Научная статья на тему 'Сетевые электронные журналы'

Сетевые электронные журналы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3127
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕТЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ / АНАЛОГИ ПЕЧАТНЫХ ЖУРНАЛОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ / WEB ELECTRONIC JOURNALS / INDEPENDENT ELECTRONIC JOURNALS / ANALOGUES OF PRINTED JOURNALS / PEDAGOGICAL JOURNALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Садчикова А. Е.

В результате изучения шести сетевых электронных журналов по педагогике получены их многоаспектные характеристики: дата основания, периодичность, основные рубрики, характер статей, библиографическая информация, хронологические рамки архива, поисковые возможности. Уточнена видовая принадлежность журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web Electronic Journals

The article contains the result of the search of six web electronic pedagogical journals. Detailed characteristics were obtained: year of foundation, periodicity, main headings, article's characteristics, bibliographic information, chronology of archives, search resources. Types of journals were defined.

Текст научной работы на тему «Сетевые электронные журналы»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 159-165.

УДК 374.3+351.751 А.Е. Садчикова

СЕТЕВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ

В результате изучения шести сетевых электронных журналов по педагогике получены их многоаспектные характеристики: дата основания, периодичность, основные рубрики, характер статей, библиографическая информация, хронологические рамки архива, поисковые возможности. Уточнена видовая принадлежность журналов.

Ключевые слова: электронные сетевые журналы, самостоятельные электронные журналы, аналоги печатных журналов, педагогические журналы.

Десять лет назад составители «Краткого справочника школьного библиотекаря», давая характеристику журнальному потоку по педагогике, отметили его особенность в 1990-е гг.: «Увеличение количества названий с одновременным резким сокращением их тиражей (а следовательно, и увеличением цены) привело к недоступности большинства педагогических изданий для многих учителей, повлияло на снижение комфортности информационной среды...» [1, с. 110].

С начала XXI в. структура отраслевых информационных ресурсов претерпевает существенные изменения. Все более заметное место в ней занимают электронные документы, среди которых особая роль принадлежит электронным журналам. Они привлекают внимание отечественных и иностранных исследователей [2-5]. Появление все большего числа электронных журналов, наличие компьютера дома и/или на работе обусловливает многоаспектное использование этой части ресурсов специалистами образовательной сферы.

В данной статье будут выявлены особенности электронных журналов, определяющие их роль в системе отраслевой документальной коммуникации.

Существуют различные определения понятия «электронный журнал».

Согласно Википедии, «электронный журнал - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях информации (магнитных, оптических)» [6]. Здесь не учитываются самостоятельные электронные журналы, а также нерецензируемые издания. Т.Н. Косенко определяет электронный журнал как «комплекс научных и технических публикаций, распространяемый через глобальную сеть», и указывает, что «этот способ представления информации позволяет неограниченному кругу читателей ознакомиться с новейшими научными разработками, свободно вести дискуссии по опубликованной информации с авторами статей и другими заинтересованными лицами» [7, с. 80-81]. Этот же источник содержит важное уточнение: «Термин “электронные журналы” (electronic journals) обычно используется для обозначения публикаций, которые сохраняют большинство характеристик печатных изданий, но производятся и распространяются он-лайн» [7, с. 87].

В настоящее время мы не располагаем стандартизированным определением термина «электронный журнал». ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» включает определения более общих понятий - «сериальное электронное издание» и «периодическое электронное издание» [8, с. 571]. Сравнение их с содержанием действовавшего в то время стандарта на традиционные

© А.Е. Садчикова, 2012

издания [9] показало, что ряд определений нового официального документа отличается лишь словом «электронный» («электронное»). Поступив таким же образом, получаем следующее: электронный журнал - периодическое электронное журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературнохудожественные произведения.

