Научная статья на тему 'Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике'

Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1861
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ / ГИПЕРКОНКУРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СИНЕРГИЙНЫЕ ЭФФЕКТЫ / NETWORK EFFECTS / INFORMATION ECONOMY / INNOVATIONS / GLOBAL COMPANY / INTELLECTUAL CAPITAL / SYNERGIC EFFECTS / HYPERCOMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Сергей Алексеевич

Выявлены новые закономерности, процессы и явления информационно-инновационной экономики, среди которых ведущее место занимают глобальная инновационная гиперконкуренция, интеллектуализация труда и капитала, сетевая интеграция бизнеса, сетевые эффекты. Получило теоретическое обоснование возникновение и действие в информационной экономике закона возрастающей предельной доходности и разнообразных сетевых эффектов. Раскрыто экономическое содержание понятий: «прямые и косвенные сетевые эффекты», «информационно-инновационная рента», «гиперконкурентная прибыль», «возрастающая доходность», «закон Меткалфа». Обоснована необходимость перехода к новой модели развития, которая определяется как информационно-сетевая экономика с инновационно-гиперконкурентной доминантой развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network effects and increasing returns in information and innovation-based economy

New regularities, processes and phenomena have been found out in information and innovation-based economy, the main of them are global innovative hypercompetition, labour and capital intellectualization, business network integration, network effects. Arising and operation in information economy of different network effects and the law of increasing marginal returns now have theoretical grounds. The work discloses economic intention of such notions as direct and indirect network effects, innovative informational rent, hypercompetitive return, increasing return, Metcalfe's law and proves the necessity of adoption of a new development model namely information and network economy with innovative hypercompetitive developmental dominant.

Текст научной работы на тему «Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

С.А. дятлов

Сергей Алексеевич Дятлов — доктор экономических наук, профессор СПбГЭУ, эксперт по вопросам законодательства МПА ЕврАзЭС.

Автор более 400 научных работ, в том числе 20 монографий, учебников и учебных пособий.

Сфера научных интересов — информационно-сетевая экономика, информационное право, электронное правительство, энтропийная и синергийная экономика, антикризисная политика, инструменты макроэкономической политики, инновационная гиперконкуренция, валютный курс и платежный баланс, теория человеческого и интеллектуально-сетевого капитала.

А А А

СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ И ВОЗРАСТАЮЩАЯ ОТДАЧА В ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ*

В условиях глобальной информационно-инновационной экономики качественно меняются основные концепции, модели, методы, механизмы и формы регулирования экономики и конкурентной борьбы, а также начинают действовать новые закономерности и законы. Главным фактором победы в современной обостряющейся конкурентной борьбе являются опережающие доминантные инновации и новые методы ведения гиперконкурентной борьбы. Человек-инноватор, являющийся носителем информационно-интеллектуального капитала, включенный в глобальную распределенную, сетевую общественно-коммуникационную систему является главным творческим субъектом создания опережающих полифункциональных, доминантных инноваций, обеспечивающих успех в современной гиперконкурентной борьбе. В целом происходят интеллектуализация труда и капитала, возрастание информационной емкости современной экономики.

Гиперконкуренция характеризуется постоянно нарастающим соперничеством в форме быстро появляющихся технологических, управленческих и товарных инноваций, сокращением времени НИОКР, агрессивной конкуренцией цен и компетентностей и экспериментированием с новыми подходами к сервисному обслуживанию покупательских потребностей и предпочтений. Гиперконкуренция предполагает осуществление передовыми компаниями на основе научно-технологических и организационно-управленческих инноваций гибких, интенсивных и быстрых действий против конкурентов с целью разрушить преимущества своих конкурентов, захватить старые и создать новые рынки и, следовательно, получить рыночное превосходство и обеспечить большую прибыль.

Гиперконкуренция обусловлена процессами глобализации и появлением на локальных, отраслевых, национальных и мировых рынках (как традиционных, так и виртуально-сетевых) качественно новых успешных конкурентов, которые получили название гиперконкуренты (hypercompetitor). Гиперконкурентные компании (корпорации) предлагают инновационные товары, услуги, сервисы обслуживания и управления, характеризующиеся глобальной инновационностью. Глобальная инновационность характеризуется, прежде всего, предложением опережающих инновационных высококонкурентных товаров, услуг и сервисов с качественно новыми, во многом универсальными, полифункциональными функциями и потребительскими свойствами, на которые на мировых рынках предъявляется

ГРНТИ 06.03.07 © С.А. Дятлов, 2014

Статья подготовлена при грантовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00415 «Формирование, оценка и конкурентоспособность интеллектуально-сетевого капитала в глобальной информационной экономике».

