ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 159-165.
УДК 374.3+351.751 А.Е. Садчикова
СЕТЕВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ
В результате изучения шести сетевых электронных журналов по педагогике получены их многоаспектные характеристики: дата основания, периодичность, основные рубрики, характер статей, библиографическая информация, хронологические рамки архива, поисковые возможности. Уточнена видовая принадлежность журналов.
Ключевые слова: электронные сетевые журналы, самостоятельные электронные журналы, аналоги печатных журналов, педагогические журналы.
Десять лет назад составители «Краткого справочника школьного библиотекаря», давая характеристику журнальному потоку по педагогике, отметили его особенность в 1990-е гг.: «Увеличение количества названий с одновременным резким сокращением их тиражей (а следовательно, и увеличением цены) привело к недоступности большинства педагогических изданий для многих учителей, повлияло на снижение комфортности информационной среды...» [1, с. 110].
С начала XXI в. структура отраслевых информационных ресурсов претерпевает существенные изменения. Все более заметное место в ней занимают электронные документы, среди которых особая роль принадлежит электронным журналам. Они привлекают внимание отечественных и иностранных исследователей [2-5]. Появление все большего числа электронных журналов, наличие компьютера дома и/или на работе обусловливает многоаспектное использование этой части ресурсов специалистами образовательной сферы.
В данной статье будут выявлены особенности электронных журналов, определяющие их роль в системе отраслевой документальной коммуникации.
Существуют различные определения понятия «электронный журнал».
Согласно Википедии, «электронный журнал - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях информации (магнитных, оптических)» [6]. Здесь не учитываются самостоятельные электронные журналы, а также нерецензируемые издания. Т.Н. Косенко определяет электронный журнал как «комплекс научных и технических публикаций, распространяемый через глобальную сеть», и указывает, что «этот способ представления информации позволяет неограниченному кругу читателей ознакомиться с новейшими научными разработками, свободно вести дискуссии по опубликованной информации с авторами статей и другими заинтересованными лицами» [7, с. 80-81]. Этот же источник содержит важное уточнение: «Термин “электронные журналы” (electronic journals) обычно используется для обозначения публикаций, которые сохраняют большинство характеристик печатных изданий, но производятся и распространяются он-лайн» [7, с. 87].
В настоящее время мы не располагаем стандартизированным определением термина «электронный журнал». ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» включает определения более общих понятий - «сериальное электронное издание» и «периодическое электронное издание» [8, с. 571]. Сравнение их с содержанием действовавшего в то время стандарта на традиционные
© А.Е. Садчикова, 2012
издания [9] показало, что ряд определений нового официального документа отличается лишь словом «электронный» («электронное»). Поступив таким же образом, получаем следующее: электронный журнал - периодическое электронное журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературнохудожественные произведения.
При определении состава объекта исследования мы стремились к тому, чтобы выборка включала электронные журналы, различающиеся по видовой принадлежности, возрасту, периодичности, наличию печатного эквивалента, степени цитирования. В результате в список вошли три аналоговых (А) и три самостоятельных (С) журнальных издания. После их названий указаны число цитирования, импакт-фактор и место в рейтинге РИНЦ в
2010 г.: А - «Вопросы образования» (209; 0,942; 323), «Высшее образование в России» (1257; 0,506; 53), «Высшее образование сегодня» (451; импакт-фактор не указан; 168); С - «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные
аспекты» (далее - «Педагогическая наука и образование») (в РИНЦ не включен) [10], «Полином» (отсутствует), «Эйдос» (число цитирований 393, год не указан) [11].
