Научная статья на тему 'Сетевые Молодёжные проекты: старт дан на летних межрегиональных форумах'

Сетевые Молодёжные проекты: старт дан на летних межрегиональных форумах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЛОВОЕ ПАРТНЁРСТВО / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ WEB / СРЕДА WIKI / САЙТ-КНИГА / БЛОГИ / ПОДДЕРЖКА / NETWORK PROJECTS / NETWORKING INTERACTION / BUSINESS PARTNERSHIP / NETWORK RESOURCES / STAGES OF DEVELOPMENT WEB / ENVIRONMENT OF WIKI / SITE-TO-BOOKS / BLOGS / SUPPORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прутченков Александр Сергеевич

Сетевое взаимодействие. Этапы развития WEB. Сетевые ресурсы. Деловое партнёрство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые Молодёжные проекты: старт дан на летних межрегиональных форумах»

СЕ ТЕВЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ПРОЕКТЫ: старт дан на летних межрегиональных форумах

Александр Сергеевич Прутченков,

профессор кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук

В последние годы лидеры ученического самоуправления принимают участие в межрегиональных молодёжных форумах. Прошлым летом они проходили на берегах озёр Ладога и Байкал.

В отличие от предыдущих форумов, где основной тематикой была работа по командообразованию и разработка социальных проектов локального (местного) значения, на форумах 2009 года участники составляли первичные материалы сетевых молодёжных проектов, которые они планировали осуществлять в течение наступающего учебного года в масштабах всей России с привлечением максимального числа участников из различных городов и регионов.

• сетевые проекты • сетевое взаимодействие • деловое партнёрство

• сетевые ресурсы • этапы развития Web • среда Wiki • сайт-книга

• блоги • поддержка

м

не, как ведущему тренеру молодежного форума, достаточно долго пришлось объяснять участникам суть сетевого проектирования, убеждать в необходимости активного сетевого взаимодействия, которое основано на принципах делового партнёрства: для большинства участников эта тема оказалась практически незнакомой, и это несмотря на довольно длительный опыт участия школьников в работе социальных сетей «В контакте» или «Одноклассники».

Поэтому большую часть рабочего времени обоих форумов мы посвятили рассмотрению сущности современного

понимания сетевого проектирования. В основе современных сетевых проектов лежит Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенность Web 2.0. — принцип «Активное привлечение пользователей к наполнению и многократной доработке содержания созданных сетевых ресурсов». Мы воспользовались материалами из Интернета под названием «Ликбез по Web 2.0», которые размещены в сети: автор Roman Dots, Источник: rdk.livejour-nal.com. Во время работы с проектными

группами не использовалась техническая терминология, для того чтобы максимально доходчиво объяснить суть сетевого проектирования и, главное, помочь участникам летних форумов поверить в свои силы в разработке масштабного сетевого проекта силами созданной именно на форуме проектной группы.

Этапы

В развитии Web можно выделить три основных этапа.

Первып этап — Web 0.1 (beta). Это зарождение Web — информационного наполнения сети Интернет, т.е. контента, или содержания Интернета. Специалисты по компьютерным технологиям нулевой версией Web считают тот этап, когда Интернетом пользовались исключительно научно-исследовательские институты, хайтек-корпорации и прочие компании, имеющие средства для приобретения такой техники и для которых эта сеть и создавалась. В этот период развития Интернета технические стандарты были соответствующими, а именно — не способными описывать дизайн, а призванными только обозначать логическую разметку документа. Следовательно, Web в это время представлял собой некий набор документов, привязанных друг к другу гиперссылками, что облегчало их поиск и использование. И это был уже достаточно серьёзный прорыв в использовании информации, оперативность получения которой значительно возросла.

