Научная статья на тему 'Сетевые сервисы в учебном процессе: блоги'

Сетевые сервисы в учебном процессе: блоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛОГИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Горохова Лариса Анатольевна, Киселёва Антонина Александровна

Применение средств социальных медиа в учебном процессе означает переход к такой его модели, в которой профессиональная деятельность педагога и учебно-познавательная активность учащихся переносится из физического пространства классов школ и аудиторий университетов в виртуальное информационное пространство Интернет. Необходим поиск инновационных методик использования сетевых средств социальных медиа в образовательных целях. В статье рассматриваются возможности использования блогов в учебном процессе, их достоинства и недостатки, а также некоторые практические применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Горохова Лариса Анатольевна, Киселёва Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network services in the learning process: blogs

The use of social media in the learning process means moving it to a model in which the professional activities of teachers and educational-cognitive activity of students transferred from the physical space of classes, schools and classrooms of universities to a virtual information space of the Internet. It is necessary to search for innovative methods of using social media networking tools for educational purposes. The article deals with the possibility of using blogs in teaching, their advantages and disadvantages, as well as some practical applications.

Текст научной работы на тему «Сетевые сервисы в учебном процессе: блоги»

СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: БЛОГИ

Вячеслав Алексеевич Стародубцев,

профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук, член международного общества инженерной педагогики

Лариса Анатольевна Горохова,

доцент, заведующая кафедрой теории и практики перевода Пятигорского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук

Антонина Александровна Киселёва,

старший преподаватель кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий МАОУДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк

• социальные медиа • народное образование • блоги • дистанционные образовательные технологии •

Глобализация научных, производственных, экономических и социокультурных процессов объективно стимулирует процесс формирования двух транснациональных пространств — информационного и образовательного. Они взаимообусловлены, взаимосвязаны, но не тождественны. В информационном пространстве можно выделить и другие области, отражающие и поддерживающие различные сферы деятельности человека в обществе (бизнес, искусство, наука и т. д.). Сегодня очевидной реальностью сети Интернет являются социальные медиа (social media), для которых определяющее значение имеет фактор со-продукции контента самими пользователями, когда каждый читатель или подписчик блога, например, может выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/ или редактора данного сервиса1. По мере развития постиндустриального общества и становления информационной цивилизации образовательное пространство всё больше будет использовать пространство

- информационное, в

1 Социальные медиа. [Электронный ре- особенности — соци-сурс]. - режим доступа: http://ru.wikipedia. альные медиа. огдЛ«1к1/Социальные_медиа

2 Идиатулин В.С. Когнитивная технология обучения // Открытое образование.

2006. №1. С. 12-19.

Стремительное развитие современных средств межличнос-

тной коммуникации (блогов, твиттеров, ви-ки-сайтов), базирующихся на современных сетевых сервисах Web 2.0, приводит к самоорганизации социальных сетей и сообществ регионального и глобального уровней. Это отвечает потребности человека в саморазвитии личности, в её самовыражении, в самообразовании, однако несёт риски стихийной и неуправляемой социализации молодого поколения, неадекватного использования баз знаний (знание без воспитания — меч в руках сумасшедшего).

Появление блогосферы и социальных сетей в определённой мере компенсирует недостаточность Интернета в области эмоционально-эстетической, этической и социально-мировоззренческой составляющих гуманитарной культуры. В то же время следует отметить и то, что составляющие естественно-научной культуры, распределённые в блогосфере, фрагментарны, не всегда достоверны и не дают системы научных знаний. Эти особенности превращают ученика (да и учителя) в самостоятельного субъекта познавательной деятельности, который должен уметь извлекать из разрозненных источников информации, предлагающих не обязательно согласующиеся друг с другом сведения, персонифицированное знание2.

132

В этом контексте изменяются задачи развития личности, социально-экономические условия профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений, появляются новые возможности в операциональном аспекте учебного процесса, возникает необходимость неоднократной смены сфер профессиональной деятельности в течение активного периода жизни человека. Становится актуальной проблема исследования возможных путей формирования персональных образовательных сфер, их культурологических и социальных функций, структуры и содержания вариативных областей, обеспечивающих возможность как импорта, так и экспорта образовательных услуг в контексте развития единой информационной среды образовательных учреждений. В связи с этим, возникает и необходимость анализа феномена появления сетевых сервисов Web 2.0 с точки зрения интеграции информационных и педагогических технологий в сфере образования и развития на этой базе педагогики сотрудничества.