Журнальные комплекты за 2010 г. и часть за 2011 г. анализировались по схеме, которая объединила аспекты, предложенные для веб-сайтов и традиционных журналов [12; 13]: 1) название журнала; 2) адрес сайта, дата основания; 3) периодичность; 4) объем (количество страниц в номере или публикаций за год); 5) основные рубрики; 6) авторы; 7) характер статей;
8) библиографическая информация; 9) хронологические рамки архива, поиск; 10) учредитель; 11) редколлегия; 12) обратная
связь с пользователем; 13) регистрация;
14) условия доступа; 15) вид журнала (а -заявлен, б - определен); 16) включение в список ВАК. Анализировались сайты журналов, содержание номеров и статей. Последнее необходимо для определения жанров публикаций, круга авторов и специфики библиографической информации.
Основные результаты изучения представлены в таблице. Добавим к ней необходимые разъяснения.
Характеристика электронных сетевых журналов
1 Вопросы образования (А) Высшее образование в России (А) Высшее образование сегодня (А) Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты (С) Полином (С) Эйдос (С)
2 http://vo.hse.ru 2004 http://www.vovr.ru 1992 http://www.hetoday. org 2001 http:rspu.edu.ru/uni versity/publish/ped nauka/index.htm 2002 http:www.mathedu. ги/е-ригпа1 2009 http:/eidos/ru/journal/ 1998
3 4 номера 12 номеров 12 номеров 1-3 номера 4 номера 8 номеров
4 300-350 с., 60 стат. 160-170 с., 281 стат. 70-100 с., 253 стат. 1-4 ст. 110-150 с. ~100 стат.
5 - образовательная политика - научные и практические сообщения - теоретические и прикладные исследования - практика - статистика и социология образования - дискуссия - из истории образования - размышления о... - рецензии и обзоры - работы конкурсантов - практика модернизации - интернационализация образования - на перекрестке мнений - из жизни вуза - обсуждаем проблему - научный дебют - рецензии. Информация - социология образования - в помощь соискателю - редакционная почта - юбилей - момент истины - мировые тенденции - императив образования - компетентность специалиста - кафедра - трибуна - Pro et kontra - своими словами - круглый стол преподавателей - школа истории - психолого-педа-гог. форум - университетская библиотека - теория и практика педагогического науковедения - единое европейское образовательное пространство - дистанционное образование в России и за рубежом - педагогический менеджмент - теория и мето ды педагогического исследования - социология образования и культуры - из истории математики - из истории просвещения - живая история - вокруг математики - учим математике - размышления - дискуссия - математики-педагоги - события - обзор книг, статей, электронных ресурсов - информация - научные исследования - модернизация образования -дистанционное образование - эвристическое обучение - методика в школе - ученическая страница
Продолжение табл.
- мастерская научных публикаций - актуальная проблема: позиция ПГТУ - education online - страницы истории - семинары - конференции - педагогика, дидактика, лин-гвокультурология
6 - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - студенты - директора школ - консультант по обр-ю представительства Всемирного банка в России и др. - академики РАО - член-кор. РАО - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - соискатели - руковод. учеб. завед. и др. - Д.А. Медведев - В.В. Путин - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - академики РАО - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - руковод. учеб. заведений и др. - кандидаты наук - преподаватели вузов - педагоги учреждений дополнительного образования - преподаватели вузов, школ, лицеев - сотрудники различных образовательных и других центров - сотрудники ЦДО «Эйдос», - академики - член-кор. РАО - доктора и кандидаты наук - аспиранты - магистранты - преподаватели и руководители учеб. заведений - учащиеся и студенты
7 - теоретические - результаты эмпирических исследований - методические - дискуссионные - теоретические - экспериментальные - опыт работы - теоретические - опыт работы - публицистика - информация о конференциях и т. п. - теоретические - экспериментальные - научно-практические - теоретические - методические - хроникальные - мемуары - теоретические - экспериментальные - опыт работы - методические