При определении состава объекта исследования мы стремились к тому, чтобы выборка включала электронные журналы, различающиеся по видовой принадлежности, возрасту, периодичности, наличию печатного эквивалента, степени цитирования. В результате в список вошли три аналоговых (А) и три самостоятельных (С) журнальных издания. После их названий указаны число цитирования, импакт-фактор и место в рейтинге РИНЦ в

2010 г.: А - «Вопросы образования» (209; 0,942; 323), «Высшее образование в России» (1257; 0,506; 53), «Высшее образование сегодня» (451; импакт-фактор не указан; 168); С - «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные

аспекты» (далее - «Педагогическая наука и образование») (в РИНЦ не включен) [10], «Полином» (отсутствует), «Эйдос» (число цитирований 393, год не указан) [11].

Журнальные комплекты за 2010 г. и часть за 2011 г. анализировались по схеме, которая объединила аспекты, предложенные для веб-сайтов и традиционных журналов [12; 13]: 1) название журнала; 2) адрес сайта, дата основания; 3) периодичность; 4) объем (количество страниц в номере или публикаций за год); 5) основные рубрики; 6) авторы; 7) характер статей;

8) библиографическая информация; 9) хронологические рамки архива, поиск; 10) учредитель; 11) редколлегия; 12) обратная

связь с пользователем; 13) регистрация;

14) условия доступа; 15) вид журнала (а -заявлен, б - определен); 16) включение в список ВАК. Анализировались сайты журналов, содержание номеров и статей. Последнее необходимо для определения жанров публикаций, круга авторов и специфики библиографической информации.

Основные результаты изучения представлены в таблице. Добавим к ней необходимые разъяснения.

Характеристика электронных сетевых журналов

1 Вопросы образования (А) Высшее образование в России (А) Высшее образование сегодня (А) Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты (С) Полином (С) Эйдос (С)

2 http://vo.hse.ru 2004 http://www.vovr.ru 1992 http://www.hetoday. org 2001 http:rspu.edu.ru/uni versity/publish/ped nauka/index.htm 2002 http:www.mathedu. ги/е-ригпа1 2009 http:/eidos/ru/journal/ 1998

3 4 номера 12 номеров 12 номеров 1-3 номера 4 номера 8 номеров

4 300-350 с., 60 стат. 160-170 с., 281 стат. 70-100 с., 253 стат. 1-4 ст. 110-150 с. ~100 стат.

5 - образовательная политика - научные и практические сообщения - теоретические и прикладные исследования - практика - статистика и социология образования - дискуссия - из истории образования - размышления о... - рецензии и обзоры - работы конкурсантов - практика модернизации - интернационализация образования - на перекрестке мнений - из жизни вуза - обсуждаем проблему - научный дебют - рецензии. Информация - социология образования - в помощь соискателю - редакционная почта - юбилей - момент истины - мировые тенденции - императив образования - компетентность специалиста - кафедра - трибуна - Pro et kontra - своими словами - круглый стол преподавателей - школа истории - психолого-педа-гог. форум - университетская библиотека - теория и практика педагогического науковедения - единое европейское образовательное пространство - дистанционное образование в России и за рубежом - педагогический менеджмент - теория и мето ды педагогического исследования - социология образования и культуры - из истории математики - из истории просвещения - живая история - вокруг математики - учим математике - размышления - дискуссия - математики-педагоги - события - обзор книг, статей, электронных ресурсов - информация - научные исследования - модернизация образования -дистанционное образование - эвристическое обучение - методика в школе - ученическая страница

Продолжение табл.

- мастерская научных публикаций - актуальная проблема: позиция ПГТУ - education online - страницы истории - семинары - конференции - педагогика, дидактика, лин-гвокультурология

6 - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - студенты - директора школ - консультант по обр-ю представительства Всемирного банка в России и др. - академики РАО - член-кор. РАО - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - соискатели - руковод. учеб. завед. и др. - Д.А. Медведев - В.В. Путин - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - академики РАО - доктора и кандидаты наук - преподаватели вузов - аспиранты - руковод. учеб. заведений и др. - кандидаты наук - преподаватели вузов - педагоги учреждений дополнительного образования - преподаватели вузов, школ, лицеев - сотрудники различных образовательных и других центров - сотрудники ЦДО «Эйдос», - академики - член-кор. РАО - доктора и кандидаты наук - аспиранты - магистранты - преподаватели и руководители учеб. заведений - учащиеся и студенты

