальной организации обеспечивает реализацию оптимальных форм сочетания индивидуального и коллективного, государственного и общенационального, профессионального и самобытного путем построения новой институциональной формы взаимодействия субъектов глобального пространства.[4]
Невозможно обойти вниманием репутацию коллективного блога «Лепрозорий», которую он получил на просторах «рунета». И хотя эта репутация изменяется, но некогда сообщество считалось элитным, а членство в нем престижным.[6]
Весьма показательна в этом плане статья, посвященная сообществу, в Интернет-энциклопедии Lurkmore, изначально специализирующейся на описании явлений Интернета.
В ней говорится, что «Лепрозорий» всегда имел некую претензию на свою элитарность, в силу своей закрытости, с одной стороны, и в силу высокой концентрации качественного контента, который просачивался за границы сообщества и обретал популярность в широких кругах Интернета, с другой. Особую роль в формировании этой репутации сыграла закрытость сообщества, которое с помощью регистрации по приглашениям отграничивало себя от «нежелательных» участников.
Таким образом, в сообщество попадали только «свои», в некоторой степени его можно назвать сетевым сообществом. Этим же обуславливается первоначальное отношение незнакомых пользователей друг к другу - отношение как к «своим».
Процессы глобализации обеспечили переход современной мировой системы в качественно новое состояние - функционирование сетевых форм социальной организации, а, следовательно, и привели к развитию новых глобальных экономических структур. Люди во имя реализации экономических интересов идут на контакт, образуя экономические структуры в пределах глобального пространства.
Включение их в общую сеть позволяет получать им равные возможности для проживания определенного социального времени и способность переструктурировать пространство, преодолев понятия физического расстояния. Именно глобализация объединила в единое целое (в единое пространство) центры экономической, культурной и политической активности всех стран, даже если формы деятельности и соответствующие организационные структуры все еще остаются национальными.[7]
Экономические структуры как элементы функционирования сетевого общества основываются на новой модели экономики, которая включает сочетание информационных глобальных факторов, свидетельствует то, что именно знания и информация становятся ключевыми источниками производства и конкурентоспособности.
Потребность генерирования знаний и развитие информационных технологий обеспечивают взаимодействие между людьми в общепланетарном масштабе, а это, в свою очередь, приводит к образованию устойчивых связей между ними, так называемых сетей, в рамках которых и благодаря которым они функционируют. Новые экономические условия, которые определяют беспрецедентную концентрацию капитала и взаимодействие управленческих ресурсов, привели к сетевой децентрализации рабочих мест.
Некоторые из таких центров трансфера технологий объединяются в целые сети, что, в свою очередь, позволяет обеспечить концентрацию информационных ресурсов и повысить коммерческую эффективность посреднической деятельности в сфере передачи технологий. Сети уже активно осуществляют свою деятельность в Европе, США, России и Китае. Одной из основных можно назвать Европейскую сеть предпринимательства (Enterprise Europe Network - EEN).
Сеть ИРЦ является высококвалифицированным посредником между производителями технологий и их потенциальными потребителями, миссия которой заключается в том, чтобы поддерживать инновации и межнациональное технологическое сотрудничество с предоставлением широкого спектра специализированных деловых услуг. В частности, сеть ИРЦ кроме размещения в Интернете информации о разработке инновационного предприятия - изобретателя, также сопровождает его на всех этапах трансфера технологий; находит инновационные решения преимущественно для малых и средних предприятий; способствует технологической кооперации, поиска партнеров и подготовке бизнес-плана проекта; обеспечивает компаниям доступ к результатам НИОКР; проводит маркетинговые исследования.
Деятельность большинства инновационных центров координируется консорциумами региональных организаций, которые имеют значительное влияние среди местных исследовательских и промышленных предприятий.
Динамично развивается трансфер технологий в России. В частности, в 2002 году создана Российская сеть трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network - RTTN), которая объединяет более 50 региональных инновационных центров (из 40 регионов Российской Федерации и стран СНГ), которые специализируются на трансфере технологий. К основным задачам Российской сети транс-
фера технологий принадлежит трансфер технологий между научным сектором, компаниями и внутри промышленного сектора, поиск российских и зарубежных партнеров и установление технологического сотрудничества между продавцом и покупателем технологии с целью дальнейшей коммерциализации технологии.[8]
Клиентами Российской сети являются компании малого, среднего и крупного бизнеса, академические и отраслевые научно-исследовательские институты и университеты. Участником сети может стать любое физическое или юридическое лицо. Для этого нужно заполнить и направить организации-члену сети своего региона технологический профиль для его размещения в базе данных.
Одним из членов RTTN является некоммерческая автономная организация «Уральский Региональный Центр трансфера технологий», целью которой является коммерциализация разработок, полученных от различных научных институтов и организаций России и создание малых инновационных предприятий, способных эффективно функционировать в рыночных условиях.
К деятельности Уральского Центра относятся:[5]
- отбор и научно-техническая экспертиза инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал;
- проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок;
- оказание помощи клиентам в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, поиск партнеров для трансфера и коммерциализации технологий;
- управления инновационными предприятиями;
- осуществление совместных научно-исследовательских проектов с ведущими зарубежными научными центрами новых технологий;
- привлечение финансовых ресурсов, подготовка заявлений в фонды и программы поддержки;
- проведение выставок, семинаров и конференций по коммерциализации новых технологий.
Становление информационного общества привело к всеобщей компьютеризации и внедрению информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы жизни.
Таким образом, важным фактором появления экономических структур в сети, глобальная экономика, которая обеспечивает организацию соответствующих финансовых потоков и экспортную политику, приводит к возникновению совокупности сетей между людьми и государствами с различным уровнем связей. При этом следует отметить, что эта система объективно характеризуется совокупностью связей, которые складываются в процессе деятельности взаимосвязанных субъектов экономической деятельности (транснациональные компании, корпорации, структуры). То есть речь идет о возникновении в условиях глобализации новой формы деятельности субъектов глобального пространства - сетевой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Castells, M. The rise of the network society / M. Castells. - Maiden, Mass. ; Oxford : Blackwell, 1996. - P. 198.
2. Васильчук, Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег / Ю. А. Васильчук // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 5 - 26.
3. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев.
- М. : ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
4. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] : учеб. пособие / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016.
— 564 , [4] с. — (Переводные учебники ВШЭ). — 1000 экз. — ISBN 978-5-75981009-4 (в пер.).
5. Калинин В.В., Катешова М.Л. Проблемы трансфера технологий, пути их решения. Журнал «Инновации», №7, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/ content / document_r_4363920B-4415-492F-BF12-2F60BD7C37C4.html.
6. Семенов И. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии / Интернет и российское общество. - М.: Гендальф. 2002-2016. - С. 48-69.
7. Интеллект и информационные технологии // Человек. - 2017. - № 1. - С. 79-91.
8. Инновации и предпринимательство. Портал информационной тддерж-ки инноваций и бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. innovbusiness.ru/.