8 - «Рецензии и обзоры» - пристатейные списки - Рецензии. Информация» - пристатейные списки - пристатейные списки - пристатейные списки - пристатейные списки - обзоры - рецензии - пристатейные списки - обзоры - рецензии
9 2004-2010, 2011 № 1-3 - год, номер; автор, рубрика. В двух последних номерах - содержание, аннотации на статьи 2000-2010, 2011 № 1-5 - год, номер № 6-11 - содержание 2006 (№ 5-12); 2007-2009, 2010 № 1-7 - год, номер 2010 № 8-10, 2011 № 1-9 - содержание 2002-2010 - год, номер 2009, 2010 № 1 - год, номер 1998-2010, 2011 № 1-6, 8-9 - год, номер - рубрика
10 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Министерство образования и науки РФ Издательско-книготорговый дом «Логос» НИИ СППО РАО совместно с Южным отделением РАО и кафедрой управления образованием РГПУ В.М. Бусев - сотрудник Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинско-го, редактор издательства «Просвещение» ЦДО «Эйдос»
11 - член-кор. РАО - академики РАО - вице-президент Рос. академии образования - зам. министра обр-я и науки РФ - руков. учебн. заведений - академики РАО - член-кор. РАО, РАН - доктора наук и кандидаты наук и др. редсовет: - ректоры ун-тов - доктора наук - вице-президент Рос. академии образования - депутаты Гос. Думы и др. - не выявлена - сотрудники РАО и Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН - преподаватели вузов и школ - не выявлена
12 e-mail, рубрика «Обсуждение» e-mail e-mail e-mail e-mail e-mail, форум
13 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерство печати РФ Не выявлено Гос. центр «ИН-ФОРМРЕГИСТР» Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций РФ Не выявлено
Окончание табл.
14 Бесплатно Бесплатно Бесплатно. Подписка на эл. версию Бесплатно Бесплатно Бесплатно
15а Научно-образо- вательный Научно-педагоги- ческий Научный и профессиональный Научный Научно-методи- ческий Научно-популяр- ный
15б Научно-теорети- ческий Научно-теорети- ческий Научно-практи- ческий Научно-теорети- ческий Научно-методи- ческий Научно-методичес- кий
16 + + + - - -
Периодичность указана на 2010 г. У аналоговых изданий она обозначена четко. Определить ее для самостоятельных журналов, кроме четырех номеров «Полинома», оказалось несколько затруднительным. «Педагогическая наука и образование... » не имеет определенной периодичности: судя по архиву, в 2002, 2008 -
2010 гг. вышло по одному номеру, в 2006-2007 гг. - по три номера; в 20032005 гг. - по два номера. Вероятно, выпуск журнала приостановлен или прекращен. Возможно, это продолжающееся издание, а не периодическое. В журнале «Эйдос» до 2011 г. номера не были обозначены. В октябре 2011 г. сайт содержит материалы № 1-9. В соответствующей графе нами указаны данные Научной электронной библиотеки [11]. Особый интерес представляет то, что редакция относит это электронное издание к продолжающимся [14]. (Заметим, что в ГОСТ 7.83-2001 по признаку периодичности выделены две разновидности сериального электронного издания: периодическое и продолжающееся [8, с. 571]).
Тематическая направленность журналов представлена в пятой позиции таблицы. Дополнительные сведения содержат сайты электронных изданий. Например, журнал «Вопросы образования» информирует читателей о том, что «с 2006 года журнал входит в список ВАК по психологии и педагогике, а с 2008 года также по философии, социологии и культурологии; филологии и искусствоведению; экономике». Далее следует разъяснение: «Обращаем Ваше внимание, что статьи по указанным дисциплинам принимаются, если предмет исследования относится только к сфере образования» [15]. В содержательной характеристике журнала «Высшее образование в России» отмечается, что в нем «публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественнонаучного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям:
философия, социология и культурология; педагогика и психология; история» [16]. Подобным же образом обозначены приоритеты на сайте журнала «Высшее образование сегодня» [17]. Как видим, аналоговые журналы носят многоотраслевой характер. Публикации самостоятельных электронных журналов посвящены проблемам педагогики и образования в целом или истории и современному состоянию математического просвещения («Полином») [10; 14; 18].