7 - теоретические - результаты эмпирических исследований - методические - дискуссионные - теоретические - экспериментальные - опыт работы - теоретические - опыт работы - публицистика - информация о конференциях и т. п. - теоретические - экспериментальные - научно-практические - теоретические - методические - хроникальные - мемуары - теоретические - экспериментальные - опыт работы - методические

8 - «Рецензии и обзоры» - пристатейные списки - Рецензии. Информация» - пристатейные списки - пристатейные списки - пристатейные списки - пристатейные списки - обзоры - рецензии - пристатейные списки - обзоры - рецензии

9 2004-2010, 2011 № 1-3 - год, номер; автор, рубрика. В двух последних номерах - содержание, аннотации на статьи 2000-2010, 2011 № 1-5 - год, номер № 6-11 - содержание 2006 (№ 5-12); 2007-2009, 2010 № 1-7 - год, номер 2010 № 8-10, 2011 № 1-9 - содержание 2002-2010 - год, номер 2009, 2010 № 1 - год, номер 1998-2010, 2011 № 1-6, 8-9 - год, номер - рубрика

10 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Министерство образования и науки РФ Издательско-книготорговый дом «Логос» НИИ СППО РАО совместно с Южным отделением РАО и кафедрой управления образованием РГПУ В.М. Бусев - сотрудник Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинско-го, редактор издательства «Просвещение» ЦДО «Эйдос»

11 - член-кор. РАО - академики РАО - вице-президент Рос. академии образования - зам. министра обр-я и науки РФ - руков. учебн. заведений - академики РАО - член-кор. РАО, РАН - доктора наук и кандидаты наук и др. редсовет: - ректоры ун-тов - доктора наук - вице-президент Рос. академии образования - депутаты Гос. Думы и др. - не выявлена - сотрудники РАО и Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН - преподаватели вузов и школ - не выявлена

12 e-mail, рубрика «Обсуждение» e-mail e-mail e-mail e-mail e-mail, форум

13 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерство печати РФ Не выявлено Гос. центр «ИН-ФОРМРЕГИСТР» Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций РФ Не выявлено

Окончание табл.

14 Бесплатно Бесплатно Бесплатно. Подписка на эл. версию Бесплатно Бесплатно Бесплатно

15а Научно-образо- вательный Научно-педагоги- ческий Научный и профессиональный Научный Научно-методи- ческий Научно-популяр- ный

15б Научно-теорети- ческий Научно-теорети- ческий Научно-практи- ческий Научно-теорети- ческий Научно-методи- ческий Научно-методичес- кий

16 + + + - - -

Периодичность указана на 2010 г. У аналоговых изданий она обозначена четко. Определить ее для самостоятельных журналов, кроме четырех номеров «Полинома», оказалось несколько затруднительным. «Педагогическая наука и образование... » не имеет определенной периодичности: судя по архиву, в 2002, 2008 -

2010 гг. вышло по одному номеру, в 2006-2007 гг. - по три номера; в 20032005 гг. - по два номера. Вероятно, выпуск журнала приостановлен или прекращен. Возможно, это продолжающееся издание, а не периодическое. В журнале «Эйдос» до 2011 г. номера не были обозначены. В октябре 2011 г. сайт содержит материалы № 1-9. В соответствующей графе нами указаны данные Научной электронной библиотеки [11]. Особый интерес представляет то, что редакция относит это электронное издание к продолжающимся [14]. (Заметим, что в ГОСТ 7.83-2001 по признаку периодичности выделены две разновидности сериального электронного издания: периодическое и продолжающееся [8, с. 571]).

