отношения в бизнесе
сетевые информационные системы
в партнёрстве малых предприятий
_Аннотация
В статье на основе описанной системы маркетинга партнерских отношений представлено авторское видение обеспечения процесса маркетингового взаимодействия малых предприятий на основе сетевой информационной системы и обоснованы преимуществ внедрения подобных систем в деятельность малого бизнеса.
Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, партнёрские отношения, система партнёрских отношений, информационная система, малый бизнес
Маркетинг партнерских отношений (МПО) в последнее время является довольно популярной концепцией управления, и возможности его использования в практике бизнеса активно исследуется как среди ученых, так и среди менеджеров предприятий. Большинство исследований «обходят стороной» малый бизнес и сосредоточены преимущественно в области промышленного маркетинга и в сфере услуг1.
Не раскрытые возможности малого бизнеса
По мнению автора, малые предприятия в значительно большей степени, чем в настоящее время, способны реализовать потенциал партнерских отношений в реальном бизнесе, поскольку: - во-первых, сам о себе термин «отношения» несет в себе некоторый личный, индивидуальный оттенок, и реализоваться любые отношения могут
1 Кущ С.П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2003. - №32. - С.3-25.
Исаева Е.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Омский
государственный университет им. ФМ. Достоевского еу [email protected]
отношения
не формируют
_компании
_(они просто
не могут этого
делать),
отношения
формируют люди -
_сотрудники этих
_компаний
только непосредственно через людей. То есть отношения не формируют компании (они просто не могут этого делать), отношения формируют люди - сотрудники этих компаний. Поскольку на предприятиях малого бизнеса структура управления имеет меньше уровней и менее забюрократизирована, то коммуникации между сотрудниками в ней (при прочих равных условиях) налажены значительно лучше, поэтому в малом бизнесе больше вероятность внедрения и реализации эффективных партнерских отношений с компани-ями-контрагенми;
- во-вторых, опять же в силу небольших размеров малых предприятий и имеющихся у них ограничений по финансовым и прочим ресурсам, главным ресурсом на них являются люди. Точнее сказать, в м бизнесе персонал чаще разделяет ценнос-своей компании, в значительно большей сте-" обладает необходимой гибкостью и готов к реализации новых и нестандартных подходов к ведению бизнеса. Поэтому сотрудники малых ком-аний с большей эффективностью могут реально недрять и поддерживать партнерские программы ании.
ко это не значит, что любое малое предприятие «с ходу» может запустить концепцию маркетинга отношений, и она даст значительный экономический эффект. Как и любая новая концепция, маркетинг отношений - это некоторый фундамент, базовые основные принципы ведения бизнеса, и, прежде чем она заработает как реальный инструмент, необходимо чтобы руководители и сотрудники компании поняли и самое главное - приняли эти новые принципы работы.
«Связи» в бизнесе
Смена любой концепции - это, прежде всего, смена идеологии ведения бизнеса, которая, естественно, должна в последующем привести и к изменению технологических, управленческих и других процессов на предприятии. Эти две стороны - идеология и технологии - едины, и изменяться они должны параллельно-последовательно. То есть, нельзя просто посредством внедрения новых идеологических установок, и не меняя общего механизма ведения бизнеса добиться каких-то изменений. Точно также,
: экономика, 2010, № 6
внедрение любых самых новых и современных технологий (к слову сказать, весьма популярных CRM-модулей и приложений) не дает сколько-нибудь значимых результатов.
Если с такой позиции рассматривать партнерские отношения в малом бизнесе как некоторую систему, состоящую из отдельных элементов, которые связаны друг с другом и между ними налажены функциональные связи, то можно взять за основу модель, предложенную Я. Гордоном (см. рис. 1). Естественно предположить, что любые компании, формирующие партнерские отношения, имеют собственные «уникальные» характеристики, такие как принятый стиль руководства, стратегию, организационную структуру и культуру, которые непосредственно реализуются через персонал, технологии, знания и бизнес-процессы. В процессе отношений, особенно, если компании планируют реализовывать долгосрочные стратегические партнерства, будет происходить некоторое «наложение» этих характеристик, что, безусловно, должно приводить к некоторым изменениям в базовых процессах (управлении персоналом, технологиях и пр.). Более того, эти базовые процессы в рам-
сотрудники
малых компании
с большей
эффективностью могут реально внедрять
и поддерживать
партнерские
программы
компании
Рис. 1. Структура маркетинга партнерских отношений Источник: Гордон Ян Х.Маркетинг партнерских отношений. - СПб.: Питер, 2001. - С. 50
маркетинг
смена любой
_концепции - это,
прежде всего, смена
_идеологии ведения
.бизнеса, которая
должна привести _и к изменению
технологических, _управленческих
и других процессов _на предприятии
ках одного малого предприятии должны не просто меняться, они должны в значительной степени интегрироваться с такими же процессами предприятия-партнера.