Наряду с содержанием статей, рассматривалась и авторская структура потока публикаций. Первое место в ней занимают работники вузов, затем - общеобразовательных, среднеспециальных и других учебных заведений. Это академики, доктора и кандидаты наук, аспиранты, преподаватели и руководители учебных заведений, практики-новаторы. В журнале «Эйдос» в этот перечень входят учащиеся (рубрика «Ученическая страница»), а в «Вопросах образования» - специалисты из других стран.
Журналы помещают публикации почти одинаковой жанровой принадлежности. Изучение этого аспекта характеристики позволило уточнить или конкретизировать видовую принадлежность пяти изданий по признаку их целевого назначения (п. 15 в табл.). При этом мы руководствовались ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» [19]. В последнем отсутствуют определения научно-педагогического, научно-образовательного и профессионального журналов, но указаны разновидности научного журнала: научно-теоретический, научно-практический, научно-методический. Характеризуя периодичность, мы уже ссылались на мнение редакции журнала «Эйдос». Здесь приведем его полностью: «Согласно ГОСТ 7.83-2001 журнал является сетевым, научно-популярным, продолжающимся, текстовым, самостоятельным, электронным изданием» [14].
Просмотрев содержание статей за 2010-
2011 гг., находим, что некоторые из них носят теоретический и экспериментальный характер, другие - практический и методический. В рубрике «Ученическая
страница» помещаются письма, в которых школьники делятся впечатлениями об олимпиадах. Таким образом, правомерно отнести «Эйдос» к научно-методическим журналам. Журнал «Высшее образование сегодня», на сайте которого обозначено, что это «научный и профессиональный журнал по проблемам высшей школы»
[17], является, скорее всего, научнопрактическим.
Библиографическая информация существует в формах, традиционных для разновидностей научных журналов. Основную часть библиографических данных содержат списки литературы, которые носят научно-вспомогательный характер.
Существуют также разделы с рецензиями и обзорами. В «Полиноме» (в отдельных номерах) выделена рубрика «Обзор книг, статей, электронных ресурсов». Например, в № 4 (2009) она содержит обзор нескольких книг И.А. Кушнира с библиографическим описанием и цветной фотографией обложки одной из них. Достаточно стабильна рубрика «Рецензии и обзоры» (в печатном варианте - «Обзоры и рецензии») журнала «Вопросы образования». Обзорную информацию публикует и «Эйдос». Так, журнал за 2010 г. включает подробный тематический «Обзор изданий научной школы А. В. Хуторского». Иногда помещаются рецензии. В аналоговых изданиях в течение года публикуется 5-7 рецензий на отдельные издания или учебно-методический комплект.
На обложках печатных журналов помещается значительный объем издательско-книготорговой библиографической
информации, отсутствующей в электронных изданиях. Так, «Высшее образование в России» содержит информацию о продукции издательства «Наука» в виде фотографий обложек 12 книг (2010, № 1, 4, 7, 8/9; 2011, № 4). В «Высшем образовании сегодня» новые книги издательской группы «Логос» характеризуются с помощью библиографического описания, аннотации и цветного фото обложки (№ 1, 3-12 за 2010 г., № 1-8 за 2011 г.). В журнале «Вопросы образования» после основного содержания номера на отдельных страницах располагается информация о новинках Издательского дома Государственного университета «Высшая школа экономики» в виде описания, аннотации и черно-белой фотографии обложки (2010, № 1, 2, 4; 2011, № 1, 2).
Архив статей за весь период существования имеют четыре журнала. Сравнение архивов с бумажными версиями показало идентичность рубрик и статей.
Аналог не повторяет обложку бумажного журнала, поэтому теряется расположенная на ней издательско-книготорговая библиографическая информация.