Прежде всего, отметим, что основанные на идеологии Web 2.0 программно-технические средства начинают рушить привычные стереотипы использования глобальной сети, их освоение изменяет социальные роли пользователей, их мироощущение. Пассивная позиция «читателя» (потребителя информации) превращается в интерактивную и персонализированную позицию «писателя» (комментатора, соучастника дискурса, производителя информации).

Определились функции социальных сетей и блогов: коммуникативная, создания социальных связей, организации дискурса, самопрезентации, самообразования и развлечения (досуга). В создании открытых для редактирования документов в сети используется большое количество вариантов вики-программ (wiki), различающихся по возможностям импорта на страницы текстовых, графических и аудиовизуальных материалов3. Импорт таких материалов на страницы блогов и вики-сайтов потребовал создания в Интернете сайтов-депозитариев соответствующих файлов (Flicr, Picasa, Scribd, YouTube, SlideShare, etc). Корпорация Google призывает хранить во Всемирной сети все материалы, ранее сохраняемые на персональных компьютерах, ThinkFree

Online утверждает «Now, the Internet is your Office», тем более, что Microsoft обещает возможность бесплатного размещения своих офисных программ нового поколения на браузерах пользователей.

Таким образом, профессиональная и социальная деятельность всё более сосредотачивается в открытом информационном пространстве и опосредуется сетевыми средствами и технологиями. Гиперсвязи электронных документов позволяют их параллельное использование, цифровые ресурсы становятся более доступными, чем печатные. При высоком темпе обновления знаний в постиндустриальном обществе актуализация сведений в электронных изданиях происходит гораздо быстрее, чем в традиционных книгах. К моменту выхода в свет многие учебники содержат уже устаревшую информацию. При этом они лишены мультимедийных компонентов, имеющихся в электронных пособиях. Пришло время становления на основе Интернета образовательных систем нового поколения (Learning 2.0), отличительными чертами которых являются мультимедийность контента, его быстрое обновление и открытость всех материалов для комментирования, редактирования в необходимых случаях и адаптации под потребности конкретных пользователей4.

С педагогической точки зрения, использование вебинаров, вики-страниц и блогов в педагогическом взаимодействии знаменует процесс перехода от иерархической «вертикальной» образовательной технологии, центрированной на системе менеджмента и контроля процесса обучения (learning management systems, LMS), к разноуровневой «горизонтальной» технологии сотрудничества (субъект-субъектной модели или «peer to peer» в зарубежной терминологии) и формирования персональной образовательной среды каж-

дого из участников (personal learning environments, PLEs). Эта тенденция соотносится с концепциями личностно-ориентированного образования и педагогики сотрудничества в целом,

3 Schwartz L. Educational Wikis: i Features and selection criteria / L. Schwartz, Sh. Clark, M. Cossarin, J. Rudolph. // International Review of Research in Open and i Distance Learning. 2004. V. 5. № 1.

4 Godwin-Jones R. Blogs and wikis: Environments for on-line collaboration // Language, Learning and Technology. 2003. V. 7. № 2. P. 12-16; Патаракин Е.Д. Формы сетевого сотрудничества // Educational Technology & Society. 2004. № 8(2). С. 236-246.

133

7 Internet ресурс]

однако требует значительного изменения в постановке целей и выборе средств обучения.

Интернет-форумы, блоги, микроблоги (твитеры), вики, видеохостинги, социальные сети, виртуальные игры, проекты и миры — всё это формы социальных медиа, которые можно и нужно использовать в качестве средств образовательного процесса. В частности, блоги представляют собой неисчерпаемый источник разнообразного по целям чтения и комментирования, при этом механизм функционирования сообщества блогеров (блогосфера) позволяет вести общение в удобном для каждого пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна или которую он может себе позволить. В предлагаемой статье рассматриваются принципиальные возможности использования блогов, их достоинства и недостатки, а также некоторые практические применения.

Что такое блог?