Тематическая направленность журналов представлена в пятой позиции таблицы. Дополнительные сведения содержат сайты электронных изданий. Например, журнал «Вопросы образования» информирует читателей о том, что «с 2006 года журнал входит в список ВАК по психологии и педагогике, а с 2008 года также по философии, социологии и культурологии; филологии и искусствоведению; экономике». Далее следует разъяснение: «Обращаем Ваше внимание, что статьи по указанным дисциплинам принимаются, если предмет исследования относится только к сфере образования» [15]. В содержательной характеристике журнала «Высшее образование в России» отмечается, что в нем «публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественнонаучного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям:

философия, социология и культурология; педагогика и психология; история» [16]. Подобным же образом обозначены приоритеты на сайте журнала «Высшее образование сегодня» [17]. Как видим, аналоговые журналы носят многоотраслевой характер. Публикации самостоятельных электронных журналов посвящены проблемам педагогики и образования в целом или истории и современному состоянию математического просвещения («Полином») [10; 14; 18].

Наряду с содержанием статей, рассматривалась и авторская структура потока публикаций. Первое место в ней занимают работники вузов, затем - общеобразовательных, среднеспециальных и других учебных заведений. Это академики, доктора и кандидаты наук, аспиранты, преподаватели и руководители учебных заведений, практики-новаторы. В журнале «Эйдос» в этот перечень входят учащиеся (рубрика «Ученическая страница»), а в «Вопросах образования» - специалисты из других стран.

Журналы помещают публикации почти одинаковой жанровой принадлежности. Изучение этого аспекта характеристики позволило уточнить или конкретизировать видовую принадлежность пяти изданий по признаку их целевого назначения (п. 15 в табл.). При этом мы руководствовались ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» [19]. В последнем отсутствуют определения научно-педагогического, научно-образовательного и профессионального журналов, но указаны разновидности научного журнала: научно-теоретический, научно-практический, научно-методический. Характеризуя периодичность, мы уже ссылались на мнение редакции журнала «Эйдос». Здесь приведем его полностью: «Согласно ГОСТ 7.83-2001 журнал является сетевым, научно-популярным, продолжающимся, текстовым, самостоятельным, электронным изданием» [14].

Просмотрев содержание статей за 2010-

2011 гг., находим, что некоторые из них носят теоретический и экспериментальный характер, другие - практический и методический. В рубрике «Ученическая

страница» помещаются письма, в которых школьники делятся впечатлениями об олимпиадах. Таким образом, правомерно отнести «Эйдос» к научно-методическим журналам. Журнал «Высшее образование сегодня», на сайте которого обозначено, что это «научный и профессиональный журнал по проблемам высшей школы»

[17], является, скорее всего, научнопрактическим.

Библиографическая информация существует в формах, традиционных для разновидностей научных журналов. Основную часть библиографических данных содержат списки литературы, которые носят научно-вспомогательный характер.

Существуют также разделы с рецензиями и обзорами. В «Полиноме» (в отдельных номерах) выделена рубрика «Обзор книг, статей, электронных ресурсов». Например, в № 4 (2009) она содержит обзор нескольких книг И.А. Кушнира с библиографическим описанием и цветной фотографией обложки одной из них. Достаточно стабильна рубрика «Рецензии и обзоры» (в печатном варианте - «Обзоры и рецензии») журнала «Вопросы образования». Обзорную информацию публикует и «Эйдос». Так, журнал за 2010 г. включает подробный тематический «Обзор изданий научной школы А. В. Хуторского». Иногда помещаются рецензии. В аналоговых изданиях в течение года публикуется 5-7 рецензий на отдельные издания или учебно-методический комплект.

На обложках печатных журналов помещается значительный объем издательско-книготорговой библиографической

информации, отсутствующей в электронных изданиях. Так, «Высшее образование в России» содержит информацию о продукции издательства «Наука» в виде фотографий обложек 12 книг (2010, № 1, 4, 7, 8/9; 2011, № 4). В «Высшем образовании сегодня» новые книги издательской группы «Логос» характеризуются с помощью библиографического описания, аннотации и цветного фото обложки (№ 1, 3-12 за 2010 г., № 1-8 за 2011 г.). В журнале «Вопросы образования» после основного содержания номера на отдельных страницах располагается информация о новинках Издательского дома Государственного университета «Высшая школа экономики» в виде описания, аннотации и черно-белой фотографии обложки (2010, № 1, 2, 4; 2011, № 1, 2).

