Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / дистанционное обучение / образовательные организации / социализация / нормативные акты / networking / distance learning / educational organizations / socialization / regulations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каньшин Андрей Евгеньевич

В статье подробно освещаются возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций с применением дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены федеральные, региональные и нормативные акты, касающиеся взаимодействия образовательных и иных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каньшин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION, USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Possibilities of network interaction of educational organizations, using distance educational technologies are discussed in detail in the article. Federal, regional and regulations concerning the interaction of educational and other organizations are considered here.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 37.07

СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Каньшин Андрей Евгеньевич.

Россия, Смоленское, Алтайский край, Муниципальное бюджетное учреждение спортивной подготовки, «Смоленская детско-юношеская спортивная школа» Смоленского района Алтайского края, директор, kanshinandrey@yandex.ru.

Аннотация. В статье подробно освещаются возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций с применением дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены федеральные, региональные и нормативные акты, касающиеся взаимодействия образовательных и иных организаций.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, образовательные организации, социализация, нормативные акты

NETWORK FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION, USING DISTANCE EDUCATIONAL

TECHNOLOGIES

Kanshin Andrey Evgenievich.

Russia, Smolensk District of the Altai Territory, Municipal Budgetary Institution of Sports Training "Smolensk Children and Youth Sports School", Director, kanshinandrey@yandex.ru.

Abstract. Possibilities of network interaction of educational organizations, using distance educational technologies are discussed in detail in the article. Federal, regional and regulations concerning the interaction of educational and other organizations are considered here.

Key words: networking, distance learning, educational organizations, socialization, regulations.

К концу первого десятилетия новой эры обозначились первые результаты, запущенного в начале нового столетия процесса модернизации образовательной отрасли. В систему образования было внедрено огромное количество инноваций различного характера. Вместе с тем, стало очевидным, что образовательные потребности общества, во всем многообразии, можно удовлетворить только на основе взаимодействия государственных и общественных систем. Одной из идей общественно-государственного

характера управления системой образования стала практика сетевой кооперации, в рамках которой сеть, включающая образовательные учреждения, определяет новые социально-педагогические структуры, основанные на стратегии добровольного объединения ресурсов.

Классическое понятие «сетевое взаимодействие» наиболее четко сформулировано в законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, в котором введено понятие «сетевая форма реализации образовательных программ». Правовыми основами сетевого взаимодействия на данный момент являются следующие положения: статья 3, пункт 12 «сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования», статья 15 данного закона регламентирует реализацию образовательных программ в сетевой форме [1].

Однако прогресс не стоит на месте и сегодня понятие «сетевое взаимодействие» стоит рассмотреть несколько в ином ракурсе. Речь пойдет о возможности получения знаний, интегрированных в учебный процесс в виде «дистанционного обучения», посредством использования поисковых систем сети Интернет, к чему нас подводит статья 16 того же ФЗ № 273, в которой речь идет о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмотрим практические предпосылки и тенденции, сложившиеся к настоящему времени для развития «сетевого взаимодействия» в данном контексте. В сравнении с традиционным форматом получения знаний, использование сети Интернет представляет очевидные преимущества. В связи с ростом технических возможностей обмена информацией, происходит рост педагогического контента в сети Интернет, способствующий развитию дистанционного обучения, как формы получения знаний. Сегодня стало совершенно обыденным использование в образовательной среде терминов «электронное портфолио», «электронный образовательный ресурс» и др.

По мнению профессора А.А. Веряева, сегодня сетевое взаимодействие фактически означает организацию дистанционной формы обучения и воспитания в школе. Профессор Мокрецова Л.А. в своих исследованиях также обращает наше внимание на актуальность применения сетевых технологий в образовании. Мы согласны с мнением исследователя в том, что проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времени направлены на повышение мотивации обучающихся и формирование личностной ориентации. Однако, на наш взгляд, сегодня еще рано говорить о системной координации совместной деятельности образовательных организаций, в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ», поскольку механизмы реализации сетевых программ разработаны и апробированы недостаточно.

Основная проблема получения детьми именно профильных знаний, а в нашем случае речь идет о тренерах-преподавателях ДЮСШ и программах

дополнительного образования, является проблема информационной компетентности тренеров, особенно остро стоящей в сельской местности.

В современных условиях развития системы образования решением данной задачи может стать использование разных направлений повышения информационной компетентности с помощью дистанционно-образовательных технологий:

- «онлайновые занятия», во время которых можно задать интересующие вопросы и тут же получить ответ, показать технику выполнения тех или иных упражнений, разобрать возможные ошибки и т.д;

- «оффлайновые занятия», во время которых можно посмотреть презентации, видеоролики, пройти тесты и т.д.