Согласно данным американских исследователей, почти две трети пользователей Интернета точно не знают, что такое блог. Нет оснований считать, что положение у нас в стране иное. Блог (англ. blog, от web log) — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа5. Фактически это развитие сетевого эпистолярного жанра, сопровождаемого авторскими фото или видеоматериалами6. Как правило, они размещаются в обратном хронологическом порядке (последняя запись

_ сверху). Для блогов

характерна возмож-

ность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Иначе говоря, отличия бло-га от традиционного письменного персонального дневника обусловливаются самой средой: блоги обычно предполагают сторонних читателей, которые

5 Блог. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог; Carvin A. What Exactly is a Blog, Anyway [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pbs.org/teachers/learning.now/ 2006/05/what_exactly_is_a_blog_anyway. html

6 Гришковец Е. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-grishkovets.livejournal.com/

2009 in Numbers. [Электронный - Режим доступа: http://royal.ping-dom.com/2010/01/22/internet-2009-in-num-bers/

могут вступить в публичную полемику с автором в комментарии к блогозаписи или в своих блогах. Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Людей, ведущих блог, называют блогерами, совокупность всех блогов Интернета принято называть блогосферой.

Блоги появились в конце 90-х гг., когда программисты стали создавать достаточно простые способы размещать материалы в сети Интернет. Возникли такие веб-сайты, как LiveJournal и Open Diary. Использованное при их создании программное обеспечение позволяло обычному пользователю создавать сетевой «журнал», заполняя некоторый электронный шаблон. В нём можно было набирать текст, не заботясь о его кодировании с помощью языка HTML. Новая форма коммуникации очень быстро завоевала Интернет. В 2006 году, по некоторым оценкам, во Всемирной сети насчитывалось более 30 млн блогов. На начало 2010 г. число бло-гов составило уже около 126 млн, однако эти сведения, скорее всего, не учитывают ещё около 80 млн китайскоязычных блогов7.

Отметим некоторые функции блогов:

Самопрезентации. Узнав о том, насколько легко вести блог, многие пользователи Интернета предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует целый класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора: прозы, стихов, публицистики, фотографий, рисунков и других творческих результатов своей деятельности, с которыми авторы хотели бы поделиться с другими. Помимо информации о личности автора, в ряде случаев это связано с поиском работы, с предложением услуг, с информацией о готовящихся событиях с участием автора (например, блоги звёзд шоу-бизнеса).

Саморазвития и/или рефлексии. Эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность авторам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. При этом подлинная фамилия и имя учредителя дневника могут быть скрыты под псевдонимом («ником» по терминологии пользователей Интернета). Некоторые авторы в опросах отмечают, что публич-

134

ность блога вынуждает их более грамотно и логично структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять переживаемые события — при изложении своей проблемы или идеи в письменном виде становится легче анализировать ситуацию.

Функция мемуаров. Как и традиционный бумажный дневник, блог может осознаваться как место для записей, которые могут пригодиться в будущем, способ не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией люди полагают, что ведут дневник для записи того, что хочется помнить и о чём можно будет подумать позже. Иными словами, авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

Коммуникативная функция. Большинство блогеров говорят, что ведут или читают бло-ги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность быть услышанными многими людьми. Как для «читателей», так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие делают это для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, расширить свою аудиторию (одним нужны друзья, другим — читатели).

Функция развлечения. Многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения, особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах развлечения. Например, молодые матери составляют заметную часть сообщества блогеров — им всегда есть, о чём написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д.

Основные цели и задачи образовательных блогов

Во многих случаях образовательные блоги являются коллективными. Прежде всего, это открытое средство информирования учащихся, персонала, родителей о текущей жизни образовательного учреждения:

• источник внутренних новостей;

• размещение учебных и дополнительных материалов;

• обратная связь в комментариях.

Образовательные блоги могут использоваться как отдельными учителями, так и администрацией учебного заведения для сообщения заинтересованным лицам обновляемой информации: объявлений о встречах, родительских собраниях, классных и школьных событиях, отчётов об уже проведённых мероприятиях и т.п. Учителя также нередко размещают в блогах обязательные для изучения или дополнительные материалы для самостоятельной работы учащихся. Подобную информацию можно размещать и на сайтах школ, однако блоги имеют перед сайтами преимущество — обеспечивают возможность обратной связи через комментирование блогозаписей или создание собственных, «дочерних», блогов.

Например, в блоге администрации начальной школы Паркуэй8 размещаются новости школы, объявления для родителей и учащихся. Есть странички отдельных классов и общешкольная страница. Имеется возможность размещать комментарии и задавать вопросы классным руководителям и администрации школы. Аналогичные цели преследует серия блогов библиотеки школы № 21 г. Новокуйбышевска9, аудиторией которых являются учащиеся 5-9 классов, их родители, а также учителя школы. В блогах даётся обзор книжных новинок, рекомендуется литература для чтения, размещаются дополнительные материалы об авторах, культурных традициях, праздниках и т.п.