Архив статей за весь период существования имеют четыре журнала. Сравнение архивов с бумажными версиями показало идентичность рубрик и статей.

Аналог не повторяет обложку бумажного журнала, поэтому теряется расположенная на ней издательско-книготорговая библиографическая информация.

Различаются между собой поисковые возможности как электронных, так и печатных и электронных журналов. В архивах четырех журналов реализован поиск по году и номеру. Так, в «Высшем образовании сегодня» для ознакомления с конкретной статьей необходимо «листать» номер журнала. В архиве «Высшего образования сегодня» синим и красным обозначены номера, тексты которых открываются, и черным - неоткрывающиеся номера (последних немного). Многоаспектный поиск возможен в архиве журнала «Вопросы образования»: по году, номеру (содержание), авторам и рубрикам. В архиве журнала «Эйдос» тексты статей можно найти по году, номеру и рубрикам. В традиционных версиях поиск облегчают содержание и помещенный в последнем номере указатель статей, опубликованных за год. Отметим, что на сайте электронного журнала «Высшее образование в России» имеется указатель статей, опубликованных за 10 лет (1992-2001). Большинство изученных журналов общается с авторами и читателями по электронной почте. В «Эйдосе» после каждой статьи следует: «Поделись своими впечатлениями прямо сейчас в форуме или по е-шаН...» [14]. Среди форумов Центра дистанционного образования (ЦДО) «Эйдос» есть рубрика «Форумы педагогов», один из которых посвящен журналу. В журнале «Вопросы образования» после аннотации есть рубрика «Обсуждения», в ней вопросы, просьбы о предоставлении информации и т. д. [15].

Для специалистов представляет интерес следующая особенность некоторых журналов: наличие на сайте разнообразной тематически близкой информации фактографического и библиографического характера. Так, выпускающий журнал «Эйдос» ЦДО проводит Всероссийскую дистанционную августовскую педагогическую конференцию, дистанционные эвристические олимпиады. Он предлагает научное и научно-методическое руководство и сопровождение инновационной деятельности. В структуре Центра есть издательство и интернет-магазин. Каталог и прайс-лист помогают учителям, методистам, аспирантам и преподавателям вузов выбрать необходимые учебные и научные издания [14]. Редакция журнала «Высшее образование в России» предлагает материалы по теме «Болонский про-

цесс»: тексты книг и список статей, опубликованных в журнале в 2003-2010 гг. Есть подборка материалов круглых столов. «Полином» «возглавляет» сайт «Математическое образование: прошлое и настоящее», автор которого - учредитель и редактор журнала В. М. Бусев. Приведем цитату из раздела сайта «О проекте»: «Сайт... имеет своей целью накопление и систематизацию методического наследия в области преподавания математики. Современные информационные технологии позволяют хранить и передавать на расстояния книги, журнальные и газетные публикации. Мы хотим сделать наиболее интересные из них доступными для широкой аудитории: учителей, методистов, преподавателей и учащихся педагогических вузов. <...> Если у Вас есть какие-то материалы, которыми Вы готовы поделиться с другими, присылайте их. Со всеми предложениями и замечаниями можно обращаться по адресу.» [18]. Очевидно, что проект реализовывался: на главной странице сайта, кроме характеристики журнала и перечня его номеров, есть ряд содержательных разделов. В них библиографическая информация: описания статей, научных, учебных, официальных и производственно-практических изданий; библиографические списки персонального характера. Есть тексты воспоминаний и сведения о персональных и других сайтах, относящихся к математическому образованию. Приведены адреса электронных журналов, традиционных и электронных библиотек. Учредитель и редактор электронного журнала сообщил автору статьи о том, что намерен в 2012 г. выпускать журнал как в электронном, так и печатном виде.