Имея необходимый багаж знаний, тренеры спортивных школ в сельской местности с использованием дистанционно-образовательных технологий могут существенно расширить горизонты своих возможностей, не покидая пределов своего села или школы. В этом случае учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения [3]. И тут самое время вспомнить о том, что именно потребность общества в модернизации системы образования стала главным побудительным фактором к теоретическому обоснованию и практическому использованию «компетентностного подхода». В нашем исследовании мы согласны с позицией Троянской С.Л., считающей что, компетентностный подход ориентирует отношения между системой подготовки в образовании и потребностями общества на новый уровень, где потребность личности, интегрироваться в общественную деятельность, связана с потребностью самого общества использовать потенциал личности [4]. Подтверждение своих доводов мы находим в работах исследователей В.Н. Введенского, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.В. Хуторского характеризующих «компетентностный подход», как умение осуществлять поиск и извлекать нужную информацию, позволяющую самостоятельно осваивать знания и умения необходимые для решения конкретных жизненных задач. Далее описана деятельность, направленная на повышение компетентности с помощью дистанционно-образовательных технологий.

На подготовительном (мотивационном) этапе:

- проводится диагностика элективных курсов, программ соответствующего предъявляемым требованиям направлению, современных тенденций развития;

- проводится диагностика условий реализации программ сетевого взаимодействия, предполагаемых результатов сотрудничества, соотнесение их со своими возможностями и возможностями партнеров сетевого взаимодействия;

- проводится изучение нормативной основы для реализации образовательных программ в сетевом взаимодействии;

- проводится подготовка технических и технологических условий для реализации программ дистанционного обучения.

21

Реализация мероприятий подготовительного этапа позволяет выявить профессиональные пробелы в управленческих и педагогических кадрах, с целью компенсации их в дальнейшем с помощью реализации программ в сетевом формате с применением дистанционного обучения. Также целесообразно в данный период подготовить пакет нормативных документов и смоделировать проект реализации образовательных программ в сетевом формате.

На этапе реализации:

- составляется учебный план-график реализации образовательных программ;

- формируются механизмы контроля и координации, за реализацией программ в сетевом формате с применением дистанционного обучения;

- корректируется (при необходимости) первоначальная модель реализации образовательных программ в сетевом формате.

На этапе реализации появляется возможность провести первичный анализ эффективности реализации программ в сетевой форме, удовлетворенности участников проекта.

На этапе рефлексии:

- проводится анализ проделанной работы;

- проводится анализ предполагаемых тенденций достижения уровня развития.

На этапе рефлексии участники проекта, после проведения экспертизы имеющихся результатов, способны сформулировать некоторые рекомендации по разработке и реализации программ в сетевой форме с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Подведем небольшой итог, заключающийся в том, что практическая деятельность, направленная на повышение компетентности с помощью дистанционно-образовательных технологий, способствует готовности специалиста к деятельности в различных социально-производственных условиях. Многолетний учебно-тренировочный процесс в спортивной школе имеет свою специфику показателей эффективности реализации образовательных программ. Это несколько этапов подготовки, основанных на возрастных особенностях занимающихся и уровне подготовленности в рамках каждого этапа. В контексте данного исследования, для определения критериально-оценочного аппарата, мы рассматривали анализ точек зрения различных ученых (Л.Е. Балашов, В.А. Беликова, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаева, и др.), позволивший нам остановиться на некоторых ключевых положениях относительно решаемой задачи:

- критерий личностная готовность, характеризуется приобретением личного опыта участия в онлайновых тренировках, цель которых развитие тренерских навыков;

- критерий методическая готовность, характеризуется целостным и системным представлением своей деятельности, а также развитием научного подхода.

Результатом реализации модели сетевого взаимодействия на основе дистанционного обучения, по нашему мнению, становится инновационно-образовательный процесс. В его основе лежит изучение и внедрение новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Таким образом, целевым вектором совершающихся в современных условиях реформ образования является создание условий для сокращения дистанции между системой образования и потребностями экономики. И что немаловажно, в условиях кризисных явлений, происходящих в нашей стране, возрастает экономическая эффективность дистанционного обучения. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств.

Наличие ресурсов, необходимых для осуществления подобных видов учебной деятельности в организациях - участниках сетевого взаимодействия, желание у участников образовательного процесса саморазвиваться в соответствии с интересами, направлениями и потребностями сети дает начало процессам общественного роста и личностного становления. Однако для реализации такой задачи необходимо организовать сетевую форму взаимодействия таким образом, чтобы организации - участники образовательного процесса, обладали ресурсами, дополняющими и усиливающими возможности друг друга.

Библиографический список.

1. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 21.01.2021).

2. Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения 12.02.2021)

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.

4. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.