Школьные коллективные и/или персональные блоги обычно содержат новости класса, информацию для учеников и родителей, электронные дневники, учебные материалы. Так, в блоге, предназначенном для первоклассников школы № 39 г. Кемерово, учитель Л.Н. Аргунова размещает информацию для детей и родителей, фото- и видеоотчёты о мероприятиях, поздравления именинникам, благодарности отличникам и т.п. Блог выполнен в ярких цветах, содержит массу фотографий и иллюстраций, записи делаются

8 Parkway Elementary School. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://park-wayelem.blogspot.com

9 Блог библиотеки школы №21 г. Новокуйбышевска. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://knigdom21 .blogspoti.com/

135

крупным, хорошо читаемым шрифтом. В блоге «Мы занковцы-непоседы»10 содержатся новости класса, электронный дневник, а также рубрики «Это мы», «Читаем», «Литературный календарь», «Наши достижения», «Пополняй знания», «У друзей», «В помощь ученику». Ученики класса имеют свои «дочерние» блоги, в которых рассказывают о себе, своих друзьях, высказывают своё мнение. В блоге имеется также ссылка на «дружественный» блог четвероклассников из г. Новокубанска, с которыми ведётся обмен новостями и работа над совместными проектами.

Важной целью образовательных блогов является обеспечение/сопровождение учебного процесса:

• обсуждение спорных вопросов и актуальных проблем (асинхронный диалог);

• обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать своё мнение);

• совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп;

• мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).

Приведём некоторые примеры. Блог учителя литературы в старших классах, в кото-

10 Блог 4-го класса МОУ ОСОШ № 3 г. Очёра. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://neposeda-3a.blogspot.com

11

Miller's English 10 Classroom Blog. [Электронный ресурс]. — Режим

доступа:

http://millersenglish10.blogspot.com

Ahlness M. Middle School Writing. [Электронный ресурс]. — Режим

доступа:

http://classblogmeister.com/blog.php?blogger_id=41233

13 Мы вместе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mublogyfnfif. blogspot.Com/

14 Химия! на каждый день. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// himtlvl.biogspot.com/

15 Необычная биология. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// biotlvl09.blogspot.com/

16 Четыре загадки Э.Т.А. Гофмана. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ! http://tlvlhoffman.blogspot.com; Лизунова Ю.А., Пыхалова О.В. В гостях ! у помещиков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kveCt.blogspot.com/

Чайка

Л. Портфолио Чайки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://wwW.calameo.com/link?id=9168209; Sheridan School Showcase. [Элек-

тронный Knee M.

ресурс]. — Режим доступа: http://shershowcase.edublogs.org; The KinderKids' Blog. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://classblogmeister.com/blog.php?blogger_id=51141

ром размещаются домашние задания для учащихся и их развёрнутые ответы11. Блог для учащихся средних классов, где каждый имеет свою страницу, на которой размещает эссе на заданные темы12. Блог учащихся 2 «А» класса школы №5 г. Тольятти, который содержит фотографии учеников класса, поздравления, напоминания, объявления о конкурсах, итоги четверти, фоторепортажи, счётчик посещений (более 7000 на январь 2011 г.)13. Блог интегрированного учебного проекта по химии и информатике14 содержит паспорт проекта, таблицу оценивания, ход выполнения этапов проекта, задания, справочные материалы. Блог для организации самостоятельной работы школьников, содержащий видеоматериалы, импортированные из различных источников, задания и контролирующие материалы для оценочного зачёта по биологии15.

В ряде случаев содержание блога строится в игровом ключе или как коллективно проводимое исследование16. Например, блог, организованный сыктывкарским «Республиканским центром образования», посвящён ролевой игре (квесту) десятиклассников на тему «В гостях у помещиков» (по материалам поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»), в которой формируются группы экономистов, психологов, кулинаров, дизайнеров, заполняются анкеты рефлексии по каждому из этапов квеста, публикуются соответствующие отчёты.

В отдельную группу можно выделить блоги, посвящённые демонстрации результатов работы учащихся. Здесь производится:

• демонстрация лучших работ;

• оценка и коррекция выполненных заданий;

• создание e-portfolio;

• достигается мотивация успешной деятельности.

Можно отметить широкий возрастной диапазон авторов работ — не только учителей, учащихся начальной школы, но и воспитанников детского сада17.