Второй этап — Web 1.0. Все мы застали и именно с ней ассоциируются у нас слова «Интернет» и «Web». Интернет стал местом, где есть всё: фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация, которая требуется и специалисту, и домохозяйке, и обычному школьнику при подготовке к уроку, студенту при написании реферата или курсовой работы. Именно в этот период аудитория пользователей Интернета очень расширилась, доступ в сеть стали получать

почти все обладатели персональных компьютеров. Именно в это время появился привлекательный для пользователей Web-дизайн, который придал Интернету современный внешний вид, понятный обычным пользователям, не имеющим специальной технической подготовки и тем более профессионального образования в сфере программирования.

Но главным и принципиальным отличием первой эпохи Web от второй была слабая развитость его возможностей для самовыражения непосредственных массовых пользователей. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Для создания своей «домашней странички» людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на довольно крупные компании, желающие открыть собственный сайт. Это было не только накладно, но и сложно как в техническом, так и в финансовом плане. Поэтому эпоха Web 1.0. — это было время сайтов, а не людей, которые могли выражать свою индивидуальность с помощью создаваемых сайтов. Центром Web были сайты.

Третий этап — Web 2.0., т.е. Web

второго поколения, где главное — люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 — это не новый стандарт или формат, это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что «второй» Web пришёл резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постепенного технического прогресса, логическое улучшение уже работающей технической программы с учётом потребностей массового пользователя. Таким образом, Web 2.0 — это эпоха, когда в основе Интернета не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие, их потребности.

Среда Wiki

Понятие «Web 2.0» довольно широкое: в него входят и определённая мода на современный дизайн сайтов и порталов, и использование новых компьютерных технологий, и даже клиентские приложения (программы), которые довольно трудно отнести к Web вообще. Создателем термина «Web 2.0» является Тим О'Рейли. 30 сентября 2005 г. он написал статью, в которой рассказал о новой концепции Web, пришедшей на смену прежней. Собственно, с этой статьи и начались разговоры о «втором» Web. Тим О'Рейли в качестве примера приводит среду Wiki. Представьте себе сайт, который обычно управляется одним человеком или группой разработчиков. На сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляются ненужные разделы, и всё это делает человек, ответственный за этот сайт. Но ведь всем известно, что две головы лучше, чем одна.

Теперь представим себе сайт-книгу (предположим, какую-то документацию или энциклопедию), которую один человек написать не в состоянии, и он хочет, чтобы эту книгу писали ВСЕ пользователи. Но все писать её на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki, которая одновременно и «движок» сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия Web-демократии.

Пожалуй, самый яркий пример воплощения идеи Wiki — Wikipedia (Википедия): — http://ru.wikipedia.org/wiki/ — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний. Максимально полно и доходчиво объясняет, что такое Wiki, сама Википедия, которая была придумана ещё в 1995 г., что опять же говорит нам о том, что новое в Web 2.0 — только сам термин.

Блоги

Самым заметным «открытием» Web 2.0 стали блоги (производное от weblog — веб-журнал), те самые дневники, которые стремительно развиваются в Интернете. Кстати, Президент России уже давно ведёт свой блог, его адрес в Интернете — http://www.kre mlin.ru/sdocs/vappears.shtml

Теперь суть Web 2.0 стала очевидна. Чем же так примечательны блоги? Именно демократичностью и лёгкостью создания и поддержки. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в современной сети свой дневник. А желание самовыражаться у людей не только осталось, но и стремительно развивается, поскольку тот же Интернет даёт колоссальные возможности для получения и осмысления самой разнообразной информации. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции Web. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокруг них блогосфера.

Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. Основная идея — каждый может писать и каждого ещё и будут читать, причём достигается это довольно легко, не в пример популяризации «домашних страничек».

Web 2.0 — это не только новые технологии, новые идеи и новые веяния, но ещё и определённые тенденции в Web-дизайне. Если вы походите по сайтам нового поколения, то обратите внимание на некую схожесть дизайна: как правило, все они выполнены в минималистично-лаконичном стиле, логотипы предельно читаемы и понятны. Такая тенденция хотя и стандартизирует творчество, несколько ограничивая его, но всё же задаёт тон,

автоматически отсекая бездарно нарисованные сайты.