С.А. Дятлов

устойчивый спрос и которые получают статус глобальных новинок, брендов (дифференцированных по видам и маркам), формирующими и расширяющими новые ниши на глобальных рынках и формирующими и развивающими новые потребности и предпочтения потребителей.

Глобальная инновационная гиперконкуренция представляет собой динамичный всеохватывающий процесс инновационного (информационно-идеологического, научно-образовательного, сервиснотехнологического, организационно-управленческого) соперничества на глобальных рынках между ведущими высокотехнологичными компаниями-лидерами [4].

В условиях глобальной информационно-инновационной экономики имеет место вертикально-горизонтально-сетевая интеграция компаний, что позволяет осуществить интеграцию инновационных идей, разработок, технологий, ресурсов для создания, продвижения и реализации на рынках новых товаров и услуг с целью получения различного рода традиционных рыночных и сетевых выгод и эффектов, которые не могут быть получены каждым из участников в отдельности. При этом возникает административно-рыночно-сетевая, гибкая, динамичная и эффективная инновационно-производственная и организационно-управленческая структура, наиболее полно обеспечивающая реализацию интересов и целей в условиях жесткой гиперконкурентной борьбы на мировых рынках. В результате вертикально-горизонтально-сетевой интеграции, осуществляемой в рамках глобальных инновационных гиперконкурентных компаний, возникают разнообразные синергетические эффекты, включающие в себя как традиционные эффекты (например, прибыль, капитализация на фондовых рынках), так и целый класс новых интегрально-сетевых (прямых и обратных) эффектов.

Целевыми характеристиками и основными показателями глобальной инновационной гиперконкуренции выступают глобализационное статусное и технологическое лидерство, захват и удержание значительной доли мирового рынка, формирование и поддержание устойчивого повышенного спроса на производимую данной компанией инновационную продукцию, глобализационное закрепление и защита прав и границ интеллектуальной собственности, инновационности, брендов, товарных знаков, финансовых и сетевых выгод и эффектов, рассматриваемых как индикаторы общественной значимости, экономической силы, мощи и ролевой статусности глобальной компании на мировых рынках.

В результате реализации стратегии глобальной инновационной гиперконкурентности глобальные инновационные компании получают инновационную гиперконкурентную прибыль, информационноинновационную ренту.

В индустриально-рыночной экономике действует закон убывающей доходности (отдачи). В информационной экономике в результате осуществления масштабных инноваций повышается эффективность использования факторов производства, под воздействием ИКТ начинает действовать закон возрастающей отдачи. Действие этого закона обусловлено целым рядом факторов: инновациями, ростом общей производительности, интеграцией бизнеса, возникновением сетевых мультипликационных эффектов и др.

А. Маршалл одним из первых стал рассматривать знания как капитал, полагая, что конечный результат зависит от применения знаний. В то время как «роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в ней человек и его знания, обнаруживает тенденцию к возрастанию» [6, с. 404].

Важная закономерность, характеризующая производство чипов, сформулирована Г. Муром. Согласно закону Мура цены на единицу мощности снижаются в 2 раза каждые 18 месяцев. Производство информационных продуктов и услуг отличается от производства традиционных индустриальных товаров рядом особенностей. К. Шапиро обосновывает, что информацию дорого производить, но дешево воспроизводить и копировать [8].

В условиях современного высокотехнологичного производства быстро происходит смена технологических инноваций и непрерывно сокращается жизненный цикл продукции. Производительность в отраслях ИКТ постоянно и чрезвычайно быстро растет. Затраты на проведение научных исследований, конструирование, разработку и изготовление информационных продуктов составляют самую крупную часть затрат, тогда как вложения в их последующее массовое производство снижаются.

Основные затраты идут на научно-технологическую разработку и создание оригинала, первого экземпляра информационного продукта, а затраты на создание его копий очень малы и имеют тенденцию к постоянному снижению. Производство информационного продукта связано с высокими постоянными затратами, но с низкими предельными издержками.

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

9

Еще одну важную особенность информационного производства — принцип возрастающей отдачи — выражает закон Б. Меткалфа, в соответствии с которым ценность любой сети для пользователя эквивалентна квадрату количества узлов соединения. Иными словами, если в сети присутствует п пользователей, то ценность сети для каждого пропорциональна количеству остальных пользователей [7, с. 96].