Блоги стали востребованным инструментом организации профессионального общения. В англоязычной части Интернета популярны блоги, посвящённые обсуждению профессиональных вопросов, где участники делятся опытом решения проблем, полез-

136

12

ными ссылками, учебными материалами, обмениваются идеями. Одну из лидирующих позиций здесь занимают блоги, пос-вящённые проблемам информационных образовательных технологий. При этом общение с коллегами и единомышленниками реализуется в блогосфере на условиях партнёрства и равноправия. Именно так ведёт свой блог Уилл Ричардсон, один из ведущих специалистов в области электронного обучения. Архив его блога начинается с 2002 года18. Можно указать здесь и блог Дэвида Уорлика, преподавателя с 34-летним стажем, посвящённый проблемам обучения в новой информационной среде. Д. Уорлик является автором и совладельцем проекта Class Blogmeister — платформы, специально разработанной для создания образовательных блогов19. Применение блогов в образовании обсуждается также и на других ресурсах

20

Что касается ситуации в Рунете, традиция профессионального общения посредством блогов пока только формируется, однако уже существует ряд блогов, посвящённых электронному обучению (e-learning). Авторы этих блогов, как правило, — преподаватели-энтузиасты, которые видят свою просветительскую миссию в том, чтобы знакомить коллег с инновациями в сфере информационно-коммуникационных образовательных технологий. Среди отечественных авторов следует отметить блоги Е.Д. Патаракина21 и В.В. Анненкова22, посвящённые использованию сетевых технологий Веб 2.0 в российском образовании (применение социальных сервисов Google и Open Class в урочной и внеурочной деятельности, социальные учебные сети, профессиональные сообщества учителей, программируемые медиа и т.д.).

Проблемы, возникающие

при использовании образовательных

блогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ публикаций позволяет выделить следующий перечень проблем, возникающих при внедрении блогов в учебный процесс23:

• для работы с блогами необходима определённая материально-техническая база (стабильный и по возможности скоростной Интернет);

• блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить их в традиционную классно-урочную систему;

• необходимо продумывать долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный процесс, работа в блоге должна пересекаться с системой обычных заданий;

• учащиеся не всегда достаточно мотивированы, чтобы осваивать новый и непривычный для них вид работы;

• работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной методике;

• работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной программе;

• блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания.

По наблюдениям зарубежных педагогов, активно использующих образовательные бло-ги, возможность публикации письменных заданий изменяет отношение учащихся к их выполнению. С одной стороны, размещение комментария, ответа на задание, эссе в блоге или на сайте предполагает внешнюю оценку и, возможно, критику со стороны не только учителя, но и одноклассников и/или других читателей. Поэтому учащиеся более внимательно относятся к выбору слов и аргументов, к оформлению ответа, стремятся более качественно выполнить задание.

С другой стороны, как показывает наш собственный опыт, существует и противоположная тенденция: отдельные учащиеся с большой неохотой работают в блоге, не

18 Richardson W. Learning with the read/write web. [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://weblogg-ed.com

19 Warlick D. Professional Site. [Электронный ресурс]. http://davidwarlick.com/wordpress/?page_id=2

Режим

доступа:

20 Jurczak K. Blogs in Education. [Электронный ресурс]. — Режим i доступа: http://msjurczaktech.blogspot.com/2008/07/blogs-in-education.html; Siemens G. The Art of Blogging — Part 1: Overview, Definitions, Uses, and Implications. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elearnspace.org/ Articles/blogging_part_1.htm

21 Патаракин Е.Д. Учимся с Google. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edublogru.blogspot.com/

22 Анненков В.В. vann1936 в openclass^ в 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.openclass.ru/blogs/189575

23 Depois L. BLOG-BUSTER, или Зачем учителю блог? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://depois-blogbuster.blogspot.com/

137

желая выносить результаты своей работы на всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. Такие учащиеся выражают согласие вместо записи в блоге использовать более закрытую электронную почту. По нашему мнению, преодоление этого психологического барьера педагогически необходимо с точки зрения развития личности учащегося и его готовности к жизни в информационном обществе. В ряде случаев доступ к блогу можно предоставить с ограничением, например, только для данной группы пользователей.