Сравнивая печатные и электронные журналы, специалисты отмечают опережающий выход номеров последних. Изучение аналоговых журналов подтвердило это не в полной мере. Так, в октябре

2011 г. читатели журнала «Высшее образование в России» имели возможность познакомиться с материалами десяти печатных номеров или пяти номеров электронной версии, № 6-11 представлены на сайте содержанием. В это же время научная библиотека ОмГУ им. Ф.М. Достоевского располагала двумя номерами журнала «Вопросы образования», а на сайте его электронной версии были представлены тексты первого номера и содержание второго и третьего с аннотациями статей. В то время когда на сайте электронного журнала «Высшее образование сегодня» размещено семь номеров за 2010 г., в

библиотеке уже имеются восемь номеров за 2011 г. Вероятно, значительно раньше с текстами последних номеров знакомятся подписчики, получающие журнал на СО-ШМ.

Обобщение полученных данных позволило сделать ряд выводов.

Проанализированные журналы доступны неограниченному числу пользователей. Их можно читать бесплатно дома, на работе, в библиотеке, можно скачивать тексты. В архиве удобно осуществлять ретроспективный и нередко многоаспектный поиск. В сравнении с бумажными версиями на это уходит значительно меньше времени. В ряде случаев самостоятельные электронные журналы весьма оперативно предоставляют полученные статьи читателям. Сайты отдельных электронных журналов включают дополнительную первичную и вторичную информацию («Эйдос», «Полином», «Высшее образование в России»). Аналоговые электронные журналы повторяют печатные версии за исключением части издательско-книготорговой библиографической

информации. Для авторов важным является отсутствие ограничений по объему публикаций, возможность общаться с коллегами. Отдельные электронные журналы характеризует нестабильность существования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой и Ю. В. Лисовской ; под. общ. ред. Г. И. Поздняковой. СПб. : Профессия, 2001. 352 с. (Серия «Библиотека»).

[2] Электронные журналы в библиотеках // Науч. и техн. б-ки. 1997. №10. С. 61-67.

[3] Торн К. Сериальные издания в электронный век // Там же. 1999. № 4. С. 4-18.

[4] Бойченко Е.Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов // Там же. 2009. № 5. С. 31-45.

[5] Садчикова А. Е. Электронные журналы по педагогике // Медиадискурс и проблемы медиаобразования : материалы I Международ. науч.-практ. конф. (Омск, 27-29 сентября 2010 г.) / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. С. 275280.

[6] Электронный журнал // Википедия - свободная энциклопедия. Ш1_: http://www.wikipedia.org/, свободный (дата обращения: 30.10.11).

[7] Косенко Т. Н. Электронный журнал как педагогическое средство обеспечения качества научно-исследовательской деятельности преподавателей : дис. ...канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 206 с.

[8] ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Стандарты по библиографии, библиотечному и из-

дательскому делу. М. : Либерея-Бибинформ, 2009. С. 5б9-578.

[9] ГОСТ 7.б0-90. Издания. Основные виды. Термины и определения // Стандарты по библиотечному делу : сб. СПб. : Профессия, 2000. С. 270-307.

[10] Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты: [сайт]. URL: http:// www.rspu.edu.ru.university/publish/pednauka/ind ex.htm (дата обращения: 30.10.11).

[11] Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: [сайт]. URL: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 30.10.11).

[12] Никандров С. В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернет: цели, методика и результаты изучения // Науч. и техн. б-ки. 2003. № S. С. 42-б2.

[13] Смирнова Е. М. Информационные ресурсы социально-гуманитарных наук : учеб.-метод. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2005. б4 с.

[14] Интернет-журнал «Эйдос» : [сайт]. Ш1_:

ІіНр://мтм.еісІ08/ги/]0итаІ/ (дата обращения:

30.10.11).

[15] Вопросы образования: науч.-образоват. журн. : [сайт]. Ш1_: http://www.vo.hse.ru (дата обращения 30.10.11).

[16] Высшее образование в России : науч.-пед. журн.: [сайт]. URL:http://www. vovr.ru (дата обращения 30.10.11).

[17] Высшее образование сегодня : [сайт]. URL: http://www.hetoday.org (дата обращения

30.10.11).

[18] Полином: науч.-метод. журн. : [сайт]. URL: http://www.mathedu.ru/e-journal (дата обращения: 30.10.11).

[19] ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения // Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу. М. : Либерея-Бибинформ, 2009. С. 400434.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.