Так, если ценность сети для одного пользователя равна 1 доллару на каждого из прочих пользователей, то общая ценность сети, объединяющей 10 пользователей, примерно равна 100 долларам, а общая ценность сети, объединяющей 100 пользователей, — порядка 10 000 долларов.

В соответствии с законом Меткалфа полезность или потребительная стоимость сетей резко повышается с увеличением числа абонентов (пользователей). Е1олезность сетей в качестве прямого сетевого эффекта начинает нарастать только по достижении так называемой критической массы, под которой понимается минимальное количество пользователей, начиная с которого система обретает определенный уровень полезности, обеспечивающий долгосрочную эксплуатацию сети.

Для производственно-сетевых систем, требующих аккумуляции критической массы пользователей (участников), необходимо стартовое (базисное) обеспечение, заключающееся в создании базисного количества пользователей, предоставлении особых условий деятельности в сети, сервисов, дифференциации услуг и тарифов, воздействии на формирование благоприятных ожиданий потребителей и др.

В условиях инновационно-информационного производства имеют место высокие постоянные затраты и низкие предельные издержки. При этом производитель должен стремиться к производству и продаже максимально возможных объемов информационных продуктов (например, программные продукты для компьютерных систем), чтобы получить большую прибыль и компенсировать высокие первоначальные расходы на разработку информационного продукта-оригинала.

Как отмечает Р. Вайбер, в информационно-сетевой экономике, в отличие от индустриальной экономики, доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и положительная обратная связь, что выражается в возрастающей предельной доходности [1].

В глобальной информационной экономике имеют место различные информационно-сетевые эффекты, т. е. эффекты от инноваций, от сетевого взаимодействия, от интеграции бизнеса. По сути, это синергийно-сетевые (интегральные) эффекты, выражающиеся в различных формах. Х.Р. Вэриан выделяет два основных вида сетевых эффектов: прямые сетевые эффекты (direct network effects) и косвенные сетевые эффекты (indirect network effects) [2, с. 265].

Сетевые эффекты, с одной стороны, выражают специфические эффекты, возникающие в результате внедрения ИКТ, осуществления электронного бизнеса и взаимодействий в глобальных сетях, а с другой — способствуют росту общей производительности в экономике. Данные эффекты могут быть получены также в результате применения передовых методов осуществления гиперконкуренции, интеграции ИКТ-бизнеса, координации сетевыми взаимодействиями, опережающего программирования и управления экономическим поведением конкурентов и потребителей, с помощью гиперконкурентного креативного маркетинга, менеджмента, логистики и др.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц ввел понятие «креативная бухгалтерия» (creative accounting). Суть данного понятия он раскрывал на примере анализа практики приобретения высшим менеджментом крупных компаний пакетов акций своих компаний по цене ниже рыночной с целью получения дивидендов, что приводило в условиях роста капитализации данных компаний к значительному росту доходов креативных менеджеров [9].

ИКТ создают дополнительные факторы роста добавленной стоимости, реализуемой компаниями, которые формируются, с одной стороны, из возможности снижать издержки производства за счет роста скорости обработки и передачи информации, совершенствования управления, а с другой — путем повышения рыночной привлекательности товаров и услуг в результате сокращения времени разработки новых продуктов и осуществления сервисного обслуживания. В сфере управления экономический потенциал интеграции ИКТ в традиционные отрасли народного хозяйства реализуется, в первую очередь, как результат развития информационных систем управления, которые позволяют оптимизировать информационные потоки на предприятиях, фирмах и создать возможность экономии как производственных, так и транзакционных издержек. Они снижают экономические риски, сокращают затраты времени, оптимизируя логистику предприятий и фирм [5, с. 39].

10

С.А. Дятлов

Х.Р. Вэриан верно отметил важную сторону действия интеграционного эффекта, выражающуюся в том, что совместное действие закона Мура, Интернета, компьютерной осведомленности и финансовых рынков привело к периоду «быстрых инноваций» (rapid innovations) [2, с. 226].

Информационно-инновационная деятельность носит чрезвычайно сложный, многоаспектный и нелинейный характер, содержит множество прямых и обратных связей, прямых и косвенных сетевых эффектов. Следует сделать чрезвычайно важный вывод о развертывания в современной информационно-сетевой экономике процессов интеграции и сетизации (networking) производителей, генераторов, сбытовиков и потребителей интеллектуально-информационных благ и инновационно-знаниевых технологий, а также коммерциализации разнообразных сетевых эффектов.