Для преодоления отмеченных выше проблем можно воспользоваться советами Тома Даккора, приведёнными в комментарии к блогозаписи Энди Карвена24:

• разработайте долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный процесс для повышения мотивации изучения предмета;

• объясните учащимся как можно яснее, каковы цели и задачи использования блога, а также каково его место в структуре вашего предмета;

• продумайте форму неформальной или формальной обратной связи, а также параметры оценки (в том числе качественной и/или неформальной) за работу в блоге;

• отведите достаточное время в течение учебного года на то, чтобы учащиеся освоились в блоге и научились работать с ним;

• поощряйте сотрудничество учащихся в блоге (размещение комментариев по поводу сообщений других учащихся, совместное выполнение заданий и т. д.);

• используйте сообщения в блоге как импульс к началу, развитию и продолжению дискуссий в классе;

• используйте работу в блоге как обязательную часть учебного проекта.

Как создать свой образовательный блог?

24 Carvin A. What Exactly is a Blog, Anyway [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pbs.org/teachers/learning. now/20Q6/05/what_exactly_is_a_blog_ anyway.html

В большинстве социальных сетей имеется раздел «блоги», который не требует каких-либо специ-

альных знаний для его применения. Основное препятствие в использовании такого ресурса в учебных целях состоит в необходимости для ученика стать членом данного сообщества, чтобы оставлять какие-либо комментарии. Это не всегда оправданно. С другой стороны, учителю становиться членом молодёжного сообщества (например, «В контакте») тоже не всегда «с руки». Поэтому имеет смысл обращение к одному из русскоязычных сервисов для создания и ведения блогов: Я.ру, Privet.ru, Blog.ru, Blogonline.ru, LiveJournal.ru, LiveInternet.ru, Diary.ru, Journals.ru, Mylivepage.ru, Blo-ground.ru, Blog-buster.ru, Webblog.ru.

Здесь тоже необходимо получить аккаунт, логин и пароль для входа на сервис. Как правило, при получении аккаунта запрашивается адрес электронной почты пользователя и некоторые другие данные (пол, год рождения, и др.), набор которых может изменяться от сервиса к сервису. После регистрации необходимые сведения приходят пользователю по электронной почте. Интерфейс блога и его внешний вид определяется сервисом, как и правила ввода текста и иллюстраций (могут быть ограничения на объём загружаемых файлов). Иногда предлагается установить одну из имеющихся тем оформления по умолчанию, иногда разрешается загрузить свой шаблон, а иногда можно править HTML-код шаблона. Вопрос об авторском праве оговаривается в пользовательском соглашении.

Поскольку блог является одним из первых шагов в создании персональной образовательной среды, предпочтение следует отдать, по нашему мнению, сервису http:// www.blogger.com, предлагаемому корпорацией Google. Получив один раз персональный доступ (аккаунт) к одному из сервисов данной компании, вы сможете пользоваться им при использовании всех других сервисов, предоставляемых Google. Большинство из них бесплатны, но за оплату могут быть доступными дополнительные возможности. В частности, на указанном сервисе можно вести блог с мобильного устройства, в определённой мере менять дизайн блога, имеется архив блога, ведётся статистика посещений блога.

Пошаговая инструкция на сайте сервиса для создания блога позволяет его «собрать»

138

Панель инструментов

даже неопытному в таком деле пользователю. В случае необходимости здесь можно создать семейство блогов, каждый из которых посвятить определённой теме или конкретному событию. Так что главное — не технические детали, а педагогические идеи: как использовать этот инструмент эффективно.

Структуру блога и этапы его создания на указанном выше сервисе более подробно рассмотрим на примере25. После авторизации появляется окно «Панель инструментов» (рис. 1). Здесь имеется возможность вставить фотографию автора блога и заполнить профиль, он будет отображаться в разделе «Обо мне» создаваемого блога. Можно оставить эти действия на будущее, переходя к действию «Создать блог». В появившемся окне следует записать название блога и дать будущий адрес в Интернете в соответствующих полях. Желательно, чтобы в адресе было отражено основное содержание блога (адекватное его названию).

Второй шаг создания блога — выбор его начального шаблона из предлагаемого набора (его впоследствии можно будет заменить на другой). После нажатия кнопки «Продолжить» появится сообщение «Блог создан», и можно выбрать действие «Перейти к блогу».

В открывшемся окне можно увидеть название блога и меню доступных действий пользователя. Выберем вкладку «Дизайн», чтобы продолжить оформление структуры бло-га (рис. 2) — выбора и расположения основных функциональных элементов: области заголовка-названия блога, области основных сообщений (постов, по терминологии пользователей Интернета) и так называемых гаджетов — дополнительных фунцио-нальных средств, которые создатель блога может поместить на страницу сайта.