Различаются между собой поисковые возможности как электронных, так и печатных и электронных журналов. В архивах четырех журналов реализован поиск по году и номеру. Так, в «Высшем образовании сегодня» для ознакомления с конкретной статьей необходимо «листать» номер журнала. В архиве «Высшего образования сегодня» синим и красным обозначены номера, тексты которых открываются, и черным - неоткрывающиеся номера (последних немного). Многоаспектный поиск возможен в архиве журнала «Вопросы образования»: по году, номеру (содержание), авторам и рубрикам. В архиве журнала «Эйдос» тексты статей можно найти по году, номеру и рубрикам. В традиционных версиях поиск облегчают содержание и помещенный в последнем номере указатель статей, опубликованных за год. Отметим, что на сайте электронного журнала «Высшее образование в России» имеется указатель статей, опубликованных за 10 лет (1992-2001). Большинство изученных журналов общается с авторами и читателями по электронной почте. В «Эйдосе» после каждой статьи следует: «Поделись своими впечатлениями прямо сейчас в форуме или по е-шаН...» [14]. Среди форумов Центра дистанционного образования (ЦДО) «Эйдос» есть рубрика «Форумы педагогов», один из которых посвящен журналу. В журнале «Вопросы образования» после аннотации есть рубрика «Обсуждения», в ней вопросы, просьбы о предоставлении информации и т. д. [15].
Для специалистов представляет интерес следующая особенность некоторых журналов: наличие на сайте разнообразной тематически близкой информации фактографического и библиографического характера. Так, выпускающий журнал «Эйдос» ЦДО проводит Всероссийскую дистанционную августовскую педагогическую конференцию, дистанционные эвристические олимпиады. Он предлагает научное и научно-методическое руководство и сопровождение инновационной деятельности. В структуре Центра есть издательство и интернет-магазин. Каталог и прайс-лист помогают учителям, методистам, аспирантам и преподавателям вузов выбрать необходимые учебные и научные издания [14]. Редакция журнала «Высшее образование в России» предлагает материалы по теме «Болонский про-
цесс»: тексты книг и список статей, опубликованных в журнале в 2003-2010 гг. Есть подборка материалов круглых столов. «Полином» «возглавляет» сайт «Математическое образование: прошлое и настоящее», автор которого - учредитель и редактор журнала В. М. Бусев. Приведем цитату из раздела сайта «О проекте»: «Сайт... имеет своей целью накопление и систематизацию методического наследия в области преподавания математики. Современные информационные технологии позволяют хранить и передавать на расстояния книги, журнальные и газетные публикации. Мы хотим сделать наиболее интересные из них доступными для широкой аудитории: учителей, методистов, преподавателей и учащихся педагогических вузов. <...> Если у Вас есть какие-то материалы, которыми Вы готовы поделиться с другими, присылайте их. Со всеми предложениями и замечаниями можно обращаться по адресу.» [18]. Очевидно, что проект реализовывался: на главной странице сайта, кроме характеристики журнала и перечня его номеров, есть ряд содержательных разделов. В них библиографическая информация: описания статей, научных, учебных, официальных и производственно-практических изданий; библиографические списки персонального характера. Есть тексты воспоминаний и сведения о персональных и других сайтах, относящихся к математическому образованию. Приведены адреса электронных журналов, традиционных и электронных библиотек. Учредитель и редактор электронного журнала сообщил автору статьи о том, что намерен в 2012 г. выпускать журнал как в электронном, так и печатном виде.
Сравнивая печатные и электронные журналы, специалисты отмечают опережающий выход номеров последних. Изучение аналоговых журналов подтвердило это не в полной мере. Так, в октябре
2011 г. читатели журнала «Высшее образование в России» имели возможность познакомиться с материалами десяти печатных номеров или пяти номеров электронной версии, № 6-11 представлены на сайте содержанием. В это же время научная библиотека ОмГУ им. Ф.М. Достоевского располагала двумя номерами журнала «Вопросы образования», а на сайте его электронной версии были представлены тексты первого номера и содержание второго и третьего с аннотациями статей. В то время когда на сайте электронного журнала «Высшее образование сегодня» размещено семь номеров за 2010 г., в
библиотеке уже имеются восемь номеров за 2011 г. Вероятно, значительно раньше с текстами последних номеров знакомятся подписчики, получающие журнал на СО-ШМ.