Именно эта информация стала исходным пунктом для понимания сути сетевых молодёжных проектов, за разработку которых принялись группы участников на каждом форуме. Их основное и принципиальное отличие заключалось в том, что в разработанном сетевом проекте могли принимать участие десятки и сотни школьников и студентов из всех уголков России, а если он ещё и «заговорит» на иностранном языке, т.е. получит англоязычную версию в сети Интернет, тогда и любой молодой человек, живущий на Земле, лишь бы у него была возможность выходить в сеть Интернет.

Ведущие программы

В рамках каждого межрегионального молодёжного форума проводились ведущие программы:

Бизнес-тренинг «Эффективная коммуникация», содержание которого предполагало проведение серии этюдов и упражнений, стимулирующих развитие коммуникативных компетенций и закрепляющих опыт участников форума в сетевом взаимодействии. Специальное время отводилось процедурам ко-мандообразования и повышения эффективности командной работы; реализовалась специальная дополнительная программа «Портфо-лио лидера». Этот тренинг помогает группам участников из разных регионов России, сформированным в проектные группы, почувствовать себя командой, способной на разработку и реализацию большого масштабного проекта.

Бизнес-инкубатор «Наш сетевой проект» — практические занятия, помогающие сделать осознанный выбор одного из типов проектов (исследовательский, творческий, социальный, бизнес-проект) с обязательным сетевым взаимодействием. Каждая группа участников была ориентирована на разработ-

ку, оформление проектной идеи и публичную защиту подготовленного материала с элементами общественной экспертизы. Не все группы сразу смогли определиться с типом сетевого проекта, несколько групп долго обсуждали, на чём остановиться, но все же решение было принято и вторая половина форума была посвящена именно разработке материалов сетевого проекта, который был оформлен в виде презентации.

Научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие: проблемы и перспективы его организации в молодёжной среде». Обсуждалась практика сетевого взаимодействия детских и молодёжных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления; проводилась презентация опыта участников форума по решению различных проблем и реализации проектов с использованием сетевого взаимодействия. На конференции участники обменялись опытом, обсудили свои ошибки и успехи, оценили возможные трудности, наметили пути взаимодействия с возможными партнёрами.

Мастер-класс «Возможности современных информационных технологий», позволяющих поддерживать сетевое взаимодействие. Участники познакомились с ресурсами сети Интернет, которые могут быть полезными для продвижения вновь созданного проекта.

Поддержка

Все сетевые проекты, разработанные на молодёжных форумах, были разделены на три основные группы по уровню предполагаемой поддержки:

Федеральная поддержка, которая оказывается Центром гражданского образования, Институтом развития молодёжного самоуправления, Центром образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство».

Сетевые проекты Форума «Ладога-2009»: «Вперёд в развалины» (группа BlacK Star & SmokI); «Раскрасим детство» (группа «Восхождение»); «Копилка для вожатого — игротехника» (группа «Connect»); «Свежие люди — свежие идеи» (группа «Fresh people»).

Сетевые проекты Форума «Лидер-Байкал-2009»: «Звёздный свет» (группа «Star summit»); «Образ современного учителя глазами учащихся» (группа «ТИП (С) и К»);

Региональная поддержка — помощь областных институтов, общественных организаций.

Сетевые проекты Форума «Ладога-2009», поддержка оказывается Ленинградским областным центром развития дополнительного образования детей «Ладога»: «Чужих детей не бывает» (группа «МАКИ»); «ИМПУЛЬС» (группа «Онимы»); «Назад в прошлое. Легенды городов России» (группа «ООО»); «Чистый город — чистая совесть» (группа «Restart»); «Солнце» (группа «Online»).

Сетевые проекты Форума «Лидер-Байкал-2009» — поддержка оказывается Иркутским институтом повышения квалификации работников образования: «Учитель — это звучит гордо» (группа «ICE»); «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колено» (группа «Максимум актива»).