По умолчанию автоматически создаются разделы, указанные на рис. 2 — «Постоянные читатели», «Архив блога», «Обо мне». Последний раздел откроет профиль автора, где он может указать сведения, которые считает необходимыми. Кроме того, здесь при создании коллективного блога будут размещении сведения о соавторах. Следует отметить, что для создания такого рода бло-га, в режиме «Дизайнера», на вкладке «На-

Я:о1к: Русский

о э.мктротюн почте Получайте объявления э ноьых функция-: и соьеты. которые ttn/АЗ.пьмо эффективно испаяьроБат: c»oü блог. Ркличить сенчм! О

Управление блогймя Создать 6»ог -Справка

Вы пика ж создали ни одного блога. Создайте свай влаг н начинайте

Просмотреть профиль Изменит* npodm.nb Изменит* фотогрофню Изменение умдомтвний

Список чтения

Блог и. которые я постоянно читан

BLogger Buzz I Популярные благи

Блог и Позиции

Все- обновления блога fbxjpo пожаловать в список чтения, гдесь можно узидгть все

обновления блогсв, постоянна* читателем которых вы являетесь, а также сэнтэв, к которым вы присоединились с помощью Google FrtendCörinect.

В ИйСГШЯЩС«! врсмн МЫ НС 1Ш.'1НС11!СЬ IW-CiaHlllIkJhi ЧМ|<«М!.'И!М КЛКОЮ 1|нГы1 блога. чтобы добавить в список чтения благи, которые пы собираетесь постоянно читать, нажмите кнопку 'Добавить' нш, Подробнее

Рис. 1. Вид окна панели инструментов

Рис. 2. Вид окна вкладки «Дизайн»

стройка» (см. рис. 2), необходимо открыть раздел «Разрешения», и в окне «Добавить авторов» указать адреса электронной почты всех предполагаемых соавторов блога. Обязательным требованием к соавторам является наличие у них аккаунта Google.

Раздел «Архив бло-га» (автоматически внедрённый гаджет) используется в целях организации на-

25 Блог курсов повышения квалификации «Пользователь персонального компьютера» МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ispolzovatpk.blogspot.com

139

вигации внутри блога. Обычно эта область располагается на странице блога справа от области сообщений, но в режиме «Дизайн» существует возможность изменения его местоположения путём перетаскивания(навести курсор на «Архив блога», нажать левую клавишу мышки и перемещать в необходимую область страницы, не отпуская клавиши). Естественно, при всяких изменяющих блог действиях следует сначала просмотреть, как будут выглядеть эти изменения. Для этого существует кнопка «Просмотреть блог», она покажет новый вариант. Если он автора бло-га устраивает, необходимо задействовать кнопку «Сохранить».

Для того, чтобы создать на блоге область расписания занятий или других запланированных мероприятий, необходимо воспользоваться сервисом Google Календарь.

Импорт календаря в блог производится в режиме «Дизайна» путём использования действия «Добавить гаджет» (см. рис. 2). Из предлагаемого при клике мышкой перечня необходимо выбрать вариант «HTML/ JavaScript». В появившемся окне «Настроить HTML/JavaScript» следует указать название календаря (он создаётся отдельно в сервисе Google Календарь) и скопировать в поле окна «Содержание» код, который генерируется на сайте-источнике этого или другого мультимедиа объекта. После этого календарём можно будет пользоваться как доской объявлений, расписаний и/или плана будущего конкретного учебного занятия.

Перечень ссылок на внешние ресурсы Интернет можно использовать в целях структури-

_ зации адресов часто

посещаемых сайтов и ссылок на рабочие файлы. Например, в блоге курса повышения квалификапции педагогов г. Ново-кузнецка26 используется два набора ссылок «Наша работа» и «Полезные ссылки». Эти две области блога представляют собой гаджеты «Список ссылок». Гаджет может быть добавлен в режиме «Дизайна»

26 Блог курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании биологии» МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецк. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр:// teobiology.blogspot.com

27 Блог курсов повышения квалификации «Пользователь персонального компьютера» МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецк. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ispolzovatpk.blogspot.com; Блог курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании биологии» МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ь^^^Ь^^у. blogspot.Com

блога, аналогично вставке Календаря, и его содержание можно изменять в режиме просмотра блога при помощи кнопки «Изменить». Она доступна только автору блога и находится в нижнем правом углу гаджета.