Естественно, в процессе совместной деятельности, будут время от времени возникать «помехи», основной из которых будет информационная (как показало исследование эффективности партнерских отношений среди 120 предприятий малого бизнеса г. Омска, проводимого в 2009-2010 гг.). Суть этого состоит в следующем. Обобщая результаты исследования, было выявлено, что самые большие трудности при реализации партнерских программ у предприятий возникали в связи:
• со слабой информированностью руководства и сотрудников компаний о процессе реализации про-
кта (соблюдается ли последовательность выполне-ия поставленных задач, кто что выполняет в каждый конкретный момент времени, на каком уровне выполнены предыдущие этапы, как контролируется качество работа сотрудников компаний на разных тапах и пр.);
с неконтролируемыми коммуникациями внутри предприятий-партнеров, и, прежде всего, между отдельными сотрудниками;
• с неинтегрированными и слабоконтролируемы-ми внешними коммуникациями (часто в СМИ проскакивала противоречивая, а иногда и прямо противоположная информация).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что главным интегратором партнерских взаимоотношений могут и должны выступать информационные системы, поскольку именно они могут объединить и систематизировать информацию по всем процессам: технологическим, управленческим, кадровым, управленческим, интеллектуальным и др.
Сетевые
информационные системы
По мнению автора, для целей управления партнерскими отношениями должны создаваться сетевые информационные системы (СИС), которые и будут обеспечивать полное информационное сопровождение процесса реализации совместной деятельности малых предприятий. Такие сетевые информационные системы должны быть построе-
креативная
экономика, 2010, № 6
ны на основе процессного подхода, т.е. все управленческие задачи (постановка целей, ресурсное обеспечение, финансирование, промежуточный и итоговый контроль) должны быть «привязаны» к конкретным процессам и сотрудникам, которые участвуют в их реализации и ответственны за достижение заданных результатов. Особенностью СИС может быть включение в эту систему не только внутреннего информационного блока, о котором фактически и шла речь выше, и который обеспечивал бы информационное сопровождение деятельности по реализации совместных проектов для предприятий-членов партнерства. Эта система может также содержать информацию о предприятиях-членах партнерского объединения, т.е. фактически выступать дополнительным средством продвижения партнерских программ и предприятий, участвующих в них (например, посредством создания сайта в сети Internet).
Условно, это могут быть внутренние и внешние информационные блоки. Учитывая, что значительная часть малых предприятий (порядка 80-85%), особенно в регионах, фактически не используют внешние ресурсы для своего продвижения ввиду трудностей по их созданию и регулярному сопровождении, это для них может быть весьма интересно.
Создание таких СИС несет целый ряд преимуществ для малых предприятий-участников:
• обеспечение контроля за реализацией партнерских программ и деятельностью предприятий-участников партнерства,
• снижение рисков, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих функций партнерами,
• возможность оперативной корректировки программы или её направлений,
• координация и повышение эффективности коммуникаций отдельной компании и партнерского объединения,
• повышение интенсивности коммуникационного воздействия и, как следствие, повышение известности компании, улучшение имижда и пр.,
• повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.
базовые процессы в рамках одного малого предприятии в значительной степени
интегрироваться с такими же процессами предприятия-партнера
м
аркетинг
Выводы
Создание сетевой информационной системы - дело не сиюминутное, и оно, конечно, потребует первоначальных временных и финансовых затрат, но это абсолютно необходимое условие для эффективной реализации концепции партнерских отношений в малом бизнесе. Это подтверждает опыт крупных компаний, которые давно и активно включились в процесс создания стратегических партнерств, и извлекают из этого дополнительные конкурентные преимущества.
Литература:
1. Гордон Ян Х.Маркетинг партнерских отношений. - СПб.: Питер, 2001.
Isaeva E.V.
Cand. of Econ. Sci., assistant professor, department of marketing and advertising Omsk Dostoevsky State University
Network information systems in partnership of small enterprises
_Abstract
The article on the basis of this system of marketing partnerships presents the authors' vision of the marketing process of interaction of small businesses through a network information system and proved the advantages of implementing such systems in small business activities.
Keywords: marketing of relationships, partnerships, partnership system, information system, small business
креативн
, 2010, № 6