В современной информационно-сетевой экономике инновационного типа возникает информационная рента. Информационная рента (информационно-инновационная рента) — это важнейшая категория глобальной информационной экономики, которая может быть определена как производимая на базе нового научного знания (инноваций, ИКТ), получаемая и присваиваемая гиперконкурентным собственником капитализируемых новых знаний, информационных ресурсов и технологий, передовых информационно-опережающих методов конкурентной борьбы и креативно-лидерского менеджмента интегральная (распределенная во времени и пространстве, денежная и неденежная) выгода (прибыль, эффект), которая получена в результате капитализации (разработки, внедрения, накопления, тиражирования и реализации) нововведений на всех уровнях и во всех сферах глобальной экономики. Информационно-инновационная рента — это долговременный дополнительный интегральный эффект, получаемый от владения и использования информационно-интеллектуального капитала, капитализируемых инноваций (знаний, информации, нематериальных активов), Информационная рента в структуре цены реализуемого инновационного продукта (услуги) составляет довольно значительную долю получаемой собственником прибыли.

Информационно-инновационная (интеллектуальная) рента может рассматриваться как факторный доход от использования интеллектуально-информационного капитала, объектов интеллектуальной собственности и инноваций, и, следовательно, часть ее должна направляться на развитие инновационной сферы и сферы воспроизводства информационно-интеллектуального капитала.

Следует отметить, что информационно-инновационная рента может составлять часть инновационной гиперконкурентной прибыли, но не может сводиться только к ней, поскольку включает в себя также и интегральную, распределенную во времени и пространстве, денежную и неденежную выгоду, а также сетевые эффекты, получаемые на основе использования новых знаний, интеллектуальной собственности, опережающих инноваций и присваиваемые собственником-инноватором, а также глобальными сетевыми структурами и институтами.

Механизм образования информационно-инновационной ренты не является традиционным, линейным, а представляет собой совокупность интегральных взаимосвязанных полифункциональносетевых эффектов. Основой присвоения информационно-инновационной ренты являются формирование, реализация и воспроизводство статусно-брендовых, полифункционально-сетевых, интерактивных прав на новые знания, информацию, интеллектуальную, статусно-брендовую собственность и полифункциональные сервисно-продуктовые инновации инноватором-собственником. Механизм реализации такой собственности связан с интерактивным установлением прав и интересов инноватора-собственника и предполагает обеспечение их институционально-законодательной защиты [3].

Итак, в условиях глобальной информационно-инновационной экономики, когда формируются и начинают действовать новые закономерности и возникают новые явления, требуются новые теоретико-методологические подходы, концепции, модели и методы управления, регулирования и координации, а также оценки возникающих в ней разнообразных интегральных и сетевых эффектов.

Сегодня, в условиях трансформации экономических систем, тотальной глобализации и гиперконкурентного развития мировых рынков, необходимо теоретико-методологически обосновать и обеспечить постепенный переход к новой парадигме, концепции, модели развития, которая может быть определена как информационно-сетевая экономика с инновационно-гиперконкурентной доминантой развития, основанной на новых знаниях, ИКТ, интеллектуализации и сетизации бизнеса, методах активной гиперконкурентной борьбы и получении различных интегрально-синергийных эффектов.

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

11

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4.

2. Вэриан Х.Р. Экономическая теория информационных технологий // Социально-экономические проблемы информационного общества / подред. Л.Г. Мельника. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005.

3. Дятлов С.А. Информационно-инновационная рента в глобальной экономике // Модернизация хозяйственной системы России как условие экономического роста. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 31-34.

4. Дятлов С.А. Инновационная гиперконкуренция как фактор развития экономической системы // Экономист. 2012. №5. С. 69-76.

5. Дятлов СА., Селищева ТА. Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию. СПб.: Изд-во «Астерион», 2009.

6. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т. 1.

7. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / пер. с англ. М.: Фаир пресс, 2006.

8. Shapiro Carl. Competition Policy in the Information Economy // Foundations of Competition Policy Analysis / ed. by Einar Hope. Vol. 25. Routledge, 2000.

9. StiglitzJ.E. The Roaring Nineties. A New History of the World's Most Prosper Ous Decade. New York, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.