Использование гаджета «Список страниц» позволяет выстроить более сложную структуру блога, максимально приближая его к полноценному сайту. Так, например, добавленные страницы существенно расширяют функционал блога. Использование отдельных, независимых друг от друга страниц позволяет автору блога вести на одной из них профессиональный дневник, с помощью другой проводить виртуальные консультации, на третьей обозначать область научных интересов и т. д. Именно таким образом созданы те разделы сайтов школ, которые описаны выше. В случае организации коллективного блога, соавторы могут создавать свои страницы автономно, независимо друг от друга.

Завершающий этап — использование созданного блога в образовательных целях. Например, в учебном процессе повышения квалификации педагогов каждое сообщение в блогах27 представляет собой структуру занятия с описанием чёткого алгоритма действий участников, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к слушателям через организацию индивидуального темпа и режима обучения. Пост (сообщение) в зависимости от типа занятия, может содержать ссылки на внешние ресурсы Интернета по изучаемой теме (информационные сайты, форумы, цифровые образовательные ресурсы и т. д.), с которыми слушатели курсов работают самостоятельно. Здесь имеется возможность внедрения в основное сообщение (запись) блога объектов мультимедиа (изображений, презентаций, видео, звука), предварительно созданных и загруженных в Интернет, т. е. имеющих код в записи языка HTML на сайте-источнике мультимедиа объекта. В частности, внедрённые с сервиса Google Документы презентации преподавателя акцентируют внимание обучаемых на основных терминах и положениях изучаемой темы. Подготовленные в сервисе Google Документы и импортированные на блог анкеты используются на этапах промежуточного и итогового контроля, а также для входного и выходного анкетирования

140

по модулям курса. Рефлексия пройденного материала проводится обучаемыми в разделе «комментариев», где этапы процесса повышения квалификации анализируются и представляются в обобщённом виде.

Для снятия психологического барьера, как правило, возникающего у неопытных пользователей, отметим, что при создании бло-га, открыв вкладку «Настройки» (см. рис. 2), можно ограничить круг читателей блога. Для этого активируйте вкладку «Разрешения» и выберите опцию «Только авторы блога». Позднее, после апробации блога в узком кругу, можно будет расширить доступ, перейдя к опции «Только выбранные читатели» или «Кто угодно».

Заключение

Сетевые сервисы социальных медиа позволяют пользователям общаться между собой: делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также обмениваться новостями, информацией, видео, фото, музыкой и гиперссылками. Эти свойства имеют дидактическую компоненту и могут применяться в учебном процессе.

Современные инструменты создания и ведения блога позволяют использовать дистанционные образовательные технологии в учебном процессе, поддерживая тем самым смешанную модель обучения. Возможность интеграции с различными инструментами Google и внедрения мультимедийных объектов, предоставление основных инструментов на безвозмездной основе, простота использования — всё это определяет ценность блога как инструмента создания новой учебной среды. Использование мультимедиа расширяет дидактические возможности блога, повышает его привлекательность, однако требует определённого профессионализма и квалификации.

Достоинства блогов:

• Доступность и относительная лёгкость публикации какой-либо информации, в том числе учебной, в авторской редакции.

• Формирование личного информационного и коммуникативного пространства.

• Отсутствие пространственных и временных ограничений на коммуникации с другими.

• Оперативность взаимодействия — возможно реагирование в реальном времени с помощью мобильных устройств (смартфоны, коммуникаторы, нетбуки).

Основные недостатки:

• Ограниченный функционал сервиса, в частности, отсутствие возможности приложения и пересылки файлов, как это делается в электронной почте.

• Линейная структура записей в одной колонке, при которой новая запись оказывается выше предшествующей. Нередко случается ситуация, когда продолжение темы (написанное позже) на странице оказывается над началом и читатель вынужден это начало искать.

Смягчение противоречия достигается при использовании на странице блога раздела архива записей, фактически это организует оглавление тем блога. Вследствие этого учебные материалы по отдельно взятой теме желательно размещать за один приём как целостный модуль. При внесении изменений старую запись придётся целиком удалить и создать новую запись. Как правило, имеется совместимость текстовых полей блогов с редактором Word, и замена текста больших трудностей не вызывает (в одном документе скопировали, в другой вставили).

Двойственная природа жизнедеятельности учителя как поставщика и одновременно потребителя образовательных услуг может быть реализована с помощью персональной образовательной сферы, формируемой самим учителем средствами информационно-коммуникационных технологий и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности. Первым шагом на этом пути может стать создание и применение в учебном процессе блога, следующим — создание персонального сайта. □

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.