Муниципальная поддержка, которая оказывается городской администрацией, муниципальным отделом образования, городскими общественными детскими и молодёжными организациями, другими партнёрами.

Сетевые проекты Форума «Ладога-2009»: «Мир глазами молодых» (проектная группа «Connecting Young People»); «Помоги учителю» (проектная группа «FFF — Five Funny Friends»); «Горячие сердца» (проектная группа «АРТ-ПАРАД»; «Провинция» (проектная группа «^HVat.ru»).

Сетевые проекты Форума «Лидер-Байкал-2009»: «Мой друг — ветеран» (группа «Расмем»); «Street sport» (группа «Free people»); «Молодёжные вечёрки» (группа «Энергетики»); «Молодёжная биржа труда» (группа «Молодые и устремлённые»);

«65 лет Великой Победы — 65 добрых дел» (группа «^га^.Акс»); «Маленькое чудо — исполнение желаний» (группа « ИТЮНС »).

Вот, например, краткая авторская аннотация проекта «Образ современного учителя глазами учащихся».

Кто постигает новое, имея старое, тот может называть себя учителем.

Конфуций

Проект — связующее звено между учеником и педагогом. Ученик и педагог могут поговорить на одном уровне, с помощью сети Интернет (на сайте). Ученик высказывает мнение о том, каким должен быть современный учитель и что в нынешних педагогах его не устраивает, что он хотел бы предложить для организации образовательного процесса. Обсуждение производится на СЕТЕВОЙ площадке

(сайте).

Цель проекта: проинформировать педагогов 7—11-х классов о мнении учащихся о современном учителе.

Целевая аудитория: педагоги старших классов в школе (7—11-х классы).

Сроки реализации проекта: декабрь 2009 г. — декабрь 2010 г.

Сайт: www.obraz-uchitelya.do.am

Краткая аннотация проекта «65 лет Великой Победы — 65 добрых дел».

Я горжусь памятью великих побед!

Проект разработан на межрегиональном форуме «Лидер — Байкал 2009». С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше. Наш проект направлен на помощь ветеранам, труженикам тыла и детям войны, привлечение к этому молодёжи, воссоздание патриотизма в России.

Ты хочешь помочь тем, кто спас свою страну? Достаточно желания!

Вступай в группу, помоги ветеранам!

Сайт — http://vkontakte.ru/club11360354 * * *

Приглашаю всех посетить страничку «Молодёжные сетевые проекты», где размещены презентации всех указанных выше проектов. Она размещена на сайте автора статьи по адресу — http://aspru.com/net/. Приглашаем принять участие в любом из проектов, если его идея вам покажется интересной и полезной.

Кроме того, теперь у вас есть уникальная возможность получить: • именной Сертификат, став участником сетевого проекта, который поддерживается

Федеральным центром гражданского образования;

• Благодарственное письмо в свой личный портфолио;

• скидку на участие во всероссийских мероприятиях, проводимых Федеральным центром гражданского образования.

Летом 2010 года Федеральный центр гражданского образования и Институт развития молодёжного самоуправления Международной педагогической академии планируют провести несколько молодёжных форумов. Если вас заинтересовала эта тематика, более подробную информацию вы сможете найти на сайте автора — http://aspru.com и на общероссийском информационно-образовательном портале «5Ц» — www.5values.ru, где начинает работу программа «САМИ и ВМЕСТЕ», основная цель которой — поддержка сетевых молодёжных проектов. НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

I

Идеалы и право в системе образования советской России

Станислав Леонидович Ивашевский, доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук

В статье предложен анализ взаимосвязи идеалов и правовых норм в советской системе народного образования. Выявлены особенности этого процесса, связанные с характером политического режима, указаны основные направления развития советского образовательного нормотворчества. Представлена обобщённая модель взаимоотношений идеалов и права в советской России и её альтернатива, соответствующая потребностям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.