Обобщение полученных данных позволило сделать ряд выводов.
Проанализированные журналы доступны неограниченному числу пользователей. Их можно читать бесплатно дома, на работе, в библиотеке, можно скачивать тексты. В архиве удобно осуществлять ретроспективный и нередко многоаспектный поиск. В сравнении с бумажными версиями на это уходит значительно меньше времени. В ряде случаев самостоятельные электронные журналы весьма оперативно предоставляют полученные статьи читателям. Сайты отдельных электронных журналов включают дополнительную первичную и вторичную информацию («Эйдос», «Полином», «Высшее образование в России»). Аналоговые электронные журналы повторяют печатные версии за исключением части издательско-книготорговой библиографической
информации. Для авторов важным является отсутствие ограничений по объему публикаций, возможность общаться с коллегами. Отдельные электронные журналы характеризует нестабильность существования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой и Ю. В. Лисовской ; под. общ. ред. Г. И. Поздняковой. СПб. : Профессия, 2001. 352 с. (Серия «Библиотека»).
[2] Электронные журналы в библиотеках // Науч. и техн. б-ки. 1997. №10. С. 61-67.
[3] Торн К. Сериальные издания в электронный век // Там же. 1999. № 4. С. 4-18.
[4] Бойченко Е.Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов // Там же. 2009. № 5. С. 31-45.
[5] Садчикова А. Е. Электронные журналы по педагогике // Медиадискурс и проблемы медиаобразования : материалы I Международ. науч.-практ. конф. (Омск, 27-29 сентября 2010 г.) / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. С. 275280.
[6] Электронный журнал // Википедия - свободная энциклопедия. Ш1_: http://www.wikipedia.org/, свободный (дата обращения: 30.10.11).
[7] Косенко Т. Н. Электронный журнал как педагогическое средство обеспечения качества научно-исследовательской деятельности преподавателей : дис. ...канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 206 с.
[8] ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Стандарты по библиографии, библиотечному и из-
дательскому делу. М. : Либерея-Бибинформ, 2009. С. 5б9-578.
[9] ГОСТ 7.б0-90. Издания. Основные виды. Термины и определения // Стандарты по библиотечному делу : сб. СПб. : Профессия, 2000. С. 270-307.
[10] Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты: [сайт]. URL: http:// www.rspu.edu.ru.university/publish/pednauka/ind ex.htm (дата обращения: 30.10.11).
[11] Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: [сайт]. URL: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 30.10.11).
[12] Никандров С. В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернет: цели, методика и результаты изучения // Науч. и техн. б-ки. 2003. № S. С. 42-б2.
[13] Смирнова Е. М. Информационные ресурсы социально-гуманитарных наук : учеб.-метод. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2005. б4 с.
[14] Интернет-журнал «Эйдос» : [сайт]. Ш1_:
ІіНр://мтм.еісІ08/ги/]0итаІ/ (дата обращения:
30.10.11).
[15] Вопросы образования: науч.-образоват. журн. : [сайт]. Ш1_: http://www.vo.hse.ru (дата обращения 30.10.11).
[16] Высшее образование в России : науч.-пед. журн.: [сайт]. URL:http://www. vovr.ru (дата обращения 30.10.11).
[17] Высшее образование сегодня : [сайт]. URL: http://www.hetoday.org (дата обращения
30.10.11).
[18] Полином: науч.-метод. журн. : [сайт]. URL: http://www.mathedu.ru/e-journal (дата обращения: 30.10.11).
[19] ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения // Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу. М. : Либерея-Бибинформ, 2009. С. 400434.